среда, 25 сентября 2013 г.

Воспитание детей у разных народов или что такое этнопедиатрия

Это направление в науке этнология занимается различиями в способах к воспитания маленьких детей в самых разных странах, у различных народов.
Группы этнологов, антропологов врачей-педиатров и других специалистов по воспитанию детей пытаются выяснить, как различные методы воспитания и развития младенцеви в различных странах мира влияют на здоровье, рост и состояние детей.
Дети рождаются одинаковыми по всему миру. Их инстинкты и рефлексы выработаны миллионами лет эволюции человека, они хорошо знают, когда нужно спать, когда нужно есть и какими особыми сигналами заявлять о собственных потребностях. Но способы реакции родителей на эти сигналы весьма отличаются в разных культурах. И это самое интересное. В каждом обществе целью воспитания является формирование из новорожденного полноценного человека, нормального с точки зрения того или иного общества. Да и любое общество развивается, и нередко то, что считалось хорошим для одного поколения родителей, становитсянеприемлемым для следующего. Иногда даже рефлексы и инстинкты новорожденных младенцев вступают в конфликт с обычаями их общества.
Педиатр из Канады Рональд Барр, например, изучил характер плача младенцев в обществах с разной культурой. В итоге, он выяснил, что младенцы африканского племени охотников и собирателей под названием кунг-сан в Ботсване позволяют себе плакать только по несколько секунд каждый раз, тогда как западные дети хнычут и плачут намного дольше. В этом племени всех грудных детей кормят очень часто — почти каждые четверть часа, постоянно поддерживая нужный уровень сахара в крови. В противоположность, в развитых странах Европы и Америкипроцедуры кормления часто разделены несколькими часами. Барр пришёл к выводу о необходимости давать западным младенцам дополнительные кормления в виде молока или подслащенной воды в слишком длинных промежутках между традиционными приемами пищи. Как выяснилось, при таком режиме кормления они плачут намного меньше.
Отношение к другой насущной потребности — сну — также различно в разных культурах. Так, у нас считают, что четырехмесячные дети должны спать всю ночь. Но младенцы племени кипсиги в Кении, как от них и ожидают родители, просыпаются несколько раз за ночь, а их сверстники в Лос-Анджелесе, как полагается по западным меркам, спят без просыпу. В другом исследовании показано, что голландские дети отправляются спать раньше и спят в среднем на два часа дольше, чем американские. В Голландии родители считают, что для ребенка очень важно соблюдать режим, а в США, напротив, полагают, что многое должно зависеть от желания самого ребенка — это развивает его самостоятельность и индивидуальность.
На Западе ребенок обычно спит один в своей кроватке, если возможно — в отдельной комнате. Врачи не рекомендуют брать ребенка в свою постель. Некоторые родители опасаются, что могут во сне задушить младенца; существует, кроме того, мнение, что так у ребенка вырабатывается нездоровая психологическая зависимость от матери. Американский этнограф Джеймс Мак-Кенна считает, что это всего лишь мифы. Во многих странах ребенок спит в постели родителей или матери, и ничего плохого не происходит. Ученый полагает, что это даже полезно.
Мак-Кенна изучал поведение спящих матери и ребенка, прикрепляя к ним датчики и снимая их чувствительной видеокамерой. Оказалось, что такой совместный сон напоминает парный танец. Когда просыпается мать, просыпается и ребенок, и наоборот. Спящие вместе переходят с одного уровня сна на другой, от глубокого сна к поверхностному и обратно. Еще более примечательно, что мать во сне бессознательно устраивает поудобнее свой шевелящийся сверток, гладит просыпающегося ребенка.
Мак-Кенна считает, что ребенок во время совместного сна обучается правильно дышать во сне. Кроме того, он полагает, что изоляция спящего младенца в отдельной комнате только вредит. Если ребенок во сне слышит голоса родителей, это способствует здоровому сну.
В разных культурах различно даже понимание того, что считать болезнью, а что здоровьем. В некоторых районах Гватемалы в почве и воде мало цинка, поэтому дети почти не получают его с материнским молоком. Без этого микроэлемента они становятся вялыми. Когда гватемальским детям стали давать дозы цинка, матери были встревожены тем, насколько активнее стали вести себя младенцы, и сочли такую резвость признаком болезни.
То, что хорошо для воспитания детей в одном обществе, совсем не обязательно годится для детей другого общества, другой культуры. Люди племени гусайи в Кении живут в полигамных браках. Каждая жена содержит свое собственное хозяйство и возделывает клочок земли, кормящий ее семью. Женщины имеют в среднем по десять детей. Младенцев все время носят с собой, они спят с матерью, им по первому требованию дают грудь вплоть до возраста в 17 месяцев. После наступления этого возраста мать все свое время проводит в поле, препоручая своего едва начинающего ходить малыша заботам старших сестер и братьев, которые зачастую сами не старше пяти лет.
Характерный для гусайев способ ухода за детьми позволяет защитить ребенка, успокоить его в случае необходимости и воспитать сговорчивым, чтобы он легко вошел в иерархию старших и младших детей. Мать немедленно реагирует на сигналы недовольства, предлагая ребенку молоко или поглаживая его, но она редко разговаривает с детьми и не поощряет их на выражение эмоций. Для американских матерей, напротив, характерен значительно менее тесный физический контакт с младенцами (их не носят везде с собой), зато эмоциональный и словесный контакты развиты гораздо сильнее. Считается, что хорошая мать должна ежедневно по несколько часов разговаривать со своим малышом, чтобы стимулировать его умственное развитие.
Какой способ обращения с детьми лучше? Оба соответствуют здравому смыслу, принятому в каждом из этих двух обществ. Когда женщинам из Кении были показаны видеозаписи того, как американские матери реагируют на плач ребенка, зрительницы были возмущены тем, что мать не спешит тут же его утешить. С другой стороны, ни одна американка не оставит своего младенца на попечение пятилетнего ребенка.
Человеческая психика настолько пластична, что не надо преувеличивать роль методов воспитания в раннем детстве. Дети племени гусайи отнюдь не вырастают умственно отсталыми и после соответствующего образования вполне могут сдать экзамены в западном колледже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий