воскресенье, 29 сентября 2013 г.

История Египта в 1980-90 годы

История Египта прошла в XX веке через ряд крупных и важных этапов, в ходе которых менялись как идеологические приоритеты, так внешне- и внутриполитический курс руководства Египта, а также экономика страны. Рассматривая эпоху правления Хосни Мубарака, необходимо акцентировать внимание на том, что она глубоко уходит своими корнями прежде всего в историю Египта эпохи независимости1. Этот период отличался разнообразием и противоречивостью политических решений, диаметрально противоположными подходами властей Египта к экономическому и культурному развитию страны. Эпоха Хосни Мубарака в равной степени унаследовала многие достоинства и недостатки эволюции Египта времен руководства Гамаля Абдель Насера (1956–1970 гг.) и Анвара Садата (1970–1981 гг.).
За последние 50 лет в Египте не было недостатка в экспериментах: социалистическая модель развития государства при Гамале Абдель Насере, плановая экономика, форсированная индустриализация, активное сотрудничество с СССР, идеология панарабизма. А затем, после прихода к власти Анвара Садата, ломка существовавших при Гамале Абдель Насере тенденций развития экономической и политической систем, переход к рыночному хозяйству, политика «инфитаха» (или политика «открытых дверей»), общие тенденции к либерализации жизни страны, резкая переориентация Египта во внешней политике на США. Садат оставил своему преемнику незавидное наследство. Политика «открытых дверей», которая допускала присутствие иностранного капитала в Египте и обещавшая, как казалось, изобилие, привела к ухудшению материального положения большинства населения и безудержному росту коррупции в стране. Так называемый «Социальный мир», о котором так часто говорилось, не смог выстоять перед стремительно растущим разрывом в доходах верхушки общества и основной массы народа. Попытки возродить египетский национализм оказались в противоречии с усилившимися политическими и экономическими связями с Западом. Начавшийся процесс демократической либерализации был перечеркнут широкой кампанией массовых репрессий в отношении инакомыслящих любого толка. Что же касалось положения страны на международной арене, то подписание сепаратного мирного договора с Израилем в 1979 г. поставило Египет в изоляцию по отношению к остальному арабскому миру.
Молодой Хосни Мубарак
В этих условиях многие иностранные аналитики выражали сомнение относительно способности нового президента установить контроль над сложной внутриполитической ситуацией, в частности, из-за отсутствия у него прочной социальной опоры. Так, Гамаля Абдель Насера поддерживали военные, а также студенчество, низшие слои общества и гигантский административный аппарат. Обаяние его личности было столь велико, что одним мановением руки он мог заставить миллионы людей выйти на улицы. Анвар Садат пользовался поддержкой высших и средних слоев общества, которые преуспевали, когда он был у власти. У Хосни Мубарака такой массовой поддержки не было. Однако на протяжении 70-х годов благодаря безупречной службе и блестящей карьере в ВВС он пользовался широкой популярностью в военных кругах. А к октябрю 1981 г. Хосни Мубарак был уже достаточно хорошо известен в стране и пользовался уважением своего народа. В те дни корреспондент газеты «Таймс» путем анонимного опроса египтян составил портрет нового президента. Оказалось, что люди связывают с Мубараком такие качества, как скромность, работоспособность, пунктуальность, смелость, трудолюбие, уважение оппонентов, заботу о внутренних проблемах страны и об общественном мнении2. Все эти качества Хосни Мубарак уже имел возможность проявить перед многими своими соотечественниками на военной и гражданской службе. Но безоговорочную приверженность широких масс ему только предстояло завоевать.
Кроме того, его политические взгляды в значительной степени были неизвестны за пределами Египта. Его хорошо знали лишь те, кто встречался с ним лично. Поэтому неудивительно, что многие задавались вопросом: какую стратегию выберет новый глава Египта? Останется ли он верен политике, которая во внутренней жизни АРЕ, бесспорно, обернулась провалом? Если нет, то сумеет ли отмежеваться от нее, не приведя страну к новому военному поражению или экономическому краху, учитывая тесную зависимость Египта от внешних союзов как в политической, так и в экономической области? Подобная дилемма казалась неразрешимой многим аналитикам. Все это еще сильнее подхлестывало интерес к новому президенту.
По мнению ряда исследователей, президентство Хосни Мубарака (1981 г.) началось с колебаний между еще имеющимся наследием насеровской эпохи и курсом, проводимым в период Анвара Садата3. Это проявилось в том, что нынешний президент АРЕ старался найти компромиссное решение существующих проблем, а претворение в жизнь нового стратегического курса производится не через силу, а путем политического диалога. Это очень повышает авторитет Хосни Мубарака в стране. Современное руководство АРЕ проводит свой курс довольно твердо и убедительно и, опираясь на местный капитал и армию, список привилегий которых непрерывно расширяется, обеспечивает внутреннее спокойствие, не оставляя шансов социальной конфронтации. Уважение Хосни Мубарака к истории и к тому, что делали его предшественники, непрерывно укрепляет позиции президента и, что самое основное, не дает возможности оппозиции (а в особенности исламистам) использовать против него свои козыри.
Внутренняя политика
правительства АРЕ (1981–2001 гг.)
В начале 80-х годов Египет переживал острый политический и социально-экономический кризис, спровоцировавший активизацию исламистов, страдал от последствий бурного роста населения, погряз во внешних долгах. Сказывалась также противоестественная изолированность от арабского мира. В последние годы своего президентства Садат настроил против себя почти все общественные силы – легальную левую и правую оппозицию, мусульман-фундаменталистов и христиан-коптов, интеллигенцию и значительную часть буржуазии. Однако в силу серьезных хозяйственных трудностей, а также возраставшей зависимости от США в финансовой, экономической, военной и политической областях возможности для альтернативной политики и пространство для маневрирования были весьма ограничены.
Новый президент понимал, что возврат к изжившей себя практике «арабского социализма» Гамаля Абдель Насера невозможен, но и следование политике «открытых дверей» в ее прежнем варианте также невозможно, поскольку заводит страну в экономический, социальный и политический тупик. При этом сразу же проявилась одна из характерных черт политического стиля Хосни Мубарака – не бросаться с ходу исправлять недочеты, принимая меры косметического или в лучшем случае тактического характера, а провести тщательный анализ сложившейся ситуации и на его основе выработать долгосрочную стратегию.
Административная карта Египта
Мубарак отверг некоторые наиболее одиозные методы правления, практиковавшиеся Анваром Садатом, и принял меры к тому, чтобы, во-первых, подавить оппозицию воинствующих религиозных экстремистов, во-вторых, как-то смягчить народное недовольство внутренней и внешней политикой садатовского режима, а затем расширить свою собственную социально-политическую базу. Именно для этих целей были приняты жесткие меры только в отношении нелегальной вооруженной оппозиции – религиозных экстремистов. Хосни Мубарак санкционировал арест разоблаченных участников заговора; около 300 человек из экстремистских организаций были посажены в тюрьмы, а четверо участников убийства Анвара Садата после завершения судебного процесса казнены4. Одновременно президент объявил о своем намерении построить «Египет для всех»5 (то есть не только для имущих классов, но и для трудящихся. – Т.Ш.) и призвал официальную оппозицию к конструктивному диалогу. Убежденный, что «сила режима состоит не в увеличении числа тюрем, а в объеме тех свобод, которые он предоставляет гражданам»6, Мубарак отдал распоряжение об освобождении политических заключенных, в том числе даже тех, которые обвинялись в подготовке заговора. Прямо из тюрьмы руководители оппозиции были доставлены во дворец президента, где он призвал их к конструктивному сотрудничеству ради общей цели. На свободу было выпущено более полутора тысяч человек. Многие журналисты и преподаватели высших учебных заведений, уволенные при Садате по политическим мотивам, были восстановлены на своей прежней работе. Президент сам начал диалог с лидерами партий и независимыми представителями оппозиции.
Наряду с правящей Национал-демократической партией (НДП) возобновили деятельность Либерально-социалистическая партия (ЛСП), Социалистическая партия труда (СПТ) и Национально-прогрессивная (левая) партия (НПП). Вновь стали выходить оппозиционные газеты, например, «Аль-Ахали» (НПП). В июле 1983 г. была создана клерикально-национальная партия «Аль-Умма», а в январе 1984 г. к официальной деятельности вновь была допущена партия «Новый Вафд». В 1986 г. заявила о себе насеристская Арабская социалистическая партия, которая стала издавать газету «Саут аль-Араб».
В 1982–1983 гг. прошла кампания по борьбе с коррупцией в государственном аппарате. Был предан суду родной брат бывшего президента Исмат Садат, которому, впрочем, вынесли сравнительно мягкий приговор. Параллельно с кампанией по борьбе с коррупцией проводилось частичное вытеснение с ключевых постов в государстве представителей «садатовского клана». Наметилось некоторое ослабление позиций бюрократической и паразитической верхушки, стали несколько укрепляться промышленные, производственные круги египетских предпринимателей. Весной 1984 г. в избирательные списки правящей партии по выборам в парламент не было включено около половины прежних депутатов, в том числе такие заметные деятели садатовского периода, как Суфи Абу Талеб, Набауи Исмаил, Мустафа Халиль, Фикри Макрам Обейд. В новое правительство не вошли прежний заместитель премьер-министра А.Магид, министр внутренних дел Н.Исмаил, министр торговли и снабжения Ахмед Нух. К концу 1987 г. было проведено в общей сложности семь реорганизаций правительства, в результате которых министерские посты были заняты сторонниками сбалансированного подхода к вопросам внутренней и внешней политики.
С помощью этих мер Хосни Мубараку удалось разрядить общественно-политическую обстановку в стране. Уже в первые годы своего правления президент завоевал уважение своими попытками возродить в Египте демократические институты. При нем были сняты ограничения на печать, которая стала сейчас одной из самых сильных в арабском мире. При Садате все печатные издания политической оппозиции выходили в крайне сложных условиях: подвергались полицейским репрессиям и даже конфисковывались. С момента же вступления X.Мубарака на пост главы государства в деятельности египетской оппозиционной прессы начинается новый этап. Руководство оппозиционных партий подтверждает, что их газеты издаются сейчас свободно, без открытых помех со стороны властей и не подвергаются цензуре. Контроль за прессой со стороны Высшего совета по печати остается номинальным7.
Хосни Мубарак, судя по сообщению «Financial Times», сформулировал семь главных экономических задач своей администрации: сокращение потребления с целью увеличения внутренних накоплений, расширение жилищного строительства для малообеспеченных слоев населения, более рациональное использование субсидий для стабилизации цен на товары первой необходимости, борьба с расточительством и строгий контроль за государственными и частными расходами, восполнение нехватки квалифицированной рабочей силы, сокращение импорта, совершенствование и укрепление государственного сектора8.
Экономическая карта Египта
Президент Мубарак видоизменил политику «открытых дверей» для устранения наименее желательных ее последствий, но сохранил основное направление этого курса. В ноябре 1981 г., через месяц после того, как он стал президентом, Хосни Мубарак заявил, что политика «открытых дверей», превратившаяся, по сути дела, в «потребительский инфитах» и «инфитах импортеров», должна в большей степени переориентироваться на увеличение производства и на всемерное расширение экспорта. В социальной сфере, по словам президента, ее следовало бы направить не на обеспечение предметами роскоши состоятельного меньшинства, а на удовлетворение основных нужд трудящихся классов, на обеспечение их продовольствием и другими важными потребительскими товарами, а также на улучшение их жилищно-бытовых условий.
В результате была разработана программа структурных реформ. Это, а также государственная поддержка предпринимательства позволили вовлечь в производственную сферу частный капитал, и в течение последующих 10 лет в стране были построены сотни небольших, но хорошо оборудованных предприятий, с избытком обеспечивающих спрос населения на почти все необходимые и к тому же дешевые товары народного потребления9. Это, в свою очередь, улучшило необходимый для дальнейшего наращивания производства оборот средств.
Знаковым событием, свидетельствовавшим об обновлении экономической политики при Хосни Мубараке, направленной и по сегодняшний день на оздоровление экономики и возвращение к централизованному перспективному планированию, явилась разработка нового пятилетнего плана социально-экономического развития на 1982/83 – 1986/87 гг., утвержденного Народным собранием в декабре 1982 г.
В пятилетнем плане ключевая роль в стимулировании экономического развития отводилась промышленности, что должно было быть достигнуто путем увеличения капиталовложений и совершенствования системы управления. Гораздо больше внимания стало уделяться укреплению государственного сектора, которому были предоставлены равные с частным сектором права; основной целью было повышение его рентабельности. В конце 1983 г. были воссозданы отраслевые генеральные организации, которые существовали в насеровскую эпоху и были предназначены для координации общей стратегии развития и годовых программ, но не вмешивались в повседневную деятельность компаний.
Мубарак не раз заявлял о своей поддержке частного сектора (в сентябре 1982 г. был принят закон о капиталовложениях, поощряющий местных и иностранных инвесторов). Пятилетний план отводил на реконструкцию и создание новых предприятий частного сектора около 25% всей суммы капиталовложений; в то же время был усилен контроль над получением иностранных кредитов и приняты решительные меры по ограничению импорта, что создало благоприятные условия для дальнейшего развития египетского предпринимательства и ориентировало его на увеличение экспорта; наконец, новый закон о налогообложении был направлен против незаконного обогащения предпринимателей, нажившихся в период проведения Анваром Садатом политики «инфитаха».
К сожалению, реализация пятилетнего плана дала лишь ограниченные результаты. Представляется, что правительству не удалось ощутимо повысить эффективность и рентабельность большей части предприятий государственного сектора, так как все еще сказывались последствия политики «открытых дверей». Не имели должного успеха и попытки привлечения иностранных инвесторов. Что же касается национальных частных капиталовложений, то, несмотря на повышение их удельного веса в валовых капиталовложениях, они, как и в предыдущее десятилетие, направлялись преимущественно в непроизводительные сферы городской экономики. Однако вместе с тем были достигнуты определенные успехи в деле восстановления ущерба, нанесенного в 70-е годы пренебрежительным отношением к проблемам экономики и инфраструктуры.
Важнейшим препятствием для быстрого экономического развития оставалась узость базы внутренних накоплений, что сохраняло зависимость страны от притока иностранной финансовой помощи (из США и международных валютно-финансовых организаций).
В 1987 г. Народное собрание утвердило проект плана экономического и социального развития на 1987 – 1992 гг., в соответствии с которым в госсектор был направлен 61% всех капиталовложений (28,5 млрд. из 46,5 млрд. ег. ф.), а доля капиталовложений в частный сектор возросла почти до 39% (18 млрд. ег. ф.)10. Во второй половине 80-х гг. в качестве стратегической была выдвинута задача добиться превышения роста производства над приростом населения. Для этого было необходимо повысить эффективность ведущих отраслей промышленности, что не представлялось возможным без их приватизации. Однако и здесь египетское правительство действовало крайне осторожно, тщательно просчитывая каждый свой шаг и детально анализируя его последствия прежде, чем двигаться дальше. Темпы денационализации нарастали постепенно. Уже в течение года после приватизации 90% компаний, перешедших в частную собственность, добивались внушительного увеличения прибылей. Кроме того, продажа государственной собственности позволила обеспечить существенные финансовые поступления в госбюджет – 16,9 млрд. ег. ф. в период с начала 1994 г. до 1 июля 1998 г.11
Весьма осторожно проводилось и реформирование банковской системы, где сначала были модернизированы управленческие структуры и лишь затем осуществлена либерализация. В целом можно отметить улучшение общей экономической ситуации.
Также одной из важных особенностей «эры Мубарака» явилась активизация деятельности конституционных институтов, усиление самостоятельности государственных и судебных органов. Так, суды, демонстрируя необычную по сравнению с предшествующим периодом независимость своих позиций, приступили к пересмотру и аннулированию ряда декретов бывшего президента, противоречащих конституции.
Наиболее важным событием политической жизни явились первые после революции 1952 г. парламентские выборы на многопартийной основе. В период предвыборной кампании президент в соответствии с провозглашенным им «египетским демократическим экспериментом» обещал, что выборы пройдут в обстановке честной борьбы. Свободные выборы должны были нейтрализовать недовольство оппозиционных партий и ослабить напряженность в египетском обществе, ознаменовав конец переходного периода и начало «новой эры», как формулировала это президентская пропаганда, когда, заручившись поддержкой народа, президент приступит к осуществлению перемен в социально-экономической и политической сферах12. Парламентские выборы, состоявшиеся 27 мая 1984 г., выгодно отличались от всех предыдущих в послевоенной истории страны. Предвыборные дискуссии, касавшиеся наиболее жгучих и острых проблем, проводились в свободной атмосфере, что подняло престиж президента. В результате НДП получила 73% голосов и 342 депутатских места, однако в соответствии с законом о выборах она имела в Народном собрании 390 депутатов, а «Новый Вафд», получивший 15,1% голосов, – 58 депутатов. На парламентских выборах 6 апреля 1987 г. правящая Национал-демократическая партия вновь получила большинство депутатских мест – 338 (69,6%) из 448 депутатских мест. На второе место вышел «исламский альянс» (в составе СПТ, ДСП и ассоциации «Братья-мусульмане»), завоевавший 60 мест (17%). На третьем месте оказался «Новый Вафд», преодолевший установленный 8%-й барьер, но получивший только 36 депутатских мест (на 22 места меньше, чем на предыдущих выборах)13.
В целом новый состав парламента гораздо более полно отражал подлинное соотношение политических сил в стране, чем предыдущий. Однако его многопартийность оставалась в известной мере формальной, так как власть по-прежнему находилась в руках авторитарного руководства, опирающегося на «свою» партию. Вполне можно утверждать, что стабилизации внутриполитической обстановки способствует курс египетского руководства на «дозированную» демократизацию общества, обеспечивающий пропрезидентским политическим силам доминирующую роль в сочетании с элементами либерализации. Успешное проведение такого рода линии во многом зависит от способности режима контролировать выборы в органы законодательной власти. Ведь после того, как блок умеренных исламских организаций (Ассоциация «Братья-мусульмане», Социалистическая партия труда и Либерально- социалистическая партия) получил в 1987 г. 60 мест в Народном собрании, став там наиболее крупной оппозиционной группой, парламент в октябре 1990 г. был досрочно распущен и принят новый закон о выборах. В соответствии с ним был снят «порог» в 8% голосов избирателей, необходимых для получения какой-либо партией мест в Народном собрании, одновременно были отменены ограничения на выдвижение «независимых» кандидатов14. При этом продолжало действовать положение об организации и проведении выборов под наблюдением Министерства внутренних дел. В результате на состоявшихся в ноябре – декабре 1990 г. выборах проправительственная Национально-демократическая партия (НДП), председателем которой является Хосни Мубарак, получила 348 мест, Национально-прогрес-сивная (левая) партия стала единственной оппозиционной организацией, проведшей своих кандидатов в Народное собрание (на 8 мест), а 83 мандата достались «независимым», в своем большинстве лояльно настроенным по отношению к власти. На следующих выборах в ноябре-декабре 1995 г. НДП получила 417 мандатов из 454. Этой партии принадлежит подавляющее большинство и в Консультативном совете, где ее представители имеют 84 голоса из 9015.
Описанная выше система помогает военной и предпринимательской элите Египта сохранять за собой всю полноту как законодательной, так и исполнительной власти, и при этом не допускать «перегрева» внутриполитической ситуации, предоставляя легальной оппозиции трибуну для публичного выражения своей точки зрения и, что не менее важно, открывая перед ней возможности прихода к власти законным путем. Любая оппозиционная партия в АРЕ имеет равные с другими права на публичную пропаганду провозглашаемых ею целей и своей программы действий, которые могут быть приняты или отвергнуты избирателем путем свободного волеизъявления в ходе голосования.
Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается и будет сталкиваться АРЕ в обозримом будущем, остается численность населения. За последние 100 лет она возросла с 6,5 млн. до 60 млн. человек, т.е. в 10 раз16. Как и в прошлом столетии, 98% египтян проживает в дельте и долине Нила, площадь которых составляет 5% территории страны. При этом перспектива заметного снижения темпов роста населения не просматривается в силу существующих традиций (прежде всего религиозных). Например, против кампании по планированию семьи выступают не только исламские неправительственные организации, но и «Аль-Азхар». Выход, следовательно, состоит в превышении темпов роста производства над увеличением численности населения. В настоящее время эта проблема частично решена, но и в будущем Египту предстоит поддерживать ВВП на уровне, как минимум в 3 раза превышающем прирост населения, т.е. 4,5% в год. Кроме того, увеличение числа жителей неизбежно вызовет дальнейший рост объема ввозимого продовольствия, на которое в 1998 г. было затрачено 4 млрд. долл. США. Далее, скученность населения, влекущая за собою концентрацию промышленных предприятий, создает серьезные экологические проблемы. В настоящее время Каир, число жителей которого достигло 15 млн. человек, – один из наиболее загрязненных городов мира.
Египет, плотность населения
Сложности демографической проблемы предлагается решить путем начавшейся в 1996 г. реализации двух грандиозных проектов – освоения земель в Новой долине и на Синае. 9 января 1997 г. президент Хосни Мубарак собственноручно произвел символический взрыв, положивший начало работам по прорытию большого канала, по которому вода из Нила придет в Новую долину. Еще в октябре 1996 г., выступая на открытии сессии Народного собрания, Мубарак заявил: «Вторжение в пустыню ныне не просто мечта или лозунг. Оно стало необходимостью»17. Ведь численность населения страны достигла 63 миллионов человек, а площадь сельскохозяйственных земель – всего 7,6 млн. федданов18. Долина и дельта Нила больше не в состоянии прокормить египтян. Страна и так уже импортирует почти половину необходимых ей продуктов питания; более того, практически все населенные пункты построены на плодородных землях, и урбанизация все больше «съедает» сельскохозяйственные угодья. Проект Новой дельты рассчитан на 20 лет, с его помощью планируется освоить в общей сложности 3,3 млн. федданов. Стоимость проекта оценивается в 30 млрд. долл., но само правительство готово вложить лишь 20% этой суммы – на строительство каналов и создание производственной инфраструктуры. Остальное должны сделать частные инвесторы, в том числе и иностранные. Для них создан весьма либеральный климат. Причем Новая дельта не должна стать лишь сельскохозяйственным районом: здесь планируется построить два десятка городов с современными промышленными предприятиями.
Президент Хосни Мубарак придает исключительно важное значение проекту Новой дельты. Он намерен не реже, чем раз в два месяца, лично инспектировать строительство канала шейха Зайда. Наверняка этот проект войдет в историю вместе с именем президента Мубарака. Точно так же, как в сознании египтян строительство высотной Асуанской плотины неразрывно связано с именем покойного президента Гамаль Абдель Насера. Этот «проект XXI века», по словам Хосни Мубарака, поможет снизить социальную напряженность в египетском обществе, а с нею – и экстремистские настроения молодежи, ведущие к актам насилия19.
Экономическая стратегия и тактика
правительства АРЕ (1981–2001 гг.)
Изучение современного этапа реформирования экономики Египта актуально не только для понимания внутренних проблем этой крупнейшей и ключевой страны ближневосточного региона, но и для понимания тех изменений, через которые проходят страны, испробовавшие ранее модель планово-централизованного хозяйства на базе этатизма, различных вариантов «смешанной экономики», кооперативного социализма. За 50 лет Египет пережил действительно серьезные изменения в экономической сфере. Гамаль Абдель Насер стремился к этатистско-централизаторской концепции власти, построенной на безусловном преобладании государственного сектора, на всеобъемлющем контроле и планировании, на форсированной индустриализации. Сменивший его у власти Анвар Садат выбрал иной путь, предпочтя насеровской модели развития переход к рыночному хозяйству посредством укрепления местного предпринимательства и предоставления свободы иностранному капиталу. Как отмечают многие исследователи, президентство Хосни Мубарака началось с колебаний между еще не отжившим наследием насеровской эпохи и линией, определившейся в «постпопулистский» период Анвара Садата. Это проявилось и в компромиссных политических решениях (диалог с легальной оппозицией, отвечавшая ее требованиям кампания по борьбе с коррупцией, более сбалансированное развитие международных связей), и в подходе к сугубо экономическим вопросам. Среди них ключевым был – как, впрочем, и остается до сих пор – вопрос о повышении экономической эффективности и рентабельности государственного сектора, о переходе к «производственному инфитаху». За десятилетие осуществления политики «открытых дверей» (1974–1984 гг.) египетская экономика подверглась существенной ломке. Экономическое развитие страны во второй половине 70 – начале 80-х годов характеризовалось большими противоречиями. Валовой внутренний продукт (ВВП) рос сравнительно высокими темпами (в 1977–1983 гг. в среднем на 8% в год), но в экономике усилились структурные диспропорции. Наиболее быстрыми темпами развивалась сфера услуг, особенно торговля и строительство, в ущерб производительным секторам экономики.
Весьма отрицательное воздействие на народное хозяйство оказал и возросший до опасных размеров импорт, поглощавший значительную часть национального дохода; его стоимость в 1980–1981 гг. достигла 8,72 млрд. долл., а отрицательное сальдо внешнеторгового баланса – 4,62 млрд. долл.20 Бесконтрольный импорт привел к застою в некоторых отраслях национальной промышленности, падению спроса на египетскую продукцию. В особенно тяжелом положении оказалась часть предприятий государственного сектора, страдавших от неэффективности управления, низкой производительности труда и слабой конкурентоспособности их продукции. Хотя за годы «инфитаха» произошло сужение государственного сектора, на его долю в первой половине 80-х годов приходилось 3/4 всех промышленных инвестиций и около 2/3 промышленного производства, и он оставался становым хребтом экономики. Со времени возникновения госсектора не меньшее значение, чем получение прибыли, имели его социальные функции: обеспечение рабочих мест, производство дешевых «народных» товаров и т.п. Борьба вокруг госсектора не ограничивалась чисто экономическими вопросами, она имела важное значение для определения путей развития страны.
В годы «инфитаха» большой ущерб понесло сельское хозяйство, невнимание к проблемам которого привело к кризису этой важнейшей отрасли экономики. Достаточно отметить, что в этот период Египет утратил способность к самообеспечению продовольствием и был вынужден в первой половине 80-х годов импортировать не менее 50% потребляемых в стране продуктов питания (в том числе около 75% пшеницы). Доля сельского хозяйства в ВВП в 1984 г. была почти наполовину меньше, чем в 1974 г.
70-е годы были ознаменованы резким увеличением эмиграции рабочей силы. Если в 1968–1972 гг. число египтян, работавших за границей, не превышало 80 тыс., то после 1973 г. отток рабочих из Египта значительно усилился: в 1973 г. за пределами страны работало 157 тыс. человек, в 1975 г. – 400 тыс., в 1976 г. Египет, обойдя ЙАР, стал крупнейшим экспортером рабочей силы в арабском мире, и в 1983 г. уже около 3 млн. египтян трудились за рубежом. (Оценки численности эмигрантов в связи с преимущественно неофициальным характером их выезда весьма противоречивы; так, в 1983–1984 гг. цифры варьировались от 1,5 млн. до 2,5–3 млн. человек.) Денежные переводы эмигрантов на родину в 1974, 1976, 1979 и 1982–1983 гг. составили соответственно 189 млн., 755 млн., 1,95 млрд. и 3 млрд. долл., опередив доходы от важнейшей статьи экспорта – нефти и нефтепродуктов.
Структура экономики Египта
В 1977– 1985 гг. рост ВВП обеспечивался преимущественно за счет внешних источников – таких, как переводы эмигрантов, экспорт нефти, доходы от Суэцкого канала и туризма. Следовательно, экономическое развитие зависело в значительной мере от региональной и международной конъюнктуры и не поддавалось контролю. Ограниченные возможности внутренних накоплений вынуждали Египет прибегать к внешним источникам финансирования во все увеличивавшихся размерах. В 80-е годы ежегодная сумма займов, кредитов и субсидий на нужды экономического развития составляла 1,2–2 млрд. долл. Внешний долг АРЕ увеличился с 1,4 млрд. долл. в 1971 г. почти до 18,6 млрд. в 1982 г. и более чем 40 млрд. долл. в 1987 г., превратившись в тяжелое бремя. Крупнейшим кредитором Египта были Соединенные Штаты. Односторонняя ориентация на США, ставшая одной из основ «линии Садата», привела к сильной экономической зависимости от этой державы.
В первой половине 80-х годов Египет имел как бы две экономики. Первая включала нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, новые предприятия частного сектора (иностранные, египетские, смешанные), а также египтян, работающих за рубежом. Здесь существовали высокий уровень зарплаты и нередко высокая производительность труда. Во вторую входили не изменившаяся с середины 60-х годов промышленность государственного сектора, сельское хозяйство и государственные учреждения. Здесь уровень зарплаты был ничтожно мал. Для удержания на стабильном уровне цен на основные потребительские товары правительство было вынуждено выделять крупные субсидии (14% всех государственных расходов), а это ложилось тяжелым бременем на платежный баланс (так, в 1982–1983 гг. субсидии достигли 2,4 млрд. долл.).
Неоднократно реорганизованное и освобожденное от прямых сторонников прежнего президента правительство Хосни Мубарака, не отвергая в принципе концепцию открытой экономики, сохранив ее законодательную базу, восстанавливало элементы планового ведения хозяйства. В разработанной программе структурных реформ центр тяжести был перенесен на развитие инфраструктуры (электроэнергетики, дорог, портов, средств связи, сервиса), что сформировало благоприятную для капиталовложений «окружающую среду»21. По оценкам специалистов, в рамках двух пятилетних планов социально-экономического развития АРЕ (1982/83–1986/87 и 1987/88–1992/93 гг.), показатели которых, правда, были выдержаны далеко не полностью, значительные средства из государственного бюджета выделялись на покрытие финансовой задолженности ряда государственных компаний, на техническое перевооружение и модернизацию предприятий базовых отраслей22.
Противоречивый характер носили мероприятия в области административного регулирования деятельности госсектора. Согласно одобренному в августе 1983 г. законопроекту, расширялась самостоятельность госпредприятий в деле использования прибыли и в вопросах заработной платы. Вместе с тем в различных областях экономики, как уже упоминалось, воссоздавались «генеральные» государственные организации (упраздненные в 1975 г.) с функциями трестов, на каждую из которых был возложен контроль над деятельностью однопрофильных предприятий.
Введенное с 1982 г. внешнеторговое регулирование должно было приостановить опережающие темпы развития импорта и сбалансировать торговлю с основными партнерами. Министерство экономики и внешней торговли ограничивало выдачу лицензий на импорт товаров из США, Франции, стран Бенилюкса и Японии. Была предпринята попытка введения налога на потребление импортных товаров и повышенного курса иностранных валют при импорте; лимитировался и даже запрещался ввоз ряда товаров, – прежде всего относящихся к предметам роскоши. Наконец, в задачи нового Египетского банка развития экспорта входило краткосрочное финансирование закупочных операций на внешних рынках и выдача долгосрочных кредитов для поддержки проектов по производству экспортной продукции. Все эти меры, направленные на расширение экспортной базы и сокращение внешнеторгового дефицита, не принесли, однако, ожидаемых результатов.
Несмотря на известные успехи, достигнутые египетской экономикой на пороге 70–80-х годов, новая декада характеризовалась все более резко выраженной стагфляцией. Экономический рост, по-прежнему зависевший от 4 ведущих факторов (нефтяные доходы, переводы рабочих-эмигрантов, туризм и Суэцкий канал), снизился к середине десятилетия до 2,5% в год. Стоимость экспорта в процентном отношении к ВВП в 1985 г. оставалась на уровне 1975 г. (20%), а в 1987 г. упала до 13%, что явилось следствием ухудшения условий торговли, в том числе неустойчивости цен на топливо и хлопок.
За 1980–86 гг. отрицательный баланс доходов и расходов в бюджете вырос с 3 до 4 млрд. долл.; общий отрицательный баланс текущих расходов – с 438 млн. до 1870 млн. долл., а сальдо платежного баланса, положительное в 1980 г. (609 млн. долл.), стало показывать отрицательные значения. Если в 1986 г. платежный баланс был связан с дефицитом в 73 млн. долл., то в 1989 г. его отрицательное сальдо составило 533 млн. долл.23
Иностранные инвестиции в экономике Египта
Самым неблагоприятным образом на экономическом положении Египта сказался обвал мировых цен на нефть в феврале 1986 г., после чего сократились и собственные доходы Египта от продажи энергоносителей, и доходы арабских стран – крупных экспортеров нефти, от которых можно было ожидать помощи. Началась новая волна эмиграции рабочих в государства Персидского залива. Решившись добиться пролонгации сроков выплат по внешнему долгу, Египет подписал в феврале 1987 г. соглашение о намерениях с Международным валютным фондом, который выдвинул требование сократить государственные расходы, урезать или вовсе отменить субсидии, привести внутренние цены в соответствие с мировыми, а также начать приватизацию. Но это соглашение было фактически сорвано, если не считать начатой с 1987 г. валютной реформы. Взяв осторожный курс на рыночную перестройку хозяйства, президент Мубарак декларировал концепцию постепенности, а в своих публичных выступлениях утверждал, что денационализация не входит в планы правительства. Бралась во внимание специфика египетского образа жизни и традиционных форм хозяйствования, а также отмечался тот факт, что меры, предписываемые международными финансовыми институтами, подходят далеко не для всех стран.
Что касается проблемы египетского внешнего долга, то, по итогам 1989/90 финансового года размер его составил рекордную цифру в 50 млрд. долл., что превышало стоимость ВВП почти в полтора раза. АРЕ оказалась одной из развивающихся стран, занимающих верхнюю строчку в списке мировых должников. На Египет приходилась ровно пятая часть арабского долга, который – по оценке на 1990 г. – достиг 250 млрд. долл., учитывая задолженность внутри региона перед «нефтяными монархиями»24. Необходимость пересмотра параметров, заложенных во втором четырехлетнем плане социально-экономического развития, которые в общем делали упор на государственное накопление, стала очевидной к исходу 80-х годов. Ситуация с внешним долгом АРЕ немного улучшилась в начале 90-х годов, после того, как Каир, направивший самые крупные контингенты арабских войск в Саудовскую Аравию во время войны в Заливе, добился от США списания всего своего военного долга (7 млрд. долл.). Кроме того, страны Персидского Залива простили Египту долги на общую сумму около 15 млрд. долл. Они согласились компенсировать потерю поступлений от денежных переводов египетских эмигрантов и резкого сокращения доходов от туризма. «Парижский клуб» согласился сократить обязательства Египта по обслуживанию внешнего долга примерно на 50%25.
За поддержку многонациональных сил Египту было дано вознаграждение: МВФ разработал комплексную программу предоставления займов на структурную перестройку экономики. Предусматривалось выделение 400 млн. долл. на так называемый «социальный фонд», который предназначался для подготовки и переподготовки кадров, увольняемых в результате экономических реформ, а также на содействие новым малым предприятиям. Соглашение с МВФ, вступившее в силу 1 июля 1991 г., предусматривало списание национального долга в три этапа. Первоначально были списаны 15% суммы, через год – еще 15%, а начиная с июля 1994 г. сумма долга была уменьшена на 20%. Пакет реформ, разработанный для Египта МВФ, содержал в себе обязательные для Египта меры, такие как осуществление отмены лимитов на процентные ставки, дальнейшее упорядочение обменного курса, введение нового налога с продаж и достаточно резкое повышение цен, особенно на горючее и электроэнергию.
Итак, примерно с 1991 г. АРЕ был взят курс на реализацию рыночно ориентированных экономических реформ, программа которых была согласована с Международным валютным фондом и предусматривала, с одной стороны, серию мероприятий по финансовой стабилизации, с другой – ликвидацию убыточных компаний и приватизацию предприятий госсектора. Именно эта, вторая часть пакета реформ, вызвала острую критику со стороны парламентской оппозиции и различных эшелонов управленческого аппарата. Поэтому реализация этой части пакета реформ пришлась в основном на 1996–98 гг., когда программа приватизации, отложенная на более поздний срок, получила, наконец, согласие парламента, а в обновленном кабинете министров усилились позиции либералов.
С 1994 г. по первый квартал 1998 г. было продано в частные руки 113 государственных компаний с активами 30,8 млрд. ег. ф., где работало 258 тыс. человек. Пик приватизации пришелся на 1999 г., когда было продано порядка 97 госкомпаний26. При этом, однако, не были приватизированы Всеобщая компания Суэцкого канала и государственная нефтяная корпорация «Egyptian General Petroleum», имеющие стратегическое значение для экономики, а также военные заводы, гостелерадиовещание, больницы и школы. Кроме того, за государством остается контрольный пакет акций мукомольных и фармацевтических предприятий, продукция которых субсидируется с целью сохранить низкие цены на хлебобулочные изделия и лекарства.
С конца августа 1999 г. египетским экспортерам были предоставлены налоговые каникулы по всем видам налогов27. Это было сделано с целью повышения объема экспорта в торговле с зарубежными странами. Государство рассчитывает на увеличение налоговых поступлений вследствие роста объемов экспорта нефти и оживления в отрасли туризма. Налоговые каникулы распространяются также на компании, имеющие специальный бюджет для осуществления экспортных операций. Деловые и промышленные круги Египта единодушно приветствовали такое решение правительства. В то же время, как полагают некоторые аналитики, введение налоговых каникул не отразится существенно на государственном бюджете вследствие крайней малочисленности экспортеров в стране28.
Рост ВВП Египта (в млрд. долл.)
Улучшение общей экономической ситуации, а также систематическое корректирование «Закона об иностранных инвестициях и свободных экономических зонах» с целью его адаптации к изменяющимся условиям повлекли за собою усиление притока капитала из-за рубежа. Египетское правительство старается создать наиболее выгодные и стабильные условия для иностранных инвесторов29. По состоянию на середину 1998 г. в стране действовали уже более 2 тыс. предприятий с капиталом 39,9 млрд. ег. ф. и капиталовложениями 65,8 млрд. ег. ф., из которых 48% приходилось на долю промышленности, 18% – финансов и 9% – строительства30.
Результаты, которых удалось добиться, впечатляют. В 90-х годах экономическое развитие Египта приобрело более-менее устойчивый характер. Например, рост ВВП увеличился с 1,9% в 1990 г. до 5,7% в 1998 г. Также необходимо отметить, что в 90-х годах темпы увеличения сельскохозяйственного производства превысили темпы роста населения, достигнув в среднем 3,2% в год. Стабилизировалось и финансовое положение: несмотря на то, что все еще наблюдается дефицит бюджета (2,6 млрд. ег. ф. в 1997 г.), его отношение к ВВП постоянно сокращается. Значительно выросли валютные резервы – с 1,5 млрд. долл. в дореформенный период до 20 млрд. долл. в 1998 г. Не менее важно и существенное снижение инфляции – с 24% в год в середине 70-х годов до 4,6% в 1998 г.
Вместе с тем существует ряд серьезных проблем, пока остающихся нерешенными. Продолжается рост отрицательного сальдо такой важной отрасли, как торговля – 6,7 млрд. долл. в 1993 г., 12,5 млрд. долл. в 1998 г. Национальный доход на душу населения составляет менее 1 тыс. долл. в год, что предопределяет затрудняющую ускорение темпов роста относительную узость внутреннего рынка. В феврале 1997 г. произошел крах фондовой биржи, глобальный индекс которой до сих пор в 2 раза ниже, чем в январе 1997 г. Однако пока все эти трудности не вызывают в экономике явлений кризисного характера.
Важные изменения произошли и в социальной структуре. Если в 1965 г. 55% самодеятельного населения было занято в сельском хозяйстве, то в 1991 г. 44 – в сфере услуг, 34 – в сельхозпроизводстве и 22% – в промышленности. Налицо, таким образом, тенденция к обретению египетским обществом черт, характерных для развитых стран.
Продолжается – хотя и медленно – рост доходов населения в целом. Если в 1970 г. ВВП на одного человека составлял 234 долл., то в 1990 г. уже 971 долл. Важно и то, что экономическая ситуация является стабильной, и люди могут не опасаться за завтрашний день. При проведении реформ учитывается и социальный фактор (85% жителей страны имеют возможность приобретать по карточкам, т.е. фиксированным ценам, хлебобулочные изделия, масло и сахар). Курс египетского руководства на социальную поддержку малоимущих продиктован, помимо всего прочего, пониманием того, что если исламские оппозиционные группировки возглавляют выходцы из интеллигенции и среднего класса, то их ядро составляют беднейшие и маргинальные слои, в наибольшей степени страдающие от экономической либерализации. При этом в качестве района наиболее широкого применения социальных программ избран Верхний Египет, всегда бывший главным оплотом религиозных экстремистов из-за того, что долгое время не уделялось должного внимания его экономическому развитию. Так, из 1,6 млрд. ег. ф., израсходованных в 1991–1996 гг. Фондом социального развития Арабской Республики Египет на создание рабочих мест для молодежи и вовлечение в процесс оздоровления экономики неправительственных структур, основная часть вложений пришлась на верхнеегипетские провинции31.
Валютные поступления предлагается увеличить за счет экспорта газа, запасы которого превышают 100 млрд. куб. м. Планируется начать его поставки в Иорданию и Палестинскую автономию. Другим перспективным направлением считается экспорт энергии. Уже разработаны проекты объединения энергосистем Египта, Иордании, Сирии и Турции, а также Египта, Ливии, Алжира и Марокко с выходом через Гибралтарский пролив на Испанию.
Параллельно принимаются энергичные меры к наращиванию вывоза товаров. Поставлена задача обеспечить прирост экспорта ежегодно на 20% при таком же уменьшении импорта. Должное внимание также уделяется и инвестициям, на что расходуется около 20% госбюджета. Объемы капиталовложений предполагается существенно увеличить, прежде всего за счет привлечения средств из-за рубежа. Особые надежды Каир возлагает на инвестиции арабских государств Персидского залива и других регионов.
Количество обрабатываемых земель в Египте (кв.км)

Внешнеполитический курс руководства АРЕ
(1981–2001 гг.)
Хосни Мубарак не раз заявлял, что во внешней политике он будет придерживаться линии своего предшественника32. Однако было совершенно очевидно, что буквальное продолжение этого курса без Анвара Садата, с чьей личностью эта политика тесно связана, вряд ли представлялось возможным. Нынешняя внешняя политика правительства АРЕ характеризуется появлением некоторых новых черт. Правда, изменения не касаются фундаментальных направлений, а проявляются главным образом в расстановке акцентов и нюансах.
Прежде всего нужно отметить то, что Хосни Мубараку удалось объединить вокруг себя сильную «команду» специалистов по внешней политике, в которую на первоначальном этапе входили министр иностранных дел Исмат Абдель Магид, координатор общеполитической линии Усама аль-Баз, госминистр по иностранным делам Бутрос Гали и другие (в том числе, внештатные советники и ученые-политологи, среди которых следует назвать Мухаммада Хасанейна Хейкаля, не сходящего с политической сцены Египта на протяжении 30 лет)33. Нынешняя администрация страны отличается от предыдущей прежде всего осторожностью, прагматизмом, умеренностью, последовательностью, а также большей сбалансированностью внешнеполитического курса. И хотя крутых изменений и поворотов в нем за этот период не произошло, в целом к концу 2000 г. администрация Мубарака при активной роли самого президента добилась значительных успехов.
Отношения Египта с арабскими странами. На протяжении десяти лет после прихода к власти Хосни Мубарака происходило поэтапное возвращение Египтом своих позиций в арабском мире. Сбалансированность подходов к арабским и международным проблемам снискали руководству Египта славу «умеренного режима»34. Став президентом, Мубарак распорядился прекратить нападки на руководителей арабских государств, что ослабило напряженность в отношениях с соседями. Одновременно он заявил, что с радостью примет предложение любой арабской страны восстановить отношения с Египтом без предварительных условий (т.е. требования пересмотра кэмп-дэвидских соглашений. – Т.Ш.). «С точки зрения Египта, – отмечала «Монд дипломатик», – оптимальное решение вопроса – вызвать упреки со стороны Израиля в отступлении от Кэмп-Дэвида и тем вновь обрести доверие арабов, но в то же время не нарушить по существу своих обязательств, чтобы не дать повода Израилю выступить против себя»35.
Новым фактором, облегчившим проведение этой политики, явилась ирано-иракская война. Арабские страны Персидского залива, почувствовав серьезную опасность, исходившую со стороны «исламской революции» в Иране, впервые по достоинству оценили значение египетского военного потенциала для отражения нависшей угрозы. Наибольшую готовность к восстановлению отношений с Египтом проявил Ирак, остро нуждавшийся в военной помощи. Заинтересованный в расширении арабского рынка для своей военной промышленности, Египет продал Ираку значительное количество оружия. Кроме того, в Ирак были направлены египетские военные специалисты и добровольцы. Между двумя странами установились тесные связи на самом высоком уровне. Не меньшее значение имело и сближение с умеренным крылом ООП.
В июне 1982 г. Мубарак предложил предоставить убежище палестинским беженцам, но вскоре отказался принять их. В следующем году он предпринял шаги для восстановления отношений с лидером ООП Арафатом, а после вынужденного отъезда последнего из Ливана в декабре 1983 г. состоялась их встреча в Каире, на которой президент предложил ООП приступить к прямым переговорам с Израилем на базе инициативы Рейгана и общеарабского плана, выработанного в Фесе (оба документа были опубликованы в сентябре 1982 г.). Однако сессия Национального совета Палестины в феврале 1983 г. отвергла план Рейгана и инициативу Египта. В последующие годы попытки Египта вовлечь ООП в прямые переговоры с Израилем, в частности его требование, чтобы ООП признала резолюцию № 242 Совета Безопасности ООН, вызвали негативную реакцию большинства палестинских организаций, что нашло отражение в принятии антиегипетской резолюции на сессии Национального совета Палестины в апреле 1987 г. Отношения между сторонами были прерваны, а представительства ООП в Египте закрыты. Однако через несколько месяцев отношения, несмотря на сохраняющиеся расхождения по некоторым проблемам ближневосточного урегулирования, были восстановлены.
Крупнейшим достижением Египта на внешнеполитической арене явилось восстановление дипломатических отношений с Иорданией в октябре 1984 г. Важнейшей целью египетской политики в регионе стало объединение усилий Египта, Иордании и ООП при поддержке Ирака для возобновления мирного процесса и достижения урегулирования палестинской проблемы в рамках кэмп-дэвидской схемы. Поддерживая принцип участия ООП в любых переговорах как единственного и законного представителя палестинского народа, египетское (как и иорданское) руководство трактует принцип самоопределения палестинцев как создание автономного палестинского государства в рамках Иорданского королевства (т.е. в полном соответствии с инициативой Рейгана). Подобная позиция, сформулированная на египетско-израильских встречах, была оценена рядом арабских стран региона как ведущая к «предательству палестинского дела».
Египет надеялся с помощью Иордании и Марокко восстановить свое членство в ЛАГ, однако в первой половине 80-х годов эта цель не была достигнута. Пытаясь компенсировать эту неудачу, Египет добился заметного расширения отношений с Движением неприсоединения. С помощью умеренных арабских режимов, в первую очередь Марокко, в начале 1984 г. было восстановлено членство Египта в Организации Исламская конференция.
Новым импульсом для сближения Египта с рядом арабских стран послужила угроза вторжения иракских войск в Кувейт. На совещании глав арабских государств в Аммане в ноябре 1987 г. было принято решение о том, что члены ЛАГ, если пожелают, могут восстановить полные дипломатические отношения с Египтом. Вскоре после этого, в самом конце 1987 г., были восстановлены дипломатические отношения с девятью странами, включая Саудовскую Аравию. К началу 1988 г. Египет уже имел полные дипломатические отношения с 14 из 21 члена ЛАГ.
Следует предположить, что Египет и дальше продолжит активную дипломатию с целью дальнейшего укрепления своих позиций среди арабских и африканских стран. В конце 80-х годов по инициативе АРЕ была предпринята попытка создания Совета арабского сотрудничества (САС), в котором Египет играл бы ведущую роль. Однако этот совет распался уже в 1991 г., после начала войны в Заливе, в связи с тем, что в его составе оказались стороны, непосредственно конфликтующие между собой. Тем не менее возвращение Египта в ЛАГ, избрание президента Мубарака председателем ОАЕ свидетельствуют о весьма позитивных итогах египетской дипломатии.
Кризис в Персидском заливе «сыграл на руку» АРЕ, когда Египет внезапно превратился из бедной страны второстепенного разряда в важнейшего участника международных сил, собранных под эгидой США для выдворения Ирака из Кувейта. Энергичная поддержка Египтом Соединенных Штатов укрепила антииракскую коалицию и стала мощным идеологическим противовесом широкой поддержке иракского лидера в Северной Африке, в Йемене, в Иордании и среди разбросанных по всему арабскому миру палестинцев36. Хосни Мубарак выиграл от успешного завершения кампании в Персидском заливе больше, чем любой другой арабский или западный лидер. Египет вновь стал лидером арабских стран.
После принятия решения о возвращении Египта в ЛАГ на чрезвычайной встрече глав государств и правительств арабских стран в Касабланке (22–26 мая 1989 г.) остались лишь три страны, которые пока не восстановили дипломатических отношений с Египтом – Ливия, Сирия и Ливан. Но если со стороны Ливана это объяснялось его сложными внутренними проблемами, то отношения Египта с Ливией и Сирией оставались сложными, несмотря на «братскую» встречу между X.Мубараком, М.Каддафи и X.Асадом в Касабланке. Политические противоречия при этом играли важную роль, и в первую очередь это касается выбора методов и средств для борьбы с «империализмом». Если для Египта это означало главным образом освобождение от пут экономической зависимости и развитие национальной промышленности, то для Ливии и Сирии это скорее политическое противоборство во имя «революционных целей»37. Тем не менее появлялись некоторые признаки улучшения отношений между Египтом, Сирией и Ливией. Особенно это касалось египетско-ливийских отношений. Были возобновлены полеты гражданской авиации между Каиром и Триполи, открыты границы, и продолжают расширяться торговые и культурные связи. В конце 80-х годов в зарубежной прессе промелькнули сообщения о предстоящем вскоре восстановлении дипломатических отношений между двумя странами. Однако стороны ограничились обменом «бюро по представительству их интересов». Одной из возможных причин этого называли личную просьбу покойного президента Сирии Хафеза Асада, адресованную Муамару Каддафи, – не торопиться с окончательным решением этого вопроса38.
Лига Арабских Государств

Так или иначе, по заявлениям Хосни Мубарака и Муамара Каддафи, последовавшим после их обмена визитами в октябре и декабре 1989 г., между двумя странами не существует спорных проблем. Что же касается отношений между Египтом и Сирией, то остается ряд нерешенных проблем. Первая, имеющая давний характер – упорное нежелание Сирии признать Ясира Арафата в качестве лидера ООП. Вторая проблема – разные позиции сторон по проблеме урегулирования конфликта в Ливане. Так, например, Хафез Асад отрицательно отнесся к призыву Египта вывести все иностранные войска из Ливана как главному условию разрешения конфликта. Основываясь на своих традиционно тесных связях с Ливаном, а также на воспоминаниях о тех временах, когда Сирия и Ливан составляли единое целое, правящие круги Сирии, по-видимому, еще не полностью отказались от проекта «Большой Сирии». Поэтому призыв Египта вызвал отрицательную реакцию Сирии и, соответственно, замедлил процесс нормализации отношений между ними. Кроме того, у Египта и Сирии существовали различные мнения по урегулированию ирано-иракского конфликта. Если союзником Египта был Ирак, то Сирия, как известно, занимала сторону Ирана. Остаются и другие вопросы. Поэтому процесс нормализации египетско-сирийских взаимоотношений проходит медленно и сложно.
Тем не менее следует ожидать дальнейшего развития межарабской интеграции и сотрудничества, особенно в экономической области.
Сложными остаются отношения между Египтом и Саудовской Аравией. Эти две страны традиционно претендуют на лидерство в арабском мире, поэтому соперничество между ними также имеет традиционный характер. В экономическом и военном плане Египет является сильнейшей страной среди арабских стран, превосходя Саудовскую Аравию, вооруженную современнейшим американским оружием. С одной стороны, Египет является контрэквивалентом военной мощи Израиля, и поэтому он выступает в качестве гаранта безопасности других арабских стран в регионе. С другой стороны, дальнейшее усиление позиций и роли Египта на международной арене и, в особенности, среди арабских стран не обещает Королевству Саудовская Аравия благоприятных для него перспектив. Даже когда король Саудовской Аравии Фахд посетил Каир летом 1989 г., где ему был оказан подчеркнуто пышный прием, Египет не добился на переговорах с саудовскими властями решения тех вопросов, которые представляют для него первостепенную важность.
Эти вопросы, прежде всего – сложное финансовое положение Египта и связанное с ним его стремление наладить более тесные отношения с богатыми нефтью арабскими государствами Персидского залива, в первую очередь, – Саудовской Аравией, а также активизация созданной в 1975 г. при активном участии Египта и Саудовской Аравии Арабской организации военной промышленности (АОВП). Судя по всему, Египту не удалось добиться от Королевства Саудовская Аравия обещаний по оказанию финансовой поддержки Египту, чей суммарный внешний долг достиг 50 млрд. долл. Саудовские власти ограничились лишь согласием обсудить возможность оплаты ими военных долгов Ирака Египту, превышающих 2,5 млрд. долл. Саудовская Аравия также дала уклончивый ответ на предложение Египта активизировать деятельность АОВП, в которой главенствующее место занимает саудовский капитал. Сейчас Египет весьма заинтересован в расширении рынка сбыта продукции своей растущей военной промышленности, и в этом смысле обширный и перспективный рынок в странах Персидского залива был бы для Египта желанной целью. Однако Саудовская Аравия не проявляет в этом вопросе заинтересованности, вероятно, потому, что опасается усиления политического влияния Египта в регионе. Королевство Саудовская Аравия до настоящего времени предпочитает «американский зонтик» как своего рода эквивалент любой «третьей силе», или державе, которая могла бы предпринять попытку проникнуть в регион Персидского залива. Поэтому отношения между Саудовской Аравией и Египтом, вероятнее всего, будут складываться неоднозначно, в зависимости от развития общей ситуации на Ближнем Востоке.
Египетско-американские отношения. После смерти Анвара Садата основы египетско-американских отношений не были поколеблены. В 1982/83 г. Египет получил от США экономическую помощь на сумму 1 млрд. долл. и военную – на 1,3 млрд. долл., а в 1983/84 г. – соответственно на 1 млрд. и 1,365 млрд. долл. В первой половине 80-х годов Египет занимал первое место среди развивающихся стран по объему американской военной и гражданской помощи. Долг Египта Соединенным Штатам уже к концу 1984 г. превысил 8,5 млрд. долл. В 1985 – 1987 гг. объем американской помощи сохранялся на том же уровне39.
Поскольку мирный договор с Израилем является краеугольным камнем в отношениях Египта и США, у АРЕ нет свободы маневрирования, и она вынуждена прислушиваться к мнению кредиторов. Тем не менее египетское руководство стремится к большей самостоятельности, о чем свидетельствуют некоторые шаги, предпринимаемые во внешней политике. Конечно же, правительство Хосни Мубарака в целом продолжает линию на военно-политическое сотрудничество с Западом, придавая важное значение связям с США и не предпринимая решительных усилий для уменьшения зависимости от Вашингтона. Но тенденция к самостоятельности во внешней политике АРЕ вполне очевидна. Весьма рельефно это выразилось, например, в решении отвергнуть в мае 1983 г. американское предложение о помощи в строительстве базы Рас-Банас для сил быстрого развертывания и сохранить полный контроль над ней40. Египет заявил об отрицательном отношении к присутствию иностранных войск и подчеркнул свое согласие терпеть их на египетской территории только ограниченное время и для четко определенных целей. Президент Хосни Мубарак утверждал, что в Египте в силу его принадлежности к неприсоединившимся государствам нет и не может быть иностранных военных баз и что АРЕ не собирается ввязываться в проводимую США глобальную стратегию противостояния с Советским Союзом.
Кроме того, во внешнеполитической сфере Египет осуществил ряд шагов (охлаждение отношений с Израилем; меры, направленные на возвращение к политике неприсоединения и восстановление отношений с арабским миром, и др.), которые, хотя и не наносили прямого ущерба интересам США, тем не менее, сказались на характере отношений двух стран. США были вынуждены терпеть эти повороты египетской политики из-за огромного значения АРЕ для их стратегических интересов на Ближнем Востоке. Перемены в политике Египта отчасти объяснялись и тем, что администрация Рейгана отвела ему более скромную региональную роль чем та, на которую рассчитывала АРЕ. США полагали, что Египет настолько прочно связан союзническими обязательствами с США и договором с Израилем, что в обозримом будущем не имеет альтернативной политики. Египетская администрация не без оснований усмотрела в израильско-американском меморандуме о «стратегическом сотрудничестве» (ноябрь 1981 г.) признак того, что отныне среди кэмп-дэвидской тройки равноправными партнерами являются США и Израиль, а Египту отводится роль подчиненного исполнителя их стратегического курса. Египет ясно дал понять, что соблюдение обязательств, взятых в соответствии с Кэмп-Дэвидом, вовсе не означает, что он будет слепо соглашаться на все, что предложат США и Израиль.
Газета «Аль-Ахрам», отражающая точку зрения египетского правительства, писала в апреле 1984 г., что, несмотря на прочный характер американо-египетских отношений, они характеризуются определенной напряженностью. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, свои связи с Египтом Вашингтон осуществляет с оглядкой на Израиль; во-вторых, США пытаются навязать Египту и другим арабским странам «собственную концепцию их национальной безопасности, которая в качестве условия стабильности предполагает устранение советского влияния в регионе»41. Точка зрения арабских стран, в том числе Египта, на национальную безопасность, отмечала газета, отличается от американской, и ее стержень – необходимость решения палестинской проблемы. Этот совершенно иной подход «прямо и негативно» влияет на американо-арабские и особенно американо-египетские отношения.
Источником противоречий служило и то обстоятельство, что США были не слишком заинтересованы в восстановлении ведущего места Египта в арабском мире. Попытки Каира укрепить связи с арабскими странами и выработать общеарабскую концепцию региональной безопасности не встречали желаемого одобрения со стороны Соединенных Штатов. Таким образом, несмотря на сохранение высокого уровня «особых» египетско-американских отношений, уже в первой половине 80-х годов появились признаки их «эрозии». Однако возвращение Египта в ЛАГ, восстановление в 80-х годах дипломатических отношений со многими арабскими странами, поднятие престижа Египта – все эти факторы повлияли на то, что авторитет АРЕ в глазах США возрос.
Отношения с западным миром и прежде всего США, по-видимому, будут оставаться стабильными и партнерскими. Мубараку удалось добиться от американского президента понимания по многим политическим вопросам, в том числе и об очередной отсрочке платежей по займам на 1988–1989 гг. на сумму около 1,5 млрд. долл. На встрече в апреле 1989 г. также обсуждался «план Мубарака», который предусматривает проведение выборов на оккупированных территориях под международным контролем. Президент США высказался в его поддержку, подчеркнув близость позиций Египта и США по ближневосточному урегулированию. Тем не менее разногласия между двумя странами сохраняются, особенно по палестинскому вопросу (США высказывали сомнения в целесообразности создания палестинского государства). Продолжается сотрудничество между двумя странами и в военной области. Египет ежегодно участвует в маневрах «Брайт стар» совместно с американской армией. Зависимость египетской армии от американского вооружения и техники, присутствие американских военных инструкторов, по-видимому, еще будет сохраняться в течение ряда лет, хотя Египет и прилагает усилия к тому, чтобы ослабить эту зависимость за счет импорта военной техники из других стран (Франции, Англии и ФРГ). Кроме того, в последнее время имеет место тенденция к восстановлению отношений сотрудничества в военно-технической области с Россией.
Египетско-израильские отношения. Что касается египетско-израильских отношений, то после вывода израильских войск с Синая стороны в целом выполнили взаимные обязательства по первой части кэмп-дэвидских соглашений. Вместе с тем процесс «нормализации» отношений между Израилем и Египтом не оправдал надежд Тель-Авива, который стремился отсечь АРЕ от арабского мира и накрепко привязать к «кэмп-дэвидскому процессу».
Ключевой и наиболее трудный в египетско-израильских отношениях аспект – это палестинская проблема, относительно которой позиции сторон существенно различаются. Израиль рассматривает документ, выработанный в Кэмп-Дэвиде, в качестве базиса для переговоров о палестинской автономии и в качестве договорно-правовой основы своей экспансионистской политики. Египет же выдвинул принцип, согласно которому нельзя вести переговоры по палестинской проблеме без участия самих палестинцев.
Египет подверг критике израильскую политику, направленную на подавление патриотического движения в оккупированных районах, осудил действия Израиля, который, с одной стороны, вел переговоры об автономии оккупированных территорий, с другой – форсировал их колонизацию. Также египетская дипломатия настаивала на том, чтобы Израиль согласился на участие в переговорах любой палестинской организации, одобрившей резолюции Совета Безопасности ООН № 242 и 338, а также установил тесные контакты с умеренным крылом ООП. В феврале 1982 г. Мубарак отказался приехать в Иерусалим (провозглашенный Израилем в июле 1980 г. своей столицей) для продолжения переговоров по палестинской автономии.
Мубарак по-своему отреагировал на агрессию Израиля в Ливане. Было решено в максимально возможной степени «заморозить» отношения с израильскими властями, ужесточить позицию АРЕ по палестинскому вопросу. Переговоры о палестинской автономии были прерваны до тех пор, пока израильские войска не будут полностью выведены из Ливанской Республики. Одновременно Египет заявил, что не может быть и речи о возобновлении переговоров на «той же самой основе». Наконец, после трагических событий в лагерях Сабра и Шатила в сентябре 1982 г. было принято решение об отзыве египетского посла из Израиля.
Возвращение египетского посла в Тель-Авив (чего настойчиво добивались Соединенные Штаты) Египет обусловил следующими требованиями: 1) полный и безоговорочный вывод израильских войск из Южного Ливана; 2) прогресс на переговорах по вопросу об анклаве Таба (в заливе Акаба), оккупированном Израилем; 3) значительные сдвиги в деле урегулирования палестинского вопроса. Под последним египтяне имели в виду изменение позиции Израиля в интерпретации кэмп-дэвидских соглашений, т.е. отказ от принципа решения палестинской проблемы за спиной палестинцев.
В целом можно отметить очевидность того факта, что хотя Египет в отношениях с Израилем в основном и придерживается буквы мирного договора, все же нет никаких шансов на утверждение дружеских связей между двумя странами, пока не будет осуществлен принцип «территория в обмен на мир». Каждое новое израильское поселение на оккупированных землях реки Иордан и в секторе Газа расценивается Каиром как новое доказательство того, что Израиль не заинтересован в справедливом решении палестинского вопроса. Например, в одном из своих последних интервью египетскому телевидению Хосни Мубарак обвинил Израиль в проведении в отношении палестинцев «политики угнетения и массового истребления»42.
Россия и Египет. Что касается советско-египетских отношений, то, опустившись до самого низкого уровня в 1981 г., они постепенно нормализуются после прихода к власти Мубарака. По инициативе Египта оживились и расширились советско-египетские торгово-экономические связи. Важным моментом явилось восстановление нормальных дипломатических отношений и решение о возвращении послов в Москву и Каир (июль 1984 г.), что вполне отвечало интересам обеих стран.
Дальнейшему улучшению отношений между двумя странами способствовало подписание советско-египетского протокола, предусматривающего условия и сроки выплаты египетских долгов Советскому Союзу, в частности предоставление Египту льготных условий на их погашение. В 1987 г. была возобновлена деятельность общества египетско-советской дружбы, а также решен вопрос об открытии советских консульств в Александрии и Порт-Саиде. Отношения между АРЕ и СССР в 80-е годы медленно, но неуклонно улучшались. В 1987 г. тогдашний министр иностранных дел АРЕ Исмат Абдель Магид отмечал, что «...полная нормализация советско-египетских отношений, несомненно, самым позитивным образом повлияет на решение ближневосточных проблем»43. После визита Хосни Мубарака в бывший Советский Союз 14 мая 1990 г. (визит продлился три дня), во время которого Хосни Мубараком и М.С.Горбачевым была подписана советско-египетская декларация, можно говорить об укреплении российско-египетского сотрудничества, закреплении курса на диалог, на открытый и гласный обмен мнениями, равноправное сотрудничество. Поиску новых форм и направлений взаимовыгодных обменов, повышению их эффективности, безусловно, способствовала подписанная в ходе визита Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между двумя странами на период до 2000 г.44 По справедливому замечанию А.Макдермотта, «вступив на путь улучшения отношений с Советским Союзом, он (Хосни Мубарак. – Т.Ш.) делает позицию Египта между двумя великими державами более сбалансированной»45.
За последнее десятилетие Хосни Мубарак побывал в России еще дважды. Первый раз – в 1997 г., когда он встретился с Б.Н. Ельциным и обсудил перспективы сотрудничества России и Египта на ближайший период. Также президент Египта Хосни Мубарак посетил Москву с официальным визитом 26–28 апреля 2001 г. и впервые встретился лично с В.В.Путиным. Состоялись также его встречи с премьер-министром Михаилом Касьяновым, главой российского МИДа Игорем Ивановым и председателем Совета Федерации Егором Строевым. Египетское информационное агентство MENA охарактеризовало визит Мубарака как «начало нового этапа в отношениях между двумя странами». Во время визита российский и египетский президенты подписали Договор о взаимопонимании, доверии, отношениях дружбы и сотрудничества46, были обсуждены перспективы долгосрочного сотрудничества между странами, особенно в сфере экономики47. Помимо решения двусторонних проблем, на переговорах с Мубараком в Москве обсуждались проблемы мирного урегулирования ближневосточного конфликта48.
В октябре 2001 г. исполнилось 20 лет со дня избрания Хосни Мубарака президентом Арабской республики Египет. Это уже достаточно большой срок в политике, и представляется возможным подвести некоторые итоги его правления. Мубарак встал во главе Египта далеко не в самые спокойные времена. Противоречивое наследие предшественников не могло не повлиять на политический курс руководства АРЕ. Однако несмотря на это, нынешнему президенту Египта удается проводить достаточно сбалансированную, ровную политику. В целом на Западе и Арабском Востоке он имеет репутацию реалистически и патриотически настроенного государственного деятеля. Хотя Хосни Мубарак как президент АРЕ находится сейчас в гораздо более жестких условиях, нежели его предшественники, нынешнее правительство Египта старается решить нелегкую задачу: выдержать «золотую середину» между еще не отжившим наследием насеровской эпохи и последствиями «инфитаха», начатого Садатом. Определяющее влияние на политический курс, избранный Мубараком, оказало прежде всего желание обеспечить безопасность и стабильность в Египте. Президент в большинстве случаев старается действовать не методом силового вмешательства, а стремится вести диалог, желая достичь согласия между политическими силами при решении социально-экономических и политических проблем. Даже в условиях открытых враждебных выступлений мусульманских экстремистов и легальной оппозиции президент Мубарак старается не прибегать к крайним мерам. Действующий с момента гибели Садата закон о чрезвычайном положении используется сейчас, по словам самого Мубарака, «исключительно для борьбы с терроризмом в интересах общества и укрепления стабильности» и никогда не применяется против легальной политической оппозиции.
По сути, Хосни Мубарак представляет собой новый тип руководителя, который говорит немного, но проводит эффективную и хорошо сбалансированную политику, не ставит невыполнимых задач, абсолютно реалистично смотрит на вещи и не старается закрывать глаза на существующие проблемы в египетском обществе, не замалчивает их, а, напротив, пытается найти решение и в этом отношении ведет себя очень мудро. Он действительно чувствует ту самую «золотую середину», которую сейчас необходимо соблюдать в АРЕ.
1 Рифаат ас-Сайд Китабат фи-т-тарих (Очерки по истории Египта). – Каир.: «Дар ас-сакафа ал-джадида», 1980. – С. 25–26.
2 Каменский Г. Хосни Мубарак: власть – это ответственность, а не удовольствие. //О них говорят: 20 политических портретов. – М.: Политиздат, 1991. – С. 7.
3 Каменский Г. Указ. соч., с. 8–9.
4 Арабская республика Египет (справочник). – М.: Наука, 1990. – С. 102.
5 Цит. по: Андреасян Р., Гашев Б., Сейранян Б. Египет: наследство Садата и политика Мубарака. // М.: Восток и современность, 1983, № 2. – С. 36.
6 Цит. по: Каменский Г. Указ. соч., с. 20–21.
7 Каменский Г. Указ. соч., с. 23.
8 Financial Times, 7.07.1982.
9 Борисов А.Б. Политическая эволюция Египта: прошлое, настоящее, будущее. // Ближний Восток и современность, вып. 8. – М., 1999. – С. 46–47.
10 Сейранян Б.Г. Египет. // Новейшая история арабских стран Африки (1917–1987). – М., Наука, редакция восточной литературы, 1990. – С. 81.
11 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 47.
12 Kalpakian, Jack L. Infitah as Privatization and Liberalization, http://csf.colorado.edu/forums/ipe/96/feb96/0088.
13 Арабская республика Египет (справочник). – С. 105–106.
14 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 49–50.
15 Там же, с. 50–51.
16 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 50.
17 Беляков В. Бросок в пустыню. Азия и Африка сегодня, 1997, № 10, с. 10.
18 1 феддан = 0,42 га.
19 Цит. по: Беляков В. Указ. соч., с. 12.
20 Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет после арабского социализма: в поиске экономических решений.//Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Институт стран Азии и Африки. – М., 1999. – С. 16–17.
21 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 46.
22 Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Указ. соч., с. 18.
23 Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Указ. соч., с. 19.
24 Там же, с. 21.
25 Левин О. После войны в заливе. // Азия и Африка сегодня, 1992, № 2, с. 12.
26 Борисов А.Б. Указ. соч., с.47.
27 Финансовая газета (региональный выпуск), октябрь 1999, № 40 (257), с. 16.
28 Финансовая газета (региональный выпуск), с. 16.
29 Egypt – an investment-attracting center. – Arab Republic of Egypt, Ministry of Information, State Information Service (SIS), 1998, с. 22.
30 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 47.
31 Борисов А.Б. Указ. соч., с. 48–49.
32 Андреасян Р., Гашев Б., Сейранян Б. Указ. соч., с. 40.
33 Буровцев М. Внешняя политика Египта на рубеже 90-х гг. // Специальный бюллетень ИВ РАН. – М., 1991, № 2. –С. 95.
34 Левин О. Указ. соч., с. 11.
35 Цит. по: Сейранян Б.Г. Египет. Указ. соч., с. 86.
36 Левин О. Указ. соч., с. 11–12.
37 Буровцев М. Указ. соч., с. 98.
38 Там же, с. 98–99.
39 Сейранян Б.Г. Египет. Указ. соч., с. 84.
40 В период президентства Садата США добились права использовать порт Рас-Банас на Красном море и военный аэропорт в Кене. Американцы получили доступ и к некоторым другим военным объектам.
41 Цит. по: Сейранян Б.Г. Указ. соч., с. 85.
42 http://www.rian.ra/rian/index.cfm?prd_id=61&msg_id=1581516&startrow=1&date=2001-04-24.
43 Цит. по: Великий Д. Неспешный ренессанс на берегах Нила.//Азия и Африка сегодня, 1990, № 7, с. 28.
44 Три дня в мае//Азия и Африка сегодня, 1990, № 7, с. 29.
45 McDertnott A. Egypt from Nasser to Mubarak: a flawed revolution. – N.Y.: Croom Helm, 1988, с. 150.
46 http://www.gazeta.ru/lenta.shtml/24.04.2001/23:44.
47 Беляков В. Мубараку в Москве как дома//Труд, 28.04.2001.
48 Беленькая М. Мубарак между политикой и экономикой//Независимая газета, 27.04.2001.

Комментариев нет:

Отправить комментарий