понедельник, 30 сентября 2013 г.

Борьба с терроризмом в Израиле в начале 2000-х годов

Постановка вопроса:
терроризм как проблема исследования
Терроризм представляет и, возможно, будет представлять в течение ближайших десятилетий наибольшую угрозу международной стабильности. «Международный терроризм сегодня многолик. Он не только, как хамелеон, изменяет окраску, но и как легендарная гидра: вместо одной отрубленной головы появляются новые, все более опасные»1. Свержение существующего строя (Сендеро Люминосо, Революционное Движение имени Тупак Амару), борьба за независимость (Ирландская Республиканская Армия, ЭТА), священная война против неверных (Аль Каида, Хезболла), приготовление людей к приходу мессии или концу света (Аум Синреке, секта Дэвида Кореша), уничтожение человека как биологического вида (Фронт Освобождения Земли) – вот лишь некоторые постулаты современных террористов. Тем не менее без преувеличения можно сказать, что лишь трагедия 11 сентября 2001 г. открыла глаза так называемому «золотому миллиарду» на реальность угрозы, исходящей от террористов. До этих событий даже самые жестокие теракты не могли поколебать уверенности западного сообщества в своей безопасности. Запад волновало в первую очередь соблюдение прав человека. Как пишет Зеэв Гейзель, «после очередного террористического акта международные СМИ скороговоркой проговаривали слова соболезнования семьям погибших – и тут же интервьюировали членов ООП о страданиях палестинского народа»2.
По иному стоит проблема борьбы с терроризмом в Израиле. Здесь речь идет о перемежающейся войне между Израилем и его арабскими соседями3, с одной стороны, и ежедневным террором палестинских организаций, с другой. Причем и военные действия арабских соседей, и террор палестинских организаций ставят своей целью уничтожение государства Израиль.
За более чем 50 лет своего существования службами безопасности Израиля накоплен ценнейший опыт по предотвращению терактов, поимке и уничтожению террористов, созданы элитные спецвойска (сайерет), способные проводить контртеррористические операции.
За эти годы опытным путем доказано, что бороться с терроризмом можно лишь с помощью целого комплекса мер: нельзя говорить, что проблему терроризма можно решить лишь политическим путем или, наоборот, лишь военным. И все-таки Израилю до сих пор не удалось победить терроризм.
В настоящей статье мы рассматриваем три аспекта антитеррористической деятельности государства Израиль: юридический, военный и политический.
Под юридическим аспектом мы понимаем ту законодательную базу, которая регулирует деятельность израильских спецслужб в борьбе с терроризмом. В первую очередь, интересен вопрос, как повлияло на результативность работы ШАБАК, Моссад и АМАН смягчение, или ужесточение законов о борьбе с терроризмом.
Сотрудники Моссада на задании
Военный аспект. В этом разделе мы собираемся рассмотреть те военные операции, которые проводили спецслужбы Израиля. Как и в первом случае, вопрос здесь стоит о результативности этих действий.
Политический аспект. Израильское руководство неоднократно пыталось решить палестинскую проблему (основной источник терроризма) политическим путем. Речь идет о переговорах непосредственно с палестинским руководством (лидером ООП Ясиром Арафатом), о попытках наладить отношения с соседними арабскими государствами (то есть о намерении лишить палестинских террористов внешней поддержки), о планах раскола палестинского «освободительного» движения изнутри.
Безопасность государства Израиль обеспечивают: Моссад – служба внешней разведки, АМАН – военная разведка и Шин Бет – служба внутренней безопасности.
Основным руководящим органом разведки и служб безопасности является Комитет руководителей служб, известный под названием Ваадат. Полномочия, предоставленные зарубежной разведке и службам внутренней безопасности, не регламентированы специальным законом, однако они отражены в израильском законодательстве. Параграф 29 Закона о правительстве государства Израиль, принятого в 1968 г. и исправленного в 1992 и 2001 гг., гласит: «Правительству предоставлено право осуществлять от имени государства в соответствии с законом любой акт, претворение в жизнь которого не поручено законом какому-либо другому органу»4.
Против государства Израиль ведут постоянную террористическую борьбу следующие организации: ХАМАС, Хезболла Палестины, Исламский Джихад Палестины, ФАТХ-Революционный Совет (группа Абу-Нидаля), Демократический Фронт Освобождения Палестины, Народный Фронт Освобождения Палестины (НФОП), НФОП Общее Командование, НФОП Главное Командование, Национальный Фронт Борьбы.
Идеология террористических групп, ведущих борьбу с Израилем, варьируется от марксизма-ленинизма до хомейнизма и панарабизма. Условно, по их идеологической ориентации, палестинские террористические организации можно разделить на «религиозные» (фундаменталисты) и на нерелигиозные «левые».
Религиозные группы: ХАМАС, Хезболла Палестины, Исламский Джихад.
Бойцы группировки Хамас на параде
Левые террористические группы: ДФОП, НФОП, НФОП Главное Командование, НФОП Специальное Командование.
И те, и другие видят свою основную цель в утверждении независимости Палестины и уничтожении еврейского государства Израиль. И тех, и других объединяет способ достижения этой цели – терроризм. Основные же различия заключаются в следующем: для религиозного крыла – создание единой арабской (шиитской) исламской республики (Хезболла), независимого исламского государства Палестина (ХАМАС), начало общеарабской религиозной войны против сионизма, под которым подразумевается не только и не столько Израиль, сколько США (Исламский Джихад).
Для левых групп – это: всеобщая арабская революция (группа Абу-Нидаля), уничтожение консервативных режимов арабского мира и всеобщая арабская революция, направленная против империализма, в первую очередь против США (ДФОП); всеобщая арабская социалистическая революция, уничтожение капитализма и борьба с Западом (НФОП).
Именно эти идеологические разночтения не позволяют террористам выступить единым фронтом, хотя, с другой стороны, обеспечивают им поддержку непримиримых врагов Израиля (между которыми тоже нет идеологического единства) – Сирии, Ливии, Ливана, Судана, Ирака и Ирана. Сирия и Ливия поддерживают в основном левых, Иран – фундаменталистов. Как среди террористов, так и среди правительств, их поддерживающих, идет борьба за то, кто возглавит «священную войну с Израилем». Такое положение вещей заметно облегчает работу антитеррористических структур Израиля.
Было бы весьма наивным считать, что идеологические лозунги действительно являются движущей силой террористического движения. Сегодня это не так. Вся эта идеология – лишь «фиговый листок», прикрывающий целую индустрию терроризма. С точки зрения канонического ислама никакого джихада с евреями или христианами, которых Коран называет «людьми Книги», быть не может. Нельзя считать серьезной идеологией и «хомейнизм», который, по всей вероятности, доживает свои последние дни. В Иране, на родине «хомейнизма», уже давно медленно, но верно идет либерализация общества, и ни о какой исламской революции в других арабских странах иранское руководство всерьез давно не думает. Панарабизм сегодня можно рассматривать как пропагандистскую выдумку в стиле Муамара Каддафи. Как реакция арабских стран на операции американских войск «Буря в пустыне» и «Несгибаемая свобода», так и все арабо-израильские войны ясно показали отсутствие какого-либо единства в арабском мире. Образно говоря, араб арабу совсем не друг, не товарищ и не брат. Во всех арабских странах сохранилось клановое деление и не просто клановое: зачастую человек просто из другой деревни воспринимается как чужак.
Юридический аспект борьбы с терроризмом
Юридический аспект проблемы борьбы с терроризмом является одним из самых сложных, серьезных и неоднозначных, особенно в свете событий 11 сентября 2001 г., когда перед большинством демократических стран встал вопрос о возможности или даже необходимости пересмотра своего внутреннего законодательства. При этом имеются в виду изменения, касающиеся ограничения прав человека. Именно поэтому так важен сейчас опыт Израиля, практикующего такие ограничения на протяжении многих десятилетий.
Принято считать, что единственным демократическим государством Ближнего Востока является Израиль5. Как в любом демократическом государстве на его граждан и на всех людей, проживающих или работающих на его территории, распространяется весь набор демократических прав и свобод, то есть: право на жизнь, право на свободу передвижения, право на труд, право на конфиденциальность личной жизни и т.д. Однако в период с 1967 по 1984 г. в интересах государственной безопасности права эти были существенно ограничены. Необходимо сразу оговориться, что эти ограничения касались, в основном, палестинцев, проживающих на оккупированных территориях и не являющихся гражданами Израиля. К гражданам Израиля эти ограничения в массовом порядке не применялись6.
Палестинская автономия, карта.
Институтами, практикующими такие ограничения, на основе подзаконных актов являются уже названные выше спецслужбы. Например, израильский закон разрешает полиции и службам безопасности задерживать и содержать под стражей с целью допроса любого гражданина Израиля, который находился в контакте с иностранцами без специального разрешения или очевидной причины, например, участия в бизнесе или в случае нахождения у иностранца на службе.
В наследство от Великобритании Израиль получил законы, защищающие деятельность спецслужб. Их деятельность строго засекречена, причем не только от израильского общества, но и от государственных органов, например, от государственного контролера: «Государственный контролер имеет доступ к бюджетам Моссад и Шин Бет, но не к информации о тайных операциях, которая могла бы объяснить эти расходы»7.
Судебные процессы по обвинению в шпионаже, причем как граждан Израиля, так и иностранцев, проходят в атмосфере строжайшей секретности. Запрещено публиковать даже имя обвиняемого.
Шин Бет и АМАН имеют право устанавливать подслушивающие устройства и перехватывать телефонные разговоры. Для этого руководители спецслужб должны получить санкции министров, их курирующих. Для Шин Бет – это премьер-министр, для АМАН – министр обороны. В неотложных случаях директор Шин Бет сам может «дать добро» на прослушивание в течение 48 часов без согласования с высшими инстанциями8. Директор АМАН имеет право перехватывать разговоры любого лица, в том числе гражданского (даже премьер-министра и министра обороны), если оно использует военную связь9.
В Израиле действует цензура, имеющая право запретить к печати информацию о работе одного из силовых ведомств, конфисковать весь тираж печатного издания, или попросту закрыть его. Примечательно высказывание бригадного генерала Ицхака Шани – начальника военной цензуры с 1977 г.: «Каждый репортер обязан представлять материал в цензуру. Кто этого не делает – тот преступник!»10
Ограничения подобного рода были (для служебного пользования) сформулированы сотрудниками Шин Бет в так называемой «Системе». Это был не нормативный документ, а лишь некое общее неписаное руководство к действию.
Суть «Системы» была во введении двойного стандарта в вопросах внутренней безопасности. Арабы были лишены многих прав и свобод, распространявшихся на евреев: «Существует разница между людьми, которые совершают преступления по обычным криминальным побуждениям или из чувства, что их безопасность находится под угрозой (в основном евреи), и теми, кто совершает преступления по политическим мотивам (в основном арабы)»11. С точки зрения международного права, «Система» нарушает статьи 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13, 15 «Всеобщей декларации прав человека»12.
Например, в соответствии с установками «Системы» спецслужбами стали применяться пытки по отношению к задержанным по подозрению в терроризме; для допроса и содержания под стражей палестинцев были созданы особые тюрьмы и тюремные блоки, находящиеся вне компетенции тюремной администрации и полиции13. Меры, ранее считавшиеся экстраординарными, стали нормой: массовые аресты, комендантский час, закрытие кварталов, разрушение домов, отключение телефонной связи, воды и электричества, запрет на выезд на работу в Израиль, запрет на выезд за рубеж, запрет на продажу сельскохозяйственной продукции, закрытие учебных заведений и вырубка деревьев вдоль дорог14. До сих пор в Израиле официально разрешено так называемое «умеренное физическое воздействие на подозреваемых», которое, иногда приводит к их гибели15. Именно такие порядки в Израиле резко критиковались авторитетными в наше время комиссиями по правам человека, организацией Международная Амнистия и в целом всем «политкорректным» западным сообществом. В сентябре 1999 г. практика была запрещена Верховным судом Израиля.
Вопрос о том, можно ли в демократическом государстве ограничивать права человека, которые, по сути, и являются залогом того, чтобы государство считалось демократическим, вопрос, безусловно, важный, однако мы позволим себе рассмотреть лишь практические результаты подобных ограничений.
Так, в деятельности Шин Бет можно выделить два периода: с 1967 по 1984 г. (применение «Системы») и с 1993 по 2000 г. (отказ от «Системы»).
В 1967 г. (после окончания Шестидневной войны) изменилось отношение к Израилю в мировом демократическом сообществе. Из государства, которое боролось за свое существование и заслуживало всяческой поддержки, Израиль в глазах мирового сообщества превратился в «оккупационную державу», а Шин Бет стала «службой безопасности оккупационной державы»16.
Шестидневная война 1967 г.
В самом Израиле произошли серьезные трансформации в разведорганах страны. С 1967 г. «Система» стала единственно возможным методом борьбы с ООП. В 1984 г. инцидент с автобусом № 300 и последовавшее затем расследование – положили конец применению «Системы».
В этот период оккупированные территории были покрыты сетью информаторов. Практически о любом готовящемся теракте Шин Бет узнавала первой. Сотрудничество с Шин Бет давало агентам огромные преимущества: право беспрепятственного выезда с оккупированных территорий, возможность продажи сельскохозяйственной продукции и, что самое главное, реальную безопасность. Отказ от такого сотрудничества расценивался как пособничество террористам, что вело к многочисленным и разнообразным карательным мероприятиям. Одним из основных видов наказания были взрывы домов. По замыслу руководителей Шин Бет эти взрывы должны были наглядно показать, что ожидает тех, кто противостоит Израилю или помогает террористам. Также в арсенале Шин Бет было и такое наказание, как выдворение в Иорданию без права возвращения17. Сотрудников Шин Бет стали называть «королями территорий». Именно в таком определении их статуса следует искать причины краха «Системы». Абсолютная вседозволенность и безнаказанность службистов усыпила их бдительность, привела к ощущению полной безопасности и безграничных возможностей. Это проявилось во время штурма автобуса № 300, когда Шин Бет совершила одну из самых непростительных ошибок в своей истории.
13 апреля 1984 г. четыре палестинских террориста захватили рейсовый автобус № 300 Тель-Авив – Ашкелон. На одном из блокпостов израильским солдатам удалось остановить автобус, прострелив его шины. Автобус был окружен армейцами и сотрудниками Шин Бет. Вскоре выяснилось, что автобус захвачен дилетантами. В результате штурма, проведенного солдатами сайерет, двое террористов были убиты. Также погиб один из заложников, двое были ранены. Один из журналистов успел сфотографировать, как сотрудники Шин Бет пинками заталкивают двоих раненых палестинцев в машину. Через некоторое время пресс-служба Шин Бет заявила, что при штурме погибли все четыре террориста. Расследование показало, что двое раненых террористов сразу после короткого допроса были расстреляны. Результаты расследования потрясли израильское общество. Аврахам Шалом, глава Шин Бет, был отправлен в отставку. Шин Бет потеряла доверие израильского населения18.
Второй период длился с 19 сентября 1993 г. (подписание Декларации Принципов и мирного договора с ООП) по 27 сентября 2000 г. (начало интифады Аль-Акса). Мирный процесс, включавший признание ООП и создание Палестинской Автономии, привел к тому, что многое из прежней практики и методов израильских служб безопасности пришлось исключить. В последние годы израильские службы безопасности пытались (и пытаются до сих пор) вести борьбу с терроризмом с помощью общепринятых в мире мер. К сожалению, борьба эта малоэффективна.
Между этими двумя периодами была интифада, которая полностью разрушила всю сеть осведомителей, информаторов и коллаборационистов. За первые три года интифады восставшими было убито 700 палестинцев и лишь 60 израильтян. Об интифаде можно говорить как о стратегическом просчете Шин Бет. Бытовало мнение, что смертная казнь «лишь заставит фидаинов драться ожесточеннее», в результате чего израильские тюрьмы переполнились пленными палестинцами. Многие из них были освобождены в результате официальных обменов. Таким образом, к 1985 г. на оккупированных территориях собралось около 600 «закаленных политических активистов и боевиков»19, прошедших «школу Шин Бет», которые и составили ядро восстания.
Во всех террористических актах против граждан Израиля за первый период (17 лет) погибло 115 человек и было ранено 472. За второй период (7 лет) убито 311 и ранено 1329 человек.
Военный аспект
антитеррористической деятельности20
Основную идею, структурирующую борьбу Израиля с арабским терроризмом, можно сформулировать следующим образом: Израиль НЕ ведет переговоры с террористами и НЕ выполняет их требований. После каждого террористического акта, направленного против государства Израиль или его граждан, проводится акция возмездия; ни один террористический акт не остается безнаказанным: если исполнителей и организаторов нельзя привлечь к ответственности легальным путем, они должны быть физически уничтожены.
Израильские спецслужбы наряду с общепринятыми методами борьбы с терроризмом: арестами, следственными действиями, агентурными разработками – применяют и другие, осуждаемые мировым сообществом методы: убийства террористов, их похищения, шантаж и т.п.
Для того чтобы понять, насколько действенной оказалась эта политика по отношению к террористам, следует рассмотреть несколько операций (как успешных, так и провальных), проведенных спецслужбами Израиля, и проанализировать их результаты. Операции эти можно классифицировать следующим образом:
• Операции по ликвидации руководителей террористов: ликвидация Фатхи Шакаки (операция «Кесария»), ликвидация Абу Джихада и покушение на Халеда Машаля.
• Акции возмездия: операция «Дар» и акция по уничтожению группы «Черный Сентябрь».
• Операции по освобождению заложников: операция в Энтеббе и инцидент с «автобусом матерей».
Однако такая классификация является лишь умозрительной. На деле все цели операций тесно переплетены. Например, ликвидация Абу Джихада является акцией возмездия за захват израильского автобуса (инцидент с «автобусом матерей»).
Ликвидация террористов. 
1. Ликвидация Абу Джихада (Холил эль-Вазир), 1988 г.
Решение об устранении Абу Джихада, второго человека в руководстве ООП, фактически, правой руки Арафата, было принято после организованного им захвата автобуса в пустыне Негев (инцидент с «автобусом матерей»). Операция была предложена и санкционирована премьер-министром Израиля Ицхаком Рабином. Подготовкой операции занимались начальник штаба генерал Шомрон и его заместитель Эхуд Барак.
2. Ликвидация руководителя группы «Исламский Джихад» Фатхи Шакаки.
Решение о ликвидации Фатхи Шакаки было принято «Комитетом X»21 26 января 1995 г. За несколько дней до этого в интервью арабской газете, издающейся в Лондоне, Шакаки взял на себя ответственность за совершение ряда терактов в Израиле (взрыв на перекрестке в Бейт Лид – 19 убитых и взрыв автобуса около Кфар Даром – 8 убитых).
3. Неудавшаяся попытка устранения Халеда Машаля – лидера военного крыла ХАМАС.
Решение о ликвидации Халеда Машаля было принято 1 августа 1997 г. по инициативе премьер-министра Израиля Б.Натаньяху. План операции был разработан непосредственно директором Моссад Дани Ятомом.
25 сентября 1997 г. в Иордании агентами Моссад было совершено покушение на Халеда Машаля. Двое оперативников выплеснули ему в лицо смертельную дозу нервно-паралитического газа. Однако двое из восьми оперативников Моссад, принимавших участие в операции, были задержаны властями Иордании.
Ликвидация Абу Джихада не достигла своей стратегической цели. Его похороны стали поводом для бурных и неуправляемых выступлений палестинцев на Западном Берегу; израильские солдаты в тот день убили пять и ранили несколько десятков палестинцев. Полковник КГБ Лев Баусин в своей книге «Спецслужбы мира на Ближнем Востоке» описывает свой разговор с Абу Джихадом: « – Мой сын, – представил юношу Абу Джихад... – если меня убьют, то он продолжит мое дело. Его убьют – в строй бойцов за возвращение на родину встанут другие. Палестинцы должны вернуться на родину»22.
Именно так на деле и происходило. На смену одному террористу приходил другой. Фигура убитого лидера становилась символом мученичества (героизма) для всего террористического движения.
С другой стороны, убийство Фатхи Шакаки значительно ослабило «Исламский Джихад». Наследник Шакаки – доктор Рамадан Абдалла Шалах не имел ни харизмы, ни организаторских и интеллектуальных способностей Шакаки, что сильно повлияло на деятельность и статус организации. Сейчас, однако, «Исламский Джихад» оправился от потрясений и вновь стал одной из самых опасных палестинских террористических организаций.
В связи с этим уместно говорить о роли лидера в террористическом движении. Сотрудники Шин Бет и Моссад неоднократно повторяли, что «фидаины» – плохие солдаты, и без опытного руководителя, без харизматической фигуры во главе организации вся борьба за независимость Палестины не стоит и выеденного яйца: «Лучше иметь стадо баранов во главе со львом, чем стадо львов во главе с бараном», однако львов террористического движения можно пересчитать по пальцам. Упомянутый выше полковник Лев Баусин признает, что «физическое уничтожение израильскими спецслужбами руководящего состава ПДС хотя и не приводит к подавлению выступления палестинского народа, не снижает накала их борьбы за независимость, однако, негативно влияет на все движение в целом»23. С ним согласен и представитель Центра исследований проблем терроризма в Яффе Ариэль Мерари: «Это один из тех случаев, когда потеря одного человека оказывает непосредственное влияние на качество палестинских операций»24.
К принципиально другим последствиям приводит провал подобных операций. Наиболее яркой иллюстрацией здесь является неудавшееся покушение на Халеда Машаля. В первую очередь, ущерб был нанесен имиджу государства Израиль. Разразился грандиозный международный скандал. В обмен на освобождение захваченных оперативников Моссад король Иордании Хусейн потребовал от премьер-министра Израиля доставить в Амман противоядие, позволившее спасти жизнь Халеду Машалю. Израилю пришлось принести официальные извинения, соседние арабские страны потребовали отставки главы Моссад Дани Ятома. Правительство Канады потребовало от руководства Израиля объяснений, почему канадские паспорта, предназначенные для еврейских эмигрантов, используются спецслужбами для проведения подобного рода операций.
Еще больший ущерб был нанесен спецслужбам Израиля. И дело не только в нанесенном уроне их престижу. По требованию короля Хусейна из израильских тюрем были выпущены 70 боевиков ХАМАС, а также духовный лидер этой организации шейх Ахмед Ясин.
Акции возмездия. Израильское правительство руководствуется принципом, что за каждым террористическим актом, направленным против Израиля, должна последовать акция возмездия.
Операция "Дар" 1868 г.
Операция «Дар», 28 декабря 1968 г.
22 июля 1968 г. террористами был захвачен авиалайнер израильской авиакомпании Эль Аль, следовавший из Израиля в Рим. Террористы заставили пилота приземлиться в Алжире. «Пассажиры и экипаж в течение трех недель были пленниками в Алжире, и только после выхода на свободу дюжины раненых палестинских партизан, воздушные пираты отпустили заложников. Произошла унизительная для страны и создающая опасный прецедент капитуляция перед бандитами»25. Четыре месяца спустя 26 ноября 1968 г. в аэропорту Афин двое террористов, прибывших из Бейрута, обстреляли самолет компании Эль Аль. В результате погиб израильский гражданин, была ранена стюардесса и сильно поврежден самолет.
Решение о нанесении удара возмездия принял премьер-министр Израиля Эшкол, который заявил: «Мы просто не можем оставлять это без ответа»26. Так как Бейрут был в то время одним из центров арабского терроризма, было принято решение о проведении военной операции возмездия под названием «Дар». Целью этой операции было уничтожить наибольшее количество арабских самолетов, при этом избегая потерь среди гражданских лиц, а также нанесения урона неарабским самолетам; повредить или уничтожить жизненно важные сооружения аэропорта (цистерны с горючим); если количество арабских гражданских самолетов будет недостаточно велико, попытаться уничтожить военные самолеты, стоящие в соседнем секторе аэропорта27.
Десантниками сайерет было уничтожено 14 самолетов авиакомпаний Ближневосточные Авиалинии (МЕА), Международные Ливийские Авиалинии (LIA) и Средиземноморской Транспортной Авиакомпании (ТМА). Случайно также был взорван самолет авиакомпании государства Гана, впоследствии Израиль возместил стоимость этого самолета. Общий ущерб арабов составил около 100 млн. долларов.
Вторая акция возмездия – это уничтожение группы «Черный Сентябрь», ответственной за убийство израильских спортсменов на олимпиаде в Мюнхене.
«Комитет X» принял решение о полном физическом уничтожении всех лиц, прямо или косвенно причастных к мюнхенской трагедии. Перед каждым убийством члены опергруппы получали разрешение непосредственно от премьер-министра. За 1972 г. было уничтожено 13 палестинцев, ночью 10 апреля 1973 г. были убиты Мухаммад Нажжар и Камаль Авдан – командиры «Черного Сентября». 22 января 1979 г. от взрыва бомбы погиб последний и самый важный член организации – Али Хасан Саламех.
Акциями возмездия израильские спецслужбы достигли нескольких результатов. Во-первых, в глазах мирового сообщества Израиль стал страной, занимающейся государственным терроризмом. Во-вторых, было оказано серьезное психологическое воздействие на террористов. В-третьих, подобными операциями у израильских граждан создавалась уверенность в том, что их правительство готово пойти на самые крайние меры, чтобы защитить их или, в крайнем случае, отомстить за их смерть.
Операции по освобождению заложников. Непосредственно за подобные операции отвечают десантники сайерет.
Операция по освобождению заложников в Энтеббе.
27 июня 1976 г. четверо террористов (двое палестинцев из НФОП и двое немцев из банды Баадер-Майнхоф) захватили аэробус авиакомпании «Эр Франс», который выполнял рейс Тель-Авив – Париж с 250 пассажирами на борту. Террористы заставили пилота посадить самолет в угандийском аэропорту Энтеббе.
Во время штурма здания аэропорта израильскими десантниками были убиты семеро террористов и 45 угандийских солдат. Три члена НФОП были тайно захвачены в плен израильтянами. Десантники освободили более сотни заложников, хотя двое мирных людей погибли под перекрестным огнем. С израильской стороны была одна-единственная жертва.
Операция по освобождению «автобуса матерей», 7 марта 1988 г.
Трое палестинских террористов захватили автобус близ города Димона. Все пассажиры автобуса (11 человек) были женщинами, работающими на ядерной станции в Димоне; десять из них были матерями – отсюда название операции. После убийства террористами водителя автобуса силами подразделений сайерет ЙАМАМ автобус был взят штурмом, при котором погибли две заложницы и все террористы. План операции захвата «автобуса матерей» подготовил один из руководителей ООП – Абу Джихад. Особо пристальный интерес к этому теракту объясняется тем, что он был косвенно направлен против самого секретного израильского объекта – ядерной станции в Димоне, которая является, по словам Ясира Арафата, «самой опасной военной целью на Ближнем Востоке» – местом создания израильского ядерного оружия.
Успешные операции по освобождению заложников привели к тому, что этот вид терроризма на сегодняшний день практически исчез. Подобные захваты стали, по сути, абсолютно бессмысленными: террористы, осуществившие захват, будут убиты при штурме, так как переговоров Израиль не ведет и требования захватчиков не выполняет, то есть в операциях такого типа должны участвовать смертники. С точки зрения руководителей террористических организаций, «полезный» результат от подобных «публичных» захватов также равен практически нулю, так как жертв мало, цели не достигнуты, а бойцы погибли. Именно поэтому большинство террористических групп сделало ставку на террористов-смертников или на тайные похищения солдат или мирных граждан.
На сегодняшний день работа израильских спецслужб сделала государственную авиакомпанию «Эль Аль» самой безопасной (в плане охраны) в мире, а израильские объекты за рубежом превратились в неприступные крепости.
Политический аспект
Нерешенность арабо-израильского конфликта является главным источником антиизраильского терроризма.
Попытки израильского правительства решить палестинскую проблему мирным путем на основе обоюдного признания ООП и Израиля можно рассматривать как политический аспект борьбы Израиля с арабским терроризмом.
После длительных переговоров, 9 сентября 1993 г. глава ООП Ясир Арафат направил письмо премьер-министру Израиля Ицхаку Рабину. В этом письме Арафат пишет, что в обмен на признание ООП его организация признает «право государства Израиль на существование в мире и безопасности», признает резолюции ООН № 242 и №338, откажется от терроризма как метода борьбы и обязуется препятствовать тем силам, которые не будут следовать этим пунктам28. Позже последовало подписание Декларации принципов в Вашингтоне 13 сентября 1993 г., создавшее Палестинскую Национальную Администрацию в том виде, в котором она существует по сей день.
Казалось, что этим договором ООП раз и навсегда отделила себя от таких организаций, как ХАМАС, Хезболла, Исламский Джихад и прочих террористов. К сожалению, сегодня стало окончательно ясно, что все эти договоренности так и остались на бумаге. По сути, Израиль, «переступив через свою гордость», протянул руку дружбы Палестине, однако это не привело к установлению мира. Из дальнейшего развития событий стало ясно, что Ясиру Арафату: а) не нужен мир и б) он не в состоянии контролировать палестинские террористические организации. К примеру, он отказался от мирного соглашения, предложенного ему премьер-министром Эхудом Бараком, который готов был отдать под контроль Палестины от 94 до 96% территорий Западного берега и сектора Газа.
Складывается впечатление, что для Арафата продолжение террора – это единственный способ удержать власть. Палестинцы взрывают бомбы в Израиле – израильские солдаты убивают палестинцев – весь мир видит трупы палестинских детей и автоматы израильских солдат: дело Арафата процветает. Мир рукоплещет маленькой, но гордой Палестине, ведущей «неравный бой» с большим и агрессивным Израилем.
Для этого политика вообще характерно стремление удержать власть на крови собственного народа. Наиболее ярким тому примером является так называемый «Черный сентябрь» (1970 г.), когда Арафат решил устроить в Иордании палестинское государство, что привело к тысячам жертв среди палестинцев. Король Хусейн жестоко подавил палестинское восстание. Дело дошло до того, что палестинские боевики топили оружие в реке Иордан и шли в Израиль сдаваться.
Ясир Арафат
Ясир Арафат не контролирует палестинские террористические группы, несмотря на то, что в его подчинении находятся хорошо вооруженные полицейские. И это очень просто объяснить. Арафат не может позволить себе гражданской войны с оппозиционными ему группировками, так как первой жертвой такой войны станет он сам. С политиком, который не контролирует ситуацию, договариваться бессмысленно.
Борьбу палестинцев за независимость поддерживает множество арабских стран. Именно поэтому можно говорить о намерениях правительства Израиля договориться с этими странами и тем самым выбить из-под террористического движения его финансовую, военную и политическую опору. Конечно, было бы несомненным преувеличением сказать, что, например, соглашения в Кэмп-Дэвиде были лишь попыткой лишить Палестину египетской поддержки, однако и эту сторону вопроса следует учитывать. Реально действующие мирные договоры государство Израиль подписало лишь с Египтом и Иорданией, основную же поддержку палестинские террористы получают от Сирии, Ирана, Ирака, Ливии и Ливана.
Спецслужбы государства Израиль старались внести раскол в и без того неоднородную массу палестинских террористов. Израильские спецслужбы финансировали ХАМАС в надежде противопоставить его ООП и Ясиру Арафату. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Как пишет журналист Леонид Радзиховский, «известные своим хитроумием евреи так и не смогли изнутри расколоть палестинцев, так и не смогли воспитать лояльное крыло – вчерашних противников, ставших лояльными и вменяемыми политиками»29. Одной из причин этого стала несовместимость израильской и палестинской политических культур. В среде палестинцев не сформировалось и не может сформироваться по настоящему либеральное политическое движение, которое бы вело переговоры с Израилем и отвечало за выполнение договоренностей.
Борьба с терроризмом после 11 сентября 2001 г.
Ни политический диалог, ни военные операции не приводят к уничтожению терроризма. Нельзя одновременно бороться с терроризмом и при этом скрупулезно соблюдать права человека.
Рухнувшие башни Всемирного торгового центра навсегда похоронили иллюзию безопасности всего Западного общества и подорвали его основу – веру в самодостаточность демократических ценностей. В свое время Адольф Гитлер пришел к власти, используя демократические механизмы. Сегодня Усама бен Ладен и иже с ним, используя демократические свободы, покушаются на западную цивилизацию. Теракты 11 сентября позволили Западу лучше понять методы, применяемые государством Израиль по защите от терроризма.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что эра политической корректности закончилась. Западная цивилизация постепенно начинает осознавать, что успешно бороться с международным терроризмом можно лишь комплексом мер, включая ограничение прав человека в пользу национальной безопасности, что, конечно, безнравственно по своей природе. Это именно тот случай, когда малая доза яда может спасти больного, главное не перестараться. Опыт израильских служб безопасности показывает, что хотя ограничения прав человека ведут к улучшению результативности антитеррористической деятельности, они оказывают также и деморализующее, разлагающее влияние на тех, кто их применяет. Ощущение вседозволенности ведет к потере чувства реальности.
Еще одна опасность – это возможность применения подобных ограничений для борьбы с инакомыслящими. Можно сказать, что эта проблема идентична проблеме жертв среди мирного населения в период войны. В свое время эту проблему для себя решил М. Пришвин: «Нравственно, когда человек жертвует собой ради других, и безнравственно, когда общество жертвует человеком».
Сегодня в американских СМИ всерьез обсуждается вопрос о легализации пыток, изменении законов о выдаче преступников, о введении тотального контроля государства за личной жизнью граждан. В Великобритании власти озабочены тем, что 60% наемников, воюющих на стороне движения Талибан против войск союзников, являются британскими гражданами, и правительство не может повлиять на их поведение. Во Франции небывалое событие – забастовка полицейских. Стражи порядка протестуют против бессмысленных правил, в полной мере отражающих права человека, однако, делающих борьбу с преступностью (в том числе терроризмом) невозможной. В Германии власти принимают решение начать борьбу с исламскими экстремистами, проживающими на их территории. Раньше они этого не делали, так как за каждым арестом следовало обвинение в «нарушении свободы слова и вероисповедания».
США, Германия, Франция, Великобритания вдруг осознали, что на их территории находятся крупные мусульманские диаспоры, где процветает религиозный экстремизм. Любая диаспора потенциально может стать центром преступности. В незнакомой стране люди одной национальности и разнообразных профессий (а террорист – это тоже профессия) предпочитали объединяться. В пример можно привести итальянскую, русскую, еврейскую и китайскую мафии.
Сегодня мы говорим об арабском терроризме, рассадником которого являются арабские диаспоры. Лишь потрясение от терактов 11 сентября заставило правительство США заблокировать счета террористов. Лишь трансляция в прямом эфире репортажей о гибели тысяч людей заставила поднять вопрос о существенном ограничении понятия банковской тайны.
Оценивая ситуацию, сложившуюся в мире сегодня, можно сказать, что ни один из описанных здесь способов борьбы с терроризмом себя не оправдал. Попытка решения проблемы терроризма путем ограничения прав человека ведет к тоталитаризму; борьба с терроризмом исключительно военными средствами (путь уничтожения террористов) ведет к интенсификации конфликта.
Политический путь решения конфликта (например, путем диалога) во многих случаях невозможен. И дело не только в том, что у Израиля нет реальных партнеров для переговоров. Гораздо большим препятствием для политического решения палестинской проблемы является несовместимость политических культур двух народов. То, что в одной культуре является проявлением высшей политической мудрости (компромисс, диалог), в другой культуре воспринимается как проявление слабости.
Когда речь идет о длительных конфликтах на четко определенных территориях, то рано или поздно в дело вступает демографический фактор. Подрастает поколение людей, которые не знают, что такое мир. В палестинском вопросе этот фактор является одним из ключевых. Неразрешимость палестинского вопроса не в том, что нельзя договориться с руководством ООП, а в том, что палестинская молодежь (на 1997 г. 47% населения Палестинской Автономии моложе 14 лет, 11,6% – неграмотные30) не хочет мира с Израилем. Именно арабская молодежь является основой всех террористических организаций, в том числе и бригад смертников. Средний возраст террористов-камикадзе, например, не превышает 25 лет.
В силу ряда причин значительно возросла и роль пропаганды, нацеленной на привлечение новых кадров, формирование положительного образа террористических организаций, дискредитация попыток Израиля решить палестинскую проблему.
Из всего этого можно сделать лишь один вывод: терроризм возможно победить, только применив в совокупности целый комплекс мер, сочетающих в себе превентивные силовые акции, боевые операции войск и спецподразделений, использование экономических рычагов, пропаганды и психологического воздействия, а также мирные переговоры. Упование на эффективность каждой из этих мер в отдельности бесперспективно и может лишь еще больше усложнить ситуацию. Государство Израиль на протяжении 50 лет борется с терроризмом. Сегодня – самое время проанализировать все плюсы и минусы израильских подходов к решению этой проблемы, дабы не повторять его ошибок.
Теракты в московском метро 2010 г.
1 Стоппе А.Г. Некоторые аспекты международного терроризма в современном мире // Сборник международной конференции XVII пленарной сессии Межпарламентской ассамблеи СНГ «Международный терроризм: истоки и противодействия». – М., 2001.
2 Гейзель З. Политические структуры государства Израиль. – М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. – С. 82.
3 С момента своего основания государство Израиль пережило шесть войн со своими арабскими соседями.
4 Равив Д., Мелман Й. История разведывательных служб Израиля. – М., 2000. – С. 480.
5 Гейзель З. Политические структуры государства Израиль. – М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. – С. 5.
6 МН, № 5, 4–11 февраля 1996 г. ШАБАК в законе.
7 Равив Д., Мелман Й. История разведывательных служб Израиля. – М., 2000. – С. 481.
8 Там же, с. 487
9 Там же, с. 489
10 Там же, с. 475
11 Hofnung M. Democracy, Law and National Security in Israel. – Dartmouth, 1996. – C. 285.
12 Азаров А.Я., Болотина Т.В. Права человека. – М., 1994.
13 Дайчман Й. Моссад. – Смоленск, 2001. – С. 384.
14 Дайчман Й. Моссад. – Смоленск, 2001. – С. 387.
15 МН, № 5, 4–11 февраля 1996 г. ШАБАК в законе.
16 Дайчман Й. Моссад. – Смоленск, 2001. – С. 382.
17 Hofnung M. Democracy, Law and National Security in Israel, Dartmouth, 1996. – C. 285.
18 Равив Д., Мелман Й. История разведывательных служб Израиля. – М., 2000. – С. 344.
19 Дайчман Й. Моссад. – Смоленск, 2001. – С. 416.
20 Данный раздел написан на основе: Жаринов К.В. Терроризм и террористы, Минск, 1999; Кожушко Е. Современный терроризм, Минск, 2000; Дайчман Й. Моссад. Смоленск, 2001; Баусин Л. Спецслужбы мира на Ближнем Востоке. – М., 2001; Равив Д., Мелман Й. История разведывательных служб Израиля. М., 2000; www.sayeret.com
21 «Комитет X» под председательством Голды Меир и Моше Даяна был создан в 1972 году. Точный состав его не известен. Юридического или законодательного обоснования для создания и работы подобного комитета нет.
22 Баусин Л. Спецслужбы мира на Ближнем Востоке. – М., 2001. – С. 405.
23 Там же, с. 410.
24 Там же.
25 Дайчман Й. Моссад. – Смоленск, 2001. – С.387.
26 Там же, с. 389.
27 www.sayeret.com
28 Information Division Ministry of Foreign Affairs. The Middle East Peace Process. – Jerusalem, 1999. – C.13.
29 Итоги, № 49 (287) от 11 декабря 2001.
30 www.palestine-un.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий