понедельник, 23 сентября 2013 г.

Внешнеэкономическая деятельность Турции в Азии

После распада СССР Турция стала активно развивать многостороннее сотрудничество с бывшими советскими республиками Центральной Азии (ЦА) – Казахстаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. В Анкаре видят широкие перспективы контактов с этими странами, с которыми ее связывают одинаковая приверженность исламу при светском характере власти, а также общие исторические и языковые корни. По заявлению президента Турции Т. Озала на первой встрече лидеров тюркских республик в 1992 г., XXI век, если не будут совершены ошибки, станет веком турок. Этому во многом благоприятствует и внешнеполитическая ситуация в регионе. На юге – после поражения Ирака в результате операции «Буря в пустыне» Турция стала крупнейшей региональной военной силой. На севере после распада СССР образовался «вакуум влияния». Пассивная политика России, которая целое десятилетие находилась в состоянии экономического кризиса и не осознавала своих геополитических интересов, также способствовала турецкой политической, культурной и экономической экспансии. Российское присутствие на рынках стран ЦА свелось к минимуму, более или менее заметной была лишь деятельность отдельных нефтегазовых компаний – «Газпрома», «Лукойла» и др.
Однако на столь амбициозном направлении Анкаре приходится сталкиваться с определенными трудностями. Во-первых, нельзя утверждать, что она имеет все предпосылки и возможности господствовать в этом регионе лишь только на основе общей близости с «братскими по крови» тюркскими государствами. После 1991 г. в мире возник новый баланс сил, и за влияние в центральноазиатском регионе стали бороться не только Турция, но и многие другие «центры силы» (США, Россия, Иран, Индия, Китай), с предпринимателями которых приходится вступать в жесткую конкуренцию. Во-вторых, это некоторые остатки «советского наследия» в экономике республик Центральной Азии, в первую очередь определенная неразвитость их инфраструктурной и правовой баз.
Интерес, проявляемый Турцией к новым государствам ЦА, неверно объяснять лишь реанимацией пантюркистских доктрин начала века, хотя значение этого фактора нельзя отрицать. Государства ЦА представляют собой огромный рынок сырьевых ресурсов, и в первую очередь энергетических, в которых турецкая экономика нуждается особо остро. Анкара заявила о своей готовности взять на себя посреднические обязательства, связанные с постепенным включением этих новых государств в мировую экономику и процесс глобализации, а также с оказанием активного содействия западному бизнесу в установлении с ними связей и создании благоприятного инвестиционного климата. Наконец, Турция стремится использовать открывшиеся перед ней возможности для решения собственных проблем, связанных с поиском рынков и сфер приложения капиталов. Быстрый рост в последние десятилетия турецкой промышленности (от 6 до 12% в год) при ограниченной емкости внутреннего рынка – результата низкой покупательной способности населения, – который к тому же в настоящее время становится все более открытым для товаров стран Европейского Сообщества, ставит Турцию перед необходимостью вести поиск новых рынков. Этому способствовало и то, что недогрузка мощностей во многих отраслях ее обрабатывающей промышленности в последние годы стала хронической (во второй половине 90-х годов использовалось от 65 до 80% мощностей)1.
Турция задействовала многие экономические рычаги и целенаправленно стала добиваться своего экономического, а вместе с ним политического и культурного влияния в этом регионе. Со стороны турецкого Эксимбанка республикам ЦА начали предоставляться многочисленные кредиты на льготных условиях. Были обеспечены возможности для учащихся этих стран заниматься в самых престижных турецких учебных заведениях, а также учиться по учебным пособиям, подготовленным в Турции. В процессе перехода стран к рыночной экономике со стороны Анкары обеспечивалась вся необходимая техническая и консультационная помощь, оказывалась гуманитарная помощь. При содействии Турции стала модернизироваться инфраструктура этих стран (во многом через Организацию экономического сотрудничества и развития – ОЭСР), начиная от строительства многочисленных телевизионных станций и заканчивая расширением воздушных перевозок.
Под началом турецкого правительства действуют различные структуры по координации и развитию связей с тюркскими республиками. В первую очередь, этому содействует ТИКА – Турецкое агентство по международному сотрудничеству (Turkish International Cooperation Agency), созданное в 1992 г. при Министерстве иностранных дел Турции.

Деятельность ТИКА охватывает весь спектр отношений с «братскими» республиками, а также с государствами, в которых есть тюркские национальные меньшинства (Грузия, Кипр, Молдова, Монголия, Украина, Таджикистан, некоторые балканские страны). Его основными функциями являются:
1) содействие совместным экономическим, технико-экономичес-ким, социальным, культурным и образовательным программам;
2) содействие и координация деятельности тех политических и общественных организаций, чья работа направлена на международное сотрудничество;
3) содействие в приведении к рыночным нормам банковской сферы, страхования, международной торговли, бюджетной и налоговой систем;
4) создание обучающих курсов и программ и сотрудничество с образовательными учреждениями, в компетенцию которых входит внедрение подобных программ в образование;
5) подписание контрактов и договоров с государственными и международными организациями для обеспечения финансирования программ и проектов в вышеуказанных сферах и пр.2
Помимо ТИКА, в Турции действует целый ряд других структур, которые прямо или косвенно оказывают многоплановую поддержку и содействие турецкому бизнесу в центральноазиатских республиках (торгово-промышленные палаты, торговые и фондовая биржа, деловые советы, другие частные организации и фонды, возглавляемые ДЕЙК – Комитетом по внешним экономическим связям). Среди них необходимо назвать, во-первых, ТПАО, или Турецкую нефтяную корпорацию. Она была основана в 1954 г. и в настоящее время активно сотрудничает с прикаспийскими странами в области добычи и транспортировки энергоносителей. Во-вторых, это «Союз организаций по развитию мелкой и средней промышленности» (СИМИМАР), созданный в 1992 г., главной задачей которого является развитие промышленных связей между Турцией и тюркскими республиками (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан). В-третьих, это «Евразийский Союз палат», образованный в 1993 г. в целях развития сотрудничества между частными секторами Турции и этих стран. Можно также отметить и Государственный институт статистики, который оказывает значительную помощь в приведении к современным стандартам национальных статистических систем центральноазиатских стран. Также при правительстве Турции создан Совет по экономической координации и Совместная экономическая комиссия, которые ведают и координируют все аспекты сотрудничества страны с тюркскими государствами.
Наконец, усилиями турецкого правительства (в первую очередь Министерства промышленности и торговли), Центрального банка Турции, ТИКА и ДЕЙК разрабатывается целый ряд проектов с целью углубления и расширения сотрудничества со странами Центральной Азии. Главными из них являются создание Центра экономической информации, Евразийского страхового союза, Центра финансирования и гарантий международных инвестиционных проектов, Совета бизнесменов тюркских стран, Арбитражного совета тюркских стран, а также развитие электронной торговли между Турцией и странами региона и претворение в жизнь специальных программ по созданию и развитию промышленных парков и промышленных районов, которые с успехом были реализованы в Турции.
Особое внимание уделяется формированию современного частного сектора. В 1994 г. в Стамбуле при участии структур ОЭСР создан Центр по развитию частного предпринимательства. За 6 лет в нем прошли подготовку 2318 человек из разных стран, в том числе тюркских, для которых были организованы курсы по маркетингу, менеджменту, правилам поведения в рыночной конкурентной среде3.
После перехода от социалистической экономики к открытой экономике рыночного типа центральноазиатские страны превратились в крупный объект приложения иностранных капиталовложений. Турецкие фирмы без промедления стали вкладывать в них крупные инвестиции, как портфельные, так и прямые. К 1999 г. их сумма составила более 8, 4 млрд. долл. В истории Турции это был первый столь широкомасштабный вывоз капитала. Турецкие лидеры не без гордости говорили, что их страна, которая прежде была лишь реципиентом, теперь смогла войти в число государств – доноров. Многие турецкие предприниматели, особенно мелкие и средние, именно в странах СНГ впервые приобрели опыт инвестирования за рубежом. Их привлекали в первую очередь низкие цены на электроэнергию и различные виды сырья, дешевизна рабочей силы и перспективный рынок сбыта. Кроме того, в республиках ЦА обладание 30% капитала давало им право на налоговые и таможенные льготы4.
В настоящее время в Казахстане активно действуют около 150 турецких фирм в области строительства (административных зданий, отелей, торговых центров, больниц, телекоммуникаций); в пищевой, текстильной, металлургической (производство меди, железа, стали) и нефтяной промышленности, в производстве стройматериалов. В Кыргызстане в аналогичных секторах экономики работает примерно 200 турецких фирм. В Узбекистане деятельность турецких предприятий сосредоточена главным образом на строительстве центров связи (телекоммуникаций), автомагистралей, отелей и заводов. В настоящее время в этой стране находится приблизительно 100 турецких фирм. В Туркменистане функционирует около 300 фирм из Турции, и их деятельность также сосредоточена в области предоставления строительных услуг (аэропорт в Ашхабаде, порт в г. Туркменбаши, 5 текстильных и хлопкообрабатывающих фабрик). Однако, несмотря на преимущество Турции по числу иностранных фирм, действующих в этом регионе, она не смогла достигнуть ожидаемых успехов по объему производства и инвестициям5.
Существенным препятствием на пути развития инвестиционных и торгово-экономических связей между Турцией и республиками СНГ является неконвертируемость их денежных единиц, крайне низкие размеры резервов конвертируемых валют, общая слабость их финансовых и кредитно-банковских систем. С этим, в частности, связано преобладание в торговых отношениях бартерных операций и большая зависимость от источников кредитов. Поэтому одним из направлений совместных усилий Турции и тюркских республик по налаживанию торгово-экономического сотрудничества стало установление связей между их банковскими учреждениями, а также создание смешанных банков и других финансовых институтов.
Важное значение имело установление прямых связей между Центральным банком Турции и центральными банками государств ЦА. Кроме того, через организацию ТИКА им была оказана помощь в подготовке и переобучении банковского персонала. При ее инициативе и поддержке ОЭСР в 1993 г. был создан Анкарский образовательный центр по налогообложению. Между крупнейшими банками Турции и тюркских государств были установлены корреспондентские связи и открыты счета в конвертируемых валютах (долларах и немецких марках) для финансирования экспортно-импортных операций.

В целях укрепления финансовой инфраструктуры в центральноазиатских республиках и финансового обслуживания турецких и сотрудничающих с ними местных предпринимателей были созданы смешанные банки. Так, В Казахстане в 1992 г. был образован «Турецко – казахстанский международный банк» (Turkiye Kazakhstan International Bank) с 92% акций турецкого «Ипотечного банка» (Emlak Bank). В 1993 г. был основан «Международный банк Казахстан-Зираат» (Kazakhstan-Ziraat International Bank), в котором 94% принадлежит турецкому «Сельскохозяйственному банку» (Ziraat Bank). При посредничестве другого турецкого банка (Okan Yatirim Bank) в 1998 г. был создан «Международный банк Алма-Аты» (International Bank Alma Ata), где турецкой стороне принадлежит 95,3% капитала. В 1998 г. при 99, 97% акций турецкого банка «Дэмирбанк» (Demirbank) был учрежден «Банк Дэмир-Казахстан» (Demir-Kazakhstan Bank). В Кыргызстане с 60 % акций этого же самого банка в 1997 г. был образован «Международный банк Дэмир-Кыргыз» (Demir-Kyrgyz International Bank), который в 1998 и 1999 гг. был выбран организацией Euromoney самым лучшим банком страны. В Узбекистане с половиной акций, принадлежащих «Сельскохозяйственному банку» Турции, в 1993 г. был основан «Турецко-узбекский банк» (Uzbekistan-Turkish Bank). В Туркменистане аналогичным образом (50 % акций банка Ziraat Bank) в том же 1993 году был учрежден «Туркмено-Турецкий Коммерческий банк» (Turkmen-Turkish Commercial Bank). Наконец, в 1993 г. с 25 % акций турецкого «Народного банка» (Halk Bank) был образован «Народный туркменский банк развития» (Turkmen-Halk Development Bank). Турецкие банки, действующие в ЦА, осуществляют полный набор международных банковских услуг6.
После распада Советского Союза Турция стала претворять в жизнь крупномасштабные кредитно-финансовые и страховые программы для республик ЦА. Общая сумма кредитов, выделенных Анкарой к 1999 г., составила около 1,5 млрд. долл.7 Так, за один лишь 1998 г. страны региона получили 54,5 млн. долларов. При этом основным экспортером капиталов явился турецкий государственный Эксимбанк – он финансирует турецкий экспорт в эти страны, кредитует турецкие строительные фирмы, поддерживает ряд турецких и совместных инвестиционных проектов. Ресурсы для этих целей Эксимбанк мобилизует как из турецких, так и из зарубежных источников – западных, японских, исламских банков и международных финансовых организаций. Например, в декабре 1992 г. японский Эксимбанк заявил, что откроет турецкому Эксимбанку кредит в 300 млн. долл. для финансирования ввоза турецких товаров в республики Средней Азии8.
С 1991 г. Казахстан получил от Эксимбанка 55,7 млн. долл. «связанными» кредитами (кредиты для финансирования импортных поставок товаров и услуг из Турции) и 184,3 млн. долл. кредитами под различные промышленные проекты. «Связанные» кредиты были использованы на приобретение продовольствия, мебели, строительных материалов, автомобилей и медицинского оборудования. Промышленные кредиты позволили профинансировать многие проекты в сфере туризма, строительства отелей (отель «Астана»), в легкой (особенно в кожевенной) и пищевой промышленности, в области телекоммуникаций, в металлургии (сталелитейный завод в Караганде). Отдельно в рамках кредитования Эксимбанком крупных торговых центров за рубежом (т.н. Foreign Large Store Investment Credit) было выделено 6 млн. долл. для строительства гипер-маркета в городе Алма-Ате.
Кыргызстану со стороны Эксимбанка было предоставлено 37,5 млн. долл. «связанными» кредитами и столько же промышленными кредитами. Благодаря первым был расширен импорт из Турции пестицидов (для борьбы с вредителями хлопковых плантаций), различных химических веществ, оборудования для производства мебели, радио- и телевизионных установок и других систем в области связи. Промышленные кредиты пошли на финансирование строительства отелей и трансформаторных подстанций.
Узбекистан получил 125 млн. долл. под «связанные» кредиты и 250 млн. долл. под промышленные кредиты. Первые позволили расширить импорт из Турции пестицидов, продуктов легкой, пищевой и автомобильной промышленности, медицинского оборудования. Промышленные кредиты дали возможность профинансировать строительство Международного Торгового Центра в Ташкенте, сахарной фабрики, заводов по производству, грузовиков и прицепов, ремонтно-сборочных предприятий. Кроме того, со стороны Исламского Банка Развития было выделено 225 млн. долл. под промышленный кредит для прокладки троллейбусного маршрута между городами Ургенч и Хива.
Туркменистан со стороны Эксимбанка получил 75 млн. долларов под экспортные кредиты и 88,3 млн. долларов под промышленные кредиты. Первые были использованы для импорта из Турции пшеницы, муки, дрожжей и шлифовальных станков, оборудования для мукомольных и макаронных предприятий, для производства детского питания, а также ветеринарного оборудования, грузовиков, холодильных установок и др. Отдельно было выделено 21,6 млн. долл. кредитами на модернизацию Туркменбашинского НПЗ.
Для обеспечения надежности финансово – кредитных операций Эксимбанк предоставляет республикам ЦА годовые гарантии через программу страхования краткосрочных промышленных кредитов (на случай убытков в результате непоставки товара или неплатежа по политическим или коммерческим причинам). Так, в рамках этой программы Казахстану было гарантировано 1,5 млн. долл., Туркменистану – 1,1 млн. долл.9
Между Министерством финансов Турции и министерствами финансов центральноазиатских республик осуществляется многостороннее сотрудничество, подписаны соглашения об устранении двойного налогообложения, взаимном поощрении и защите инвестиций, налажен необходимый механизм консультаций. 76 специалистов из Казахстана, 59 из Кыргызстана, 90 из Узбекистана и 134 из Туркменистана углубляют свои знания в Анкарском Налоговом центре (Ankara Multilateral Tax Center) и здесь же обучаются по программам, разработанным турецким Министерством финансов и ТИКА.
При активном участии Анкары с 1995 г. в тюркских странах СНГ идет подготовительная работа по созданию фондовых бирж, систем страхования и других институтов рыночной экономики. По инициативе Стамбульской фондовой биржи в 1995 г. была образована Евразийская федерация фондовых бирж. Федерация включает в себя 22 страны, в том числе центральноазиатские страны. Ее задачами являются углубление сотрудничества между биржевыми рынками государств-членов и их представление на международных фондовых рынках.
Центральная Азия обладает огромными запасами природных ресурсов, от различных цветных металлов до нефти и природного газа. Это является важной предпосылкой для промышленного развития этого региона. Тем не менее во многих местах промышленное развитие замедлилось либо остановилось после распада СССР, когда были разорваны многочисленные устоявшиеся хозяйственные связи.
Турция всегда очень сильно нуждалась и нуждается в сырьевых ресурсах для своей растущей промышленности. Предполагается, что к 2015 г. ей потребуется 19 млн. тонн каменного угля, 31 млн. тонн железной руды и 13 млн. тонн первично обработанного сырья. В такой же степени Турции понадобятся такие металлы, как алюминий и медь. Поэтому установление постоянных торгово-экономических контактов с государствами ЦА представляется крайне целесообразным. И неудивительно, что большую часть в импорте Турции из этих стран составляют именно сырьевые ресурсы. Так, импорт Турции из Казахстана в 1999 г. составил 296 млн. долл., из них 288 пришлись на импорт минерального сырья.
Другим важным направлением промышленного сотрудничества Турции с центральноазиатскими республиками является сотрудничество в области мелкого производства, которое не получило в ЦА достаточного развития из-за односторонней направленности их экономик. Под эгидой организаций ТИКА и КОСГЕБ (Управление по развитию и поддержке мелкой и средней промышленности) для государств ЦА была обеспечена широкая консультационная помощь. Для развития промышленных парков начали проводиться совместные конгрессы, конференции и семинары, что способствовало усвоению турецкого опыта в этой области. В качестве успешного примера можно привести создание и деятельность промышленного парка в Бишкеке. Территорию для него кыргызское правительство выделило бесплатно. Создаваемым здесь предприятиям (в 2001 г. уже действовало около 20 турецких и местных) были предоставлены налоговые льготы.
Для того, чтобы обеспечить турецким бизнесменам благоприятные условия инвестирования в местные и совместные предприятия, усилиями ТИКА и Газийского университета (Gazi University) был образован Евразийский Арбитражный Совет. Кроме того, Народный Банк Турции (Halk Bank) предоставляет льготные кредиты для тех турецких предпринимателей, которые желают вкладывать средства в мелкое и среднее производство в государствах ЦА.
Представители этих государств также принимают участие в семинарах по развитию частного сектора, которые были организованы стамбульским филиалом ТИКА и посвящены проблемам частного сектора, предпринимательства и другим технико-экономическим вопросам. Так, к концу 2000 г. со стороны Казахстана в них участвовали 261 чел., со стороны Узбекистана – 192 чел. и со стороны Туркменистана – 103 чел.
В советский период агропромышленные комплексы стран ЦА отличались монокультурной направленностью. После распада СССР уровень сельскохозяйственного производства в этих странах упал, так как образовался разрыв между регионами, выращивающими продукцию, и регионами, ее обрабатывающими. Остатки подобной специализации до сих пор отражаются в низкой производительности многих сельскохозяйственных отраслей, сохраняют вес аграрного сектора в валовом продукте и большую долю занятых в нем людей.
Турция импортирует из республик ЦА хлопок, пшеницу и ячмень, а экспортирует в них различные продукты пищевой промышленности. В рамках постоянных контактов между Министерством сельского хозяйства Турции и аналогичными ведомствами тюркских государств были проведены многочисленные встречи, реализованы обучающие программы и осуществлены некоторые проекты. Так, в Туркменистане при содействии ТИКА, Университета Чукурова (Cukurova University) и Туркменской академии сельскохозяйственных наук была основана научная станция сельскохозяйственных исследований, которая занимается селекционными технологиями. В рамках другого сельскохозяйственного проекта ТИКА планирует расширить мощности птицеводческих ферм Кыргызстана и тем самым удовлетворить его потребности в яйцах и цыплятах, ныне закупаемых в России, Казахстане и Китае. В качестве основы для осуществления этого проекта будут использоваться цыплята из Турции.
Республики Центральной Азии очень богаты энергетическими ресурсами. Турция крайне заинтересована как в получении доступа к этим ресурсам, так и в выполнении роли посредника в их транспортировке на западные рынки. Для нее чрезвычайно привлекательна возможность прокладки газопровода Туркменистан – Турция – Европа (через Иран) с мощностью до 30 млрд. куб. метров газа в год и нефтепровода Баку – Джейхан. Кроме того, государства ЦА обладают огромным региональным комплексом по производству перерабатывающих мощностей и труб, их обслуживанию и ремонту.
В Казахстане ТПАО имеет 49 % акций в совместной казахско-турецкой фирме Kazakh Turk Munay, которая была основана в 1993 г. Она занимается разведкой нефтяных месторождений в районах Атырау, Актау, Уральска и Актюбинска. Вблизи Актау и Актюбинска уже началась добыча нефти. Вместе с казахской фирмой Mangistan Munay турецкая фирма Petoil образовала предприятие Karakuduk Munay, которое занимается добычей нефти из нефтяного месторождения Каракудук. Свою долю в нем имеет и американская фирма Chaparral.
Страны ЦА также привлекательны как обладатели источников сырья для атомной энергетики, сведения о которых в советское время были засекречены. Среди них можно выделить Казахстан и Узбекистан, которым принадлежат важные места в мировом производстве урана. Турция стала активно сотрудничать в данной области с этими странами через организацию ТАЕК. В 1998 г. были подписаны договоры о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии с Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном.
Одним из направлений масштабных работ на территории тюркских республик СНГ, в которых принимают участие турецкие государственные и частные подрядчики и поставщики, является модернизация и расширение телекоммуникационных систем, их подключение к системам Турции и других стран мира. Среди контрактов, заключенных в этой сфере, особого внимания заслуживает соглашение, достигнутое между Турцией и центральноазиатскими республиками в декабре 1992 г. По его условиям турецкая государственная компания «ПТТ» обеспечила телефонную сеть каждого государства – Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Таджикистана – оборудованием емкостью в 2500 каналов.
Телефонная связь Турции с этими странами осуществляется через турецкие спутники TURKSAT и систему трансевразийских оптико-волоконных проводов (Trans Asia Europe (ТАЕ) Fiber Optic Cable System). Эта система работает с 1998 г. и обеспечивает качественную связь в пределах Евразии. Кроме того, телефонные связи центральноазиатских республик со многими другими странами осуществляются именно через территорию Турции.
Необходимо отметить и усилия Турции в строительстве многочисленных приемных телевизионных станций. Это способствовало распространению вещания турецкого телевидения на государства региона и его открытию для мировой информационной сети.
Между Турцией и государствами ЦА налажено постоянное воздушное сообщение. Компания «Турецкие авиалинии» стала практически первой, организовавшей регулярные рейсы в большинство стран этого региона, а также наладила регулярное авиасообщение между ЦА и западным миром. Свои полеты в ЦА она начала в мае 1992 г. с периодичностью 3 раза в неделю после открытия воздушной линии Стамбул – Ташкент – Алма-Ата. В настоящее время рейсы в Алма-Ату осуществляются 2 раза в неделю напрямую и 2 раза в неделю через Бишкек. Из Стамбула в Ташкент регулярные рейсы совершаются 3 раза в неделю. Рейсы Стамбул – Ашхабад выполняются 4 раза, Стамбул – Бишкек – 2 раза в неделю. Со стороны авиакомпаний республик ЦА тоже осуществляются полеты, как регулярные, так и чартерные.
Водное сообщение между Турцией и ЦА осуществляется через Черное и Каспийское моря с использованием речной системы Волга-Дон, режим прохода судов через которую регулируется законодательством РФ. В 1992 г. начал претворяться в жизнь проект по созданию совместного казахско-турецкого судостроительного предприятия BRO-GEM. Имеет Турция возможность и паромного сообщения с ЦА через территории Армении и Азербайджана. В настоящее время этот транспортный коридор не используется из-за конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Турция соединена железнодорожными линиями с Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном и Кыргызстаном, а через них и с Ираном через Стамбул, Ван, Ташкент, Самарканд, Мары, Чарджев, Тегеран, Тебриз и другие города. В настоящий момент Главным управлением государственных железных дорог Турции ведется строительство (пока лишь на турецкой территории) железнодорожной ветки Каре – Тбилиси. Это позволит соединить города Стамбул, Каре, Тбилиси, Баку, Туркменбаши, Ашхабад и Ташкент и укоротить путь в ЦА по сравнению с веткой Турция – Иран на 375 км (однако этому опять же препятствует наличие нагорно-карабахской проблемы)10.
В республиках ЦА, где в советский период наибольшее внимание было уделено железнодорожному и водному транспорту, автомобильный транспорт развит очень слабо. Страны региона находятся далеко позади большинства стран мира по таким показателям, как длина дорог, количество автомобильного транспорта, авторемонтных мастерских и автозаправочных станций. Как правило, дороги строились для легкого транспорта и были двухполосными. Поэтому автомобильный транспорт здесь более всего нуждается в расширении и модернизации. Турция учла это и активно привносит в регион свой опыт по строительству, ремонту и обслуживанию автомобильных дорог.
Значительная роль в улучшении автомобильной инфраструктуры ЦА принадлежит Главному управлению автомобильных дорог Турции. В рамках его деятельности, к примеру, в 1994 г. между Турецким и Туркменским главными управлениями автодорог был подписан договор по осуществлению Генерального плана реконструкции автомобильных путей Туркменистана. Он был претворен в жизнь к 1997 г. Аналогичный план в 1995 г. был разработан и с Республикой Кыргызстан (реализован в 1999 г.).
После провозглашения республиками ЦА независимости Турция подписала с ними двусторонние соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве, об устранении двойного налогообложения и др. Основной целью этих соглашений было выработать общие «правила игры» совместных торгово-экономических структур, а также оказывать поддержку и поощрять инвесторов. Кроме того, по этим вопросам практикуется проведение совместных деловых встреч в рамках существующих различных экономических комиссий.
С момента установления Турцией торговых отношений с ЦА объем взаимной торговли значительно возрос. Так, экспорт Турции в страны региона, составлявший в 1992 г. 60 млн. долл., серьезно колеблясь в разные годы, достиг в 2000 г. 338 млн. долл. Импорт за этот же период увеличился с 48 млн. долл. до 532 млн. долл. (т.е. здесь очевиден значительный дефицит торгового баланса Турции). Общий товарооборот, таким образом, возрос за 8 лет без малого в 8 раз, со 108 млн. долл. до 860 млн. долл.
В импорте Турции из этого региона преобладают сырьевые ресурсы (нефть, металлы, кожсырье), в экспорте – продукты обрабатывающей промышленности. Именно большие объемы импорта минерального сырья и металлов из Казахстана привели к тому, что в 2000 г. импорт Турции из ЦА превысил ее экспорт в этот регион. Важно отметить, что по сравнению с 1997 г. экспорт Турции в ЦА в 2000 г. уменьшился на 250 млн. долл. (в 1997 г. он достигал своего максимума и составлял почти 588 млн. долл.). Вероятно, на этом сказалось негативное влияние Восточно-Азиатского кризиса.
Экспорт Турции в Казахстан в 2000 г. составил 116,14 млн. долл., а импорт – 346,34 млн. долл. Основная номенклатура экспорта – это различное оборудование, бумага, картон, ковры, пластмасса и пластмассовые изделия, а также алюминий, железо и изделия из них.
Экспорт Турции в Кыргызстан в 2000 г. достиг 20,28 млн. долл., импорт – 2,31 млн. долл. Среди экспорта преобладают ковры, мебель и электротехника.
Турецкий экспорт в Узбекистан в 2000 г. составил 82,12 млн. долл., импорт – 85,79 млн. долл. Основные предметы экспорта – механизированный транспорт, ковры и другие продукты легкой промышленности, бумага, картон, пластмасса и изделия из нее.
Экспорт Турции в Туркменистан в 2000 г. составил 119,45 млн. долл., импорт – 97,8 млн. долл. Среди предметов экспорта можно выделить железо и изделия, сделанные из стали, механизированный транспорт, различное оборудование, мебель, пластмассы и изделия из них11.
Таким образом, можно заключить, что Турция планомерно пытается объединить тюркоязычные государства в деловое сообщество, не создавая пока какую-либо формальную структуру. Возможно, и потому, что на это у нее просто нет средств. Опыт взаимодействия Турции со странами ЦА показал, что Анкара не в состоянии вкладывать в экономику центральноазиатских государств средства в таких объемах, как это делают страны Запада. В 1998 г. под влиянием финансовых кризисов в странах Юго-Восточной Азии и России турецкая экономика, включая ее экспортные отрасли, испытала серьезный спад. Огромный материальный ущерб стране нанесли землетрясения, случившиеся 17 августа и 12 ноября 1999 г. А в конце августа 2000 г. появились признаки нового финансового кризиса, который разразился в феврале 2001 г. Страна столкнулась со многими проблемами, которые она была вынуждена решать, привлекая крупные кредиты МВФ и Всемирного банка. Ее возможности оказывать помощь тюркским государствам, участвовать в реализации намеченных программ и совместных проектов стали еще более ограниченными, тогда как потребности стран ЦА во внешних инвестициях значительно возросли, составляя в последние годы 9 млрд. долл. ежегодно.
Тем не менее развитие Турцией отношений со странами региона во всех областях дает основание предполагать, что Турция имеет далеко идущие цели. Во-первых, в настоящее время Турция воспринимается как влиятельная региональная держава, занявшая одно из центральных мест в международных отношениях в регионе. Преследуя свои экономические и политические цели, Турция одновременно осуществляет особую роль стратегической опоры для своих западных союзников. По выражению С.Демиреля, она выполняет функции «моста» между тюркскими республиками бывшего Советского Союза и Запада.
Во-вторых, Турция установила сотрудничество с государствами Центральной Азии практически в каждой сфере экономики. К настоящему времени она заключила более двухсот соглашений с этими странами, которые охватывают более четырехсот проектов общей стоимостью 4,5 млрд. долл.12 С этой точки зрения можно сказать, что Турция ненамного отстает от западных стран и стала конкурентом России, которая продолжает сохранять тесные торгово-экономические связи с ЦА. Наконец, Турция лидирует по числу фирм и инвесторов, осуществляющих свою деятельность в регионе.
И последнее. После событий 11 сентября 2001 г. Турция оказалась в ситуации, когда к Центральной Азии и Среднему Востоку приковано внимание всего мира. Теперь и США выделяют прикаспийский регион как зону своих стратегических интересов. Как писал З.Бжезинский, «кто владеет Центральной Азией, тот владеет Евразией, а кто владеет Евразией, тот владеет всем миром». Поэтому для Турции сейчас очень важно не упустить свой шанс и заявить о себе как о региональном центре силе. Это в свою очередь дает основания предполагать, что, несмотря на все трудности, Турция попытается восстановить в прежних масштабах свое экономическое, политическое и культурное влияние, а может быть, и усилить его.



1 Турция между Европой и Азией. М., 2001. С. 451.
2 http://www.tika.gov.tr/
3 Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 5 (17). С. 140.
4 См. там же.
5 http://www.tika.gov.tr/
6 http://www.turkcumhuriyetleri.gov.tr
7 См. там же.
8 Hϋrriyet, 15.12.1992.
9 Здесь и ниже данные из http://www.tika.gov.tr/
10 Turkish Republics Railway Connections // Eurasian File, n.122 (июнь 1999.
11 http://www.tika.gov.tr/
12 Аму-Дарья. 2001. № 5. С. 138.

Комментариев нет:

Отправить комментарий