воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Изменения в сознании человека в эпоху Возрождения

Ренессанс (эпоха Возрождения) - сравнительно непродолжительный период в истории Европы, характеризующийся, тем не менее, кардинальными изменениями во всех сферах жизни и в сознании общества. Хронологические границы этого периода довольно нечетки и различны в разных европейских странах. В Италии эпоха Возрождения приходится на ХIV-ХVI века, а в других странах - на ХV-ХVI. Расцветом культуры Возрождения считается XVI век.
В этот период происходит разрушение традиционной для средневековья феодальной системы производства, развитие науки и торговли. Характерная для Европы периода Средних веков цеховая система производства постепенно разрушается, труд становится более свободным и творческим. С одной стороны освобождение ремесленников от жесткого диктата цеховой системы привело к индивидуализации труда, а, следовательно, и сознания. А с другой стороны этот фактор способствовал техническому прогрессу. Появляются первые элементы механизации производства, в Новое время - машинное производство. Совершенствование производства и его технизация привели к развитию городов, которые всегда отличались открытостью, толерантностью и духом независимости.
Развивающееся предпринимательство требует совершенно иного склада ума, чем натуральное хозяйство, где производилось только необходимое для потребления.
Разрушение феодального строя в сфере экономики приводит к ослаблению феодальных связей в социальной сфере; на смену феодальной вольнице и праву сильного приходит прочная центральная власть, поддерживающая законы. В отличие от средневековья, эта власть имела сильную экономическую поддержку со стороны нарождающегося класса буржуазии, который нуждался в стабильности и порядке.
Католическая церковь, пользующаяся в разобщенной средневековой Европе практически неограниченной властью, постепенно теряет свои позиции. Снижение авторитета католической церкви приводит к тому, что в период Реформации из-под ее диктата освобождаются целые регионы. Английский монарх, например, сам объявляет себя главой церкви, а в северной Европы распространяется новое направление в христианстве - протестантство.
Важнейшим в духовной сфере этого периода было обращение к идеям и традициям Античности, собственно, поэтому эпоха и называется Ренессансом. Философия, искусство, наука повернулись от бога к человеку, который становится основным объектом и науки и искусства. Дух человека вырывается из тесных рамок религиозных догматов и осваивает все новые сферы. Для этого периода характерно сочетание почти детской восторженности и любознательности.
Человечеством овладела жажда открытия нового, недаром же эту эпоху называют еще эпохой географических открытий. В 1492 - 1498 гг. Христофор Колумб совершил путешествие в Америку, в 1497 - 1499 Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в 1500 г. португалец Кобраль открыл Бразилию, в 1519 - 1521 г. осуществил завоевание Мексики Фердинанд Кортес, и в это же время Магеллан совершил свое кругосветное путешествие. И это далеко не полный перечень путешествий и открытий, совершенных в эту эпоху. Мир менялся, он становился все больше и многообразнее, и вместе с миром менялось сознание человека стремившееся охватить все многообразие мира.
Одной из мировоззренческих задач мыслителей эпохи Возрождения становится познание мира, наполненного божественной красотой. Это познание по-прежнему опирается, в первую очередь на чувства, поэтому в эпоху Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись, скульптура, архитектура. Как уже было сказано, эпоха Возрождения была временем расцвета искусства. Основанное на идеалах античности, оно стало более реалистическим и личностным, более свободным от церковных канонов. Изучение произведений изобразительного искусства этого периода свидетельствует об изменениях, которые произошли в сфере восприятия. Образ еще играет важнейшую роль в процессе осмысления человеком окружающего мира, но постепенно он утрачивает символический характер, свойственный, образам средневековья, и становится реалистичным. В живописи происходит переход от плоскостного изображения к объемному: мир человека как бы обретает глубину и объем, полутона и нюансы цвета. В картинах Ренессанса перед нами предстает совершенно иная структура пространства, появляется линейная перспектива, неизвестная в искусстве средневековья. Исследователи культуры этого периода приходят к выводу, что изменение восприятия и отражение этого в произведениях искусства связано с появлением антропоцентрических представлений. Человек начинает воспринимать себя центром мира, активным действующим лицом, творцом. Оказавшись в центре мира, человек получает совершенно иную точку обзора, что и отражается в живописи. Перспективное восприятие дает возможность открытия, осознания пространства, а помещение человеком себя в центр этого пространства способствует осознанию им собственного «Я».
Швейцарский историк культуры и философ Ж.Гебзер в книге «Истоки и настоящее» связывает особенности восприятия человека и психики вообще с явлением перспективы. История развитие психики, с его точки зрения делится на три эпохи: доперспективную, перспективную и аперспективную. Доперспективная психика «одномерна» в мифе и «двумерна» в религиозном сознании. Мир представляется человеку конечным и замкнутым. Перспектива дает человеку возможность воспринимать бесконечное пространство. Аперспективное восприятие, характерное для современного человека, - это восприятие мира как совокупности постоянно меняющихся в пространстве и времени элементов, как единый пространственно-временной континуум, где нет ничего застывшего и постоянного.
В живописи широко используется перспектива

Для периода Возрождения и Нового времени с расширением слоя деловых людей, занимающихся производством и торговлей, характерно развитие прагматического, рационального восприятия мира. Иррациональность и религиозный мистицизм средневековья сменяет здравый смысл и точный расчет. Изменяется и суть науки: от познания бога наука повернулась к познанию материального мира. Для средневекового человека наука означает, прежде всего, осмысление того, что дано ему в авторитетных источниках как истина.
Многие исследователи считают, что именно в Новое время окончательно оформилась схема научного познания, в которой человек, как субъект познания, отделяется от мира, как объекта познания. Причем к объектам причислялись и неодушевленные предметы, и животные, и люди (находящиеся вне сознания ученого). Противопоставление человека, как активного субъекта познания и мира, с одной стороны сыграло положительную роль в развитии научного познания, а с другой стороны, стало основой современной европейской цивилизации с ее потребительским отношением природе.
Уже во второй половине XIV ученые обращаются к реальности, к познанию природы вещей, что, в конечном итоге ведет к возникновению рациональных теорий Нового времени. Но, несмотря на распространение интереса к человеку, в эпоху Возрождения идея Бога еще всецело властвует и в науке, и в искусстве, и в умах простых людей. Человек этого времени обрел самого себя, не потеряв Бога. В психологии познания того времени можно обнаружить две противоположные тенденции. С одной стороны, постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач. С другой стороны, отчетливо наблюдается ощущение человеком трагичности своего существования. Несмотря на высокий творческий потенциал эпохи Возрождения, это противоречие не было разрешено.
Снижение политического авторитета католической церкви привело и к уменьшению ее идеологической власти. Ученые и философы начинают высказывать идеи, противоречащие религиозным догматом ( Дж.Бруно, Н.Коперник, Т.Компанелло, Л.Валла, Б.Спиноза и др.) В обществе распространяется сомнение в праве церкви на неограниченную власть не только над душами, но и над имуществом и жизнью людей, что было немыслимо в эпоху средневековья. Недовольство светской и духовной властью католической церкви выливается в движение Реформации, результатом которого было появление нового религиозного течения - протестантства.
Протестантство представляет собой христианство адаптированное к потребностям нового класса - класса буржуазии, это религия деловых людей. Религиозный мистицизм с его отстраненностью от земных дел и погруженностью в познание бога сменяется прагматизмом. Согласно учению протестантства, бог создает человека для труда и дает избранным успех в делах и богатство. Добродетелью объявляется не уход в монастырь и посвящение себя богу, а активная жизненная позиция и предпринимательская деятельность, не щедрое расточительство, а экономия и аскетизм. Цель жизни - деньги, в них не только источник благополучия, они - свидетельство богоизбранности. Роскошь считается греховной, а труд - религиозной обязанностью.
Однако, еще немецкий ученый М.Вебер (1864 - 1920) пришел к выводу, что мистика и хозяйственная деятельность неплохо уживаются друг с другом. В средние века самые пламенные еретики и сектанты происходили из ремесленников и купцов. В Новое время не купцы бросают свое дело ради проповеди, а сектанты превращаются в предпринимателей. (См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990).
Распространение протестантства в странах Западной Европы и Северной Америки значительно повлияло на изменение сознания, которое становится более рациональным, а мышление - абстрактно-логическим. В этот период активно развиваются естественные и точные науки, становятся популярными разного рода классификации и систематизации.
Для сознания общества периода Нового времени характерно снижение роли эмоциональной сферы, а на смену романтике приходит точный расчет. Любые проявления эмоций не поощряются, приветствуется холодная рассудочность и деловая хватка, эмоции же только мешают успешному ведению дел. Изменения эти происходили постепенно, поэтому и в этот период еще встречаются всплески страстей, проповедников отличает фанатизм, а народные выступления -стихийность и необузданность. Добро и зло переплетались в эту эпоху причудливым способом. Несмотря на возросший рационализм, для психологии эпохи Возрождения и Нового времени характерен не меньший накал страстей, чем для эпохи средневековья, достаточно вспомнить произведения В.Шекспира, Петрарки, историю семейства Борджиа, где семейные проблемы предпочитали решать при помощи яда и кинжала. Глава этого семейства римский папа Александр II был блестящим политиком и государственным деятелем, человеком высокообразованным и ценящим искусство, а так же убийцей, грабителем и развратником.
Изменяются традиционная система ценностей. Если человек средневековья в любых жизненных ситуациях, в первую очередь, апеллировал к Богу, то человек Нового времени, предпочитает полагаться на разум и самого себя. В Европе становятся популярными идеи гуманизма. Однако сознание общества было еще очень противоречиво, и идеи гуманизма в нем уживались с непримиримой ненавистью к еретикам и инакомыслящим, а распространение развитие науки и искусства - с ужасами инквизиции и религиозными войнами эпохи Реформации.
С конца эпохи Возрождения начинает распространяться так называемое «книжное сознание», в основе которого появление и развитие просветительской деятельности. Эта деятельность проявляется в движении гуманистов, сторонников изменения сознания человека на основе приобщения его к литературе, философии, поэзии. Литературные произведения и труды философов превращались в учебники нравственности и разумного воспитания. (Вольтер, Ж-Ж. Руссо, Гельвеций и др.). Книги из диковинки, доступной лишь избранным, становятся важной частью жизни людей. Распространение книгопечатания сделало общедоступными достижения культуры и философской мысли, способствовало взаимообогащению национальных культур и в определенной степени их унификации.
Протестантство, переведя Библию, не только сделало ее доступной для каждого, но и потребовало от мирян ее изучения. Общедоступность религиозной догматики сделала ненужной ее популяризацию. Наука перестала заниматься религиозными проблемами и перешла к решению вполне земных вопросов. Изменился и сам характер книжности, которая ранее была почти исключительно религиозной. Начиная с Нового времени, книга становится не только источником разнообразных знаний, но и универсальным средством общения, способным сохранять и передавать информацию вне зависимости от времени и пространства. Книга все чаще заменяет непосредственное общение, особенно в научном мире, что приводит к закату риторики. «Язык тускнеет, становится понятнее и суше. Через него должны просвечивать логическая мысль и практическая целесообразность».
Распространение книг привело к настоящей революции в системе образования: изменились методы и принципы обучения. Образная память заменяется
словестно-логической, а в процессе обучения все большее место занимают не приемы запоминания, а приемы поиска нужной информации. Живое слово учителя подкрепляется опорой на знак. Эти изменения привели к необходимости разработки новой системы обучения, основоположниками которой стали Ян Амос Каменский, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, стоящие у истоков современной педагогики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий