понедельник, 21 октября 2013 г.

Миграционная политика США и Канады в XXI веке

Культура межэтнических отношений определяется, главным образом, господствующей культурой. Этнические меньшинства требуют признания своей культуры от принимающего общества, что приводит к трансформации параметров самоидентификации национального большинства. Отсюда возникает множество проблем, решение которых входит в компетенцию мультикультурализма. Концепции мультикультурализма включают в себя исследования основных тенденций этнокультурного и социального облика национальных обществ – изучение иммиграционных процессов, непосредственным результатом которых является формирование новых этнических меньшинств, этнонациональных движений коренных жителей рассматриваемых территорий, а также исторических национальных меньшинств.
Большинство ученых склоняются к тому, что мультикультурализм тесно связан с глобализацией. Генеральный секретарь Международной организации Франкофонии Бутрос Гали утверждает: «Мы не перестаем говорить о глобализации. Мир сталкивается с проблемами, принявшими глобальные масштабы, в сфере экологии, организованной преступности, борется с глобальными эпидемиями. Чего нам не хватает – это глобализации демократии, ее распространения на международные отношения. А наилучший способ добиться этого – поддержание культурного разнообразия, я называю это мультикультурой» [1]. В контексте охвативших весь мир процессов глобализации иммиграция, а вместе с ней и диалог культур стали вполне обыденным явлением. В начале XXI в.более 3% населения Земли не проживают на территории своей родной страны.
США и Канада гордятся мультикультурностью своего общества
В 2010 г. численность мигрантов в мире составила около 200 млн чел. [2]. Самый большой приток мигрантов отмечался в Северной Америке (ежегодно примерно 1,4 млн чел.), в Европе (0,8 млн чел.) и в Океании (90 000 мигрантов ежегодно) [3]. Хорошо организованная иммиграционная политика государства, как правило, требует определенной гармонии в государственно правовой сфере. В идеале она сочетается с социальной политикой, политикой в области занятости, в сфере общественной безопасности и, наконец, внешней политикой государства. В свою очередь, внешняя политика государства взаимодействует с другими государствами в области определения международно-правовых аспектов регулирования миграции. Поэтому возникает необходимость установления определенных международных стандартов, определяющих допустимую степень дискриминационного обращения с иммигрантами [4].
Международный пакт о гражданских и политических свободах содержит положение о возможности ограничения прав человека государством в целях защиты национальной безопасности, однако не конкретизирует его. Примером подобного ограничения прав человека является принятие правительством Дж. Буша-младшего закона о строительстве тысячекилометровой стены на границе с Мексикой, которая, по его мнению, должна стать «эталоном» границы XXI в. и сделать государство более защищенным, так как США «не может контролировать границы и нелегальная иммиграция растет» [5]. Необходимым элементом международного диалога является также адекватное информационное обеспечение. В рамках мировой практики распространены несколько систем, аккумулирующих информацию о населении: переписи населения, ежегодный учет, который осуществляется в различных вариантах или их комбинациях (регистров населения, регистров иностранцев), административных источников и пограничной статистики [6].
Миграция в США в 1820-2010 годы
Важным признаком эффективной иммиграционной политики является предоставление социальной помощи в виде внедрения интеграционных программ и формирования в обществе толерантного отношения к иммигрантам. Интеграционные модели в мультикультурном обществе базируются на признании наличия в обществе различных этнорасовых групп и необходимости управления их взаимоотношениями [7]. Основной акцент сделан на обеспечении равенства пришлых и коренных жителей во всех сферах жизни общества при сохранении первыми родной культуры.
В области занятости мигрантов законодательство США, основываясь на текущей ситуации в стране, оправдывает эффективность одной из двух моделей: либо открытая экономика и соответственно свободное перемещение трудовых ресурсов и населения, либо протекционизм и ограничения в области международной миграции в связи с ростом политической и демографической нестабильности, усложнением процесса трудоустройства иммигрантов. Обе модели оценивают долю иммигрантов, находящихся на разных ступенях квалификационной иерархии, в составе рабочей силы страны. История американского государства представляет собой историю иммиграции, характеризующуюся этническим многообразием. Наиболее частой причиной смены иммиграционной политики США было изменение экономического состояния страны. В периоды подъема, когда США испытывали недостаток рабочей силы, даже неквалифицированные и необразованные работники могли свободно въехать в страну. Во времена упадка, в период обострения конкурентной борьбы за рабочие места иммиграционные квоты резко сокращались.
На американскую иммиграционную политику всегда оказывали влияние национальные конфликты и расовые предубеждения. Во время обострения международных отношений въезд в США был закрыт для уроженцев враждебных государств. До 1965 г. иммигранты из Северной Европы пользовались привилегиями в получении гражданства, тогда как только небольшое число уроженцев африканских, азиатских и южноамериканских стран получили теоретическую возможность приобрести американское гражданство. Американцы также всерьез опасались, что приток иммигрантов приведет к возрастанию конкуренции на рынке труда. Ситуация изменилась после появления общественных движений за «гражданские права» в 1960-е гг. – в иммиграционной политике исчезли «расистские нормы», ограничивавшие въезд в страну определенных национальных меньшинств. [8]. Акт об иммиграционной реформе был принят Конгрессом в 1965 г. и впоследствии дополнен в 1976 и 1980 г. Он установил годовой лимит сначала в 170 тысяч, а затем в 320 тысяч иммигрантов и беженцев.
В настоящее время иммиграционная политика США отражает целый ряд задач. Во-первых, она необходима для воссоединения семей за счет приема иммигрантов, члены семей которых уже проживают в США. Во-вторых, она отвечает требованию привлечения работников определенной квалификации, чтобы заполнять позиции, по которым наблюдается нехватка персонала. В-третьих, она позволяет предоставить убежище тем, кто сталкивается с риском политического, расового, религиозного преследования в их родной стране.
Оценки экономических последствий иммиграции в США противоречивы. Степень вовлеченности иммигрантов в экономически активную деятельность на 7% выше, чем у местного населения – 57% по сравнению с 50%. На иммигрантов приходится около половины малоквалифицированных работников в ряде отраслей сельского хозяйства и строительства. Экономическая отдача иммигрантов «второй волны» уменьшается, во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Согласно некоторым исследованиям, экономический эффект от иммиграции составляет лишь 0,1% совокупного национального продукта, в то время как иммиграция тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда [9].
Большинство ученых, несмотря на подобные высказывания, утверждают, что в долгосрочной перспективе иммиграция будет играть исключительно важную роль и как фактор роста населения, и как стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики и низкооплачиваемой рабочей силой, и высококвалифицированными специалистами [10]. Другие положительные моменты иммиграции заключаются в следующем. Приток высококвалифицированных иммигрантов облегчает нагрузку на образовательную систему США и снижает затраты на подготовку специалистов. Приток малоквалифицированной рабочей силы обеспечивает заполнение рабочих мест, которые являются непривлекательными для американцев.
Канадское общество на протяжении всей своей истории развивалось под воздействием мощного притока переселенцев из других регионов мира, что обусловило мультикультурную «мозаичность» Канады. Как отмечается Министерством гражданства и иммиграции, «иммиграция всегда была основополагающим фактором роста Канады и истории ее достижений. С ранних дней нашей истории до преобразований последних лет люди со всего мира прибывали в Канаду со своими семьями. Вместе они внесли вклад в развитие нашей экономики, общества, культуры» [11].
Миграция в Канаду в 1850-2000 годы
В соответствии с переписью населения 2006 г., число иммигрантов в Канаде достигло почти 6,2 млн чел. и составило 19,8% населения страны. Исследователи считают, что к 2031 г. иммигранты во втором или третьем поколениях будут представлять половину населения страны, а также значительно увеличится число видимых меньшинств, особенно в канадских мегаполисах [12]. Когда-то в Канаде доминировали иммигранты из европейских стран, теперь преобладают выходцы из Азии (так называемые «визуально отличимые граждане»). Они образуют диаспорические сообщества, которые отличаются крайней гетерогенностью: помимо этнических, национальных и конфессиональных различий, эта группа населения дифференцирована и по классовому признаку. Крупнейшим из очевидных меньшинств являются выходцы из стран Южной Азии (их часто называют индопакистанцами) и чернокожие канадцы, составляющие соответственно 24,9 и 4% населения страны [13]. Выходцы из Индии и Пакистана, как и представители других меньшинств (за исключением афроамериканцев), в настоящее время в значительной степени сохраняют свои языки и практически не вступают в межэтнические браки. Следующими по численности видимыми меньшинствами в Канаде являются канадцы китайского происхождения (они составляют 24% лиц этой категории и 2,5% жителей страны). В настоящее время их общая численность растет быстрыми темпами и приближается к миллионной отметке. Выходцы из Китая представляют собой весьма сплоченную группу: они сохраняют отчетливо выраженное этническое самосознание и почти не смешиваются с другими этническими сообществами.
Канадская иммиграционная модель претерпела определенную эволюцию на протяжении своей истории, доказала достаточно высокую эффективность и жизнеспособность, стала важным инструментом социально-экономического развития страны и ее активного участия на мировом рынке труда. В Канаде выработались конституционно-правовые нормы, сложилась солидная законодательная база, укрепилась разветвленная организационная структура, что надежно обеспечивает высокоэффективную правоприменительную иммиграционную практику, которая удовлетворяет большую часть жителей страны [14].
Вступивший в силу в 2002 г. Закон об иммиграции и защите беженцев отразил желание канадцев найти необходимый баланс между двумя целями – упрощением иммиграционной процедуры и обеспечением безопасности канадцев. При всей терпимости канадского общества к иммигрантам трагические события 11 сентября 2001 г. породили массу критических замечаний о необходимости пересмотра иммиграционной политики, в первую очередь совершенствования процесса отбора потенциальных граждан Канады. По мнению главы вашингтонского Центра изучения иммиграции Марка Крикоряна, массовая иммиграция в принципе несовместима с поддержанием безопасности, так как все попытки обезопасить население Канады от террористов наталкиваются на невозможность тщательной проверки желающих получить канадское гражданство [15]. Если раньше иммиграция происходила волнами и вновь прибывшие могли интегрироваться в принимающее общество, то в настоящее время иммигранты образуют этнокультурные анклавы, в которых они ведут традиционный образ жизни, ничем не связаны с окружающим их обществом и не поддаются его социально-культурному влиянию. Несмотря на все усиливающуюся критику, правительство Канады сохраняет свою собственную иммиграционную политику, в которой первоочередное внимание уделяется экономическим интересам. Однако борьбе с терроризмом также уделяется внимание: в 2001 г. был принят Антитеррористический закон. В соответствии с ним любая террористическая организация должна сразу же включаться в «черный перечень», государство должно предпринимать все возможные меры, чтобы террористы предстали перед судом, чтобы у них не было никакого доступа к источникам финансирования.
По мнению экспертов, последствия иммиграции неоднозначны, однако ее воздействие на социально-экономическое и политическое развитие увеличивается. Степень влияния во многом зависит от эффективности иммиграционной политики страны, нацеленной, согласно официальным заявлениям, на «привлечение в Канаду высококвалифицированных иммигрантов, их интеграцию, поддержку и обучение» [16]. В программном заявлении Канады по вопросам международной политики особый акцент сделан на иммиграционной политике: «Хорошо обученная и квалифицированная рабочая сила – это ключевой компонент продуктивной и конкурентоспособной экономики. Это значит, что мы должны использовать энергию и активность наших иммигрантов, которые в ближайшие десять лет будут обеспечивать весь чистый прирост наших трудовых ресурсов».
Таким образом, важнейшим фактором роста этнического многообразия в условиях глобализации становится иммиграция, которая со временем меняет этнокультурный облик населения государства. Интенсивность иммиграционных потоков делает невозможным проведение ассимиляционной политики по отношению к иммигрантам из-за нарастания межгрупповых конфликтов на фоне резких социальноэкономических изменений и нивелирования культурных особенностей этнических групп. Новые подходы к решению проблем, связанных с миграцией, позволяют предложить методологию мультикультурализма, которую в целом принимают такие государства, как США и Канада. Обе державы развивались под воздействием мощного притока переселенцев из других регионов мира, и их иммиграционная политика была направлена на решение проблемы интеграции иммигрантов в культурный контекст принимающего общества. Успехи, достигнутые в результате проведения грамотной иммиграционной политики в США и Канаде, могут быть восприняты и другими странами в том случае, если они выберут удачные для себя решения и адаптируют их к локальной специфике.
Примечания
1. Глобальный – не значит одноцветный. Современный мир нуждается в сохранении языкового и культурного плюрализма // Новое Время. 2001. № 5. С. 26.
2. Retraites: la mobilization attaint un pic // URL: http://mediationcite.canalblog.com/archives/2010/10/12/19311612.htm
3. Доклад о международной миграции за 2002 год // Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2003. № 115–116.
4. Всеобщая декларация прав человека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/russian/documen/declarat/
5. Забор на границе будет стоить Бушу лишних 400 миллионов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.americaru.com/news/31781/
6. Миграционная политика в зарубежных странах и Российской Федерации: опыт сравнительного анализа. М.: ИЭПП, 2003. С. 84.
7. Цапенко И. Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. С. 61.
8. Donnovan Th. W. Immigration Policy Changes After 9/11 // The Social policy journal. 2005. № 4. P. 33–35.
9. Garment S. Scandal: The Culture of Mistrust in American Politics. N. Y.: Doubleday, 1991. P. 127.
10. Jason A. Kirk «Indian-Americans and the U. S.-India Nuclear Agreement: Consolidation of an Ethnic Lobby?» // Foreign Policy Analysis. 2008. Vol. 4. № 3. P. 292.
11. Citizen and Immigration Canada. [Электронныйресурс]. URL: http://www.cic.gc.ca (дата обращения: 09.03.2010).
12. Parties prepare to battle for Immigrant votes. [Электронный ресурс]. URL: http://www.CTV.ca.
13. 2006 Census: Ethnic origin, visible minorities, place of work and mode of transportation. [Электронный ресурс]. URL: www.statcan.gc.ca
14. Тимашова Т. Н. Социально-экономические аспекты миграционной политики Канады // Миграционные процессы: социально-экономический аспект (на примере ведущих стран). М.: ИМЭМО РАН, 2007. С. 87.
15. Moens A., Collacott M. Immigration Policy and theTerrorist Threat in Canada and the United States. Frazer Institute. 2008. P. 162.

Комментариев нет:

Отправить комментарий