Процесс развития современного российского избирательного права неуклонно идет по пути постепенного сворачивания элементов мажоритаризма и перехода на полную пропорциональную систему при формировании представительных органов на всех уровнях — от федерального и регионального до местного. Насколько это оправданно и своевременно с точки зрения соответствия современному состоянию российского общества и, прежде всего, оформленности многопартийной системы, может быть предметом отдельного обстоятельного обсуждения. Однако не вызывает сомнения факт, что любая избирательная система, будь то мажоритарная или пропорциональная, имеет свои очевидные плюсы и минусы. Одной из задач законодателей, создающих правовую базу выборов, и участников избирательного процесса должно стать выявление и минимизирование негативных сторон любой применяемой избирательной системы.
Переход на полную пропорциональную избирательную систему, особенно в условиях недостаточной развитости многопартийной системы в обществе, по сути, означает обезличивание выборов, когда борьбу за мандаты ведут не конкретные личности, а политические партии, известные большинству избирателей лишь в лице некоторых ее руководителей. Роль граждан, как участников избирательного процесса, сводится фактически лишь к участию в процедуре голосования за список той или иной партии, зачастую процедуру формальную, поскольку приходится делать выбор из предложенных кем-то (а именно партийными органами) кандидатов. Более того, у избирателей не может быть уверенности в том, что именно кандидаты, олицетворяющие партию в избирательном бюллетене, за кого избиратели отдают голоса, в итоге и получат мандаты. Иными словами, избиратели лишаются важнейшей возможности влиять на персональный состав будущих представительных органов — права выдвижения кандидатов или участия в их отборе.
Следует также отметить, что выведение на лидирующие позиции в избирательном процессе политических партий становится характерной тенденцией не только при проведении выборов в представительные органы на основе пропорциональной системы, но и при проведении выборов главы государства на основе мажоритарной избирательной системы. Именно политические партии в лице своих руководящих органов монополизируют право выдвижения кандидатов в президенты страны. И это тоже реалии современных политических процессов не только в России, но и во многих других странах, и с этими реалиями также необходимо считаться.
Одним из возможных способов нивелирования обезличивания выборов и повышения роли рядовых избирателей в процессе отбора кандидатов на выборные должности в условиях возрастающей «партийности» выборов могли бы стать «праймериз», используемые в практике ряда зарубежных стран, прежде всего США, первые попытки проведения которых имели место на последних выборах депутатов Государственной Думы РФ.
«Праймериз» — это первичные, или предварительные, выборы. Но речь идет не о каких-то особых выборах наряду с парламентскими, президентскими и т. п., слово «выборы» в данном случае означает лишь, что определенное решение принимается на основе тайного волеизъявления избирателей путем голосования. По сути, «прайме-риз» являются предстадией выдвижения политическими партиями кандидатов на выборную должность, характеризующуюся широким привлечением рядовых избирателей к процессу отбора этих кандидатов.
Чаще всего институт «праймериз» ассоциируют с президентскими выборами, однако на практике «праймериз» широко используются в большинстве американских штатов в качестве своего рода отборочного «сита», через которое должны пройти лица, претендующие на официальное выдвижение кандидатами от партий на выборах не только на пост президента страны, но и на другие выборные должности — губернаторов, сенаторов, конгрессменов. Целью этого предварительного «отборочного тура» является выявление наиболее конкурентоспособного, пользующегося поддержкой большинства избирателей-однопартийцев претендента на соответствующий пост, а, следовательно, способного более эффективно представлять партийный электорат на выборах.
Как институт первичных президентских выборов «праймериз» представляют собой совокупность различных первичных партийных выборных мероприятий — как собственно «праймериз» (прямые тайные выборы, проводимые на уровне штата), так и различных партийных собраний — так называемых «кокусов».
По результатам «праймериз» и кокусов от штатов направляются делегаты на партийные съезды, где окончательно определяются единые партийные кандидаты в президенты.
Впервые «праймериз» в США были проведены в 1842 г., а в 1903 г. был принят первый закон об обязательном проведении «праймериз» (штат Висконсин). Однако специалисты полагают, что в действительности система обязательных «праймериз» на президентских выборах стала применяться лишь после 1912 г. в связи с разразившимся в тот год скандалом внутри Республиканской партии.
Более широко на тот момент использовалась система отбора кандидатов в президенты на партийных съездах или даже достаточно узким кругом лиц, составлявших партийную верхушку (прежде всего, члены национально-партийных комитетов). В результате, решение вопроса о выдвижении кандидата от партии зависело не от популярности того или иного политика среди избирателей, а от его приближенности к партийному аппарату и отдельным, наиболее влиятельным партийным функционерам, контролирующим этот партийный аппарат. В результате, как полагают аналитики, таких нечестных закулисных приемов верхушки Республиканской партии кандидатом от партии был выдвинут Тафт. Оскорбленный Рузвельт создал собственную партию и пошел на выборы самостоятельно. В итоге Республиканская партия в тот год президентские выборы проиграла. С тех пор обе партии, Республиканская и Демократическая, отказались от системы отбора кандидатов на партийных съездах или кулуарных собраниях партийных боссов как недостаточно демократичной, перейдя к системе «праймериз».
Следует заметить, что не существует единого федерального закона, регулирующего порядок проведения «праймериз», эти вопросы находятся в компетенции штатов. Более того, проведение «праймериз» не является обязательным для всех штатов — каждый штат вправе самостоятельно определять процедуру проведения партийных выборов кандидата — в форме «праймериз», кокусов или иной процедуры. Не является общеобязательным и принятие в штате соответствующего специального закона, регулирующего правила проведения партийных выборов, нередко решение этих вопросов отдано на усмотрение партийных органов штата. Соответственно, и процедура подготовки и проведения «праймериз» в штатах, где они предусмотрены, имеет определенные нюансы.
Как правило, штаты устанавливают обязательные требования к претендентам на участие в штатных «праймериз» (в качестве потенциальных кандидатов), что представляется вполне логичным — победа на внутрипартийных выборах означает, что вся мощь партии, все ее ресурсы (финансовые, организационные, человеческие и пр.) будут затем работать на единого кандидата в период основных выборов. Очевидно также, что и сам потенциальный кандидат должен быть достаточно популярен и должен обладать собственными немалыми финансовыми средствами, необходимыми для участия в «праймериз» и ведения избирательной кампании.
Наиболее распространенным дополнительным требованием к потенциальному кандидату является предварительный сбор подписей однопартийцев, причем количество их по штатам варьируется от 25 подписей (штат Теннеси) до 15 тыс. (штат Нью-Йорк). Сбор подписей сопровождается дополнительными условиями, чтобы подписи принадлежали зарегистрированным членам партии или постоянно проживающим на территории одного города или графства, или проживающим в половине избирательных округов штата.
В некоторых штатах (Юта, Северная Дакота, Род-Айленд и др.) перечень лиц, которые могут быть допущены к участию в «праймериз», определяется на особых собраниях местных партийных организаций. В штате же Нью-Гэмпшир для участия в «праймериз» достаточно заплатить в местный бюджет особый налог в сумме 1 тыс. долларов.
«Праймериз» проходят по штатам в разные сроки. Днем, когда проводится первичное голосование, чаще всего является вторник. Вторник, на который выпадает голосование одновременно по нескольким штатам, называют «супервторник».
В ходе «праймериз» избиратели голосуют за понравившихся им партийных кандидатов. Следует, однако, заметить, что участие избирателей в «праймериз» может быть ограничено в случае проведения так называемых «закрытых» «праймериз». Наиболее распространены все же «открытые» «праймериз», когда в первичном голосовании может принять участие любой избиратель. Крайней формой таких открытых «праймериз» является первичное голосование в штате Калифорния: в голосовании могут принимать участие любые избиратели безотносительно принадлежности к той или иной партии. Более того, в бюллетени для голосования включены имена кандидатов как от Республиканской, так и от Демократической партий, претендующих на различные выборные должности — Президента США, конгрессмена США, конгрессмена штата, сенатора США, сенатора штата, губернатора штата. Каждый избиратель может проголосовать только за одного кандидата (любой партии), претендующего на каждую должность. Например, отдав голос на пост сенатора штата кандидату-демократу, избиратель может на пост сенатора США отдать голос кандидату-республиканцу.
Однако не всегда избиратели на «праймериз» голосуют непосредственно за потенциальных кандидатов в президенты, в отдельных штатах в бюллетени для голосования могут включаться списки делегатов на партийный съезд.
Как уже было сказано ранее, в широком смысле система первичных президентских выборов помимо непосредственно «праймериз» включает в себя и систему кокусов. Это слово происходит от одного из индейских языков и буквально означает «очень шумное собрание». В современном понимании «кокус» — это специфическая форма собрания сторонников политической партии.
В одиннадцати американских штатах вместо «праймериз» проводятся именно кокусы. Следует, однако, оговориться, что кокусы не являются таким же единовременным событием, как проводящиеся раз в 4 года «праймериз», и не связаны лишь с определением кандидата на президентских выборах. Назначение и применение коку-сов более широкое, фактически это собрания политиков, обсуждающих выдвижение кандидатов на ту или иную должность, или даже собрания единомышленников по тем или иным политическим или расовым вопросам.
В общем виде систему проведения кокуса при отборе кандидата на пост президента страны можно представить следующим образом: в общественном здании или в доме одного из партийных активистов собираются зарегистрированные члены партии (регистрация может проходить прямо на месте), выступающие партийные активисты пытаются заручиться поддержкой присутствующих в пользу того или иного кандидата, затем проводится голосование. Одновременно участники кокуса делегируют своих представителей на следующий, более высокий уровень партийной организации. Вершиной кокуса является партийное собрание штата, на котором определяются победитель и делегаты на общенациональный партийный съезд.
Количество делегатов, представляющих штат на национальном партийном съезде, пропорционально численности населения штата. Результаты первичных выборов могут для делегатов носить как обязательный характер (делегаты обязаны отдать свои голоса за определенного кандидата по результатам предварительного голосования в штате), так и консультативный характер (делегаты голосуют в зависимости от собственных политических предпочтений).
Определение победителя на партийном съезде может проходить как по пропорциональной системе (делегаты от каждого штата распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных на «праймериз» в штате голосов), так и по мажоритарной (необходимо набрать более 50 % голосов делегатов).
Победивший по результатам «праймериз» претендент официально выдвигается и регистрируется в качестве кандидата от соответствующей партии. Проигравшие, как правило, дабы не дробить голоса избирателей и не отбирать их у официального кандидата, ослабляя, тем самым, позиции партии на выборах, от дальнейшего участия в основных выборах отказываются. Проигравшие в «праймериз» могут продолжить участие в выборах, но только как независимые кандидаты, без поддержки своей партии. Следует, однако, заметить, что в стране действует система неравных условий вступления в избирательную кампанию кандидатов двух ведущих партий и независимых кандидатов, равно как и кандидатов иных партий. Официально выдвинутые партийными съездами кандидаты республиканцы и демократы регистрируются автоматически, для иных кандидатов устанавливаются дополнительные условия — чаще всего, сбор большого числа подписей избирателей.
Как уже говорилось ранее, система «праймериз» давно перестала считаться исключительно американской и получила достаточно широкое распространение в мире при проведении различных выборов, в частности, в Болгарии, Франции, Италии, Бельгии и др. Так, на последних президентских выборах во Франции Социалистическая партия впервые провела внутрипартийное голосование (в котором приняли участие более 200 тыс. граждан) по отбору кандидата в президенты. Выборы проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства, и если бы ни одному из 3 кандидатов не удалось получить более 50 % голосов избирателей-членов партии, проводился бы второй тур голосования. Однако Сеголен Руаяль смогла сразу же получить более 60 % голосов и стала официальным кандидатом Социалистической партии на президентских выборах.
Первые попытки использования системы предварительных партийных выборов при отборе кандидатов имели место и в России. Так, еще в мае 2000 г. по инициативе местных отделений «Союза правых сил» и «Яблока» в Санкт-Петербурге провели предварительное голосование среди избирателей (были созданы условные избирательные участки) по определению единого кандидата от демократов на выборах губернатора города. Граждане должны были указать, кого из двух предложенных кандидатов они хотели бы видеть в качестве губернатора. Между кандидатами предварительно было достигнуто соглашение, что в случае победы одного из них второй снимает свою кандидатуру в пользу победителя.
Более широко систему предварительного внутрипартийного голосования проводили политические партии, прежде всего «Единая Россия», по отбору кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Голосование по кандидатурам на включение в региональные тройки лидеров проводились в местных и региональных отделениях партий (Самарская, Псковская, Иркутская области и др.). Однако если на уровне регионов отбор партийных кандидатов напоминал некоторые черты закрытых «праймериз», то на уровне партийного съезда процедура составления итогового списка партийных кандидатов (в том числе, региональных троек лидеров) оказалась весьма схожей с отвергнутой в США еще в начале XX в. (как недостаточно демократичной) системой отбора кандидатов узкой группой партийных боссов и представителей властных структур.
Так, утвержденный на съезде «Единой России» список кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ стал полнейшей неожиданностью для самарского регионального отделения партии. Вместо «призеров» внутрипартийных выборов в список были включены рядовые партийцы, чьи кандидатуры даже не голосовались.
Однако негативные проявления первых попыток проведения предварительных партийных выборов в России отнюдь не означают, что правы скептики, ставящие под сомнение возможность применения такой технологии в современной России. Они скорее являются подтверждением тезиса о необходимости тщательного изучения соответствующей практики других стран. И такие исследования проводятся.
По мнению НИРСИ, система «праймериз», наряду с некоторыми недостатками, основные из которых — дороговизна и длительность их проведения, обладает несомненными достоинствами, которые делают проведение «праймериз» в России не просто возможным, но даже и необходимым. В частности, с помощью «праймериз» можно было бы повысить политическую активность граждан (политическая пассивность граждан — один из основных аргументов российских оппонентов «праймериз»). Максимально широкое привлечение рядовых избирателей к процедуре отбора кандидатов (при условии, что высказанное избирателями на предварительных выборах мнение будет учтено, а не проигнорировано) способствовало бы повышению самооценки граждан, осознанию ими, что они реально могут повлиять на персональный состав выборных органов и должностей, а не исполнять роль статистов.
По мнению аналитиков, общие преимущества, или достоинства, «первичных выборов состоят в том, что «праймериз» позволяют:
• расширить электоральную базу власти;
• формировать лояльность избирателей;
• стабилизировать партийную систему;
• обеспечить дополнительное финансирование партий;
• сформировать повестку дня задолго до выборов;
• повысить известность, рейтинг партии и кандидатов, сформировать общественное мнение — фактически расширить время и возможности избирательной кампании;
• получить подтверждение лояльности элит; и т. д.
Всестороннее и взвешенное изучение негативных и позитивных проявлений «праймериз» в избирательной практике зарубежных стран позволило бы выработать для России наиболее оптимальную и эффективную модель проведения предварительных выборов при отборе партийных кандидатов на выборные должности.
Этапы избирательного процесса в США |
Переход на полную пропорциональную избирательную систему, особенно в условиях недостаточной развитости многопартийной системы в обществе, по сути, означает обезличивание выборов, когда борьбу за мандаты ведут не конкретные личности, а политические партии, известные большинству избирателей лишь в лице некоторых ее руководителей. Роль граждан, как участников избирательного процесса, сводится фактически лишь к участию в процедуре голосования за список той или иной партии, зачастую процедуру формальную, поскольку приходится делать выбор из предложенных кем-то (а именно партийными органами) кандидатов. Более того, у избирателей не может быть уверенности в том, что именно кандидаты, олицетворяющие партию в избирательном бюллетене, за кого избиратели отдают голоса, в итоге и получат мандаты. Иными словами, избиратели лишаются важнейшей возможности влиять на персональный состав будущих представительных органов — права выдвижения кандидатов или участия в их отборе.
Следует также отметить, что выведение на лидирующие позиции в избирательном процессе политических партий становится характерной тенденцией не только при проведении выборов в представительные органы на основе пропорциональной системы, но и при проведении выборов главы государства на основе мажоритарной избирательной системы. Именно политические партии в лице своих руководящих органов монополизируют право выдвижения кандидатов в президенты страны. И это тоже реалии современных политических процессов не только в России, но и во многих других странах, и с этими реалиями также необходимо считаться.
Одним из возможных способов нивелирования обезличивания выборов и повышения роли рядовых избирателей в процессе отбора кандидатов на выборные должности в условиях возрастающей «партийности» выборов могли бы стать «праймериз», используемые в практике ряда зарубежных стран, прежде всего США, первые попытки проведения которых имели место на последних выборах депутатов Государственной Думы РФ.
«Праймериз» — это первичные, или предварительные, выборы. Но речь идет не о каких-то особых выборах наряду с парламентскими, президентскими и т. п., слово «выборы» в данном случае означает лишь, что определенное решение принимается на основе тайного волеизъявления избирателей путем голосования. По сути, «прайме-риз» являются предстадией выдвижения политическими партиями кандидатов на выборную должность, характеризующуюся широким привлечением рядовых избирателей к процессу отбора этих кандидатов.
Чаще всего институт «праймериз» ассоциируют с президентскими выборами, однако на практике «праймериз» широко используются в большинстве американских штатов в качестве своего рода отборочного «сита», через которое должны пройти лица, претендующие на официальное выдвижение кандидатами от партий на выборах не только на пост президента страны, но и на другие выборные должности — губернаторов, сенаторов, конгрессменов. Целью этого предварительного «отборочного тура» является выявление наиболее конкурентоспособного, пользующегося поддержкой большинства избирателей-однопартийцев претендента на соответствующий пост, а, следовательно, способного более эффективно представлять партийный электорат на выборах.
Как институт первичных президентских выборов «праймериз» представляют собой совокупность различных первичных партийных выборных мероприятий — как собственно «праймериз» (прямые тайные выборы, проводимые на уровне штата), так и различных партийных собраний — так называемых «кокусов».
По результатам «праймериз» и кокусов от штатов направляются делегаты на партийные съезды, где окончательно определяются единые партийные кандидаты в президенты.
Результат последний праймериз Демократической партии США |
Более широко на тот момент использовалась система отбора кандидатов в президенты на партийных съездах или даже достаточно узким кругом лиц, составлявших партийную верхушку (прежде всего, члены национально-партийных комитетов). В результате, решение вопроса о выдвижении кандидата от партии зависело не от популярности того или иного политика среди избирателей, а от его приближенности к партийному аппарату и отдельным, наиболее влиятельным партийным функционерам, контролирующим этот партийный аппарат. В результате, как полагают аналитики, таких нечестных закулисных приемов верхушки Республиканской партии кандидатом от партии был выдвинут Тафт. Оскорбленный Рузвельт создал собственную партию и пошел на выборы самостоятельно. В итоге Республиканская партия в тот год президентские выборы проиграла. С тех пор обе партии, Республиканская и Демократическая, отказались от системы отбора кандидатов на партийных съездах или кулуарных собраниях партийных боссов как недостаточно демократичной, перейдя к системе «праймериз».
Следует заметить, что не существует единого федерального закона, регулирующего порядок проведения «праймериз», эти вопросы находятся в компетенции штатов. Более того, проведение «праймериз» не является обязательным для всех штатов — каждый штат вправе самостоятельно определять процедуру проведения партийных выборов кандидата — в форме «праймериз», кокусов или иной процедуры. Не является общеобязательным и принятие в штате соответствующего специального закона, регулирующего правила проведения партийных выборов, нередко решение этих вопросов отдано на усмотрение партийных органов штата. Соответственно, и процедура подготовки и проведения «праймериз» в штатах, где они предусмотрены, имеет определенные нюансы.
Как правило, штаты устанавливают обязательные требования к претендентам на участие в штатных «праймериз» (в качестве потенциальных кандидатов), что представляется вполне логичным — победа на внутрипартийных выборах означает, что вся мощь партии, все ее ресурсы (финансовые, организационные, человеческие и пр.) будут затем работать на единого кандидата в период основных выборов. Очевидно также, что и сам потенциальный кандидат должен быть достаточно популярен и должен обладать собственными немалыми финансовыми средствами, необходимыми для участия в «праймериз» и ведения избирательной кампании.
Наиболее распространенным дополнительным требованием к потенциальному кандидату является предварительный сбор подписей однопартийцев, причем количество их по штатам варьируется от 25 подписей (штат Теннеси) до 15 тыс. (штат Нью-Йорк). Сбор подписей сопровождается дополнительными условиями, чтобы подписи принадлежали зарегистрированным членам партии или постоянно проживающим на территории одного города или графства, или проживающим в половине избирательных округов штата.
В некоторых штатах (Юта, Северная Дакота, Род-Айленд и др.) перечень лиц, которые могут быть допущены к участию в «праймериз», определяется на особых собраниях местных партийных организаций. В штате же Нью-Гэмпшир для участия в «праймериз» достаточно заплатить в местный бюджет особый налог в сумме 1 тыс. долларов.
«Праймериз» проходят по штатам в разные сроки. Днем, когда проводится первичное голосование, чаще всего является вторник. Вторник, на который выпадает голосование одновременно по нескольким штатам, называют «супервторник».
В ходе «праймериз» избиратели голосуют за понравившихся им партийных кандидатов. Следует, однако, заметить, что участие избирателей в «праймериз» может быть ограничено в случае проведения так называемых «закрытых» «праймериз». Наиболее распространены все же «открытые» «праймериз», когда в первичном голосовании может принять участие любой избиратель. Крайней формой таких открытых «праймериз» является первичное голосование в штате Калифорния: в голосовании могут принимать участие любые избиратели безотносительно принадлежности к той или иной партии. Более того, в бюллетени для голосования включены имена кандидатов как от Республиканской, так и от Демократической партий, претендующих на различные выборные должности — Президента США, конгрессмена США, конгрессмена штата, сенатора США, сенатора штата, губернатора штата. Каждый избиратель может проголосовать только за одного кандидата (любой партии), претендующего на каждую должность. Например, отдав голос на пост сенатора штата кандидату-демократу, избиратель может на пост сенатора США отдать голос кандидату-республиканцу.
Однако не всегда избиратели на «праймериз» голосуют непосредственно за потенциальных кандидатов в президенты, в отдельных штатах в бюллетени для голосования могут включаться списки делегатов на партийный съезд.
Как уже было сказано ранее, в широком смысле система первичных президентских выборов помимо непосредственно «праймериз» включает в себя и систему кокусов. Это слово происходит от одного из индейских языков и буквально означает «очень шумное собрание». В современном понимании «кокус» — это специфическая форма собрания сторонников политической партии.
В одиннадцати американских штатах вместо «праймериз» проводятся именно кокусы. Следует, однако, оговориться, что кокусы не являются таким же единовременным событием, как проводящиеся раз в 4 года «праймериз», и не связаны лишь с определением кандидата на президентских выборах. Назначение и применение коку-сов более широкое, фактически это собрания политиков, обсуждающих выдвижение кандидатов на ту или иную должность, или даже собрания единомышленников по тем или иным политическим или расовым вопросам.
В общем виде систему проведения кокуса при отборе кандидата на пост президента страны можно представить следующим образом: в общественном здании или в доме одного из партийных активистов собираются зарегистрированные члены партии (регистрация может проходить прямо на месте), выступающие партийные активисты пытаются заручиться поддержкой присутствующих в пользу того или иного кандидата, затем проводится голосование. Одновременно участники кокуса делегируют своих представителей на следующий, более высокий уровень партийной организации. Вершиной кокуса является партийное собрание штата, на котором определяются победитель и делегаты на общенациональный партийный съезд.
Борьба за лидерство в Республиканской партии в 2012 г. |
Определение победителя на партийном съезде может проходить как по пропорциональной системе (делегаты от каждого штата распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных на «праймериз» в штате голосов), так и по мажоритарной (необходимо набрать более 50 % голосов делегатов).
Победивший по результатам «праймериз» претендент официально выдвигается и регистрируется в качестве кандидата от соответствующей партии. Проигравшие, как правило, дабы не дробить голоса избирателей и не отбирать их у официального кандидата, ослабляя, тем самым, позиции партии на выборах, от дальнейшего участия в основных выборах отказываются. Проигравшие в «праймериз» могут продолжить участие в выборах, но только как независимые кандидаты, без поддержки своей партии. Следует, однако, заметить, что в стране действует система неравных условий вступления в избирательную кампанию кандидатов двух ведущих партий и независимых кандидатов, равно как и кандидатов иных партий. Официально выдвинутые партийными съездами кандидаты республиканцы и демократы регистрируются автоматически, для иных кандидатов устанавливаются дополнительные условия — чаще всего, сбор большого числа подписей избирателей.
Как уже говорилось ранее, система «праймериз» давно перестала считаться исключительно американской и получила достаточно широкое распространение в мире при проведении различных выборов, в частности, в Болгарии, Франции, Италии, Бельгии и др. Так, на последних президентских выборах во Франции Социалистическая партия впервые провела внутрипартийное голосование (в котором приняли участие более 200 тыс. граждан) по отбору кандидата в президенты. Выборы проходили по мажоритарной системе абсолютного большинства, и если бы ни одному из 3 кандидатов не удалось получить более 50 % голосов избирателей-членов партии, проводился бы второй тур голосования. Однако Сеголен Руаяль смогла сразу же получить более 60 % голосов и стала официальным кандидатом Социалистической партии на президентских выборах.
Первые попытки использования системы предварительных партийных выборов при отборе кандидатов имели место и в России. Так, еще в мае 2000 г. по инициативе местных отделений «Союза правых сил» и «Яблока» в Санкт-Петербурге провели предварительное голосование среди избирателей (были созданы условные избирательные участки) по определению единого кандидата от демократов на выборах губернатора города. Граждане должны были указать, кого из двух предложенных кандидатов они хотели бы видеть в качестве губернатора. Между кандидатами предварительно было достигнуто соглашение, что в случае победы одного из них второй снимает свою кандидатуру в пользу победителя.
Более широко систему предварительного внутрипартийного голосования проводили политические партии, прежде всего «Единая Россия», по отбору кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ. Голосование по кандидатурам на включение в региональные тройки лидеров проводились в местных и региональных отделениях партий (Самарская, Псковская, Иркутская области и др.). Однако если на уровне регионов отбор партийных кандидатов напоминал некоторые черты закрытых «праймериз», то на уровне партийного съезда процедура составления итогового списка партийных кандидатов (в том числе, региональных троек лидеров) оказалась весьма схожей с отвергнутой в США еще в начале XX в. (как недостаточно демократичной) системой отбора кандидатов узкой группой партийных боссов и представителей властных структур.
Так, утвержденный на съезде «Единой России» список кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ стал полнейшей неожиданностью для самарского регионального отделения партии. Вместо «призеров» внутрипартийных выборов в список были включены рядовые партийцы, чьи кандидатуры даже не голосовались.
Однако негативные проявления первых попыток проведения предварительных партийных выборов в России отнюдь не означают, что правы скептики, ставящие под сомнение возможность применения такой технологии в современной России. Они скорее являются подтверждением тезиса о необходимости тщательного изучения соответствующей практики других стран. И такие исследования проводятся.
По мнению НИРСИ, система «праймериз», наряду с некоторыми недостатками, основные из которых — дороговизна и длительность их проведения, обладает несомненными достоинствами, которые делают проведение «праймериз» в России не просто возможным, но даже и необходимым. В частности, с помощью «праймериз» можно было бы повысить политическую активность граждан (политическая пассивность граждан — один из основных аргументов российских оппонентов «праймериз»). Максимально широкое привлечение рядовых избирателей к процедуре отбора кандидатов (при условии, что высказанное избирателями на предварительных выборах мнение будет учтено, а не проигнорировано) способствовало бы повышению самооценки граждан, осознанию ими, что они реально могут повлиять на персональный состав выборных органов и должностей, а не исполнять роль статистов.
По мнению аналитиков, общие преимущества, или достоинства, «первичных выборов состоят в том, что «праймериз» позволяют:
• расширить электоральную базу власти;
• формировать лояльность избирателей;
• стабилизировать партийную систему;
• обеспечить дополнительное финансирование партий;
• сформировать повестку дня задолго до выборов;
• повысить известность, рейтинг партии и кандидатов, сформировать общественное мнение — фактически расширить время и возможности избирательной кампании;
• получить подтверждение лояльности элит; и т. д.
Всестороннее и взвешенное изучение негативных и позитивных проявлений «праймериз» в избирательной практике зарубежных стран позволило бы выработать для России наиболее оптимальную и эффективную модель проведения предварительных выборов при отборе партийных кандидатов на выборные должности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий