четверг, 24 октября 2013 г.

История латиноамериканской интеграции: АСН, ЦОАР, КАРИКОМ, МЕРКОСУР.

В начале XIX в. Симон Боливар, став одним из лидеров борьбы за независимость Латинской Америки, выдвинул идею единства континента, считая, что именно единство народов региона есть путь к истинной независимости. Популярность идей Боливара в Латинской Америке сегодня поддерживается тем, что, несмотря на формальное изменение политической ситуации в регионе, проблемы, затронутые Либертадором из Каракаса, не ушли в прошлое, а остаются актуальными по сегодняшний день. На современном этапе развития стран Латинской Америки оптимальным является единство на региональном уровне, стремление к которому выразилось в создании нескольких региональных объединений. Сегодня необходимость интеграции стран региона признается всеми входящими в него странами как единственного способа встать на путь экономического развития и сохранения культурного и природного богатства.
В ХХ в. начинается процесс институционализации латиноамериканского региона как единого поля интересов входящих в него стран. В практике международных отношений можно выделить следующие виды интеграции: социальную, экономическую и политическую. Процессы объединения и сотрудничества в данных сферах теоретически должны осуществляться одновременно, но в действительности ключ к развитию политической и социальной интеграции лежит в экономической сфере. На данный момент в мире создано два действительных, реально действующих таможенных союза — Бенилюкс и Евросоюз, хотя на декларативном уровне существует около десяти подобных организаций. Союз как вид объединения имеет то преимущество, что в нем отсутствуют внутренние ограничения, между входящими в него странами товары обращаются совершенно свободно. В так называемой зоне свободной торговли (ЗСТ) импортируемый в одну страну товар не может иметь свободное хождение в другой стране. Переход от «зоны» к «союзу» оказывает огромное влияние на экономику стран-участниц.
Политическая карта Южной Америки на русском языке
В настоящее время Центральная Америка представляет собой зону свободной торговли; формирование таможенного союза сдерживается странами, которые боятся понести потери в случае его создания, что требует согласования общего внешнего тарифа, механизма принятия общего бюджета, общих законов. Первые шаги к объединениям в регионе Латинской Америки были предприняты еще в 1824 г., когда Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Коста-Рика образовали Федеративную Республику Центральной Америки, существовавшую 15 лет. В 1915 г. была образована Организация Центрально-Американских Государств (ОЦАГ) (Романова, 2006, с. 22). В основном документе — Сан-Сальвадорской Хартии говорилось о развитии политического, экономического и культурного сотрудничества. В состав организации вошли Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор и Никарагуа. Устав организации предусматривал присоединение к ней и Панамы, однако этому воспрепятствовало вмешательство извне со стороны США.
В 1958 г. было заключено соглашение о промышленном объединении «пятерки» и в 1960 г. подписан договор о создании Центрально-Американского Общего Рынка (ЦОАР). Организация Американских государств, учрежденная 30 апреля 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на основе Панамериканского союза, не оправдала надежд, возложенных на нее как на глобальный международный институт, включающий в себя все государства Америк. Встречи глав государств проходили в 1956, 1967, 1994, 1996 и 2004 г., что отражает эффективность дипломатического взаимодействия в рамках этой системы. Но экономическое и политическое сближение стран Америк не дало положительного эффекта для более бедных стран. Провозглашавшееся в принципах руководства государств-членов ОАГ право на полную интеграцию натолкнулось во второй половине ХХ в. на незаинтересованность США в Объединении стран Центральной и Латинской Америк, когда демократические реформы, продвигаемые США и ввергшие многие страны региона в глубокий экономический кризис в 1990-х годах, поставили под сомнение североамериканскую направленность внешней политики.
Андское Сообщество Наций
Устав Организации Американских государств был принят в Боготе, 30 апреля 1948 г., в его тексте утверждалась необходимость всесторонней интеграции и экономического сотрудничества стран региона, направленного на эффективное и сбалансированное развитие, лишь в общем виде описывал направления регионального развития, что не могло быть достигнуто без более тщательно проработанных документов, описывающих уже механизмы взаимодействия. Не удовлетворенные ходом и темпами интеграционных процессов и формами сотрудничества, страны северо-западного региона Южной Америки заключили между собой Картахенское соглашение, или «Субрегиональное Интеграционное Соглашение», вступившее в силу в октябре 1969 г. после более чем двухлетнего переговорного процесса, с общей целью повысить уровень жизни стран-участниц посредством интеграции экономического и общественного сотрудничества. В пятерку государств, подписавших соглашение, вошли: Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор и Перу. Так начинался процесс андской интеграции (Вегпа1ез, 1973, р. 72). 13 февраля 1973 г. Венесуэла присоединилась к Договору. В Карта-хенском соглашении были сформулированы следующие цели АСН: 1. Стимулировать сбалансированное и гармоничное развитие стран-членов в условиях равноправия, интеграции, экономического и социального взаимодействия. 2. Упростить механизмы участия в интеграционных процессах региона. 3. Постепенно сформировать общий латиноамериканский рынок. 4. Понизить уровень внешнеэкономической уязвимости и улучшить позиции стран-членов в мировой экономике. 5. Укрепить региональную солидарность и устранить неравенство в развитии стран-членов сообщества. 6. Повысить уровень жизни в странах региона (Картахенское соглашение, 2007). В 1970 г. члены этой группы разработали концепцию «Общий рынок в отношении иностранного капитала, марок, патентов и лицензий» (Романова, 2006, с. 25), согласно которой ТНК (транснациональные компании) в течение 15-20 лет должны были продать не менее 15% своих акций местным инвесторам и превратиться в национальные или смешанные предприятия. Для ТНК был закрыт доступ в сферы финансов, телекоммуникаций и связи, в печать, страхование, транспорт и общественные услуги. Фактически в 1970-е годы доминировала политика «замены импорта» — закрытая политика, которая защищала национальную промышленность, устанавливая высокие пошлины на товары, поступающие из-за рубежа (История Латинской Америки, 2004, с. 223-227). Правительства стран играли здесь важную роль, в результате эта модель ввергла сообщество в кризис.
Андское сообщество наций, страны-члены
 В 1980-е годы экономический кризис затронул все страны Латинской Америки от Мексики до Аргентины, что сказалось отрицательно на процессы интеграции. Наступил временный застой. В 1989 г. на встрече в Галапагосе (Эквадор) было решено отойти от закрытого развития и приступить к реализации открытой модели. Приоритет получили торговля и рынок, что отразилось на принятии стратегической модели и рабочего плана, в рамках которого тематика торговли являлась доминантой (Галапагосская Декларация, 1989).
В 1993 г. Андские страны отменили пошлины на импорт и приступили к формированию зоны свободной торговли (ЗСТ), где товары должны были циркулировать свободно. Эта политика привела к ускоренному росту товарооборота в регионе, созданию тысяч свободных рабочих мест. Либерализация коснулась также и сферы транспорта (История Перу, 2000, с. 190). Основной вектор деятельности Сообщества направлен на урегулирование и снижение тарифов между странами региона и увеличение внутреннего регионального экспорта, развитие сельского хозяйства, для чего создаются множественные программные документы, достаточно успешно ведутся переговоры со странами Южной Америки, но очевидным остается серьезное торможение интеграционного процесса, вызванное, в основном, политическими факторами.
Как утверждают эксперты, Андская Группа, разрываемая противоречиями между правительствами стран-членов, далеко отошла от провозглашаемых при ее создании целей, в числе которых была координация национальных интересов и консенсус как основные принципы деятельности института. После подобного идейного распада сообществу будет очень тяжело возобновить переговоры, особенно если еще не улажены идейные и доктринальные противоречия, ввергнувшие его в кризис. Но участие в процессе андской интеграции является стратегической целью Эквадора, Перу, Боливии и Колумбии. Под стратегией здесь понимается проецирование на дальнейшие действия именно политических интересов, лежащих в области стремлений к независимому развитию и обеспечению национальной безопасности через повышение своей роли и влияния в мировой политике, что возможно только по средством политической интеграции в рамках андского региона (Мартынов, 2000, с. 284).
На данный момент в ЗСТ входят Чили, Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай, являясь ассоциированными членами сообщества и не имея права голоса в руководящих органах — Президентском совете и Андском совете министров иностранных дел. Настоящий институт, объединяющий глав правительств стран-членов, был образован 12 ноября 1979 г. Он ответственен за достижение целей процесса субрегиональной интеграции, формулировку и реализацию внешней политики Андского сообщества. Протокол Трухильо, вступивший в силу в 1996 г., предусматривает наделение данного органа законодательной инициативой относительно внешней политики и включает его в учредительную структуру. Андский совет министров работает под председательством министра иностранных дел страны, глава которой возглавляет Президентский совет на данный момент (Акт Трухильо, 1996). В Таможенный союз входят постоянные члены АСН. Созданный общий рынок АСН объединяет 97 млн потребителей, суммарный ВВП постоянных стран-членов в 2010 г. составлял 541080 млн долларов. Доля АСН в мировой торговле составляет около 1%, а в торговле и ВВП в пределах Южной Америки — 16%. За 41 год существования суммарный ВВП стран-членов вырос в 11 раз, взаимная торговля пяти стран членов за 37 лет выросла почти в 100 раз. По-прежнему актуальной проблемой остается неразвитость инфраструктуры и транспорта, что замедляет и усложняет развитие товарообмена, который до сих пор не достигает 10 млрд долларов.
Внешнеполитические интересы стран региона обусловливает актуальную необходимость существования АСН как института, способного выполнять функции по регулированию и согласованию интересов в целях повышения политической роли региона и, соответственно, каждой входящей в него страны в отдельности.
Странами АСН достигнут определенный прогресс в сферах развития транспорта, согласования внешней и внутренней экономической политики, либерализации границ, энергетической интеграции. АСН обладает наиболее разветвленной и функционально-широкой институциональной системой, в рамках которой функционирует наднациональная интеграционная модель. В декабре 2003 г. подписано соглашение о создании совместной ЗСТ с Меркосур.
Наиболее уязвимым местом Андской системы интеграции стал политический раскол внутри сообщества, где крупные страны сообщества Колумбия и Перу стремятся сблизиться с США, а Боливия и Эквадор — со странами-членами Меркосур. Именно с намерениями заключения ССТ (Соглашения о свободной торговле) между США и странами Андской группы был связан выход Венесуэлы из блока. На данный момент эти два направления континентальной интеграции формируют область наиболее острых политических и экономических противоречий между странами как АСН, так и других региональных блоков, что замедляет и усложняет развитие интеграционных процессов.
Очевидно, что полное совпадение интересов государств и в данном интеграционном объединении не может иметь место. Андское Сообщество Наций как международный институт должно поставить цель окончательного определения стратегии преодоления кризиса, формирования интегрированных целей и совокупных интересов, отвечающих истинным национальным интересам каждого государства-члена. В противном случае группа будет не продвигать латиноамериканскую интеграцию, но вносить лишь еще большую неопределенность и раздробленность в политическое пространство Америк.
ЦАОР и КАРИКОМ
Центральноамериканский Общий Рынок начал формироваться в 1960-х годах. В 1958 г. было заключено соглашение о промышленном объединении «пятерки» (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) и в 1960 г. подписан договор о создании Центрально-Американского Общего Рынка (ЦОАР). Организация практически приостановила свою деятельность на период с 1969 по 1991 г. из-за «футбольной войны» и последующего политического кризиса в отношениях между Сальвадором и Гондурасом. Гватемальский протокол 1993 г. заложил новые основы экономической интеграции стран региона. Программа протокола включала создание ЗСТ, ТС (таможенного союза), освобождение товаров. Во многом сходство экономических проблем стран организации и поступательный рост экспорта в конце ХХ - начале XXI в. было обусловлено близостью рынка США и зависимостью от него. В период с 1992 по 2004 г. рост товарооборота между США и ЦОАР увеличился примерно в 5 раз, что составило почти 50% совокупного экспорта стран ЦОАР (СЕРА^, 2005, с. 106). На данный момент процесс создания таможенного союза практически завершен, почти на все товары отменены внутренние тарифы. Хотя общий рынок сильно зависит от США, которые с момента создания организации были заинтересованы в льготном доступе к товарам стран региона, темпы роста торговли внутри зоны ЦОАР почти вдвое выше роста объемов внешней торговли. Такое устойчивое развитие экономической интеграции выгодно отличает ЦОАР от других экономических блоков Латинской Америки. Конечно, такая положительная динамика основывается на серьезной экономической поддержке со стороны США и ЕС.
Страны-члены КАРИКОМ
1 августа 1973 г. странами Карибского бассейна (Барбадос, Ямайка, Гайана и Тринидад и Тобаго) было учреждено Карибское Сообщество и Общий Рынок — КАРИКОМ (САГСЮОМ — СапЬЬеап Соттипйу апй Соттоп Магке!). Сегодня членами КАРИКОМ являются также Антигуа и Барбуда, Белиз, Бермудские о-ва, Доминика, Гаити, Сент-Киттс и Невис, Монтсеррат, Сент-Винсент и Гренадины, Гренада, Сент-Люсиа и Суринам. В настоящее время численность населения стран-членов КАРИКОМ составляет около 15 млн человек; в международном обороте товаров и услуг государства сообщества презентуют себя как поставщики сельскохозяйственного и минерального сырья, продукции «макиладорас» (продукты, произведенные на основе переработки импортных материалов, в основном это легкая промышленность), туристических, финансовых и прочих услуг. Интеграционные процессы в рамках КАРИКОМ затрагивают сотрудничество в торговле и промышленности, образовании, здравоохранении и внешней политики. Главным вопросом является координация внешней экономической политики членов сообщества, которыми являются страны, сильно отличные друг от друга по уровню экономического и социального развития.
Сегодня в зоне КАРИКОМ осуществлен свободный обмен капиталов и квалифицированной рабочей силы, но развитие оборота товаров сдерживается нетарифными барьерами, а именно — посредством лицензирования и квотирования импорта товаров. До сих пор не реализована интеграция в сфере торговли услугами. Также медленно развивается создание таможенного союза, что в основном зависит принятия членами сообщества единого валютного тарифа, что осуществили только 9 из 15 стран, когда Монтсеррат, Барбуда, Сент-Китс и Невис, Антигуа и Суринам еще не завершили последний этап введения ЕВТ.
США как экономический партнер не может не привлекать членов КАРИКОМ, которые стремятся к присоединению к Североамериканской ЗСТ, но пример 2004 г., когда страны ЦОАР и Доминиканская республика подписали ССТ с США, не оправдал ожиданий, связанных с США как надежным экономическим союзником, так как последние не пошли на желаемые уступки в сфере импорта сырья из стран ЦОАР. В данном случае речь идет об отказе США уступить в вопросе торговли сахаром и текстилем, хотя само соглашение подразумевало ликвидацию пошлин на 80% импорта промышленных товаров из США. В соответствии с соглашением, страны Центральной Америки должны были немедленно ликвидировать пошлины на 80% импорта промышленных товаров из США, в ответ на это в течение 15 лет будет отменено большинство тарифов на импортируемые сельскохозяйственные товары из субрегиона (Латинская Америка, 2009, с. 150).
Эмблема КАРИКОМ
США стремятся, посредством политических ходов и заключения торговых соглашений направить интеграционные процессы Центральной Америки и стран Карибского бассейна в свою сторону. В частности, это выражается в интенсификации процесса долларизации, торговой политике, ослабляющей данные интеграционные блоки, что в результате создает экономическую зависимость от США и НАФТА. Несмотря на это, отдельным вектором торгово-экономической политики ЦОАР и КАРИКОМ является сближение со странами Южной Америки: ведутся переговоры с Меркосур о заключении соглашения о свободной торговле. В настоящее время Колумбия и Венесуэла поставляют нефть по льготным ценам 11 странам субрегионов Центральной Америки и Карибского Бассейна. Также диверсификации внешних связей способствует движение к либерализации внешней торговли с ЕС.
Меркосур
Меркосур создан в 1991 г. как общий рынок региональной торговли стран Южной Америки в сферах машиностроения, промышленности и энергетике. В состав Меркосур входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла. Перу, Боливия, Колумбия и Эквадор входят в состав объединения как ассоциированные члены. Изначально четверка (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай) стремились развивать региональную интеграцию в собственных интересах. Появление этого интеграционного сообщества южного конуса побудило США ускорить процесс формирования Североамериканской ЗСТ (НАФТА), объединившей в 1994 г. США, Канаду и Мексику. Отличительная черта Меркосур состоит в том, что его возглавляет Бразилия — региональный гигант, чей валовый продукт составляет более 750 млрд долларов (ВВП Мексики — 440 млрд долларов) (Романова, 2006, с. 25).
Так как основу Меркосур составляют аргентино-бразильские отношения, то и основные проблемы института лежат в этой плоскости. Здесь наблюдается отставание Аргентины по производительности труда в некоторых отраслях промышленности. Эксперты считают основной причиной отставания низкий зональный товарооборот (доля в суммарном товарообороте в 2003-2006 гг. — около 14%) (Сайт Экономической Комиссии, ммм.ес1ас.огд) и девальвацию песо. На высшем уровне признается важность проблемы координации макроэкономической политики; трудности ее решения заключаются в необходимости частичного отказа от экономического суверенитета. Другой зоной напряжения Южно-Американского рынка является установление единого внешнего тарифа (ЕВТ) на инвестиционные товары и средства телекоммуникаций. Сложность здесь заключается в необходимости защиты от конкуренции развивающихся областей производства в случае Бразилии, а также необходимости модернизации и соответствующего импорта сложного оборудования и технологий для Аргентины (Латинская Америка, 2009, с. 123). По сравнению с ядром блока Аргентиной и Бразилией, страны периферии не имеют достаточного веса при принятии решений, на их долю приходится лишь четверть товарооборота зоны Меркосур. Как правило, решения определяются аргентино-бразильским консенсусом. Вместе с этим малые страны слабо защищены от экономических потрясений блока; льготы, скидки и пролонгации эффективны лишь в условиях плавного развития экономик, но в отклоняющихся случаях, например, изменения валютных курсов в Аргентине и Бразилии, экономики этих стран, в особенности Уругвая с экономикой, плотно увязанной с Аргентиной, не защищены от обвалов. Перспективы развития Меркосур напрямую связаны с устойчивостью отношений Бразилии и Аргентины, с формированием системы согласования макроэкономической политики внутри зоны и созданием ЕВТ.
Страны-члены МЕРКОСУР
В основе разногласий АСН и Меркосур лежала проблема «уязвимых товаров» которые отдельные страны хотели отгородить повышенными импортными тарифами. В 1998 г. в Буэнос-Айрес подписано рамочное соглашение АСН и Меркосур, которое предусматривало переговоры в два этапа: первый этап включал переговоры девяти стран о заключении соглашения о таможенных преференциях на основе Латиноамериканской Ассоциации Свободной Торговли; второй этап — подписание соглашения о ЗСТ.
16 декабря 2003 г. подписано соглашение о взаимодополняемости, предусматривающее создание ЗСТ, которое вступило в силу 1 июля 2004 г. Соглашение подписано со стороны Меркосур Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем, со стороны АСН — Венесуэлой, Колумбией, Эквадором. Перу подписала соглашение о взаимодополняемости в августе 2003 г., став третьим, после Чили и Боливии, ассоциированным членом Меркосур. Такой статус получили Венесуэла, Колумбия и Эквадор, что означало вхождение в ЗСТ, но не в таможенный союз данного объединения. АСН в июле 2005 г. предоставило всем четырем странам Меркосур статус ассоциированных членов, также в сентябре 2006 г. Чили получила данный статус. Отношения между АСН и Меркосур можно назвать «взаимной ассоциацией».
1 января 2005 г. вступило в силу соглашение «О создании совместной ЗСТ» между АСН и Меркосур. Основными целями провозглашалось: а) установление юридических и институциональных рамок экономической и физической интеграции; б) образование ЗСТ путем устранения таможенных и не таможенных барьеров во взаимной торговле товарами; в) либерализация торговли услугами; г) сотрудничество в научно-технической сфере.
Данное соглашение в совокупности с подписанными ранее Боливией и Перу с Меркосур двусторонними соглашениями с Чили заложило основу для южноамериканского экономического сообщества, которое формально существует с декабря 2004 г. Перу принимает участие в собраниях Совета Общего рынка, по согласию обеих сторон может быть созван совет СМС-Перу — Совет общего рынка, высшая исполнительная структура Меркосур). Являясь ассоциированным членом Меркосур, Перу играет роль связующего звена между обоими субрегиональными блоками, которые уже вступили в процесс взаимной интеграции (Головлев, 2007, с. 7).
Дальнейшее развитие Меркосур как единой торговой зоны и интеграционной модели во многом зависит от роста товарооборота внутри зоны, что, в свою очередь, увязано с различиями стран группы в производительности труда, согласованием курсов валют, торговой политикой, а в особенности — политикой импорта энергоносителей Бразилии (Латинская Америка, 2009, с. 127). В северной части Латинской Америки сформировалась специфическая зона интеграции, в которую входят страны Центральной и Карибской Америк и Мексика. Институциональное выражение интеграционные процессы данного региона нашли в институтах ЦОАР и КАРИКОМ.
Региональные интеграционные объединения
ALBA (Alternativa Bolivariana para Las Americas — Боливарианская инициатива для стран Америк)
В начале XXI в. в Латинской Америке начала формироваться геополитическая ось «Гавана - Каракас - Бразилия - Буэнос-Айрес», в центре которой находилась фигура президента Бразилии И. да Сильва (Лула). Политической составляющей данного блока явился левонационалистический дискурс, базировавшийся на идее «латиноамериканского единства» (Латинская Америка, 2009, с. 174).
В декабре 2004 г. был запущен проект «Боливарианская интеграционная инициатива» — интеграционный проект стран Латинской Америки и Карибского Бассейна. С 2009 г. проект именуется Боливарианский Альянс для народов Латинской Америки. Его целью является формирование крупной мировой единой американской нации. Идея проекта заключается в реализации экономической, политической и социальной интеграции стран Латинской и Карибской Америк, тем самым обобщая истинную цель региональной интеграции — свободное совместное развитие данных государств в условиях поддержания национальной безопасности и неприкосновенности суверенитета каждого государства в отдельности.
Идеологически проект основывается на воззрениях латиноамериканских национальных героев и теоретиков освободительной войны Симона Боливара, Хосе Марти, Антонио Хосе Сукре, Бер-нардо О'Хиггинса, Хосе де Сан Мартина, Аугусто Сезар Сандино, стремления которых были в целом направлены на создание объединения, основанного на идеях социального равенства, свободы реализации, взаимной поддержки. Неотъемлемой составляющей проекта при его создании являлась оппозиционность планируемому США проекту Американской Зоны Свободной Торговли.
Для достижения данных целей в рамках проекта предлагается создание «Компенсационных фондов структурного согласования», призвание которых будет заключаться в финансировании развития инфраструктуры, производства, готового к конкуренции в рамках западного полушария. Ясные экономические реалии, анализ существующего положения вещей и тенденций глобализации стран третьего мира, представителями которого выступает большинство латиноамериканских государств, формируют основания для формулировки принципов, которыми руководствуется данный международный институт. Целями данного интеграционного проекта провозглашены: развитие программ и подписание двусторонних договоров, нацеленных на расширение нефтяной торговли и энергетических сетей, южноамериканской инфраструктуры и транспортной системы; укрепление вооруженных сил государств региона; уменьшение внешних долгов посредством создания банка Юга; защита природных ресурсов и окружающей среды; создание института защиты суверенитета сельскохозяйственного сектора; развитие образовательных систем.
Особое внимание уделяется развитию коммуникаций, созданию единых телевизионных каналов. В 2004 г. был создан канал телевещания Телесур, покрывающий всю Южную Америку и способный составить конкуренцию СNN.
Страны-члены ALBA
Практические шаги, предпринятые в рамках данного института, коснулись не только идеологической и информационной сфер. Венесуэла обеспечивает половину потребностей Кубы в энергоносителях на льготных условиях, последняя отправляет в Венесуэлу десятки тысяч врачей и других гражданских специалистов. Также этими странами вкладываются около 2,5 млрд долларов в строительство нефтеперерабатывающего комплекса на Бразильском востоке. Аргентина поставляет на Кубу и в Венесуэлу продукты питания по льготным ценам. С 2005 г. запущен проект создания «газопровода Юга», связывающего Венесуэлу, Аргентину, Уругвай, Бразилию, Чили и Боливию (Латинская Америка, 2009, с. 72).
Данный интеграционный проект демонстрирует опыт применения разумного подхода к определению целей и задач интеграции, теоретически отвечающий условиям следования национальным интересам латиноамериканских государств. В настоящее время достижения этой организации можно свести к определению действительных целей интеграционного процесса в Латинской Америки как самостоятельного региона, основываясь на реалистичной предпосылке, что совокупные национальные интересы государств Латинской и Карибской Америк не сочетаются с политикой США и с соответствующей экономической идеологией, навязываемой штатами в своих интересах.
Южно-Американское Сообщество Наций
8 декабря 2004 г. в Перу была подписана «Декларация Куско» о создании нового экономического блока ЮАСН (Южно-Американское Сообщество Наций). В сообщество вошли 12 государств Южной Америки, являющиеся членами трех авторитетных экономических группировок (Белов, 2005, с. 32): Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), Андского Сообщества Наций (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор), Карибского Сообщества (Гайана, Суринам), а также Чили как ассоциированный член Меркосур.
Декларацией Куско провозглашалась «решимость развивать политическую, социальную, экономическую, экологическую и инфраструктурную интеграцию пространства Южной Америки и способствовать вместе с другими схемами региональной интеграции повышению роли государств Латинской Америки и Карибского бассейна в мире, укреплению их позиций на международных форумах» (Декларация Куско, НКр://ммм.сотитдадапдта.огд/доситеп1о5/дес_ т1/си5со_5идатепса.1п1т). Это событие приобрело особое значение в контексте кризиса переговоров о создании к началу 2005 г. общеконтинентальной зоны свободной торговли (АЛКА), ведущихся с 1954 г. главами всех стран континента, включая США и Канаду.
«Оно сделало еще более очевидным провал попыток администрации США навязать странам Латинской Америки свой план интеграции континента, означавший распространение норм и правил НАФ-ТА на все государства региона и, как следствие, роспуск субрегиональных группировок» (Лавут, 2006, с. 19). В основе декларации оказался подход Бразилии, выступающий за первоочередное развитие именно латиноамериканской интеграции, сосуществование АЛКА с двусторонними и субрегиональными соглашениями за более гибкую систему обязательств, принимаемых участниками соглашения по АЛКА в соответствии с уровнем развития и потенциалом своих экономик, за то, чтобы не включать в общее соглашение ряд спорных тем, в которых в первую очередь заинтересованы США (речь идет о политике госзакупок и вопросах интеллектуальной собственности) (Там же, с. 20).
ЮАСН — это программа децентрализованных совместных действий в сфере интеграционных процессов и развития инфраструктуры в рамках Инициативы по развитию южноамериканской интеграции — (ИГС5А). В основу южно-американского сообщества наций положена программа физической интеграции — ИГС5А, принятая в сентябре 2002 г. в городе Бразилиа двенадцатью президентами южноамериканских стран. Основным направлением программы является выполнение более трехсот проектов интеграционного развития сфер транспорта, коммуникации и энергетики в ближайшие 30 лет. Учитывая недавние энергетические кризисы в Чили, Бразилии и Аргентине, эти страны активно поддерживают данную инициативу. Развитие регионального энергетического взаимообмена способно решить энергетические проблемы региона, что зависит от роста потребления внутри и между странами сообщества и соответствующего инвестирования в данный сектор. В этом направлении сотрудничество между Петролеос де Венесуэла С.А., бразильским Петро-баз, а именно совместный проект по строительству нефтеочистительного завода в Бразилии, а также соглашение между Петролеос де Венесуэла С.А. и государственной нефтяной компанией Боливии «Ясимьентос петролиферос фискалес боливьянос») о строительстве нефтеперерабатывающих заводов, углубляет проект ЮАСН, делая его более чем просто ЗСТ.
Для Соединенных Штатов проект зоны свободной торговли Америк — инструмент консолидации их интересов в области контроля над важнейшим стратегическим резервом в виде материальных, людских и иных ресурсов, коими остаются богаты страны Латинской Америки. Страны региона привлекают внимание североамериканских ТНК и ТНБ (транснациональных банков) в качестве крупного инвестиционного и торгового рынка, потенциал которых, как показывает пример Мексики, может быстро расти при правильном использовании интеграционных механизмов. Для латиноамериканских участников основная задача заключается в обеспечении равных условий для всех партнеров, отход от доминирования транснационального капитала США. Изначально идея создания ЗСТ, объединяющей страны Меркосур, Андской группы и Чили была выдвинута президентом Бразилии Итамаром Франку в 1993 г. Целью было укрепление позиций Южной Америки как объединенного региона в мировой политике и экономике.
При подписании декларации Куско президент Венесуэлы У. Ча-вес заявил, что новое сообщество через 20 лет будет по форме близка к ЕС. Председатель высшего органа Меркосур — Комитета постоянных представителей — Эдуардо Дуальде разделил его надежды, предполагая, что со временем в этом объединении будет функционировать общий рынок, парламент и единая денежная единица. В 2005 г. начало действовать соглашение об образовании ЗСТ между АСН и Меркосур, что явило собой первый в истории американского континента пример соглашения о ЗСТ между двумя интеграционными объединениями. Целью является продвижение экономической, инфраструктурной и миграционной интеграции, либерализация торговли. К 2005 г. между Андской группой и Меркосур было либерализовано 80% торговли. На данном соглашении и на двухсторонних соглашениях стран региона основывается процесс формирования единого экономического пространства ЮАСН, в которое входят еще Гайана и Суринам (Латинская Америка, 2009, с. 155).
В апреле 2007 г. в Кочабамбе на совещании президентов стран сообщества было принято решение о преобразовании ЮАСН в Унасур (Союз наций Южной Америки), что явило собой шаг вперед в процессе институционального оформления сообщества за счет создания постоянного секретариата в Кито, столице Эквадора. Главной целью союза является диверсификация источников энергии и интеграция энергосистем стран региона.
Существование различных действующих моделей интеграции в Латинской Америке осложняет процесс объединения региона. Президент Венесуэлы Уго Чавес, поддерживаемый левыми правительствами Боливии и Эквадора, предлагал распустить все объединения во имя эффективного функционирования единственного — ЮАСН, но многие страны отказались закрывать уже действующие проекты сотрудничества. В большинстве случаев противоречия стран, в частности членов АСН и Меркосур, помимо экономических и торговых касаются той или иной позиции по отношению к США, где особое место занимает заключение последними ССТ с отдельными странами региона, что становится причиной политической дезинтеграции даже в большей степени, нежели экономической. Такие разногласия создали угрозу существованию АСН как действующего института интеграции, осложнили взаимоотношения стран Унасур (бывшего ЮАСН).
Таким образом, латиноамериканская интеграция представляет собой сложную неоднородную по функциям и структурам систему. В настоящее время положительное развитие интеграции находится в зависимости от урегулирования политических разногласий. Конечно, вопрос о сотрудничестве с США в существующем политическом дискурсе Латинской Америки не может и не должен быть решен в пользу такого сотрудничества; сложно представить снисхождение отдельных стран к реализации такого сотрудничества партнером по региональной интеграции.
Особенностью нынешней политической ситуации в Латинской Америке является исторически сложившаяся схожесть, синхронность смены политических режимов в регионе, последовавшая за одновременным разочарованием в результатах либеральных рыночных реформ XX в. Приход к власти более или менее левоориентированных правительств в целом способствует региональному объединению, но в действительности необходимо осознавать, а это касается и общественного сознания в том числе, что успех интеграции Латинской Америки, особенно стран Южной Америки, не должен зависеть от политического режима и политической ориентации того или иного государства, но от реальных, долгосрочных интересов народа, для которого региональная интеграция остается единственным разумным путем устойчивого развития.
Литература
1.      Белов Д. Латиноамериканское турне президента//Международная жизнь. 2005. № 1. С. 32-40.    
2.      Галапагосская Декларация -Declaracion De Galapagos: Compromiso Andino de Paz, Seguridad y Cooperacion. Galapagos, Ecuador. 17-18 de diciembre de 1989//<http://intranet.comunidadandina.org/Documentos/Presidencial/CP_01.doc>    
3.      Головлев М. В. Финансовые аспекты панамериканской экономической интеграции. Автореф. канд. дисс. М.: РГГУ, 2007.        
4.      Декларация Картахены -Declaracion de Cartagena: por la estadistica andina. XXIII Reunion del Comit Andino de Estadistica Cartagena de Indias. Colombia. 27.06.2007//<http://www.comunidadandina.org/documentos/actas/declaracion_estadisticas07-2007.pdf>    
5.      Декларация Куско -Declaracion del Cusco sobre la Comunidad Sudamericana de Naciones. Cusco, 8 de deciembre de 2004//http://www.comunidadandina.org/documentos/dec_int/cusco_sudamerica.htm    
6.      История Латинской Америки -Historia de America Latina: Вторая половина XX века. М.: Наука, 2004.    
7.      История Перу с древнейших времен до конца ХХ века. М.: Наука, 2000.    
8.      Лавут А. А. ЮАСН -новый экономический блок//Латинская Америка. 2006. № 1. С. 19-31.        
9.      Латинская Америка в современной мировой политике/Отв. ред. В. М. Давыдов. М.: Наука, 2009.    
10.      Мартынов Б. Ф. Безопасность: латиноамериканские подходы. М.: ИЛА РАН, 2000.    
11.      Романова З. И. США и Латинская Америка: взаимодействие или противостояние?//Латинская Америка. 2006. № 3. С. 21-38.        
12.      Сайт Центрального Разведывательного Управления США//www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/wfbExt/region_soa.html>    
13.      Сайт Экономической Комиссии для Латинской Америки//www.eclac.org <http://www.eclac.org>    
14.      Acta de Trujillo. VIII Reunión del Consejo Presidencial Andino. Trujillo Perú, 10.03.1996.    
15.      CEPAL. Panorama de la insercion internacional de America Latina y el Caribe 2004; Tendencias para 2005. Santiago de Chile, 2005.    
16.      Cайт Андского Сообщества Наций // Resena Historia // http://www.comunidadandina. org/quienes/resena.htm    
17.      E. Bernales Balesteros. Actores politicos en el proceso de la integracion andina. Lima. 1973.    
18.      Resumidos en Briceño, José. y Linares, Rosalba. (2004) Mas allá del «Chavismo» y a la oposición: Venezuela en el Proceso del ALCA y la Propuesta ALBA//Revista GEOENSEÑANZA. 2004. Vol. 9 (1). P. 36-44.

Комментариев нет:

Отправить комментарий