пятница, 22 ноября 2013 г.

Нохрин И.М. Угольная промышленность Канады во второй половине XX - начале XXI вв.

«Уголь – жизненно необходимый для Канады ресурс», - провозглашается на главной странице официального сайта Канадской ассоциации производителей угля. Приводимые там же цифры доказывают истинность этого утверждения. Каждый год угледобыча приносит в канадскую экономику более 7 миллиардов долларов и привлекает 1 миллиард долларов иностранных инвестиций. В этом секторе хозяйства занято порядка 42 тыс. работников, средняя зарплата которых приближается к 93 тысячам долларов в год, что в два раза выше, чем в среднем по экономике . За последние 10 лет прибыльность угольной индустрии выросла на 14,6 %, а общий объём инвестиций на 19, 3%, что является прекрасным показателем для страны с и без того высокоразвитой экономикой . Отдельной гордостью канадских производителей угля называется высокая экологичность добывающего производства: более 75 % территорий, занятых в угольной промышленности, после истощения подвергаются рекультивации и становятся природными заповедниками .
Правительственные и научные отчёты о состоянии канадской угольной промышленности в последние годы рисуют радужную картину. Благодаря высокому качеству и низкой себестоимости, канадский уголь успешно поставляется на экспорт, и его добыча играет важную роль в национальной экономике, уравновешивая традиционно отрицательный для Канады внешнеторговый баланс. Лишь 15 % от всего объёма добываемого угля потребляется в самой Канаде, причём к этой доле относится лишь топливо низкого качества, используемое для выработки электроэнергии и позволяющее, тем самым, экономить другие экспортные энергоносители, как, например, нефть и газ. Высококачественный коксующийся уголь поставляется почти исключительно на экспорт. По состоянию на 2006 год, 45 % этого ископаемого топлива продавалось в Японию, Китай и другие азиатские государства, 32 % - в Европу, 8 % - в Южную Америку и прочие страны . Причём, несмотря на мировой экономический кризис, угледобывающая промышленность в последнее десятилетие демонстрирует уверенный ежегодный рост, показатели которого выглядели особенно впечатляюще на фоне спада в других отраслях. По данным на 2010 год он составил 22 % от уровня 2009 года .
Угольная промышленность Канады представляет собой редкий пример отрасли, которая на протяжении последних 50 лет демонстрировала стабильное развитие, без ярко выраженных периодов стагнации или нерентабельности. Худшие показатели её функционирования наблюдались в 1990 гг., что было связано с общемировым снижением цен на энергоносители. Но и тогда общее состояние индустрии оставалось в пределах рентабельности, хотя и было отягощено декапитализацией и сокращением числа занятых работников (см. таблицу 1).
Таблица 1. Показатели развития угледобывающей промышленности Канады за 1961-2000 гг. по данным Центра изучения жизненных стандартов (Канада) .
Что же касается 2000-х, годов, то консолидированные показатели развития отрасли по данному периоду пока отсутствуют. Однако на основании имеющихся данных о росте добавленной стоимости продукции, что были приведены выше (14,6 %), можно уверенно предположить, что последние 10 лет станут самым успешным периодом развития канадской угольной промышленности за всю её историю. Что же позволило этой отрасли канадской индустрии столь благополучно пережить последние десятилетия? Можно выделить несколько ключевых факторов.
1.    Постоянно растущая ресурсная база. Начиная с 1970-х гг. и до недавнего времени геолого-разведывательные работы осуществлялись столь стремительными темпами, что общий прирост ресурсной базы за период 1976-1987 гг. составил 153 % и дошёл до отметки 6,583 миллионов тонн разведанных запасов. Соответствующим образом выросли и объёмы угледобычи, которые с 1976 по 2010 гг. увеличились более чем в два раза и составили 68 млн. тонн в год . На протяжении последних 50 лет канадские угольные компании были полностью обеспечены месторождениями высококачественного угля, которые являлись достаточно легкодоступными и могли разрабатываться открытым способом.
2.    Квалифицированные трудовые ресурсы. Уже долгое время канадская угледобывающая промышленность отличается высоким уровнем образования и квалификации сотрудников. Средний показатель образованности в 2001 году составлял 14 лет обучения на одного работника, что приблизительно соответствовало наличию полного среднего и специального образования и было выше среднего уровня образования по экономике . Высокий уровень квалификации сотрудников позволяет предельно механизировать и автоматизировать работу персонала, избегая, тем самым, высоких затрат на оплату труда «дорогой», по общемировым меркам, рабочей силы.
Снизить стоимость трудовых ресурсов позволяет и строгая политика по обеспечению безопасности труда. Благодаря постоянному ужесточению норм производственной безопасности, с 1982 по 2002 гг.количество несчастных случаев на производстве удалось сократить с 25.6 на 100 работников в год, до 3.1 на 100 работников, соответствующим образом уменьшились суммы компенсаторных выплат и убытков из-за временной нетрудоспособности сотрудников.
3.    Стабильный рост капитализации отрасли. Традиционно, угледобыча является чрезвычайно капиталоёмкой отраслью. В Канаде её капитализация превышает среднюю по экономике в 7 раз. Добиться притока инвестиций в отрасль канадскому правительству удалось при помощи гибкой налоговой политики, которая обеспечила в угольной промышленности наиболее благоприятные, среди всех других добывающих отраслей, условия для вложения инвестиций. Некоторые канадские исследователи даже доказывают, что среди многих развитых стран, именно канадская система налогообложения является наиболее благоприятной для развития угольной отрасли .
Наиболее стремительными темпами капитализация отрасли росла в 1960-х гг. (до 15% в год), что позволило существенно снизить издержки и повысить производительность труда (см. графики ниже) за счёт технического переоснащения предприятий. Отложенный положительный эффект от инвестиций тех лет наблюдается до сих пор.
4.    Технологические усовершенствования. Исследования канадских специалистов показали, что сами угледобывающие компании не склонны тратить слишком много средств на развитие технологий. Большая часть из них предпочитает лишь адаптировать к собственным нуждам уже имеющиеся технические средства и инженерные достижения из смежных областей. Интересные данные приводит в своём труде Шарлин Лонмо: согласно её подсчётам, канадская угледобывающая индустрия оказалась в числе наиболее технологически оснащённых и передовых отраслей страны, однако затраты представляющих её компании на НИОКР являются, наоборот, одними из самых низких в промышленной сфере . Другими словами, в плане технологий и инноваций, канадская угледобыча, в значительной мере, поддерживается за счёт общего инновационного характера экономики.
Тем не менее, низкий уровень затрат на НИОКР компенсируется высоким уровнем вложений в рекультивацию используемых территорий и поддержание экологической чистоты производства.
5.    Неуклонное снижение себестоимости продукции. Благодаря постоянному внедрению новейшего оборудования и новых технологий угледобычи, себестоимость угля за последние 50 лет сократилась более, чем в два раза.
Сводный график 1. Количество угледобывающих предприятий и себестоимость угля в Канаде в 1961 – 2000 гг. (показатели 1961 г. приняты за 100%) .
 Резкий рост себестоимости в середине 1970-х гг. объяснялся мировым энергетическим кризисом, сделавшим рентабельной даже высокозатратную угледобычу. Однако, со временем, и её стоимость удалось сократить, а уголь стал реальной альтернативой использованию в электроэнергетике и ЖКХ «экспортных» ресурсов – нефтепродуктов и природного газа.
Вместе с тем, значительно выросла и общая производительность труда в отрасли.
Сводный график 2. Рост производительности труда в угледобывающей промышленности Канады в 1961-2002 гг. (показатели 1961 г. приняты за 100%) .
В абсолютном выражении производительность труда рабочего в угледобывающей отрасли в 2000-е гг. составляла 5 тонн угля в час.
В целом же, по общему мнению исследователей, канадская угольная промышленность за последние 50 лет прошла 5 этапов:
•    1960-е гг. Этап стремительного роста капитализации отрасли и повышения производительности труда;
•    1970-е гг. Рост производительности труда замедлился, однако угольная промышленность развивалась стремительно за счёт возросшего, вследствие общемирового энергетического кризиса, спроса на уголь (многократно повысился порог рентабельности угледобычи).
•    1980-е гг. Новый приток инвестиций и возобновление роста производительности труда. Постепенное снижение порога рентабельности угледобычи и свёртывание дорогостоящих производств.
•    1990-е гг. Самый неблагоприятный период для канадской угольной отрасли за последние 50 лет. Падение общемировых цен на уголь сопровождалось нехваткой инвестиций.
•    2000-е гг. Общемировой рост цен на энергоносители стимулировал самый мощный за всю историю канадской угольной отрасли поток инвестиций, что привело к технологическому перевооружению промышленности и небывалому росту её доходности.
Залогом успешного развития канадской угольной промышленности последнего полувека стало постоянное расширение ресурсной базы, высокий уровень квалификации персонала и капитализации отрасли, активное внедрение технологических новшеств и, как результат, снижение себестоимости продукции.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1.  Canadian coal – some facts and figures. Economic impact analysis // Coal Association of Canada [Official website].  URL: http://www.coal.ca/wp-content/uploads/2012/11/FINAL-National-Coal-fact-sheet_Oct-2012.pdf
2.  Coal Mining in Canada // Coal Association of Canada [Official website].  URL: http://www.coal.ca/wp-content/uploads/2012/11/Coal-Mining-in-Canada_final_November2012.pdf
3.  Environment // Coal Association of Canada [Official website].  URL: http://www.coal.ca/environment/
4.  Wright A. Canadian coal industry // National Energy Board [Official website].  URL: http://www.neb-one.gc.ca/clf-nsi/rnrgynfmtn/nrgyrprt/nrgyftr/cnslttnrnd1/prsnttn/alan_wright.pdf
5.  Coal Mining in Canada URL: http://www.coal.ca/wp-content/uploads/2012/11/Coal-Mining-in-Canada_final_November2012.pdf
6.  Smith J. Productivity Trends in the Coal Mining Industry in Canada. Ottawa, 2004. P. 14.
7.  Coal Mining in Canada URL: http://www.coal.ca/wp-content/uploads/2012/11/Coal-Mining-in-Canada_final_November2012.pdf
8.  Smith J. Op. cit. P. 16-17.
9.  Boadway R., Neil B., McKenzie K., Mintz J. Marginal Effective Tax Rates for Capital in the Canadian Mining Industry // Canadian Journal of Economics. Volume 20, № 1 (February). P. 1-16.
10. Lonmo Ch. Measuring Concentration of R&D Spending by Industry // Innovation and Analysis Bulletin (Statistics Canada catalogue number 88-003). Vol. 5, № 3 (October). P.16-19.
11.  Smith J. Op. cit. P. 15.
12.  Ibid. P. 25.

Выходные данные Нохрин И.М., Угольная промышленность Канады во второй половине XX - начале XXI вв. факторы стабильного развития // Челябинский гуманитарий. 2012, № 4. C. 94-98

Комментариев нет:

Отправить комментарий