вторник, 24 сентября 2013 г.

На пути к демократии: политическая история Турции 1990-х гг.

Прежде чем перейти к анализу политической жизни Турции в указанный период, хотелось бы вкратце охарактеризовать политические процессы, протекавшие в Турецкой Республике на протяжении двух последних десятилетий.
На рубеже 70–80-х годов Турция оказалась в сложной ситуации. Кризисному положению в экономике сопутствовал рост социальной напряженности, находившей выход, с одной стороны, в небывалом подъеме рабочего и массового демократического движения, а с другой, – в террористической активности экстремистов правого и левацкого толков. Беспомощность основных парламентских партий в выработке путей вывода общества из кризиса, их поглощенность взаимными распрями способствовали еще большему обострению и без того накаленной обстановки, грозя окончательным перемещением центра политической борьбы из стен парламента на улицы. Таким образом, к началу 80-х годов многопартийная система в стране перестала удовлетворительно выполнять присущую ей функцию «канализатора и нейтрализатора» общественного недовольства, все более сама превращаясь в объект критики, из-за чего турецкое государство оказалось перед лицом серьезнейших трудностей1.
Военное руководство, которое пришло к власти в результате переворота 12 сентября 1980 г., должно было прежде всего обеспечить политическую и экономическую стабильность в стране. С этой целью было проведено реформирование той партийной системы, которая существовала до переворота. Предполагалось создать условия для представительства в парламенте двух-трех крупных партий и таким образом обеспечить устойчивость и стабильное функционирование правительства2. В 1983 г., после того как Совет Национальной Безопасности принял решение об отмене запрета на политическую деятельность, состоялись выборы в парламент, победу на которых одержала возглавляемая Т.Озалом Партия отечества (ПО), выступившая в качестве единственной альтернативы партиям, которые были созданы при поддержке военных.
Тургут Озал
Деятельность однопартийных правительств Т.Озала в 80-е годы носила неоднозначный характер. С одной стороны, налицо был несомненный экономический рост, однако, с другой стороны, нежелание ПО пойти на серьезные шаги в направлении подлинной демократизации общественно-политического режима, постоянная внутрипартийная борьба, сопровождавшаяся ростом влияния консервативно-клерикальной группировки, ухудшение из-за высоких темпов инфляции жизненного уровня населения послужили причиной падения популярности Партии отечества среди избирателей.
К началу 90-х годов внутриполитическая обстановка в Турции вновь обострилась: страна переживала очередной экономический кризис, в юго-восточных провинциях продолжались столкновения между воинскими формированиями и курдскими повстанцами. Главной особенностью многопартийной системы в этот период стало ее кардинальное отличие от той схемы, которая планировалась военным руководством. Генералам так и не удалось создать стабильно функционирующую двух-трехпартийную модель.
Одним из следствий политического и экономического кризиса, охватившего страну в начале 90-х годов, стало проведение досрочных парламентских выборов, победу на которых одержала возглавляемая Н.Эрбаканом происламская Партия благоденствия (ПБ), что свидетельствовало, с одной стороны, о неоднозначной оценке турецким обществом западной модернизации, курс на которую был взят еще при К.Ататюрке, а с другой стороны, о недовольстве избирателей политикой, проводимой существующими светскими партиями, погрязшими в коррупции и фракционной борьбе.
Кемаль Ататюрк
Необходимо также отметить, что на протяжении двух последних десятилетий, как и в течение всего республиканского периода, активное участие в политической жизни Турции принимали военные: под их руководством было проведено реформирование многопартийной системы в начале 80-х годов и впоследствии армия всегда выступала на первый план, когда в стране разражался очередной политический кризис, что говорит о неспособности турецкой политической системы самостоятельно справляться с возникающими вызовами.
Итак, вторая половина 90-х годов ознаменовалась приходом во власть происламской Партии благоденствия. После всеобщих парламентских выборов 1995 г. ситуация развивалась следующим образом: наиболее вероятной считалась коалиция двух правоцентристских партий: Партии отечества (ПО) и Партии верного пути (ПВП), возглавляемых соответственно М.Йылмазом и Т.Чиллер. Пресса и общественность полагали, что такая коалиция будет наиболее приемлемой и станет закономерным результатом развития событий. Препятствием, типичным для партийной системы Турции и не позволившим двум партиям сделать этот шаг, явилась борьба за власть между М.Йылмазом и Т.Чиллер. Коалиция и тем более слияние двух партий означали, что один из них должен уступить лидерство другому, что стало бы концом его или ее политической карьеры3.
Начались переговоры о создании коалиции между Партией отечества и Партией благоденствия (ПБ). Однако после нескольких раундов их прервали, и была образована коалиция из двух правоцентристских партий: ПО и ПВП. Считалось, что во многом неудача переговоров между Партией отечества и Партией благоденствия была вызвана вмешательством военных в то время, когда обе партии уже стали распределять между собой министерские портфели.
Коалиция ПО-ПВП просуществовала всего три месяца. Предусматривалось, что лидеры обеих партий в течение одного года по очереди будут занимать пост премьер-министра, при этом решено было начать с лидера Партии отечества М.Йылмаза. Вынужденное сотрудничество Т.Чиллер и М.Йылмаза только обострило их взаимную неприязнь: оба ревниво следили за членами своих партий, опасаясь, как бы «братание» парламентских фракций не положило конец их собственной политической карьере. В результате, когда Н.Эрбакан обнародовал материалы, обвиняющие Т.Чиллер в коррупции, М.Йылмаз поддержал его в надежде на то, что уход Т.Чиллер поможет ему добиться контроля над правоцентристами. Однако результат оказался прямо противоположным: депутаты из ПВП еще более сплотились вокруг своего лидера и разорвали коалицию с Партией отечества4.
Тем временем перебор возможных вариантов коалиций подошел к концу, так как обе левые партии: Демократическая левая партия (ДЛП) под руководством Б. Эджевита и Народно-республиканская партия (НРП), которую возглавлял Д.Байкал, пожелали остаться в оппозиции. Как следствие, Партии верного пути пришлось объединиться с Партией благоденствия. В связи с этим возникал вопрос, почему ПБ была допущена к власти и притом в коалиции с Партией верного пути, а не с Партией отечества. Некоторые обозреватели посчитали это новым доказательством невмешательства военных в политическую жизнь страны. Однако при более тщательном рассмотрении становиться ясно, что военные действовали обдуманно и последовательно на всем протяжении развития событий. Одна из главных причин заключалась в том, что влияние военных в Партии отечества было традиционно низким, в то время как у Т.Чиллер, напротив, имелись тесные связи с военным руководством страны. Например, бывший начальник генерального штаба (Genel Kurmay Baskani) Доган Гюреш, как и еще несколько бывших работников органов государственной безопасности, был избран в парламент от Партии верного пути. С точки зрения отношения к лаицизму ПВП также вызывала больше доверия, чем Партия отечества. Хотя М.Йылмаз и был известен как последовательный сторонник светского развития страны, но в партии имелась достаточно сильная консервативно-клерикальная группировка, сохранившаяся со времен Т.Озала. Так, суфийский орден Накшибенди (Naksibendi) обладал достаточно сильным влиянием в партии. Военные посчитали, что в случае образования коалиции между ПО и ПБ М.Йылмаз не сможет удержать ситуацию под контролем, так как ему придется одновременно противостоять нажиму со стороны Партии благоденствия и клерикалов в своей партии, тогда как ПВП можно было легче контролировать благодаря ее тесным связям с военными5.
Впрочем, на этом причины допуска Партии благоденствия во власть не заканчивались. Нужно отметить и тот факт, что все возможные варианты правительственных коалиций, исключавшие участие в них ПБ, были уже испробованы и не увенчались успехом. При этом все усилия при создании коалиций были направлены на то, чтобы отстранить Партию благоденствия от участия в переговорах. Это вызвало, в конце концов, недовольство даже среди тех, кто не поддерживал ПБ. Необходимо было учесть, что Партия благоденствия обладала наибольшим количеством мест в парламенте, и систематический отказ вести переговоры с данной партией означал игнорирование выбора избирателей. Кроме того, изоляция ПБ в то время, когда другие партии продолжали дискредитировать себя, только увеличивала ее популярность. В течение многих лет Партия благоденствия, пребывая в вынужденной оппозиции, имела возможность критиковать власть имущих, получая при этом все более заметную поддержку со стороны населения. В данном случае ПБ выступала в качестве партии с незапятнанной репутацией, поскольку не была замешана в скандалах, связанных с коррупцией. Авторитет возглавляемой Н.Эрбаканом партии мог быть подорван лишь в том случае, если бы ей не удалось выполнить свои обещания, но для этого требовалось допустить ПБ во власть, что и сделали военные, надеясь, что смогут контролировать ситуацию через второго участника коалиции ПВП, у которой в правительстве имелись посты ключевых министров: обороны, внутренних и иностранных дел.
Однако опасения многих сторонников светского развития страны оказались ненапрасными: вместо того, чтобы играть по установленным правилам, Партия благоденствия львиную долю своих усилий направила на поддержку и финансирование «исламского возрождения» в Турции. Главной проблемой, которая возникла еще после проведения муниципальных выборов в 1994 г., стала планомерная исламизация местной администрации там, где к власти пришла ПБ. Сторонники лаицизма постепенно заменялись происламски настроенными чиновниками. Подобная ротация была также проведена в министерствах, которые оказались под контролем Партии благоденствия. Кроме того, данная тенденция проявилась в попытке сместить по всей стране светски настроенных судей и заменить их сторонниками шариата. Параллельно с этим шел процесс, который, правда, был уже неподконтролен ПБ, а именно: резкое увеличение числа происламски настроенных студентов на разных факультетах турецких университетов, которое имело своим естественным следствием увеличение количества исламистов, искавших себе работу в государственном секторе6.
Демонстрация в Синджане
Началом конца пребывания Партии благоденствия у власти можно считать события первых месяцев 1997 г. В феврале в Синджане (пригород Анкары) состоялась многотысячная демонстрация в поддержку шариата, на которой местный мэр выступил его горячим сторонником. При этом в своих заявлениях он был поддержан послом Исламской Республики Иран в Турции, что являлось с стороны последнего вмешательством во внутренние дела страны пребывания. Впоследствии мэр был посажен в тюрьму, а иранскому послу пришлось возвратиться на родину. Однако скандал вспыхнул с новой силой, когда заключенного мэра в знак солидарности посетил министр юстиции от Партии благоденствия Шевкет Казан7.
За всем происходившим пристально наблюдало военное руководство страны, которое сделало вывод о том, что ситуация зашла слишком далеко и пора принимать меры. Органом, через который действовали военные, стал Совет Национальной Безопасности (Milli Guvenlik Kurulu), консультативный орган при правительстве Турции, включавший в себя президента, премьер-министра, начальника Генерального штаба, министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также командующих сухопутными, морскими и воздушными силами и командующего жандармерией8. На заседании СНБ, состоявшемся 28 февраля 1998 г., был подготовлен список из двадцати пунктов, содержащий требования изменения правительственной политики. В этом списке наиболее важными пунктами являлись следующие:
– увеличить срок общеобязательного школьного образования с пяти до восьми лет9;
– Прекратить систематический прием исламистов на государственные должности. Установить контроль за деятельностью религиозных сект и провести расследование с целью выявления источников их финансирования;
– оградить судебную власть от каких бы то ни было попыток воздействия извне;
– следить за строгим выполнением положений конституции, в том числе тех ее статей, которые запрещают использовать религию в политических целях;
– обязать политические партии нести юридическую ответственность за высказывания своих членов10.
Ответом исламистов на эти решения стало тщательно организованное массовое выступление сторонников шариата. 11 мая в Стамбуле на площади Султанахмет по инициативе 142 исламских организаций и, прежде всего, Партии благоденствия и при активном участии некоторых ее лидеров состоялся тридцатитысячный митинг сторонников исламского пути Турции. Журналисты отмечали раздельное присутствие на митинге множества женщин в черных одеяниях, бородатых мужчин, мальчиков пяти-шести лет с чалмой или тюбетейкой на голове. Приводилось содержание некоторых лозунгов на плакатах: «Руки прочь от школ имам-хатибов», «Шариат или смерть», «Долой диктатуру», «Кемалистская диктатура – израильская марионетка». На некоторых зеленых знаменах по-арабски было написано: «Здесь Турция, а не Израиль», «Руки прочь от имама»11.
Правительству было дано два месяца на то, чтобы изменить ситуацию. В связи с этим возросло напряжение внутри правительственной коалиции, в особенности это касалось Партии верного пути, часть депутатов которой оказывала давление на партийное руководство, призывая выйти из коалиции с исламистами, так как, по их мнению, данное сотрудничество отрицательно влияло на социально-экономическую и политическую жизнь страны. Однако такие предложения не нашли поддержки со стороны Т.Чиллер, по всей видимости, главной причиной ее отказа была боязнь, что с потерей власти против нее может возобновиться судебное преследование, начатое по инициативе Н.Эрбакана. Вскоре недовольство политикой партийного руководства достигло своих пределов, что выразилось в выходе из Партии верного пути многих ее членов. Фракция ПВП, которая была второй по количеству мест в парламенте (более 130), стремительно сокращалась: ее депутаты переходили в Партию отечества или в новообразованную Партию демократической Турции (ПДТ), которую создал соперник Т.Чиллер, бывший парламентский спикер Хюсаметтин Джиндорук.
На этом проблемы правительства Рефах Иол (популярное название коалиции ПБ-ПВП) не закончились. 21 мая 1997 г. генеральный прокурор Вурал Саваш начал в Конституционном суде судебный процесс о закрытии Партии благоденствия на основании ее антилаицистского и антиреспубликанского характера. Данное судебное разбирательство еще более дискредитировало коалицию в глазах светски настроенных депутатов из ПВП и способствовало дальнейшему уменьшению парламентской фракции этой партии, в результате чего она сократилась до девяноста человек. Парламентское большинство правительства таяло на глазах. Тогда Н.Эрбакан попытался привлечь на свою сторону небольшую религиозно-националистическую Партию великого единства (ПВЕ) и группу из девяти человек, отколовшуюся от ПО. Когда ПВЕ потребовала за поддержку правительства два министерских поста и снижения избирательного барьера для вхождения в парламент до 5%, Н.Эрбакан, который видел, что уменьшение парламентской фракции ПВП позволит продержаться в лучшем случае еще три недели даже с поддержкой ПВЕ, признал свое поражение и подписал прошение об отставке.
Неджметтин Эрбакан
Это решение было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, оно явилось ответом на распространенное среди лаицистов убеждение о том, что исламисты никогда не отдадут власть добровольно, то есть Н.Эрбакан еще раз попытался показать, что ПБ – это не антисистемная сила и она может вписаться в существующую схему власти. Во-вторых, Н.Эрбакан и Т.Чиллер были уверены в том, что президент С.Демирель вновь предложит им сформировать правительство, так как существует неофициальное правило, согласно которому лидеру самой большой парламентской фракции предлагается сделать это в первую очередь, и только после того, как такая попытка окажется неудачной, данное право передается другим. В любом случае, оба лидера полагали, что М.Йылмаз окажется неспособным сформировать правительство, даже если ему и поручат это сделать, и они смогут снова образовать коалицию, но на этот раз с еще большей легитимностью.
Разрушая надежды Н.Эрбакана и Т.Чиллер, президент С.Демирель немедленно поручил М.Йылмазу сформировать новое правительство, резко выступив против воссоздания коалиции Рефах-Йол. Лидеру Партии отечества удалось объединить все политические силы, находившиеся в оппозиции к правительству, возглавляемому исламистами. М.Йылмаз добился также поддержки значительного числа депутатов из ПВП, чтобы обеспечить себе большинство в парламенте. Таким образом, пока комментаторы, расценивая сложившуюся ситуацию как тупиковую, обсуждали в средствах массовой информации возможность досрочных выборов, М.Йылмаз объявил о создании нового правительства. В новый кабинет вошли представители ПО, ДЛП, ПДТ и двух небольших партий. Несмотря на то, что М.Йылмазу удалось в такой неожиданно короткий срок сформировать правительство, все же коалиция была весьма шаткой, так как каждая из партий держалась отдельно от других.
Дело о закрытии ПБ вызвало разноречивые, но преимущественно негативные отклики как в Турции, так и за ее пределами. В конце 1997 г. Государственный департамент США заявил, что Соединенные Штаты выступают против закрытия ПБ, и выразил свое недовольство, когда данное решение было обнародовано. Во-первых, сомнения вызывал сам судебный процесс и честность турецкого правосудия в целом. Западные обозреватели считали процесс действом, результат которого был заранее предрешен. Во-вторых, ставилась под вопрос сама возможность и правомерность закрытия партии, особенно когда такая партия обладает большинством в парламенте и не является экстремистским образованием. Многие посчитали ход развития событий несовместимым с теми демократическими устремлениями, которые провозглашает Турция. Те, кто высказывался за закрытие ПБ, отмечали в свою очередь, что хотя политические партии и являются краеугольным камнем демократии, это не означает, что для них не существует никаких ограничений, и от них должно требовать, чтобы они действовали в соответствии с конституцией12.
16 января 1998 г. Конституционный суд объявил на основании своего решения, принятого девятью голосами против двух, о закрытии Партии благоденствия. Как и ожидалось, Н.Эрбакан, бывший министр юстиции Ш.Казан и шесть других высокопоставленных функционеров из ПБ были отстранены от участия в политической жизни страны сроком на пять лет. Для ПБ такое решение оказалось в какой-то мере неожиданным, так как до последнего момента члены Партии благоденствия все же надеялись на благоприятный исход. Однако работа по созданию новой партии началась незамедлительно. Новообразованную Партию добродетели (ПД) возглавил Реджаи Кутан, старый друг и соратник Н.Эрбакана. В ПД вошли также новый вице-президент Абдуллах Гюль, который считался умеренным исламистом, и мэр Стамбула Реджджеп Таййып Эрдоган. Приход новых лидеров в ПД дал возможность говорить о том, что исламское движение может развиться в исламскую демократическую партию. Но вместе с тем, всем было ясно, что Н.Эрбакан через своего союзника Р.Кутана продолжал сохранять контроль над партией.
Накануне всеобщих парламентских выборов в апреле 1999 г. создалось впечатление, что турецкая политическая жизнь вновь обрела потерянную стабильность. Правительство, возглавляемое Партией отечества, более ответственно относилось к своим обязанностям и казалось более заинтересованным в развитии страны, чем в выяснении отношений внутри коалиции. В конце 1998 г. правительству удалось добиться снижения инфляции до 50%. Это был значительный успех, если учесть, что в то время, когда премьер-министром была Т.Чиллер, инфляция достигала 150%. Произошли некоторые улучшения в области прав человека и демократизации общественной жизни, которые отметила такая заслуживающая доверия организация, как Хьюмэн Райтс Уотч (Human Rights Watch). Однако, как уже говорилось, правительственная коалиция была достаточно неустойчивой, единственное, что ее объединяло всерьез, – это негативное отношение всех партий, которые в нее входили, к исламистам и, в особенности, к предыдущему правительству.
Виновником нового распада коалиции оказался лидер Народно-республиканской партии Д.Байкал, который стремился к тому, чтобы возглавить левое движение, однако его партия, начиная с 1991 г., постепенно теряла голоса избирателей. В этих условиях Д.Байкал решил поднять рейтинг НРП, уйдя в оппозицию. Поэтому, как только в конце 1998 г. появились обвинения М.Йылмаза в коррупции, Д.Байкал отказался поддерживать правительство, утверждая, что премьер-министр, который замешан в скандалах, связанных с коррупцией, должен немедленно подать в отставку. Однако действия Д.Байкала не принесли ожидаемых им результатов, так как привели к образованию правительства меньшинства, которое возглавила Демократическая левая партия Б.Эджевита, опиравшаяся на поддержку ПО и ПВП.
Хотя новое правительство и проводило политику, которая мало чем отличалась от политики предыдущего правительства, пять месяцев нахождения ДЛП у власти значительно подняли ее авторитет. Во-первых, правительству Б.Эджевита посчастливилось оказаться у власти в тот момент, когда был пойман «главный преступник» страны Абдуллах Оджалан. Помимо этого, подъему популярности партии в значительной степени способствовала безукоризненная репутация ее лидера: Б.Эджевит принадлежал к небольшой группе ведущих политиков, которые, несмотря на длительное пребывание на политической сцене, никогда не обвинялись в чем-либо незаконном.
Демонстрация в Турции
Предвыборная кампания, которая началась в апреле 1999 г., имела много сходства с предыдущей кампанией в 1995 г. Партийные руководства вновь оказались неспособными учесть ошибки прошлого. Т.Чиллер и М.Йылмаз построили свои агитационные кампании на взаимных обвинениях, надеясь, что дискредитация одного поможет другому добиться успеха на выборах. Их предвыборная борьба больше походила на соревнование за контроль над правоцентристами, чем на кампанию в масштабах всей страны. Впрочем, можно отметить интересные изменения в политической ориентации этих двух партий, что в большой степени явилось результатом развития политических событий в стране. Т.Чиллер, чья предвыборная кампания в 1995 г. была построена на жесткой светской риторике и недопущении ПБ во власть, в данный момент боролась с Партией благоденствия за голоса религиозно настроенных избирателей анатолийской провинции. Т.Чиллер даже появилась на некоторых плакатах с покрытой головой, хотя, конечно, это был далеко не чаршаф (покрывало турецкой женщины-мусульманки). Партия отечества, с другой стороны, проводила твердую лаицистскую линию, избавившись от своего консервативно-клерикального крыла и превратившись в неолиберальную партию, тогда как ПВП стала открыто консервативной партией13. Однако ни одна из этих партий не оказалась в состоянии бороться за первое место. Тем временем предполагалось, что Партия добродетели наряду с ДЛП станет одним из лидеров предвыборной гонки. Но Р.Кутан не обладал харизмой Н.Эрбакана, и его пребывание в течение года в кресле лидера партии показало, что он скорее старался сохранить уже имевшиеся голоса избирателей, чем преумножить их.
Результаты выборов принесли некоторые сюрпризы и были поучительными с точки зрения оценки настроения электората. Существовавшая партийная фрагментация сохранилась, и правительству на этот раз потребовалась поддержка, по меньшей мере, трех партий. Победила на выборах ДЛП, получившая более 22% голосов избирателей. Партия добродетели неожиданно потеряла более миллиона голосов и получила 15,5%. ПО и ПВП находились примерно на одном уровне, но на этот раз более низком, получив соответственно 13,3% и 12,1%. НРП не смогла набрать нужного количества голосов, чтобы преодолеть десятипроцентный барьер. Главным событием стало то, что возглавляемая пришедшим на смену А.Тюркешу Д.Бахчели Партия националистического движения (ПНД) более чем удвоила свой результат, оказавшись, таким образом, на втором месте с 18,1% голосов14.
Итак, всеобщие парламентские выборы 1999 г. завершились победой националистов. Некоторые наблюдатели полагали, что успех ДЛП и ПНД связан с националистической эйфорией, охватившей общество в связи с судебным процессом над лидером Партии рабочих Курдистана А.Оджаланом. Кроме того, на популярности ДЛП положительно сказался имидж ее честного и преданного государственным интересам руководителя. Что касается ПНД, то ей удалось представить себя в качестве реформированной националистической партии вместо экстремистской организации, которой ее помнили многие в конце 70-х годов15. Новый имидж ПНД, связываемый с ее преданностью идеалам кемализма, с одной стороны, и идеями турецко-исламского синтеза, с другой, позволяли апеллировать как к сторонникам светского развития страны, так и к исламистам. Все же главной, на наш взгляд, причиной, которая позволила сначала Партии благоденствия, а затем и Партии националистического движения прийти к власти, стало недовольство общества прочими ведущими партиями, лидеры которых стремились к реализации преимущественно собственных амбиций, мало заботясь об интересах страны и населения.
В настоящий момент Турецкая Республика продолжает свое политическое и экономическое развитие, претендуя на роль регионального лидера, однако дальнейшие перспективы этого пути во многом будут зависеть от того, смогут ли лидеры партий учесть ошибки прошлого, пересмотреть проводимую ими политику и направить свои усилия на то, чтобы не допустить очередного политического кризиса и вмешательства военных.

СПИСОК ПАРТИЙ ТУРЦИИ
  • Демократическая левая партия (ДЛП) – Demokratik Sol Parti (DSP).
  • Партия благоденствия (ПБ) – Refah Partisi (RP).
  • Партия верного пути (ПВП) – Doğru Yol Partisi (DYP).
  • Партия добродетели (ПД) – Fazilet Partisi.
  • Партия демократической Турции – Demokratik Turkiye Partisi (DTP).
  • Партия националистического движения (ПНД) – Milliyetci Hareket Partisi (МНР).
  • Партия отечества (ПО) – Anavatan partisi (ANAP).
  • Народно-республиканская партия (НРП) – Cumhuriyet Halk Partisi (CHP).

1 Чочиев Г. Борьба политических партий в Турции (1980–1987) / Автореф. дисс. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. – Тбилиси, 1990, с. 10.
2 Данилов В.И. Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии». – М. Наука, 1991, с. 81.
3 Cornell S.E. Turkey: return to stability? // Middle Eastern Studies, № 4, 1999, с. 210.
4 Ibid, с. 212.
5 Ibid, с. 213.
6 Ibid, с. 215.
7 Ibid, с. 216.
8 Турецкая республика. Справочник. – М. 2000, с. 116.
9 Как и во многих других странах Ближнего Востока, исламисты сосредоточили свои усилия на том, чтобы взять под свой контроль систему образования. Так как в Турции обязательным образованием считалось окончание пяти классов, далее родители имели право свободного выбора учебного заведения для своих детей. В результате многие дети в раннем возрасте попадали в религиозные исламские школы имам-хатибов. Вводя общеобязательное восьмилетнее образование, военные рассчитывали уменьшить влияние исламистов на молодое поколение.
10 Cornell S.E. Turkey: return to stability? // Middle Eastern Studies, № 4, 1999, с. 217.
11 Турция между Европой и Азией / Под ред. Н.Г.Киреева. – М. Крафт+ ИВРАН, 2001, с. 269.
12 Cornell S.E. Turkey: return to stability? // Middle Eastern Studies, № 4, 1999, с. 222.
13 Ibid, с. 227.
14 Данилов В.И. Парламентские выборы 1999 г. в Турции: итоги и перспективы. // Ближний Восток и современность, вып. 8. – М. 1999, с. 67.
15 С данной партией в наибольшей степени связан правый политический терроризм в 70-е годы. Суть его заключалась в том, что крупный капитал и его политические организации, используя свои широкие финансовые и иные возможности, мобилизовали часть мелкой буржуазии, молодежи и маргиналов на борьбу против левого движения, «коммунистической опасности». (См.: Данилов В.И. Политическая борьба в Турции в 50-е – начале 80-х годов. – М.: Наука, 1985).

Комментариев нет:

Отправить комментарий