Стремительно изменяющаяся экономическая ситуация в мире в послевоенный период для некоторых государств Юго-Восточной Азии продемонстрировала, что наступил момент для регионального сотрудничества, в противном случае будущее региона оставалось сомнительным. Региону была необходима перестройка, и, действуя вместе, государства имели возможность добиться больших успехов, нежели в одиночку. Существенная задача состояла в том, чтобы создать структуру регионального диалога и сотрудничества.
В августе 1967 г. министры иностранных дел пяти государств: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда, - провели заседание в Бангкоке, Таиланд, и подписали Бангкокскую Декларацию, на основании которой была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Формирование АСЕАН было вызвано необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии, а не стало проявлением экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере, в отличие от ЕС, где экономическая интеграция стимулировала политическое сотрудничество.1
В соответствии с Декларацией, целями организации являются: ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе, а также установление мира и стабильности через приверженность принципам Устава ООН. Таким образом, была обусловлена открытость Ассоциации для участия всем государствам Юго-Восточной Азии (ЮВА), согласившимся следовать принципам и целям организации. Это провозгласило АСЕАН как организацию, представляющую коллективное желание стран ЮВА связать себя вместе в дружбе и сотрудничестве и, через совместные усилия и жертвы, безопасные для их народов и для будущих поколений, добиться мира, свободы и процветания. К концу XX века к Ассоциации присоединились еще несколько государств. Таким образом, в настоящее время в АСЕАН насчитывается 10 государств-членов, а высшим органом АСЕАН являются саммиты глав государств и правительств стран-членов АСЕАН и партнеров по диалогу.
На протяжении всей истории существования АСЕАН вплоть до настоящего момента было проведено 17 официальных и 4 неофициальных встречи на высшем уровне. Встречи АСЕАН, начиная с 2001 года, являются ежегодными. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону: 1. лидеры стран АСЕАН проводят внутриорганизационную встречу; 2. проводят совместную конференцию с иностранными министрами Регионального Форума АСЕАН; 3. проводят встречу со странами-партнерами по АСЕ-АН+3 (Китаем, Японией и Республикой Корея); 4. отдельная встреча проходит между лидерами стран АСЕАН и еще двумя странами-партнерами Австралией и Новой Зеландией; 5. с 2002 года - отдельные саммиты АСЕАН-Индия.
Несмотря на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему диалогов АСЕАН считает нецелесообразным. Действует временный мораторий на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с Ассоциацией. Пока принято решение сосредоточиться на совершенствовании механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).
Руководящим и Координирующим органом выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Ежегодно проходят совещания министров финансов, экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.4
Юридической базой взаимоотношений стран Ассоциации служат Декларация согласия АСЕАН 1976 года, Вторая Декларация согласия АСЕАН («Балийское согласие-2») 2003 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года - Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года - Россия и Южная Корея, в июле 2005 года - Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. - Австралия. Что же касается США, то в феврале 2009 года во время своего визита в Индонезию госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о намерении в ближайшем будущем присоединиться к Договору5.
В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. В ходе 13-го саммита в Сингапуре Устав был подписан лидерами Ассоциации. Его принятие положило начало новому этапу эволюции АСЕАН и ее трансформации в полноценную региональную организацию. В декабре 2008 г. Устав официально вступил в силу. 6
В течение последних десятилетий Ассоциация успешно решала стоящие перед ней задачи, такие как: развитие АСЕАН как региональной организации; решение проблем обеспечения региональной стабильности, связанных с Индокитайским конфликтом, наплывом беженцев; страны-участницы учились сотрудничать и развивать свою идентичность в региональном и международном плане. Продолжительное существование организации и солидарность внутри нее являются значительным достижением, принимая во внимание разный уровень развития стран, входящих в эту организацию, а также колоссальные различия в размере территорий и численности населения. Сегодня АСЕАН с ее многомиллионным населением, совокупным ВВП, достигающим почти 1,5 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, является центром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе (АТР).
В ходе саммитов АСЕАН были рассмотрены такие вопросы, как развитие сотрудничества и взаимопомощи в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.
Первый саммит был проведен в феврале 1976 года на о-ве Бали, Индонезия. На этой встрече АСЕАН выразила готовность развивать плодотворные отношения и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами региона. Лидерами стран-членов Ассоциации был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. В Договоре были обозначены основополагающие принципы взаимоотношений государств в рамках АСЕАН: 1. Взаимное уважение к независимости, суверенитету, территориальной целостности, равноправию и национальной самобытности всех народов; 2. Право каждого государства на невмешательство извне; 3. Урегулирование разногласий и споров мирными путями; 4. Отказ от угроз или применения силы; 5. Эффективное взаимодействие между государствами-членами.
В ходе последующих саммитов было принято много важных решений, соответствующих принципам, обозначенным в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА.
Серьезным испытанием для АСЕАН стал экономический кризис в Азии 1997-1998 годов, заставивший страны Ассоциации реформировать и реструктурировать свою экономику. Экономики стран АСЕАН очень быстро восстановились после азиатского кризиса. Этому быстрому пикообразному восстановлению способствовал развитый экспорт стран-членов. Однако МВФ в своем докладе ^огШ Есопошю Оийоок обратил внимание на существование тревожных признаков: новые экономические условия повысили стоимость акций; в некоторых странах резко увеличилась стоимость собственности; проблемы могли вызвать и резкое изменение цены активов. В докладе было указано на то, что кризис в Азии сделал экономику стран региона более открытой, вскрыл необходимость повышения эффективности корпоративного управления, вновь привлек внимание к проблемам глобализации и к необходимости внимательно относиться к поддержанию конкурентоспособности.8
1-2 декабря 1997 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялось Совещание министров финансов стран АСЕАН, на котором была дана оценка кризисной ситуации, сложившейся в регионе ЮВА, и были заслушаны доклады и предложения по преодолению кризиса каждой страной-членом Ассоциации. На совещании министры пришли к единому мнению, предложив общие пути решения проблем для всех заинтересованных сторон. Эти меры включали в себя следующее: сохранение последовательной, твердой и продуманной финансовой политики, укрепление гибкого валютного курса, четкий контроль как за фондовым рынком, так и за эффективным распределением источников капиталов, усиление информационной политики, более успешное руководство частным сектором и др. Для снижения зависимости от американского доллара, к которому привязаны все валюты стран АСЕАН, были выдвинуты и реализованы многие инициативы по созданию специализированных институциональных структур, к примеру, Азиатского кредитного фонда.9
14-16 декабря 1997 года в Куала-Лумпуре прошла 2-я неофициальная встреча на высшем уровне. В этой встрече Лаос и Мьянма впервые принимали участие в качестве официальных членов Ассоциации. Важно отметить обсуждение «видения АСЕАН в 2020 г.». Было сказано, что приблизилось наступление 21 века, и возникла необходимость создания программы на ближайшие два десятилетия на основе текущей ситуации в регионе и мире. Согласно этому «видению», АСЕАН в 2020 г. будет Зоной мира, свободы и нейтралитета, а также более тесной станет экономическая интеграция среди государств-членов Ассоциации. Также на этой встрече главы государств-членов Ассоциации обратились к США, Японии и ЕС с просьбой об оказании экстренной помощи в преодолении валютно-финансового кризиса.10
15-16 декабря 1998 года 6-й саммит АСЕАН состоялся во вьетнамской столице Ханой. На саммите был принят ряд документов, включая "Ханойскую декларацию" и "Ханойскую программу действий", направленных на преодоление кризиса, развитие экономики стран АСЕАН, а также на содействие укреплению сотрудничества стран АСЕАН в экономической и политической областях и в сфере безопасности.11
С 27 по 28 ноября 1999 г. в Маниле состоялся очередной неофициальный саммит, 3-й по счету. На этом саммите было высказано намерение сотрудничать и вести более активный диалог между АСЕАН и государствами Северо-Восточной Азии, чтобы весь Восточноазиатский регион достиг более высокого уровня интеграции и сотрудничества. Страны АСЕАН и партнеры по диалогу пришли к выводу, что азиатский финансовый кризис в основном преодолен, регион ждет процветание, залогом которого станет создание азиатского «общего рынка» и введение в обращение единой азиатской валюты. Как сказал на саммите премьер-министр Таиланда Сурин Питсуван, "кризис стал для нас сигналом, оповестившим, что мы не можем больше жить в изоляции". Поэтому страны АСЕАН приветствуют подключение к созданию нового регионального образованияпартнеров по диалогу - Китая, Южной Кореи и Японии.
С 22 по 25 ноября 2000 года в Сингапуре прошел 4-й неофициальный саммит. В ходе этой встречи лидеры стран-участниц приняли решение о запуске «Инициативы интеграции АСЕАН» (ИАИ) с целью сократить разрыв в развитии стран-членов и стимулировать конкурентоспособность АСЕАН как региона. Главный упор планировалось делать на образование, развитие способностей и повышение квалификации рабочих.14
5-6 ноября 2001 года в брунейской столице Бандар-Сери-Бегаван прошел 7-й саммит АСЕАН и 5-й саммит АСЕАН+3. Лидеры 10 членов АСЕАН рассмотрели и приняли промежуточный доклад по "Ханойской программе действий" и определили приоритетные проекты сотрудничества по ускорению интеграции региона АСЕАН, развитию информационных и коммуникационных технологий и освоению трудовых ресурсов. С коллегами из Китая, Японии и Кореи обсуждались многие серьезные вопросы, как, например ускорение интеграционных процессов в АСЕАН, уменьшение разницы в развитии государств-членов Ассоциации, а также борьба с терроризмом в мире.15
4-5 ноября 2002 года 8-й саммит АСЕАН состоялся в камбоджийской столице Пномпень. Лидеры государств Ассоциации провели глубокое и широкое обсуждение проблем интеграции АСЕАН, борьбы с терроризмом и других региональных и международных вопросов, представляющих общий интерес, достигли единства мнений и подписали Соглашение о развитии туризма в рамках АСЕАН.16
7-8 октября 2003 года 9-й саммит АСЕАН был созван на индонезийском острове Бали. Саммит принял "Декларацию о сообществе членов АСЕАН", направленную на создание организации аналогичной Евросоюзу, а также решение о развитии АСЕАН в направлении формирования сообщества с более тесными отношениями между его членами. Лидеры государств-членов Ассоциации подписали вторую декларацию согласия, известную как «Балийское согласие-2», в которой было обозначено взаимное стремление к созданию более тесной экономической интеграции к 2020 году. Согласно декларации, Сообщество АСЕАН должно было следовать трем направлениям, а именно - взаимодействие в области политики и безопасности, экономическое, а также социо-культурное сотрудничество,- для обеспечения долговременного мира, стабильности и экономического процветания в регионе. Также, планировалось создать в регионе к 2020 году зону свободной торговли. Более того, главы государств АСЕАН обсуждали формирование сообщества по безопасности наряду с экономическим сообществом, хоть и без формального военного союза.
29-30 ноября 2004 года 10-й саммит АСЕАН прошел в лаосской столице Вьентьян. На нем были подписаны "Вьентьянская программа действий" и "Рамочное соглашение АСЕАН об интеграции в приоритетных секторах", приняты "Программа действий в рамках социально-культурного сообщества АСЕАН" и "Программа действий сообщества АСЕАН по вопросам безопасности". На саммите также было принято решение о разработке "Устава АСЕАН" в целях содействия строительствумеханизмов организации.
12 декабря 2005 года 11-й саммит АСЕАН состоялся в малазийской столице Куала-Лумпур. Саммит принял "Куала-Лумпурскую" декларацию о разработке Устава Ассоциации в целях ускорения строительства сообщества АСЕАН.
С 9 по 15 января 2007 года в филиппинском городе Себу прошел 12-й саммит, на котором был определен план по разработке Устава АСЕАН, подписана "Себуанская декларация". Также было принято решение о создании высшей специальной группы, отвечающей за разработку Устава Ассоциации, о завершении строительства сообщества АСЕАН на 5 лет раньше срока. Кроме того, был подписан ряд документов, включая "Конвенцию АСЕАН о борьбе с терроризмом". В ходе саммита участники пришли к соглашению: 1. Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов; 2. Противостоять террористическим вызовам; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия; 3. Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода. 19
С 18 по 22 ноября 2007 года в Сингапуре был проведен 13-й саммит АСЕАН, приуроченный к 40-летию Ассоциации. Во время встречи обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. Был принят ряд важных документов, в том числе "Устав АСЕАН" и "Декларация о плане создания Сообщества АСЕАН". В ходе саммита был подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. Документом был предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости. 20
В феврале 2009 года 14-й саммит АСЕАН состоялся в таиландском городе Хуахин. Была подписана "Декларация о разработке плана дорожной карты по строительству Сообщества АСЕАН в 2009-2015 гг.",а также планы АСЕАН по политике и безопасности, экономике и культуре и ряд других документов, имеющих стратегическое значение для развития Ассоциации, а также для построения ее сообщества.21
С 23 по 25 октября 2009 года в г. Хуахин, Таиланд, прошел 15-й саммит АСЕАН и ряд саммитов АСЕАН и стран-партнеров по диалогу. Лидеры 10 стран АСЕАН и 6 стран-партнеров по диалогу (КНР, Японии, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии) собрались для обсуждения таких важных вопросов, как финансовый кризис, продовольственная и энергетическая безопасность, климатические изменения, борьба со стихийными бедствиями и строительство Сообщества АСЕАН.
При обсуждении вопросов строительства Сообщества АСЕАН руководители 10 стран-членов Ассоциации рассмотрели ситуацию с реализацией Устава, который служит юридической основой организации, и приветствовали работу комиссии постоянных представителей и создание 3 советов при Ассоциации. Для содействия строительству сообщества участники саммита приняли Декларацию о создании межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека и опубликовали заявление об укреплении сотрудничества в области образования в рамках Ассоциации.
По вопросу преодоления климатических изменений руководители стран-членов АСЕАН опубликовали заявление, подтвердив общую позицию Ассоциации по проблеме изменения климата. Она заключается в том, что стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата должны на основе равенства, согласно принципу "общей, но дифференцированной ответственности", охранять климатическую систему, исходя из реального положения и возможностей разных стран.
Что касается стихийных бедствий, которые часто происходили в последние годы в Юго-Восточной Азии, то участники саммита выразили намерение усилить борьбу с ними за счет сотрудничества внутри АСЕАН и сотрудничества между ассоциацией и ее странами-партнерами по диалогу.
В вопросах преодоления финансового кризиса и обеспечения стабильности экономики руководители 10 стран-членов АСЕАН подчеркнули необходимость продолжать реализовы-вать планы по внутриэкономическому стимулированию для обеспечения устойчивого роста экономики. Они поддержали заявление о реформировании международных финансовых структур, принятое на прошедшем в сентябре в американском городе Питтсбург саммите "Группы 20", полагая, что реформирование должно отражать мнение экономических субъектов с нарождающимися рынками и развивающихся стран. Они единодушно согласились с тем, что руководители председательствующих в АСЕАН стран и генсек Ассоциации должны принимать участие в саммитах "Группы 20". Они приветствовали завершение АСЕАН в этом году переговоров с 6 странами-партнерами по диалогу по соглашениям о свободной торговле и соглашениям по всестороннему экономическому партнерству, считая, что эти документы будут содействовать торговле и инвестиционной деятельности в регионе.
На 12-й встрече руководителей Китая и АСЕАН премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что перед лицом сурового вызова со стороны международного финансового кризиса Китай и АСЕАН поддерживают друг друга, укрепляют сотрудничество, общими усилиями отражая вызовы и содействуя совместному развитию. Для дальнейшего продвижения двустороннего сотрудничества он предложил: выявлять роль зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН; ускорять строительство капитальных объектов; наращивать сотрудничество в сельском хозяйстве и между деревнями; содействовать поступательному развитию; активизировать общественные и культурные контакты; продвигать многоуровневое региональное сотрудничество.
На 12-м саммите "АСЕАН-Япония" японский премьер-министр Юкио Хатояма и руководители стран-членов АСЕАН обсуждали главным образом международный финансовый кризис, борьбу со стихийными бедствиями, энергетическое сотрудничество, климатические изменения и строительство Вос-точноазиатского сообщества. Глава японского правительства подчеркнул особое значение перспективной концепции о создании Восточноазиатского сообщества, подтвердив, что Япония будет поддерживать, как и прежде, строительство сообщества АСЕАН.
На 12-м заседании руководителей Республики Корея и АСЕАН президент государства Ли Мен Бак и руководители стран-членов АСЕАН обсудили перспективы сотрудничества в образовании, охране окружающей среды и свободной торговле с тем, чтобы поднять двусторонние связи на уровень стратегического сотрудничества и партнерства.
Достигнутые на 15-м саммите АСЕАН и ряде саммитах АСЕАН и стран-партнеров по диалогу результаты свидетельствуют об укреплении тенденции к сотрудничеству и развитию в Юго-Восточной Азии и всей Восточной Азии.
С 8 по 9 апреля 2010 г. в Ханое состоялся 16-й саммит АСЕАН. На нем были приняты Совместное заявление об экономическом восстановлении и постепенном развитии и Совместное заявление о противодействии климатическим изменениям. Все члены АСЕАН выразили намерение повысить в дальнейшем эффективность, реализовать достигнутые соглашения и активно содействовать претворению Устава АСЕАН в жизнь.
Руководители стран-членов АСЕАН решили принять практические меры по активному содействию реализации плана "дорожной карты" по интеграции АСЕАН и достичь цели создания Сообщества АСЕАН к 2015 году. Что касается политики в сфере региональной экономики, то страны АСЕАН решили продолжать проводить действующую макроэкономическую политику до того момента, пока не укрепится тенденция экономического возрождения, наряду с этим усилить контроль над региональной экономикой и повысить способность предупреждения об экономическом и финансовом рисках.
На переговорах министров финансов 8 апреля с рекомендациями государствам АСЕАН выступил заместитель директора-распорядителя МВФ. Правительствам этих стран было рекомендовано учитывать нестабильность внешних рынков, контролировать темпы роста иностранных инвестиций в краткосрочной перспективе и ориентироваться на повышение внутреннего спроса. По оценкам МВФ, экономический рост в странах АСЕАН по итогам 2010 года составит в среднем 5,5%. Для сравнения, темпы роста экономики развитых стран не превысят 2,5%.24
С 28 по 30 октября 2010 года во вьетнамской столице состоялся 17-й саммит. В рамках этого мероприятия прошел ряд двухсторонних встреч АСЕАН с диалоговыми партнерами, в том числе Второй саммит Россия - АСЕАН. Во время встреч руководителей стран АСЕАН был рассмотрен прогресс, достигнутый в процессе интеграции Ассоциации, и определены направления работы по созданию экономического сообщества, сообщества политической безопасности и социально-культурного сообщества. Также было принято решение пригласить Россию и США присоединиться к Восточноазиатскому саммиту в 2011 году, таким образом, создав новый формат "10 +8".
Участники саммита приняли комплексный план взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН и другие документы, реализация которых станет гарантом строительства Сообщества АСЕАН в намеченный срок - к 2015 году: Декларация АСЕАН, нацеленная на освоение людских ресурсов и повышение квалификации трудящихся, Ханойская декларация, нацеленная на улучшение благосостояния женщин и детей в регионе, и др. Комплексный план включает в себя более 700 проектов и планов. Ассоциация рассчитывает, что ее члены и страны-партнеры по диалогу примут активное участие в этих проектах и планах путем инвестирования и продвинут взаимные связи и взаимные обмены внутри АСЕАН и между Ассоциацией и ее партнерами по диалогу. Руководители организации также решили создать комиссию по координации взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН в целях координации и контроля над процессом реализации этого документа.26
Премьер-министр Вьетнама, председательствующего в АСЕАН, Нгуен Тан Зунг на церемонии закрытия сказал, что Ассоциация зарекомендовала себя в качестве основной движущей силы в развитии диалога и сотрудничества на благо мира, безопасности и развития в регионе. Ей также удалось связать и гармонизировать интересы своих партнеров. В настоящее время заметно, что АСЕАН занимает ведущую позицию в развитии динамичной региональной архитектуры. Он заметил, что успешное проведение последних двух саммитов АСЕАН и сконцентрированные усилия на всех уровнях в течение всего 2010 года под лозунгом «К Сообществу АСЕАН: от общего видения к конкретным действиям» привели к значительным достижениям и немало способствовали реализации планов построения Сообщества АСЕАН к 2015 году. 28
Можно с уверенностью заявить, что проведение вышеуказанных встреч на высшем уровне будет способствовать усилению интеграционных процессов в ЮВВА, а также придаст новый стимул сотрудничеству между странами региона.
Необходимо заметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион претендует на роль серьезного партнера в системе международных экономических отношений. Сурин Питсуван, генеральный секретарь организации, недавно высказал свое мнение, что АСЕАН и Восточная Азия «должны стать локомотивом восстановления мировой экономики».29 Принимая во внимание все вышесказанное, можно смело утверждать, что данный регион уже стал этим "локомотивом". В настоящее время в странах-членах АСЕАН наблюдается серьезный подъем экономики и оживление экономической деятельности, которое обусловлено двумя факторами: экспортом и высоким внутренним спросом. В совокупности создается впечатление, что в азиатском регионе происходят ключевые перемены, и что они будут влиять на остальной мир. Показательным также является то, чего регион достиг за последние десятилетия: доля стран азиатского региона с формирующимся рынком в мировой торговле удвоилась, а их доля в мировом ВВП утроилась только за прошлые два десятилетия. Кроме того, созданные странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии усиленные основы политики и более прочные институты, в особенности за прошедшее десятилетие, выдержали испытание экономического спада и служат прочным фундаментом на будущее. Основываясь на этом фундаменте, странам азиатского региона необходимо будет продолжить проведение реформ, направленных на решение трудных задач, которые по-прежнему стоят перед регионом как на ближайшую, так и более долгосрочную перспективу.
Время азиатского региона наступает. Его роль в мировой экономике продолжает расти как в мировой торговле и финансах, так и в экономическом развитии, и она будет только возрастать. Странами региона накоплен богатый опыт — это опыт стран, сталкивающихся с различными трудностями на отдельных этапах развития. И глобализирующаяся экономика вбирает в себя и этот богатый, накопленный в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, опыт развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)//Международная экономическая интеграция: учебное пособие/Под ред. Н.Н. Ливенцева. -М.: Экономистъ, 2006; стр. 227-228.
2. The Founding of ASEAN, http://www.aseansec.org/7071.htm <http://www.aseansec.org/7071.htm>
3. ASEAN Summit, http://www.aseansec.org/20100.htm
4. Департамент Информации и Печати МИД РФ, <http://www.extech.ru/rrscce/bio/asean_info.doc>
5. «США готовы к сотрудничеству со странами АСЕАН», http://www.lenta.kz/world/?article=127346
6. About ASEAN: overview; http://www.aseansec.org/about_ASEAN.html
7. Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Indonesia, 24 February 1976; <http://www.aseansec.org/5047.htm>
8. "Проблемы и задачи, стоящие перед АСЕАН в 21 веке", 15.05.2000 г.; Причины успеха Сингапура: 13 статей г-на Марка Хонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в России и на Украине; Москва, июнь 2000 г., стр. 57-69.
9. Чан Хьеп "История АСЕАН в 1967-2000 годах", монография/Отв. ред. А.С. Протопопов. -М.: Изд-во РУДН, 2002 г., стр. 162-182.
10. Press Statement of the 2nd ASEAN Informal Meeting of Heads of State/Government of the Member States of ASEAN, Kuala Lumpur, Malaysia, 15 December 1997; <http://www.aseansec.org/1816.htm>
11. Asean Vision 2020, <http://www.aseansec.org/5228.htm>
12. 6th ASEAN Summit 15-16 December 1998, Hanoi, Vietnam; <http://www.aseansec.org/20124.htm>
13. Chairman's Press Statement on ASEAN 3rd Informal Summit Manila, Philippines, 28 November 1999; <http://www.aseansec.org/5300.htm>
14. «Маниловский проект АСЕАН. Россию пригласят в азиатский "общий рынок"», газета «Коммерсантъ» №221 от 30.11.1999 г.; http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=231563
15. Press Statement by Chairman, 4th ASEAN Informal Summit, Singapore, 25 Nov 2000; <http://www.aseansec.org/5310.htm>
16. Press Statement by the Chairman of the 7th ASEAN Summit and the 5th ASEAN + 3 Summit, November 5, 2001, Bandar Seri Begawan; http://www.aseansec.org/5317.htm
17. Press Statement By The Chairman Of The 8th Asean Summit, The 6th Asean + 3 Summit And The Asean-China Summit, Phnom Penh, Cambodia, 4 November, 2002; http://www.aseansec.org/13188.htm
18. Press Statement By The Chairperson Of The 9th ASEAN Summit and the 7th ASEAN + 3 Summit, Bali, Indonesia, 7 October 2003; http://www.aseansec.org/15259.htm
19. Газета "Жэньминь жибао" он-лайн http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=5&ved=0CBIQFjAE&url=http%3A%2F%2Frussian.peopledaily.com.cn%2F31520%2F5280847.html&rct=j&q=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%82+%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%90%D0%9D%2C+%D0%9A%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9B%D1%83%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%80%2C+4-5+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1977+%D0%B3.&ei=leLES9vxM8r3OaDx0b0P&usg=AFQjCNEH0yU0hgmYjKPtfKj3Mh-fAa7hxA , http://russian.peopledaily.com.cn/31520/5280847.html
20. Twelfth ASEAN Summit, Cebu, Philippines, 9-15 January 2007; http://www.aseansec.org/20144.htm
21. Thirteenth ASEAN Summit, Singapore, 18-22 November 2007; http://www.aseansec.org/22649.htm
22. Fourteenth ASEAN Summit, Thailand, 26 February -1 March 2009; http://www.aseansec.org/22238.htm
23. ASEAN Bulletin (October 2009), http://www.aseansec.org/23112.htm#Article-20
24. Газета "Жэньминь жибао" он-лайн http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=5&ved=0CBIQFjAE&url=http%3A%2F%2Frussian.peopledaily.com.cn%2F31520%2F5280847.html&rct=j&q=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%82+%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%90%D0%9D%2C+%D0%9A%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9B%D1%83%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%80%2C+4-5+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1977+%D0%B3.&ei=leLES9vxM8r3OaDx0b0P&usg=AFQjCNEH0yU0hgmYjKPtfKj3Mh-fAa7hxA http://russian.people.com.cn/31520/6946181.html
25. "МВФ назвал главные задачи экономического развития стран АСЕАН"; сайт "Налоги: международные новости и информация", http://www.taxationinfonews.ru/2010/04/
26. Агентство Синьхуа, Russian.News.Cn, http://russian.news.cn/world/2010-10/31/c_13583664.htm
27. Газета «Женьминь жибао» онлайн, http://russian.people.com.cn/31520/7183355.html
28. Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung At the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits, http://www.aseansec.org/25499.htm
29. World News Daily, http://www.wnd.su/news/world/98877-sammit-asean-stal-vazhnym-shagom-k-konkretnym-delam-premer-vetnama.html
30. "АСЕАН усилит меры по привлечению инвестиций"; сайт "Finance.ua", <http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/02/28/188788>
31. Финансы и Развитие: ежеквартальный журнал МВФ; июнь 2010, выпуск 47, номер 2; Ануп Сингх "Азия идет впереди", стр. 4-7.
В августе 1967 г. министры иностранных дел пяти государств: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда, - провели заседание в Бангкоке, Таиланд, и подписали Бангкокскую Декларацию, на основании которой была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Формирование АСЕАН было вызвано необходимостью военно-политической стабилизации в Юго-Восточной Азии, а не стало проявлением экономической логики. В дальнейшем (к середине 70-х гг.) политический фактор содействовал интеграционному взаимодействию в экономической сфере, в отличие от ЕС, где экономическая интеграция стимулировала политическое сотрудничество.1
Страны-члены АСЕАН |
На протяжении всей истории существования АСЕАН вплоть до настоящего момента было проведено 17 официальных и 4 неофициальных встречи на высшем уровне. Встречи АСЕАН, начиная с 2001 года, являются ежегодными. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону: 1. лидеры стран АСЕАН проводят внутриорганизационную встречу; 2. проводят совместную конференцию с иностранными министрами Регионального Форума АСЕАН; 3. проводят встречу со странами-партнерами по АСЕ-АН+3 (Китаем, Японией и Республикой Корея); 4. отдельная встреча проходит между лидерами стран АСЕАН и еще двумя странами-партнерами Австралией и Новой Зеландией; 5. с 2002 года - отдельные саммиты АСЕАН-Индия.
Несмотря на ряд заявок на получение партнерского статуса в АСЕАН, расширять систему диалогов АСЕАН считает нецелесообразным. Действует временный мораторий на предоставление другим государствам статуса партнера по диалогу с Ассоциацией. Пока принято решение сосредоточиться на совершенствовании механизма «постминистерских конференций», в частности, в формате «10+1» (диалог АСЕАН с каждым отдельным партнером).
Руководящим и Координирующим органом выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Ежегодно проходят совещания министров финансов, экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём. Также работа ведется в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.4
АСЕАН, страны-члены |
В 2004 г. в целях укрепления организационно-правовой базы деятельности Ассоциации было принято решение о разработке Устава АСЕАН. В ходе 13-го саммита в Сингапуре Устав был подписан лидерами Ассоциации. Его принятие положило начало новому этапу эволюции АСЕАН и ее трансформации в полноценную региональную организацию. В декабре 2008 г. Устав официально вступил в силу. 6
В течение последних десятилетий Ассоциация успешно решала стоящие перед ней задачи, такие как: развитие АСЕАН как региональной организации; решение проблем обеспечения региональной стабильности, связанных с Индокитайским конфликтом, наплывом беженцев; страны-участницы учились сотрудничать и развивать свою идентичность в региональном и международном плане. Продолжительное существование организации и солидарность внутри нее являются значительным достижением, принимая во внимание разный уровень развития стран, входящих в эту организацию, а также колоссальные различия в размере территорий и численности населения. Сегодня АСЕАН с ее многомиллионным населением, совокупным ВВП, достигающим почти 1,5 трлн. долл. США и темпами экономического роста, опережающими среднемировые, является центром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском Регионе (АТР).
В ходе саммитов АСЕАН были рассмотрены такие вопросы, как развитие сотрудничества и взаимопомощи в экономической, социальной, культурной, технической, научной и административной областях.
Первый саммит был проведен в феврале 1976 года на о-ве Бали, Индонезия. На этой встрече АСЕАН выразила готовность развивать плодотворные отношения и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами региона. Лидерами стран-членов Ассоциации был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. В Договоре были обозначены основополагающие принципы взаимоотношений государств в рамках АСЕАН: 1. Взаимное уважение к независимости, суверенитету, территориальной целостности, равноправию и национальной самобытности всех народов; 2. Право каждого государства на невмешательство извне; 3. Урегулирование разногласий и споров мирными путями; 4. Отказ от угроз или применения силы; 5. Эффективное взаимодействие между государствами-членами.
В ходе последующих саммитов было принято много важных решений, соответствующих принципам, обозначенным в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА.
Серьезным испытанием для АСЕАН стал экономический кризис в Азии 1997-1998 годов, заставивший страны Ассоциации реформировать и реструктурировать свою экономику. Экономики стран АСЕАН очень быстро восстановились после азиатского кризиса. Этому быстрому пикообразному восстановлению способствовал развитый экспорт стран-членов. Однако МВФ в своем докладе ^огШ Есопошю Оийоок обратил внимание на существование тревожных признаков: новые экономические условия повысили стоимость акций; в некоторых странах резко увеличилась стоимость собственности; проблемы могли вызвать и резкое изменение цены активов. В докладе было указано на то, что кризис в Азии сделал экономику стран региона более открытой, вскрыл необходимость повышения эффективности корпоративного управления, вновь привлек внимание к проблемам глобализации и к необходимости внимательно относиться к поддержанию конкурентоспособности.8
1-2 декабря 1997 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялось Совещание министров финансов стран АСЕАН, на котором была дана оценка кризисной ситуации, сложившейся в регионе ЮВА, и были заслушаны доклады и предложения по преодолению кризиса каждой страной-членом Ассоциации. На совещании министры пришли к единому мнению, предложив общие пути решения проблем для всех заинтересованных сторон. Эти меры включали в себя следующее: сохранение последовательной, твердой и продуманной финансовой политики, укрепление гибкого валютного курса, четкий контроль как за фондовым рынком, так и за эффективным распределением источников капиталов, усиление информационной политики, более успешное руководство частным сектором и др. Для снижения зависимости от американского доллара, к которому привязаны все валюты стран АСЕАН, были выдвинуты и реализованы многие инициативы по созданию специализированных институциональных структур, к примеру, Азиатского кредитного фонда.9
14-16 декабря 1997 года в Куала-Лумпуре прошла 2-я неофициальная встреча на высшем уровне. В этой встрече Лаос и Мьянма впервые принимали участие в качестве официальных членов Ассоциации. Важно отметить обсуждение «видения АСЕАН в 2020 г.». Было сказано, что приблизилось наступление 21 века, и возникла необходимость создания программы на ближайшие два десятилетия на основе текущей ситуации в регионе и мире. Согласно этому «видению», АСЕАН в 2020 г. будет Зоной мира, свободы и нейтралитета, а также более тесной станет экономическая интеграция среди государств-членов Ассоциации. Также на этой встрече главы государств-членов Ассоциации обратились к США, Японии и ЕС с просьбой об оказании экстренной помощи в преодолении валютно-финансового кризиса.10
15-16 декабря 1998 года 6-й саммит АСЕАН состоялся во вьетнамской столице Ханой. На саммите был принят ряд документов, включая "Ханойскую декларацию" и "Ханойскую программу действий", направленных на преодоление кризиса, развитие экономики стран АСЕАН, а также на содействие укреплению сотрудничества стран АСЕАН в экономической и политической областях и в сфере безопасности.11
С 27 по 28 ноября 1999 г. в Маниле состоялся очередной неофициальный саммит, 3-й по счету. На этом саммите было высказано намерение сотрудничать и вести более активный диалог между АСЕАН и государствами Северо-Восточной Азии, чтобы весь Восточноазиатский регион достиг более высокого уровня интеграции и сотрудничества. Страны АСЕАН и партнеры по диалогу пришли к выводу, что азиатский финансовый кризис в основном преодолен, регион ждет процветание, залогом которого станет создание азиатского «общего рынка» и введение в обращение единой азиатской валюты. Как сказал на саммите премьер-министр Таиланда Сурин Питсуван, "кризис стал для нас сигналом, оповестившим, что мы не можем больше жить в изоляции". Поэтому страны АСЕАН приветствуют подключение к созданию нового регионального образованияпартнеров по диалогу - Китая, Южной Кореи и Японии.
С 22 по 25 ноября 2000 года в Сингапуре прошел 4-й неофициальный саммит. В ходе этой встречи лидеры стран-участниц приняли решение о запуске «Инициативы интеграции АСЕАН» (ИАИ) с целью сократить разрыв в развитии стран-членов и стимулировать конкурентоспособность АСЕАН как региона. Главный упор планировалось делать на образование, развитие способностей и повышение квалификации рабочих.14
5-6 ноября 2001 года в брунейской столице Бандар-Сери-Бегаван прошел 7-й саммит АСЕАН и 5-й саммит АСЕАН+3. Лидеры 10 членов АСЕАН рассмотрели и приняли промежуточный доклад по "Ханойской программе действий" и определили приоритетные проекты сотрудничества по ускорению интеграции региона АСЕАН, развитию информационных и коммуникационных технологий и освоению трудовых ресурсов. С коллегами из Китая, Японии и Кореи обсуждались многие серьезные вопросы, как, например ускорение интеграционных процессов в АСЕАН, уменьшение разницы в развитии государств-членов Ассоциации, а также борьба с терроризмом в мире.15
Эмблема АСЕАН |
7-8 октября 2003 года 9-й саммит АСЕАН был созван на индонезийском острове Бали. Саммит принял "Декларацию о сообществе членов АСЕАН", направленную на создание организации аналогичной Евросоюзу, а также решение о развитии АСЕАН в направлении формирования сообщества с более тесными отношениями между его членами. Лидеры государств-членов Ассоциации подписали вторую декларацию согласия, известную как «Балийское согласие-2», в которой было обозначено взаимное стремление к созданию более тесной экономической интеграции к 2020 году. Согласно декларации, Сообщество АСЕАН должно было следовать трем направлениям, а именно - взаимодействие в области политики и безопасности, экономическое, а также социо-культурное сотрудничество,- для обеспечения долговременного мира, стабильности и экономического процветания в регионе. Также, планировалось создать в регионе к 2020 году зону свободной торговли. Более того, главы государств АСЕАН обсуждали формирование сообщества по безопасности наряду с экономическим сообществом, хоть и без формального военного союза.
29-30 ноября 2004 года 10-й саммит АСЕАН прошел в лаосской столице Вьентьян. На нем были подписаны "Вьентьянская программа действий" и "Рамочное соглашение АСЕАН об интеграции в приоритетных секторах", приняты "Программа действий в рамках социально-культурного сообщества АСЕАН" и "Программа действий сообщества АСЕАН по вопросам безопасности". На саммите также было принято решение о разработке "Устава АСЕАН" в целях содействия строительствумеханизмов организации.
12 декабря 2005 года 11-й саммит АСЕАН состоялся в малазийской столице Куала-Лумпур. Саммит принял "Куала-Лумпурскую" декларацию о разработке Устава Ассоциации в целях ускорения строительства сообщества АСЕАН.
С 9 по 15 января 2007 года в филиппинском городе Себу прошел 12-й саммит, на котором был определен план по разработке Устава АСЕАН, подписана "Себуанская декларация". Также было принято решение о создании высшей специальной группы, отвечающей за разработку Устава Ассоциации, о завершении строительства сообщества АСЕАН на 5 лет раньше срока. Кроме того, был подписан ряд документов, включая "Конвенцию АСЕАН о борьбе с терроризмом". В ходе саммита участники пришли к соглашению: 1. Содействовать социально-экономическому развитию всех групп населения, включая мигрантов; 2. Противостоять террористическим вызовам; активно содействовать освобождению Корейского полуострова от ядерного оружия; 3. Развивать энергетическую кооперацию в рамках АСЕАН, включая создание единой энергосистемы и строительство Транс-АСЕАНского газопровода. 19
С 18 по 22 ноября 2007 года в Сингапуре был проведен 13-й саммит АСЕАН, приуроченный к 40-летию Ассоциации. Во время встречи обсуждались вопросы: энергетики, экологии, изменения климата и устойчивого развития. Был принят ряд важных документов, в том числе "Устав АСЕАН" и "Декларация о плане создания Сообщества АСЕАН". В ходе саммита был подписан План создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 г. Документом был предусмотрен комплекс мер по либерализации и гармонизации политики стран "десятки" в торговой, таможенно-тарифной, инвестиционной, финансовой, конкурентной, производственной сферах, а также в сфере услуг и занятости. 20
В феврале 2009 года 14-й саммит АСЕАН состоялся в таиландском городе Хуахин. Была подписана "Декларация о разработке плана дорожной карты по строительству Сообщества АСЕАН в 2009-2015 гг.",а также планы АСЕАН по политике и безопасности, экономике и культуре и ряд других документов, имеющих стратегическое значение для развития Ассоциации, а также для построения ее сообщества.21
С 23 по 25 октября 2009 года в г. Хуахин, Таиланд, прошел 15-й саммит АСЕАН и ряд саммитов АСЕАН и стран-партнеров по диалогу. Лидеры 10 стран АСЕАН и 6 стран-партнеров по диалогу (КНР, Японии, Республики Корея, Австралии, Новой Зеландии и Индии) собрались для обсуждения таких важных вопросов, как финансовый кризис, продовольственная и энергетическая безопасность, климатические изменения, борьба со стихийными бедствиями и строительство Сообщества АСЕАН.
При обсуждении вопросов строительства Сообщества АСЕАН руководители 10 стран-членов Ассоциации рассмотрели ситуацию с реализацией Устава, который служит юридической основой организации, и приветствовали работу комиссии постоянных представителей и создание 3 советов при Ассоциации. Для содействия строительству сообщества участники саммита приняли Декларацию о создании межправительственной комиссии АСЕАН по правам человека и опубликовали заявление об укреплении сотрудничества в области образования в рамках Ассоциации.
По вопросу преодоления климатических изменений руководители стран-членов АСЕАН опубликовали заявление, подтвердив общую позицию Ассоциации по проблеме изменения климата. Она заключается в том, что стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата должны на основе равенства, согласно принципу "общей, но дифференцированной ответственности", охранять климатическую систему, исходя из реального положения и возможностей разных стран.
Что касается стихийных бедствий, которые часто происходили в последние годы в Юго-Восточной Азии, то участники саммита выразили намерение усилить борьбу с ними за счет сотрудничества внутри АСЕАН и сотрудничества между ассоциацией и ее странами-партнерами по диалогу.
В вопросах преодоления финансового кризиса и обеспечения стабильности экономики руководители 10 стран-членов АСЕАН подчеркнули необходимость продолжать реализовы-вать планы по внутриэкономическому стимулированию для обеспечения устойчивого роста экономики. Они поддержали заявление о реформировании международных финансовых структур, принятое на прошедшем в сентябре в американском городе Питтсбург саммите "Группы 20", полагая, что реформирование должно отражать мнение экономических субъектов с нарождающимися рынками и развивающихся стран. Они единодушно согласились с тем, что руководители председательствующих в АСЕАН стран и генсек Ассоциации должны принимать участие в саммитах "Группы 20". Они приветствовали завершение АСЕАН в этом году переговоров с 6 странами-партнерами по диалогу по соглашениям о свободной торговле и соглашениям по всестороннему экономическому партнерству, считая, что эти документы будут содействовать торговле и инвестиционной деятельности в регионе.
На 12-й встрече руководителей Китая и АСЕАН премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что перед лицом сурового вызова со стороны международного финансового кризиса Китай и АСЕАН поддерживают друг друга, укрепляют сотрудничество, общими усилиями отражая вызовы и содействуя совместному развитию. Для дальнейшего продвижения двустороннего сотрудничества он предложил: выявлять роль зоны свободной торговли между Китаем и АСЕАН; ускорять строительство капитальных объектов; наращивать сотрудничество в сельском хозяйстве и между деревнями; содействовать поступательному развитию; активизировать общественные и культурные контакты; продвигать многоуровневое региональное сотрудничество.
Страны АСЕАН, ВВП на душу населения |
На 12-м заседании руководителей Республики Корея и АСЕАН президент государства Ли Мен Бак и руководители стран-членов АСЕАН обсудили перспективы сотрудничества в образовании, охране окружающей среды и свободной торговле с тем, чтобы поднять двусторонние связи на уровень стратегического сотрудничества и партнерства.
Достигнутые на 15-м саммите АСЕАН и ряде саммитах АСЕАН и стран-партнеров по диалогу результаты свидетельствуют об укреплении тенденции к сотрудничеству и развитию в Юго-Восточной Азии и всей Восточной Азии.
С 8 по 9 апреля 2010 г. в Ханое состоялся 16-й саммит АСЕАН. На нем были приняты Совместное заявление об экономическом восстановлении и постепенном развитии и Совместное заявление о противодействии климатическим изменениям. Все члены АСЕАН выразили намерение повысить в дальнейшем эффективность, реализовать достигнутые соглашения и активно содействовать претворению Устава АСЕАН в жизнь.
Руководители стран-членов АСЕАН решили принять практические меры по активному содействию реализации плана "дорожной карты" по интеграции АСЕАН и достичь цели создания Сообщества АСЕАН к 2015 году. Что касается политики в сфере региональной экономики, то страны АСЕАН решили продолжать проводить действующую макроэкономическую политику до того момента, пока не укрепится тенденция экономического возрождения, наряду с этим усилить контроль над региональной экономикой и повысить способность предупреждения об экономическом и финансовом рисках.
На переговорах министров финансов 8 апреля с рекомендациями государствам АСЕАН выступил заместитель директора-распорядителя МВФ. Правительствам этих стран было рекомендовано учитывать нестабильность внешних рынков, контролировать темпы роста иностранных инвестиций в краткосрочной перспективе и ориентироваться на повышение внутреннего спроса. По оценкам МВФ, экономический рост в странах АСЕАН по итогам 2010 года составит в среднем 5,5%. Для сравнения, темпы роста экономики развитых стран не превысят 2,5%.24
С 28 по 30 октября 2010 года во вьетнамской столице состоялся 17-й саммит. В рамках этого мероприятия прошел ряд двухсторонних встреч АСЕАН с диалоговыми партнерами, в том числе Второй саммит Россия - АСЕАН. Во время встреч руководителей стран АСЕАН был рассмотрен прогресс, достигнутый в процессе интеграции Ассоциации, и определены направления работы по созданию экономического сообщества, сообщества политической безопасности и социально-культурного сообщества. Также было принято решение пригласить Россию и США присоединиться к Восточноазиатскому саммиту в 2011 году, таким образом, создав новый формат "10 +8".
Участники саммита приняли комплексный план взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН и другие документы, реализация которых станет гарантом строительства Сообщества АСЕАН в намеченный срок - к 2015 году: Декларация АСЕАН, нацеленная на освоение людских ресурсов и повышение квалификации трудящихся, Ханойская декларация, нацеленная на улучшение благосостояния женщин и детей в регионе, и др. Комплексный план включает в себя более 700 проектов и планов. Ассоциация рассчитывает, что ее члены и страны-партнеры по диалогу примут активное участие в этих проектах и планах путем инвестирования и продвинут взаимные связи и взаимные обмены внутри АСЕАН и между Ассоциацией и ее партнерами по диалогу. Руководители организации также решили создать комиссию по координации взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН в целях координации и контроля над процессом реализации этого документа.26
Премьер-министр Вьетнама, председательствующего в АСЕАН, Нгуен Тан Зунг на церемонии закрытия сказал, что Ассоциация зарекомендовала себя в качестве основной движущей силы в развитии диалога и сотрудничества на благо мира, безопасности и развития в регионе. Ей также удалось связать и гармонизировать интересы своих партнеров. В настоящее время заметно, что АСЕАН занимает ведущую позицию в развитии динамичной региональной архитектуры. Он заметил, что успешное проведение последних двух саммитов АСЕАН и сконцентрированные усилия на всех уровнях в течение всего 2010 года под лозунгом «К Сообществу АСЕАН: от общего видения к конкретным действиям» привели к значительным достижениям и немало способствовали реализации планов построения Сообщества АСЕАН к 2015 году. 28
Можно с уверенностью заявить, что проведение вышеуказанных встреч на высшем уровне будет способствовать усилению интеграционных процессов в ЮВВА, а также придаст новый стимул сотрудничеству между странами региона.
Необходимо заметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион претендует на роль серьезного партнера в системе международных экономических отношений. Сурин Питсуван, генеральный секретарь организации, недавно высказал свое мнение, что АСЕАН и Восточная Азия «должны стать локомотивом восстановления мировой экономики».29 Принимая во внимание все вышесказанное, можно смело утверждать, что данный регион уже стал этим "локомотивом". В настоящее время в странах-членах АСЕАН наблюдается серьезный подъем экономики и оживление экономической деятельности, которое обусловлено двумя факторами: экспортом и высоким внутренним спросом. В совокупности создается впечатление, что в азиатском регионе происходят ключевые перемены, и что они будут влиять на остальной мир. Показательным также является то, чего регион достиг за последние десятилетия: доля стран азиатского региона с формирующимся рынком в мировой торговле удвоилась, а их доля в мировом ВВП утроилась только за прошлые два десятилетия. Кроме того, созданные странами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии усиленные основы политики и более прочные институты, в особенности за прошедшее десятилетие, выдержали испытание экономического спада и служат прочным фундаментом на будущее. Основываясь на этом фундаменте, странам азиатского региона необходимо будет продолжить проведение реформ, направленных на решение трудных задач, которые по-прежнему стоят перед регионом как на ближайшую, так и более долгосрочную перспективу.
Время азиатского региона наступает. Его роль в мировой экономике продолжает расти как в мировой торговле и финансах, так и в экономическом развитии, и она будет только возрастать. Странами региона накоплен богатый опыт — это опыт стран, сталкивающихся с различными трудностями на отдельных этапах развития. И глобализирующаяся экономика вбирает в себя и этот богатый, накопленный в странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, опыт развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Костюнина Г.М. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)//Международная экономическая интеграция: учебное пособие/Под ред. Н.Н. Ливенцева. -М.: Экономистъ, 2006; стр. 227-228.
2. The Founding of ASEAN, http://www.aseansec.org/7071.htm <http://www.aseansec.org/7071.htm>
3. ASEAN Summit, http://www.aseansec.org/20100.htm
4. Департамент Информации и Печати МИД РФ, <http://www.extech.ru/rrscce/bio/asean_info.doc>
5. «США готовы к сотрудничеству со странами АСЕАН», http://www.lenta.kz/world/?article=127346
6. About ASEAN: overview; http://www.aseansec.org/about_ASEAN.html
7. Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia, Indonesia, 24 February 1976; <http://www.aseansec.org/5047.htm>
8. "Проблемы и задачи, стоящие перед АСЕАН в 21 веке", 15.05.2000 г.; Причины успеха Сингапура: 13 статей г-на Марка Хонга Тат Сун, посла Республики Сингапур в России и на Украине; Москва, июнь 2000 г., стр. 57-69.
9. Чан Хьеп "История АСЕАН в 1967-2000 годах", монография/Отв. ред. А.С. Протопопов. -М.: Изд-во РУДН, 2002 г., стр. 162-182.
10. Press Statement of the 2nd ASEAN Informal Meeting of Heads of State/Government of the Member States of ASEAN, Kuala Lumpur, Malaysia, 15 December 1997; <http://www.aseansec.org/1816.htm>
11. Asean Vision 2020, <http://www.aseansec.org/5228.htm>
12. 6th ASEAN Summit 15-16 December 1998, Hanoi, Vietnam; <http://www.aseansec.org/20124.htm>
13. Chairman's Press Statement on ASEAN 3rd Informal Summit Manila, Philippines, 28 November 1999; <http://www.aseansec.org/5300.htm>
14. «Маниловский проект АСЕАН. Россию пригласят в азиатский "общий рынок"», газета «Коммерсантъ» №221 от 30.11.1999 г.; http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=231563
15. Press Statement by Chairman, 4th ASEAN Informal Summit, Singapore, 25 Nov 2000; <http://www.aseansec.org/5310.htm>
16. Press Statement by the Chairman of the 7th ASEAN Summit and the 5th ASEAN + 3 Summit, November 5, 2001, Bandar Seri Begawan; http://www.aseansec.org/5317.htm
17. Press Statement By The Chairman Of The 8th Asean Summit, The 6th Asean + 3 Summit And The Asean-China Summit, Phnom Penh, Cambodia, 4 November, 2002; http://www.aseansec.org/13188.htm
18. Press Statement By The Chairperson Of The 9th ASEAN Summit and the 7th ASEAN + 3 Summit, Bali, Indonesia, 7 October 2003; http://www.aseansec.org/15259.htm
19. Газета "Жэньминь жибао" он-лайн http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=5&ved=0CBIQFjAE&url=http%3A%2F%2Frussian.peopledaily.com.cn%2F31520%2F5280847.html&rct=j&q=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%82+%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%90%D0%9D%2C+%D0%9A%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9B%D1%83%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%80%2C+4-5+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1977+%D0%B3.&ei=leLES9vxM8r3OaDx0b0P&usg=AFQjCNEH0yU0hgmYjKPtfKj3Mh-fAa7hxA , http://russian.peopledaily.com.cn/31520/5280847.html
20. Twelfth ASEAN Summit, Cebu, Philippines, 9-15 January 2007; http://www.aseansec.org/20144.htm
21. Thirteenth ASEAN Summit, Singapore, 18-22 November 2007; http://www.aseansec.org/22649.htm
22. Fourteenth ASEAN Summit, Thailand, 26 February -1 March 2009; http://www.aseansec.org/22238.htm
23. ASEAN Bulletin (October 2009), http://www.aseansec.org/23112.htm#Article-20
24. Газета "Жэньминь жибао" он-лайн http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=5&ved=0CBIQFjAE&url=http%3A%2F%2Frussian.peopledaily.com.cn%2F31520%2F5280847.html&rct=j&q=%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%82+%D0%90%D0%A1%D0%95%D0%90%D0%9D%2C+%D0%9A%D1%83%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%9B%D1%83%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%80%2C+4-5+%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0+1977+%D0%B3.&ei=leLES9vxM8r3OaDx0b0P&usg=AFQjCNEH0yU0hgmYjKPtfKj3Mh-fAa7hxA http://russian.people.com.cn/31520/6946181.html
25. "МВФ назвал главные задачи экономического развития стран АСЕАН"; сайт "Налоги: международные новости и информация", http://www.taxationinfonews.ru/2010/04/
26. Агентство Синьхуа, Russian.News.Cn, http://russian.news.cn/world/2010-10/31/c_13583664.htm
27. Газета «Женьминь жибао» онлайн, http://russian.people.com.cn/31520/7183355.html
28. Remarks by H.E. Prime Minister Nguyen Tan Dung At the Closing Ceremony of the 17th ASEAN Summit and Related Summits, http://www.aseansec.org/25499.htm
29. World News Daily, http://www.wnd.su/news/world/98877-sammit-asean-stal-vazhnym-shagom-k-konkretnym-delam-premer-vetnama.html
30. "АСЕАН усилит меры по привлечению инвестиций"; сайт "Finance.ua", <http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/02/28/188788>
31. Финансы и Развитие: ежеквартальный журнал МВФ; июнь 2010, выпуск 47, номер 2; Ануп Сингх "Азия идет впереди", стр. 4-7.
Уважаемые коллеги! Не могли бы вы указать автора данной статьи?
ОтветитьУдалитьЗаранее благодарю.
Прошу прощения, не могу сейчас этого сделать. Хотите ли Вы, чтобы я удалил материал из открытого доступа?
УдалитьНичего страшного. Пускай остается.
Удалить