5 стереотипов, 5 заблуждений и 5 фактов о высшем образовании.
Стереотипы:1. Высшее образование в принципе не нужно, многие миллионеры и миллиардеры не учились в университете и хорошо устроились в жизни.
- Это так, но касается лишь единичных случаев - гениев и очень удачливых людей. В 99.9 % остальных ситуаций выпускники ВУЗов оказываются более успешными, нежели те, у кого нет образования.
2. Чем больше ВУЗ, тем лучше.
- Строго говоря, размер ВУЗа - это далеко не самая главная его характеристика. Выбирать следует то учебное заведение, в котором интересующая Вас специальность развита лучше других.
3. Столичные ВУЗы лучше региональных.
- На деле в России существует 2 типа учебных заведений: лидеры по отраслям и все остальные. К первым относятся высшие учебные заведения типа МГИМО, ВШЭ, МФТИ, их очень мало. Все остальные находятся в примерно равном положении. Грубо говоря, старые классические университеты дают равноценную подготовку и в столицах, и в регионах, а "шарашкина контора" - она и в Москве, и в Челябинске "шарашкина контора".
4. Поступать в ВУЗ нужно только на популярную специальность, так выше шансы в будущем найти престижную и высокооплачиваемую работу.
- На самом деле поступать нужно на ту специальность, которая нравится, и к которой есть способности. Высококлассный специалист всегда будет востребован в любой отрасли. А вот стать высококлассным специалистом по нелюбимой профессии будет очень сложно.
5. При поступлении важно наличие бюджетных мест на специальности.
Словно по привычке люди продолжают руководствоваться этим принципом. выбирая неинтересные для себя специальности, непрофильные ВУЗы или просто низкокачественные учебные заведения. Бывает, что нет другого выхода. Но чаще люди предпочитают взять кредит на автомобиль или оплатить съём дорогой квартиры, но пойти учиться "на бюджет" по специальности, по которой заранее не предполагают работать. Вряд ли это можно назвать разумным выбором. Стоит ли экономить на том, что будет приносить доход всю жизнь - на образовании?
Заблуждения:
1. Высшее образование потеряло свою ценность, сейчас диплом ВУЗа имеется у всех подряд даже у водителей маршруток и грузчиков.
- Да, дипломы есть есть у многих, но от того лишь подтверждается банальная истина: главное не записи на бумаге, а то, что остаётся после обучения в голове. Обычно именно те, кто прогуливал занятия, еле-еле учился с двоечки на троечку и вообще с трудом защитил диплом, не устраиваются по профессии и громче всех кричат о бесполезности полученного ими образования. Хотя остаётся большой вопрос, а есть ли у них вообще это образование, или остались только "корочки"? Зато настоящие профессионалы обычно обеспечены прибыльной работой.
2. Высшее образование - это формальность, работодателю не важно, какие у тебя "корочки", лишь бы они были. Главное - получить диплом.
- На деле, как раз те, кто учится ради "корочки" и становятся водителями маршруток и грузчиками, о которых речь шла выше. Прошло время, когда диплом ВУЗа сам по себе был чем-то выдающимся, теперь дипломом никого не удивишь, надо иметь ещё знания и навыки.
3. Не важно, какое высшее образование получать, всё равно по профессии не устроиться.
- Ещё одно заблуждение, создаваемое троечниками с "корочками", но без образования. Типичная ситуация выглядит так: вначале человек бездумно поступает в первое попавшееся учебное заведение, затем вместо учёбы сидит дома/работает/развлекается с друзьями, при помощи шпаргалок, слёз и уговоров всё-таки получает необходимые экзамены и зачёты, скачивает из интернета диплом, защищает его, выпускается с "корочками" и удивляется, что нигде не может устроится. Возникает вопрос, а кому нужен такой "специалист"?
4. Все ВУЗы в моём городе одинаковые, поступать нужно в тот, который находится ближе к дому/учатся знакомые/больше говорят в рекламе.
- Ещё со времён СССР высшие учебные заведения в нашей стране наделялись чётко определённой спецификой: гуманитарные и технические, педагогические и физкультурные, музыкальные и художественные. Эта специфика сохраняется до сих пор, ведь сфера образования очень консервативна. Не стоит ожидать качественного юридического образования в бывшем художественном ВУЗе или думать, что вчерашний пединститут действительно научит экономике или медицине.
5. Нет смысла заранее выбирать высшее учебное заведение, всё решится само собой в процессе поступления.
Странный факт: многие люди принимают решение о поступлении в ВУЗ с той легкостью, с которой выбирают новую рубашку или пару носков. Невзирая на специфику учебных заведений, предлагаемых программ, преподавательского состава, профиля ВУЗа, они поступают буквально в первый попавшийся, или тот, о котором чаще слышали в рекламе, принимая решение чуть ли не на пороге приёмной комиссии. Далее нередко следует разочарование и нежелание продолжать обучение. Собираясь поступить на ту или иную специальность, убедитесь в том, что выбираете подходящий ВУЗ!
Факты:
1. Задача ВУЗа - не научить, а дать возможность научиться.
Нравиться вам это или нет, но высшее образование - это не школа, здесь не учат, а преподают, т.е. дают знания, а взять их или нет - личное дело каждого студента. Лекции лишь задают общее направление обучения, практические занятия показывают пример, но главное - это самостоятельная работа студента. Именно для этого существуют методички, списки литературы и, конечно, экзамены. Именно от самостоятельной работы зависит, сможет ли студент взять 100% от того, что ему предлагает ВУЗ, или нет.
2. Высшее образование носит фундаментальный характер.
Оно формирует у студента гораздо более общие навыки, нежели школа, техникумы или училища. Университеты учат работать с информацией, формируют профессиональное мировоззрение, развивают умение логически мыслить, прослеживать причинно-следственные связи и т.д. По этой причине, иногда кажется, что университетское образование слабо связано с практикой, но это лишь на первый взгляд. Именно от качества фундаментальных навыков зависит их практическое применение. С другой стороны, не хотите большого количества теоретических знаний, хотите больше практики - тогда лучше поступать в техникум и осваивать профессию сварщика или водителя экскаватора.
3. Обучение всегда специализированно.
Это может показаться банальным, но на журфаке учат на журналиста, а на химфаке - на химика. Нет смысла обучаться на юриста, если вы не представляете, где потом найдёте себе работу. И наоборот, поступая в педагогический ВУЗ, имейте в виду, что с этим образованием из вас выйдет отличный учитель, но вряд ли - физик-теоретик.
4. Высшее образование - это серьёзно.
В России принято рано поступать в высшее учебное заведение, как правило, в 17-18 лет. Это очень серьёзное решение для такого возраста. Как правило, студенты ещё не задумываются всерьёз о будущей профессии, а родители просто руководствуются желанием куда-нибудь пристроить своё чадо. Проходят 4-5 лет обучения, и студент понимает, что не собирается работать по полученной специальности, переобучаться уже поздно, да и денег нет. В итоге, полученное образование неактуально и получается, что его как бы и вовсе нет, только "корочки" в наличии. А все виной изначальный неправильный выбор.
5. Высшее образование бывает очень разным.
Как уже было сказано, в России существуют высшие учебные заведения самого разного профиля: классические университеты, технические, гуманитарные, педагогические, художественные, каждое из них обладает спецификой учебных программ, преподавательских кадров и профилей подготовки. Одна и та же специальность, например, Международные отношения в разных ВУЗах может предполагать упор на иностранные языки, экономику или историко-политическую составляющую. Конечно, это следует учитывать при поступлении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий