суббота, 5 октября 2013 г.

Референдум 1995 года и сепаратизм в Квебеке

В середине 90-х годов сепаратисты попробовали в очередной раз реализовать свои стремления к созданию независимого государства. После победы на выборах в сентябре 1994 года «Партии Квебека» во главе с Жаком Паризи, партия снова инициировала соответствующие слушания в Парламенте провинции, а также заключила 12 июня 1995 года соглашение относительно координации действий во время проведения Референдума об отделении от Канады с федеральной партией «Блок Квебека» и провинциальной – «Аксйон демократик дю Квебек».
Вопрос, вынесенный на Референдум опять звучал достаточно сложно и завуалировано: «согласны ли Вы, что Квебек должен стать суверенным, сделав формальное предложение Канаде о новом экономическом и политическом партнерстве в рамках Закона относительно будущего Квебека и соглашения, подписанного 12 июня 1995 года?». При этом, подразумевался проект Закона о будущем Квебека, который в преамбуле содержал декларацию о суверенитете.
Следует отметить, что в то время по всей Канаде начались бурные дискуссии по статусу Квебека. В частности, федеральное правительство во главе с Жаном Кретьеном, пытаясь определенным образом разрядить ситуацию, признало Квебек «особенным обществом» (distinct society), то есть обществом, которое отличается французским языком, уникальной культурой и континентальной системой права[1].
Жан Кретьен
Вместе с тем, среди значительной части англоязычного населения росло раздражение сепаратистскими требованиями Квебека, которые не без основания рассматривались в качестве перманентного шантажа остальной страны. Своеобразным «охлаждающим душем» для сепаратистов стали дебаты в Парламенте Канады вокруг вопроса обеспечения прав коренных народов провинции, численность которых на то время составляла около 60 тыс. человек (6 племен), а также обсуждения возможных экономических последствий отделения, связанных с исключением Квебека с комфортной бизнес-среды Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА)[2].
НАФТА карта

При этом Соединенные Штаты «подставили плечо» своему северному соседу. В ходе визита Президента США Клинтона в Оттаву в феврале 1995 года, американский лидер имел 25-минутную встречу с лидером «Блока Кебека» Бушаром, во время которой последний пытался убедить американскую сторону, что независимый Квебек будет дружественной страной-соседом США и высказался в поддержку сохранения условий свободной торговли. Однако, ни одного конкретного ответа он не получил. Президент США лишь выразил благодарность за возможность получить информацию относительно позиции сторонников независимости Квебека из «первых уст». Отметив, что вопрос Квебека является сугубо внутренне канадским делом, американский Президент, тем не менее отметил то, что его страна имеет «замечательные отношения с сильной и объединенной Канадой». Выступая перед членами парламента Канады в первый день визита, Клинтона, вспомнив слова бывшего Президента США Гарри Трумэна во время его пребывания в Оттаве в 1947 году, отметил: «Выдающиеся достижения Канады в деле обеспечения национального единства и прогресса путем компромисса, выдержки и терпения могут быть предметом для полезного изучения братскими нациями. Эти слова звучат сегодня так же актуально, как и тогда». Еще более конкретно он высказался в ходе обеда в Музее цивилизаций, перефразировав де Голля и провозгласив двумя языками тост: «Пусть живет Канада»! (Long live Canada – Vive le Canada!)[3].
В данных условиях, 30 октября 1995 года 50,56 % населения провинции отдали свои голоса за сохранение Квебека в составе Канады. При этом, 60 % франко-канадцев проголосовали за суверенитет Квебека, а больше чем 90 % англоязычных граждан провинции поддержали идею относительно существующего статуса Квебека. Тем не менее суверенитету «нет» было больше лишь на 1,16 %[4].
Результаты референдума 1995 года в Квебеке

Считалось, что после Референдума 1995 года квебекский сепаратизм, по мнению многих экспертов, был «скорее мертвым нежели живим», однако, результаты федеральных парламентских выборов 2004 года, в ходе которых представители федеральной партии – «Блок Квебека», получил 54 места в Палате Общин, засвидетельствовали, что эта идея имела много своих сторонников.
В 2006 году после дебатов в Палате общин Парламента Канады состоялось признание квебекской нации, а вместе с ним – обоснованности требований Квебека добиваться особого статуса в Канадской конфедерации[5].
На выборах 2011 года блок получил лишь четыре кресла, после чего его глава Жиль Дюсеп ушёл в отставку. После этих выборов Квебекский блок потерял статус официальной партии в Палате общин, который гарантировал ему бюджет на исследования и минимальное право на выступление.
4 сентября 2012 г. в Квебеке прошли парламентские выборы. В результате выборов-2012 в Квебеке к власти пришла Квебекская партия, набрав 33 % голосов, а либералы, правившие последние 9 лет, с 31 % ушли в оппозицию[6]. Сторонников победившей Квебекской партии и суверенитета Квебека в самой Канаде принято называть не «сепаратистами», а «суверенистами» – собственно, так называют их и в самом Квебеке: «les souverainistes»[7]. В планах победителей не только борьба за суверенитет, но и социальные меры: увеличение соцвыплат, поднятие налогов на крупный бизнес, заморозка тарифов на электроэнергию возвращение прежней стоимости образования бастующим студентам. Большим успехом считает третье место центристская Коалиция за будущее Квебека, получившая на целых 10 кресел больше, чем четыре года назад. Ее лидер Франсуа Лего оценил результат в 19 мандатов как триумф: «Мы наблюдаем подъем новой политической силы Квебека. Победа ждет нас». Фактически выборы стали первым тестом на прочность для Коалиции за будущее Квебека, созданной совсем недавно, 4 ноября 2011 года (ее предшественницей в Национальном собрании была партия Демократическое действие Квебека). В случае победы Ф. Лего обещал ввести десятилетний мораторий на вопрос о независимости, тем самым «остановив борьбу вокруг референдума». Ф. Лего не создал коалицию ни с сепаратистами, ни с либералами, но поддерживает П. Маруа на пути социальных реформ[8].
В Квебеке также сменилось политическое руководство. На смену Жану Шаре – главе Либеральной партии, которая правила в провинции девять лет, пришла Полин Маруа – лидер Квебекской партии. Громкую победу омрачил трагический инцидент. Мужчина в возрасте 62 лет открыл стрельбу на съезде Квебекской партии, убив одного человека и тяжело ранив другого. Произошло это, когда П. Маруа произносила торжественную речь. Телохранители помогли женщине покинуть сцену, стрелок был арестован. Когда его уводили, он кричал по-французски: «Англичане просыпаются!» После пришлось вызывать пожарных, поскольку оказалось, что подозреваемый еще и поджег здание.
олин Маруа рассчитывает, что ее правительство меньшинства будет находиться у власти до 2013 г. В этом году она делает ставку на досрочные парламентские выборы и упрочнение позиций Квебекской партии. Но возможно, что правительство меньшинства будет находиться у власти и дольше.
В ближайшее время на референдум по вопросу о суверенитете не стоит рассчитывать. Идея не пользуется поддержкой у населения. Согласно социологическим опросам, за отделение Квебека готовы проголосовать 28% жителей провинции. В ожидании возможных изменений общественного мнения П. Маруа может вступит в торг с федеральным правительством и потребовать больших привилегий для Квебека, пока – в составе Канады. Но сегодня ключевым вопросом для партии Квебека являются социально-экономические реформы[9].
Эмблема Квебекской партии (Parti québécois)

Характеризуя сегодняшний Квебек, можно отметить, что Квебек является вторым по величине франкоговорящим регионом мира после Франции; его население составляет 7 957 600 человек из 34 349 200 жителей Канады[10]. В экономическом отношении 83,8% экспорта провинции направляется в США. В ней производится половина канадской гидроэнергии, добываются медь, бокситы, никель, уран. Рядом с такими традиционными отраслями, как сельское хозяйство, переработка древесины, легкая промышленность, металлургия и электроэнергетика, в провинции активно развиваются производство телекоммуникационного оборудования, аэрокосмическая отрасль, программное обеспечение, современная химическая и фармацевтическая промышленности, биотехнологии и прочее. Половина высокотехнологического экспорта Канады производится в Квебеке. В трёхмиллионном мегаполисе Монреале, который является экономическим и культурным центром провинции сосредоточены представительства сотен банков, транснациональных корпораций, штаб-квартиры ряда международных организаций, в т. ч. Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Квебек имеет давние традиции в поддержке и развитии активных международных контактов, в частности, еще в 1882 году был назначен первый постоянный представитель Квебека во Франции. Данная провинция также имеет около 500 соглашений с регионами других стран о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, образования, энергетики, транспорта, телекоммуникаций, охраны окружающей среды. Представительства Квебека есть на всех континентах. В частности, его офисы находятся в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Атланте, Париже, Лондоне, Риме, Берлине, Вене, Барселоне, Пекине, Шанхае, Токио, Гонконге.
Смотря в определенной степени «сквозь пальцы» на достаточно активную деятельность Квебека за рубежом, основными направлениями которой являются экономика и культура, Департамент иностранных дел Канады, в то же время, достаточно жестко реагирует на попытки других стран установить контакты с провинцией без информирования Оттавы о своих намерениях[11].
В связи с этим известный канадский журналист и политолог Ричард Гвин, защищая позицию бывшего премьер-министра Пьера Трюдо относительно «единой Канады» и критикуя появление в оттавских властных коридорах идеи так называемой «асимметричной федерации», отметил, что если раньше с требованиями относительно преференций выступал лишь Квебек, сегодня, пользуясь слабостью правительства, претензии выдвигают и другие провинции, в частности, наиболее населенная и экономическая развитая провинция Онтарио. «Что же будут происходить? Каждый будет заниматься собственными вопросами. …Конфедерация будет менее крепкой. Это не будет хорошо. Однако, это то, что случится», – предостерег он.
Видя опасность в росте сепаратистских настроений и исходя из требований представительства интересов Квебека в международных организациях, в частности, ЮНЕСКО и ВТО, Правительство Канады пообещало провинции более внимательно подходить к обеспечению интересов Квебека во внешней сфере. В то же время было отмечено, что в эпоху глобализации Квебек должен действовать во внешней сфере в унисон с Оттавой[12].
На современном этапе Квебекский конфликт можно считать латентным (скрытым), поскольку конфликты такого типа могут существовать десятилетиями и перерастать в открытые (актуализированные) только в определенных общественных условиях. Обычно, латентные конфликты непосредственно не создают опасности жизнедеятельности людей. Именно в этой форме конфликты лучше поддаются решению.
Таким образом, больше пятнадцати лет прошло со времени проведения нового Референдума 1995 года, когда население Квебека вновь отдало свои голоса за сохранение этой провинции в составе Канады. Однако, вопрос обеспечения территориальной целостности страны и до сих пор сохраняет данную проблематику чрезвычайно актуальной с точки зрения отношений между федеральным центром и провинциями, а также политического, экономического, социального и культурного развития Канады и непосредственно отражается на ее внутренней и внешней политике.

[1] Lammert C. Nationale Benegungen in Quebec und Korsika, 1960-2000. Frankfurt am Main: Campus Verlag, 2004. – P. 131-133.
[2] Барановский К.Ю. Квебек после референдума – накануне конституционной конференции // США: экономика, политика, идеология. – 1996. – № 5. – С. 115-117.
[3] Нуриахметов В.Г., Попов Р.В. Опыт канадского федерализма: уроки для канадской федерации? // США. Канада: экономика, политика, культура. – № 3-4. – С. 132
[4] Коленеко В.А. Французская Канада в прошлом настоящем. Очерки по истории Квебека XVII-XX века. – М.: Наука, 2006. –С.203-204.
[5] Коленеко В.А. Признание квебекской нации // Вестник РОИК. – 2007. – № 23. – С. 14-15.
[6] Официальный сайт Генеральной дирекции по выборам в Квебеке. – URL: http://www.electionsquebec.qc.ca
[7] Лемешевский Д. Квебек может выйти из Канады // Метро (московский выпуск). – 6 сентября 2012. – С. 7.
[8] Овчаренко Е.Ф Возвращение Квебекантропа. Квебекские выборы-2012 в зеркале СМИ России. // Журналистский ежегодник. Научное издание факультета журналистики Томского государственного университета. – 2012. – Ч. 1. С. 102–104.
[9] Цилюрик Д. Власть в Квебеке досталась сепаратистам. В канадскую политику вмешался стрелок // Независимая газета. – 6 сентября 2012. – С. 4.
[10] Statistique Canada. URL: http://www.statcan.gc.ca/daily-quotidien/ 110622/tdq110622-fra.htm
[11] Ажаева В.С. Канадские модели федерализма // Российские исследования по канадской проблематике. – М.: Труды РАИК,1999. – С. 194.
[12] Черкасов А.И. Квебекское общество: национализм или патриотизм? // Восприятие Квебека в России. Научно-просветительский альманах / Под ред. Коленеко В.А. – М.: АИКВР, 2001. – С. 139.

Комментариев нет:

Отправить комментарий