Глобализация мировой экономики стимулировала интеграционные процессы, которые охватили различные регионы мира (создание Европейского союза, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) Объединение латиноамериканских государств, Центрально - Американской свободной экономической зоны) создание экономических и политических объединений в Африке, они не обошли и Азиатско - Тихоокеанский Регион (АТР).
На азиатском пространстве возникла новая организация - Форум Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), появление которой было обусловлено необходимостью регулирования экономической и политической ситуации в бассейне Тихого океана. Образование регионального рынка проходило благодаря бурному экономическому развитию азиатских стран. Это потребовало изменения организационных форм, взаимоотношения внутри региона, так и вне его.
Ещё в 1965 году японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием развитых стран региона. До создания форума АТЭС в АТР существовали локальные экономические союзы. Первой такой организацией можно считать экономическую и социальную комиссию ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) созданную ёщё в 1947 году. Затем появились Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) -1967, Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) - 1967, Тихоокеанский форум по торговле и развитию-1968, Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству -1980
Идея экономической интеграции витала в воздухе. В 80-е годы Таиланд предложил создать в Индокитае зону свободной торговли. В Южной Корее, Тайване, Филиппинах возникла идея развивать процессы либерализации экономик региона и усиливать интеграционные процессы с создающимися в других регионах объединениями. При этом региональная интеграция не противопоставлялась всемирной интеграции. Её развитие предполагалось не в виде закрытого сообщества, а путем включения в мировые связи.
Практическая реализация этой идеи была осуществлена в 1989 году. В Канберре (Австралия) 6-7 ноября 1989 года по инициативе премьер-министра страны Роберта Хоука собрались министры представляющие экономику своих стран и иностранных дел. Всего 26 человек из 12 стран
1) 6 экономически развитых государств: Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония)
2) 6 развивающихся стран: Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины)
Они стали учредителями: «Форума Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС).
Появление этого объединения было связано с тем, что в 80-е годы наблюдается высокий стабильный экономический рост в странах бассейна Тихого океана, растущая регионализация внешней торговли и потоков инвестиции, углубляющиеся внутрирегиональное разделение труда, интенсификация межгосударственных отношений, расширяющиеся экономические и торговые связи, рост экономических противоречий, потребности координации внешнеэкономической деятельности. Необходимо было объединить силы интеграции: правительство, частный бизнес и научное сообщество.
Проявление инициативы по созданию Форума именно Австралией, подержанной в первую очередь Новой Зеландией (обе страны связаны историей Британской империи, но позиционируют себя с Азией)) Чтобы не выпасть из общего процесса интеграции в регионе проживания, Австралия и проявила столь благотворную инициативу. Идея установления межправительственного взаимодействия по вопросам международных экономических отношений давно поддерживалась США, Японией, хотя конечно каждая из стран имела свои основания для этого. Япония выступала как выразитель интересов развивающихся стран и посредник между ними и развитыми государствами. США предполагали играть ведущую роль в организации, учитывая изменение своей политики в отношении Азии и общий экономический рост в странах АТР.
Азия стала играть большую роль в глобальной стратегии американцев. Президент США Б. Клинтон писал: «Ранее США никогда не проводили в отношении стран этого региона такую всеобъемлющую политику, какой мы придерживались во взаимоотношениях с Европой. Я полагал, что время для этого настало».
В заключительном Заявлении Председателя встречи в Канберре были определены принципы организации:
1. Цель: поддержать рост и развитие в азиатско-тихоокеанском регионе направленное на улучшение жизненного уровня населения и роста и развития мировой экономики
2. При сотрудничестве следует учитывать социально -экономическую неоднородность региона
3. Приверженность диалогу и консенсусу
4. Сотрудничество следует основать на неформальном обмене мнений
5. Сотрудничество должно проходить в тех областях экономики, в которых оно будет взаимовыгодным
6. Сотрудничество следует направить на усиление взаимно открытой многосторонней торговой системы
7. Сотрудничество должно направляться на увеличение выгод от взаимозависимости как региональной, так и мировой экономики путем расширения потока товаров, услуг, капитала и технологий
8. Сотрудничество должно дополнять деятельность существующих в регионе международных организаций
9. Участие экономик должно оцениваться через интенсивность экономических связей с азиатско-тихоокеанским регионом и может быть увеличено на базе договорённости всех его участников
Форум объединяет страны с разным уровнем культурного, экономического развития (промышленно развитые, развивающиеся, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой) политического и внешнеполитического устройства и разным уровнем культуры. Огромную роль в регионе играют идеологии, связанные с религиозными различиями, проживающих здесь народов: это и мусульмане, буддисты, христиане представители конфуцианства, синтоизма. Разность идеологий принята за норму.
В сообщество входят государства живущих на разных континентах Австралия -австралийский,
США, Мексика - северо - американский,
Чили, Перу - южно-американский,
Россия - евроазиатский,
остальные относятся к Азиатскому.
В регионе имеются нерешенные территориальные проблемы, поэтому было принято решение, что членами АТЭС являются не государства, а экономики. На начальном этапе работы Форума было признано, что нет необходимости в создании сложной организационной структуры.
Принятые критерии вступления в организацию:
1. Экономика должна находиться в АТР
2. Страна должна иметь широкие хозяйственные связи с другими членами АТЭС
3. Страна должна придерживаться внешне ориентированной, свободной экономической политики
4. Страна должна принять главные цели и принципы, заявленные в декларациях АТЭС
Принятому члену требуется выработать Индивидуальный план действий (ИПД) для дальнейшей его реализации и начать действовать в Коллективных планах действий.
АТЭС новая форма свободной торговли его девиз: «АТЭС значит дело».
Сформировался «атэсовский подход» к решению проблем региона:
- коллективный ответ на возникающие вызовы
- совместное использование возникающих возможностей
- консенсус при принятии решений
- свобода действий
- учет реалий региона
- тесное сотрудничество со всеми государствами
АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Страны, входящие в АТЭС демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма. АТЭС - это объединение форумов, которые носят формальный и неформальный характер, они взаимосвязаны, подчиняют свою работу определенным правилам и процедурам, при этом сложилась определенная иерархия структурных подразделений.
Главным органом Форума является саммит глав - экономик, которому предшествует встреча министров иностранных дел и торговли. Также в рамках форума проводятся Деловые саммиты АТЭС - они являются важным механизмом по обеспечению интересов бизнеса в этом регионе и созданию благоприятного климата для предпринимательской деятельности. Они проходят в формате трехдневной конференции. Важной частью программы Деловых саммитов является выступления на них глав государств и их прямой диалог с бизнес элитой.
Существует также специальный институт старших должностных лиц орган, состоящий из представителей министерства иностранных дел и подчиненных непосредственно министрам, готовящий встречи министров и координирующий работу по выполнению решений и являющийся связующим звеном высшего органа АТЭС и форумов занимающих положение структурных подразделений АТЭС. Они готовят повестку дня и подготовку заключительной Декларации.
Главным рабочим органам является Деловой консультативный совет (ДКС) созданный в ноябре 1995 года. В него руководители государств назначают трех представителей выражающих интересы различных кругов национально бизнеса на три года. На ежегодных саммитах ДКС представляет экономическим лидерам доклад с рекомендациями по реализации программных документов АТЭС с целью повышение эффективности взаимодействия Форума с деловыми кругами. Это его основная обязанность. Работу ДКС координирует председатель, назначаемый от страны, которая будет организовывать очередной форум АТЭС.
Выполнение административно - технических функций возложено на Секретариат ДКС, базирующийся в Маниле. В его задачи входит публикация обзоров о достижениях и дальнейших планах АТЭС в сфере облегчения условий торговли, выпуск информационных брошюр о предпринимательской деятельности. В структуру также входят Комитет по мониторингу планов действий и четыре целевые группы: по финансам, содействия бизнесу, технологиям, малому и среднему предпринимательству. Заседания Совета проводятся раз в квартал и финансируются за счет членов ДКС от страны принимающей встречу. В рамках саммитов практикуются неформальные встречи лидеров экономик с членами ДКС. Руководство совета принимает участие в заседаниях СДЛ АТЭС и министерских совещаниях.
В рамках АТЭС ежегодно проводится несколько встреч на уровне отраслевых министров. Министры финансов сформировали постоянную группу («финансьеров») в которую входят по два представителя каждой страны, подобное сделали также министры энергетики. По мере увеличения обсуждаемых проблем возникла необходимость образования специальных органов занимающихся той или иной проблематикой.
Органы АТЭС именуются форумами: к ним относятся:
три комитета (Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по бюджету и управлению) 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям и информации, развитии торговли, техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства) Решения на всех форумах достигаются в результате консенсуса и не носят обязательный характер.
Необходимость создания такой организации диктовалось наряду с решением экономических проблем региона, появлением новых негативных тенденций проявившихся в конце ХХ века:
1 наркотрафик
2 терроризм
3 морское пиратство
4 экологические катастрофы
5 незаконная миграция населения
6 расширение ряда болезней.
На встрече в Канберре было принято Совместное заявление. На первых порах предполагалась только обмениваться мнениями по дальнейшему экономическому развитию стран, но фактически форум стал координатором экономической жизни региона. Так в Заявлении была подтверждена значимость процесса сотрудничества, выражалась надежда успешного завершения переговоров ВТО в Уругвае, решимость содействовать движению к консенсусу. В Канберре было решено проводить такие встречи ежегодно.
Вторая встреча на прежнем уровне прошла в июле 1990 года в Сингапуре Было объявлено о приверженности переговорам в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (переговоры начались в 1986 году, но не были подписаны документы из-за разногласий между развитыми и развивающимися странами по поводу сельскохозяйственных рынков) На ней было принято решение о создании семи рабочих групп.
На третьей встрече, состоявшейся в Сеуле в ноябре 1991 года, была принята Сеульская Декларация АТЭС, в которой определялась и уточнялась главная задача -развитие мирового хозяйства путем:
- поддержания экономического роста и развития в общих интересах народов региона
- привлечение частного сектора к активному участию
- содействия экономической взаимосвязи между членами организации
- установление открытой системы многосторонней торговли
- ликвидация ограничений по передвижению товаров и услуг
На встрече также было принято решение о создании ещё трех рабочих групп. В Сеульскую декларацию была включена концепция «открытого регионализма». Принцип « открытого регионализма:
- односторонняя либерализация
- сокращение торговых барьеров на основе принципа наибольшего благоприятствования в отношении государств не участвующих в форуме
- распространение региональной либерализации на государства не являющимися участниками форума на основе взаимности
- признание за каждым членом АТЭС права распространять результаты региональной либерализации на государства, не являющиеся участниками форума на основе взаимности
На встрече было внесено Республикой Корея предложение о расширении базы АТЭС
Четвертая встреча прошла в сентябре 1992 года в Бангкоке. Было принята Бангкокская декларация об Азиатско - Тихоокеанском сотрудничестве, Соглашение по институциональным вопросам, принято решение о формировании Секретариата организации в Сингапуре и определен бюджет для функционирования рабочих групп.
Была создана Группа выдающихся личностей деятелей политики, бизнеса, науки, с поручением разработать программу развития торговли до 2000 года.
Административные и оперативные расходы АТЭС покрываются за счет взносов государств - членов сообщества, вносимых в Фонд АТЭС, управляемый Секретариатом под руководством старших должностных лиц.
Идея создания такой организации оказалась привлекательной для многих стран, входящих в бассейн Тихого океана.
В ноябре 1991 году к Форуму присоединились Китай и в качестве суверенного государства Тайбей Китая и Сянган Китая (с 1 июля 1997 года китайский Сянган) в качестве территориального экономического субъекта..
В 1993 году Мексика, Папуа - Новая Гвинея.
В 1994 году Чили
В 1998 году, Вьетнам, Россия и Перу.
В настоящее время число его членов составляет 21 государство, 40% населения, 42% мировой торговли, 60% мирового ВВП.
В АТЭС выработаны менее формализованные механизмы взаимодействия между разнородными странами участниками.
1) сотрудничество только в экономической сфере
2) отсутствие специального административного аппарата.
3) отказ от принуждения
4) информационный обмен
5) отказ от планирования перспектив эволюции форума
За последние годы форум становиться торгово - политическим. Он все больше и больше координирует позиции стран в:
- противодействию международному терроризму
- борьбы с эпидемиями и коррупцией
- предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий
- укреплению региональной безопасности.
Председателем Форума в течение года является страна на территории, которой в данном году проводится встреча лидеров.
Она определяет тематику деятельности на срок председательства и финансирует проведение мероприятий саммита, на котором проводятся основные мероприятия Форума. По результатам саммита принимается Декларация, подводящая общий итог деятельности Форума за год. На встрече Министров иностранных дел и торговли, предваряющих встречу лидеров, принимаются Заявления, содержащие оценку деятельности за прошедший год, и определяются приоритетные направления работы на следующий год.
Таким образом, Форум на протяжении своего существования показывает возможности осуществления экономического взаимодействия различных стран объединенных одной идеей создания зоны свободной торговли в бассейне Тихого океана.
На азиатском пространстве возникла новая организация - Форум Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), появление которой было обусловлено необходимостью регулирования экономической и политической ситуации в бассейне Тихого океана. Образование регионального рынка проходило благодаря бурному экономическому развитию азиатских стран. Это потребовало изменения организационных форм, взаимоотношения внутри региона, так и вне его.
Ещё в 1965 году японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием развитых стран региона. До создания форума АТЭС в АТР существовали локальные экономические союзы. Первой такой организацией можно считать экономическую и социальную комиссию ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) созданную ёщё в 1947 году. Затем появились Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) -1967, Тихоокеанский экономический совет (ТЭС) - 1967, Тихоокеанский форум по торговле и развитию-1968, Конференция по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству -1980
Идея экономической интеграции витала в воздухе. В 80-е годы Таиланд предложил создать в Индокитае зону свободной торговли. В Южной Корее, Тайване, Филиппинах возникла идея развивать процессы либерализации экономик региона и усиливать интеграционные процессы с создающимися в других регионах объединениями. При этом региональная интеграция не противопоставлялась всемирной интеграции. Её развитие предполагалось не в виде закрытого сообщества, а путем включения в мировые связи.
Практическая реализация этой идеи была осуществлена в 1989 году. В Канберре (Австралия) 6-7 ноября 1989 года по инициативе премьер-министра страны Роберта Хоука собрались министры представляющие экономику своих стран и иностранных дел. Всего 26 человек из 12 стран
1) 6 экономически развитых государств: Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония)
2) 6 развивающихся стран: Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины)
Они стали учредителями: «Форума Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС).
Страны-члены АТЭС |
Проявление инициативы по созданию Форума именно Австралией, подержанной в первую очередь Новой Зеландией (обе страны связаны историей Британской империи, но позиционируют себя с Азией)) Чтобы не выпасть из общего процесса интеграции в регионе проживания, Австралия и проявила столь благотворную инициативу. Идея установления межправительственного взаимодействия по вопросам международных экономических отношений давно поддерживалась США, Японией, хотя конечно каждая из стран имела свои основания для этого. Япония выступала как выразитель интересов развивающихся стран и посредник между ними и развитыми государствами. США предполагали играть ведущую роль в организации, учитывая изменение своей политики в отношении Азии и общий экономический рост в странах АТР.
Азия стала играть большую роль в глобальной стратегии американцев. Президент США Б. Клинтон писал: «Ранее США никогда не проводили в отношении стран этого региона такую всеобъемлющую политику, какой мы придерживались во взаимоотношениях с Европой. Я полагал, что время для этого настало».
В заключительном Заявлении Председателя встречи в Канберре были определены принципы организации:
1. Цель: поддержать рост и развитие в азиатско-тихоокеанском регионе направленное на улучшение жизненного уровня населения и роста и развития мировой экономики
2. При сотрудничестве следует учитывать социально -экономическую неоднородность региона
3. Приверженность диалогу и консенсусу
4. Сотрудничество следует основать на неформальном обмене мнений
5. Сотрудничество должно проходить в тех областях экономики, в которых оно будет взаимовыгодным
6. Сотрудничество следует направить на усиление взаимно открытой многосторонней торговой системы
7. Сотрудничество должно направляться на увеличение выгод от взаимозависимости как региональной, так и мировой экономики путем расширения потока товаров, услуг, капитала и технологий
8. Сотрудничество должно дополнять деятельность существующих в регионе международных организаций
9. Участие экономик должно оцениваться через интенсивность экономических связей с азиатско-тихоокеанским регионом и может быть увеличено на базе договорённости всех его участников
Форум объединяет страны с разным уровнем культурного, экономического развития (промышленно развитые, развивающиеся, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой) политического и внешнеполитического устройства и разным уровнем культуры. Огромную роль в регионе играют идеологии, связанные с религиозными различиями, проживающих здесь народов: это и мусульмане, буддисты, христиане представители конфуцианства, синтоизма. Разность идеологий принята за норму.
В сообщество входят государства живущих на разных континентах Австралия -австралийский,
США, Мексика - северо - американский,
Чили, Перу - южно-американский,
Россия - евроазиатский,
остальные относятся к Азиатскому.
В регионе имеются нерешенные территориальные проблемы, поэтому было принято решение, что членами АТЭС являются не государства, а экономики. На начальном этапе работы Форума было признано, что нет необходимости в создании сложной организационной структуры.
Принятые критерии вступления в организацию:
1. Экономика должна находиться в АТР
2. Страна должна иметь широкие хозяйственные связи с другими членами АТЭС
3. Страна должна придерживаться внешне ориентированной, свободной экономической политики
4. Страна должна принять главные цели и принципы, заявленные в декларациях АТЭС
Принятому члену требуется выработать Индивидуальный план действий (ИПД) для дальнейшей его реализации и начать действовать в Коллективных планах действий.
АТЭС новая форма свободной торговли его девиз: «АТЭС значит дело».
Эмблема АТЭС |
- коллективный ответ на возникающие вызовы
- совместное использование возникающих возможностей
- консенсус при принятии решений
- свобода действий
- учет реалий региона
- тесное сотрудничество со всеми государствами
АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Страны, входящие в АТЭС демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма. АТЭС - это объединение форумов, которые носят формальный и неформальный характер, они взаимосвязаны, подчиняют свою работу определенным правилам и процедурам, при этом сложилась определенная иерархия структурных подразделений.
Главным органом Форума является саммит глав - экономик, которому предшествует встреча министров иностранных дел и торговли. Также в рамках форума проводятся Деловые саммиты АТЭС - они являются важным механизмом по обеспечению интересов бизнеса в этом регионе и созданию благоприятного климата для предпринимательской деятельности. Они проходят в формате трехдневной конференции. Важной частью программы Деловых саммитов является выступления на них глав государств и их прямой диалог с бизнес элитой.
Существует также специальный институт старших должностных лиц орган, состоящий из представителей министерства иностранных дел и подчиненных непосредственно министрам, готовящий встречи министров и координирующий работу по выполнению решений и являющийся связующим звеном высшего органа АТЭС и форумов занимающих положение структурных подразделений АТЭС. Они готовят повестку дня и подготовку заключительной Декларации.
Главным рабочим органам является Деловой консультативный совет (ДКС) созданный в ноябре 1995 года. В него руководители государств назначают трех представителей выражающих интересы различных кругов национально бизнеса на три года. На ежегодных саммитах ДКС представляет экономическим лидерам доклад с рекомендациями по реализации программных документов АТЭС с целью повышение эффективности взаимодействия Форума с деловыми кругами. Это его основная обязанность. Работу ДКС координирует председатель, назначаемый от страны, которая будет организовывать очередной форум АТЭС.
Выполнение административно - технических функций возложено на Секретариат ДКС, базирующийся в Маниле. В его задачи входит публикация обзоров о достижениях и дальнейших планах АТЭС в сфере облегчения условий торговли, выпуск информационных брошюр о предпринимательской деятельности. В структуру также входят Комитет по мониторингу планов действий и четыре целевые группы: по финансам, содействия бизнесу, технологиям, малому и среднему предпринимательству. Заседания Совета проводятся раз в квартал и финансируются за счет членов ДКС от страны принимающей встречу. В рамках саммитов практикуются неформальные встречи лидеров экономик с членами ДКС. Руководство совета принимает участие в заседаниях СДЛ АТЭС и министерских совещаниях.
В рамках АТЭС ежегодно проводится несколько встреч на уровне отраслевых министров. Министры финансов сформировали постоянную группу («финансьеров») в которую входят по два представителя каждой страны, подобное сделали также министры энергетики. По мере увеличения обсуждаемых проблем возникла необходимость образования специальных органов занимающихся той или иной проблематикой.
Органы АТЭС именуются форумами: к ним относятся:
три комитета (Комитет по торговле и инвестициям, Экономический комитет, Комитет по бюджету и управлению) 11 рабочих групп (по энергетике, рыболовству, развитию малых и средних предприятий, транспорту, туризму, развитию людских ресурсов, промышленной науке и технологиям, сохранению морских ресурсов, телекоммуникациям и информации, развитии торговли, техническому сотрудничеству в области сельского хозяйства) Решения на всех форумах достигаются в результате консенсуса и не носят обязательный характер.
Необходимость создания такой организации диктовалось наряду с решением экономических проблем региона, появлением новых негативных тенденций проявившихся в конце ХХ века:
1 наркотрафик
2 терроризм
3 морское пиратство
4 экологические катастрофы
5 незаконная миграция населения
6 расширение ряда болезней.
АТЭС, инфографика |
Вторая встреча на прежнем уровне прошла в июле 1990 года в Сингапуре Было объявлено о приверженности переговорам в рамках Уругвайского раунда ГАТТ (переговоры начались в 1986 году, но не были подписаны документы из-за разногласий между развитыми и развивающимися странами по поводу сельскохозяйственных рынков) На ней было принято решение о создании семи рабочих групп.
На третьей встрече, состоявшейся в Сеуле в ноябре 1991 года, была принята Сеульская Декларация АТЭС, в которой определялась и уточнялась главная задача -развитие мирового хозяйства путем:
- поддержания экономического роста и развития в общих интересах народов региона
- привлечение частного сектора к активному участию
- содействия экономической взаимосвязи между членами организации
- установление открытой системы многосторонней торговли
- ликвидация ограничений по передвижению товаров и услуг
На встрече также было принято решение о создании ещё трех рабочих групп. В Сеульскую декларацию была включена концепция «открытого регионализма». Принцип « открытого регионализма:
- односторонняя либерализация
- сокращение торговых барьеров на основе принципа наибольшего благоприятствования в отношении государств не участвующих в форуме
- распространение региональной либерализации на государства не являющимися участниками форума на основе взаимности
- признание за каждым членом АТЭС права распространять результаты региональной либерализации на государства, не являющиеся участниками форума на основе взаимности
На встрече было внесено Республикой Корея предложение о расширении базы АТЭС
Четвертая встреча прошла в сентябре 1992 года в Бангкоке. Было принята Бангкокская декларация об Азиатско - Тихоокеанском сотрудничестве, Соглашение по институциональным вопросам, принято решение о формировании Секретариата организации в Сингапуре и определен бюджет для функционирования рабочих групп.
Была создана Группа выдающихся личностей деятелей политики, бизнеса, науки, с поручением разработать программу развития торговли до 2000 года.
Административные и оперативные расходы АТЭС покрываются за счет взносов государств - членов сообщества, вносимых в Фонд АТЭС, управляемый Секретариатом под руководством старших должностных лиц.
Идея создания такой организации оказалась привлекательной для многих стран, входящих в бассейн Тихого океана.
В ноябре 1991 году к Форуму присоединились Китай и в качестве суверенного государства Тайбей Китая и Сянган Китая (с 1 июля 1997 года китайский Сянган) в качестве территориального экономического субъекта..
В 1993 году Мексика, Папуа - Новая Гвинея.
В 1994 году Чили
В 1998 году, Вьетнам, Россия и Перу.
В настоящее время число его членов составляет 21 государство, 40% населения, 42% мировой торговли, 60% мирового ВВП.
В АТЭС выработаны менее формализованные механизмы взаимодействия между разнородными странами участниками.
1) сотрудничество только в экономической сфере
2) отсутствие специального административного аппарата.
3) отказ от принуждения
4) информационный обмен
5) отказ от планирования перспектив эволюции форума
За последние годы форум становиться торгово - политическим. Он все больше и больше координирует позиции стран в:
- противодействию международному терроризму
- борьбы с эпидемиями и коррупцией
- предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий
- укреплению региональной безопасности.
Председателем Форума в течение года является страна на территории, которой в данном году проводится встреча лидеров.
Она определяет тематику деятельности на срок председательства и финансирует проведение мероприятий саммита, на котором проводятся основные мероприятия Форума. По результатам саммита принимается Декларация, подводящая общий итог деятельности Форума за год. На встрече Министров иностранных дел и торговли, предваряющих встречу лидеров, принимаются Заявления, содержащие оценку деятельности за прошедший год, и определяются приоритетные направления работы на следующий год.
Таким образом, Форум на протяжении своего существования показывает возможности осуществления экономического взаимодействия различных стран объединенных одной идеей создания зоны свободной торговли в бассейне Тихого океана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий