четверг, 7 ноября 2013 г.

Особенности восприятия мира и психология первобытного человека

Изучение генезиса психики человека мы с вами начнем с эпохи возникновения человека современного типа, когда культурная эволюция пришла на смену биологической. Ключевое место в истории человечества занимает верхний или поздний палеолит (10 - 40 тыс. лет назад). Для этого периода характерно широкое использование разнообразных орудий труда, распространение пещерной живописи, появление первых религиозных культов и обрядов. Зачатки живописи обнаружены значительно раньше еще у неандертальцев, но в эпоху позднего палеолита появляются настоящие картинные галереи. К настоящему времени только пещерах Южной Франции и Испании (Альтамира, Монтескан, Ласко) было изучено и описано 1794 рисунка. Преимущественно это рисунки животных, которые характеризует как явная способность их создателей к творческому обобщению, так и внимание к деталям. Эти рисунки можно считать достаточным свидетельством не только развития руки, но и высокого уровня развития сознания. Можно сказать, что человека того времени отличало образное восприятие мира, хорошая зрительная память, умение оперировать образами. Рисунки очень живые и реалистичные, в них нет примитивных обобщений, характерных для детских рисунков. Для палеолитического искусства характерно то единство зрительного восприятия и художественного отображения (реализм), которое в более позднее время было надолго утрачено.
Первобытное искусство

Основной темой палеолитических рисунков была тема охоты, что не удивительно, так как охота была фактически основным видом деятельности. Охота носила совместный, коллективный характер и требовала хорошей системы коммуникации, быстрой реакции, способности к прогностической деятельности. Необходимость прогнозировать результаты деятельности привела к развитию отвлеченного мышления, а не скованное рационализмом воображение стало основой появления разнообразных магических верований и ритуалов.
Чтобы понять особенности восприятия мира человеком первобытного общества, вспомним, что продуктом восприятия является образ, строящийся на основе непосредственных чувственных данных. Хотя восприятие - это непо-средственно-чувственное отражение действительности, образ не является ее фотографическим отображением и не совпадает полностью с объектом. Для любого образа характерен определенный уровень обобщения, но, тем не менее -это древняя форма отражения реальности. В.Н. Шкуратов называет образы, хранящиеся в памяти человечества артефактами, а К. Юнг - архетипами коллективного бессознательного. В сознании, как отдельного человека, так и общества в целом, образы занимают особую нишу и формируют систему близкую к знаковой. В процессе мышления образы принимают не меньшее участие, чем слова.
Образ, как опорный элемент чувственного познания, присущ и восприятию животных, он занимает промежуточное место между простыми ощущениями и понятийным мышлением. Не совпадая полностью с объектом, образ, тем не менее, абстрактным знаком не является и неразрывно связан с объектом. Образ конкретен и узнаваем, он более универсален, чем абстрактное понятие, слово. «Язык» образов - общий для всех людей. Но, с другой стороны, образ, будучи непосредственно-чувственным отражением мира, индивидуален, тесно связан с индивидуальной сферой субъекта, его индивидуально-психическими свойствами.
Согласно К.Юнгу, именно в данный период формируются первообразы, которые позднее станут основой мифа, а еще в более позднее время лягут в основу менталитета этноса. Архетипы формируются в подсознании, поэтому они связанны не только с внешним миром, но и с внутренним содержанием психической жизни человека.
Согласно убеждениям большинства отечественных психологов, занимавшихся проблемами палеопсихологии (Выготский Л.С., Поршнев Б.Ф., и др.) восприятие человека первобытной эпохи отличалось яркостью и детальностью. Это связано, во-первых, с более развитой, чем у современного человека, сенсорной сферой: от чуткости слуха или обоняния, от остроты зрения зависело выживание человека. Работа органов чувств не сдерживалась и не заменялась рациональным мышлением.
Палеолитическое искусство. Пещера Альтамира. Испания.
Память первобытного человека связана с особенностями его восприятия. Информация сохранялась в виде ярких, эмоционально-окрашенных образов. Конкретно-чувственный характер познания мира требовал большого объема образной памяти. Отсутствие знаковой формы сохранения информации (письменности) требовала от людей запоминание огромного объема различных сведений, необходимых для жизнедеятельности, ориентации в окружающем мире, овладения различными видами деятельности. Достаточно представить, что в течение многих тысяч лет весь объем социального опыта сохранялся в памяти и передавался устно, чтобы представить колоссальную роль памяти в первобытную эпоху. Чтобы облегчить воспроизведение сохраняемой в памяти социально значимой информации вырабатывались особые приемы. Так, например, сказители или шаманы использовали особую технику, основанную на ритмическом воспроизведении информации: мифы, истории о первопредках, поучения богов пересказывались речитативом в особом ритме или пелись, а нередко и сопровождались танцами, которые подкрепляли словесно-логическую и образную память двигательной.
Л. С. Выготский считал, что память дикаря была близка к эйдетической, представляющей собой фотографически точное запоминание всех деталей воспринятого. Такая память позволяла, например, помнить все мельчайшие детали местности, поэтому первобытный человек, в отличие от современного, в лесу заблудиться не мог. (Топографическая память) К. Юнг был убежден, что в древности существовала так называемая архетипическая память или «память предков», позволяющая в определенных условиях воспроизводить особо значимые события, случившиеся не с самим человеком, а с его предками. О существовании в древности этого типа памяти, согласно К.Юнгу, свидетельствует вера в реинкарнацию (переселение душ).
В психической жизни первобытного человека большую роль играло воображение, которое было очень ярким и наглядно-образным. Если учесть достаточно низкий уровень рационального контроля и преобладание чувственных образов в сознании человека древности, то станет понятной та роль, которую продукты воображения, фантастические образы играли в сознании человека. Образы воображения были такими же яркими, предметными и реалистичными, как и те, отражали реальные объекты.
Л. С. Выготский считает, у архаичного человека преобладало наглядно-образное, конкретное мышление. Этот тип мышления называют иногда дологическим (К. Леви-Брюль), что не совсем верно: мышление первобытного дикаря было доабстрактным, конкретным, но не противоречило собственной логике. Французский этнограф и социолог К.Леви-Брюль, читал, что первым типом мышления, присущим отчасти и высшим животным является практическое мышление, или, как его назвали позднее, наглядно-действенное, сопровождающее конкретные предметные действия. В отличие от практического мышления, образное мышление может быть отвлеченным, но в отличие от абстрактно-логического, отвлеченными в нем являются не понятия, а образы. Именно способность отхода от конкретной реальности в сочетании с образным характером мыслительной деятельности и стали основой возникновения мифологического мышления.
Петроглифы
Другой французский этнограф К.Леви-Строс считал, что в основе возникновения мышления потребность порядка. Именно мышление делает возможным упорядочить и систематизировать накопленные знания.
Л.С.Выготский видел непосредственную связь первобытного мышления с особенностями речевой деятельности древнего человека. В языке народов, находящихся на примитивной ступени развития огромное количество конкретных понятий и не развиты понятия абстрактные. «В языке австралийских народов, например, почти совершенно отсутствуют слова, обозначающие общие понятия, но они наводнены огромным количеством специфических терминов, различающих точно отдельные признаки и индивидуальность предметов.... У одного из северных примитивных народов есть специальное слово для обозначения оленя одного года, двух, трех, четырех, пяти, шести и семи лет, 20 слов для обозначения льда, 11 слов для обозначения холода, 41 слово для обозначения снега в различных формах, 26 глаголов, чтобы обозначить замерзание и таяние и т.д. Вот почему они сопротивляются попытке сменить этот язык на норвежский, слишком бедный для них с этой точки зрения». Многие авторы называют такой язык живописным или пиктографическим, отмечая, что человек, говорящий на таком языке как бы рисует словами, перечисляя все признаки описываемого предмета. Описание действия или события в таком языке обязательно включает в себя перечисление всех существенных или несущественных деталей. «Поэтому там, где европеец тратит одно-два слова, примитивный человек тратит иногда десять. Так, например, фраза «Человек убил кролика» на языке индейцев племени понка буквально передается так: «Человек он один живой стоящий убил нарочно пустить стрелу кролика его одного живого сидящего».
Наскальная живопись, пещера Шове, Франция
Хотя, вряд ли можно считать мышление и речь современных людей, находящихся на низкой ступени развития, полностью аналогичным мышлению и речи первобытных дикарей. Но Л.С.Выготский считает, что развитие языка в антропогенезе происходило в сторону сокращения числа конкретных обозначений, за счет появления общих понятий.
Для языка примитивных народов характерна еще одна особенность - его двойной характер: знаки-слова в нем дополняются знаками-жестами, которые в языках примитивных племен играют большую роль, чем в языке современного человека. Некоторые этнографы даже вводят термин «ручного» языка, что, вероятно, является отголоском преобладавшего ранее «ручного», наглядно-действенного мышления, в котором именно движения были основой мыслительного процесса. Именно поэтому, возможно, языки примитивных племен так изобилуют глаголами и другими словами, обозначающими действия. В языке алеутов, например, один глагол можно изменить 400 способами. К. Леви-Брюль насчитывает в языке одного из африканских племен 33 глагола для обозначения различных способов ходьбы. «Мышление, пользующееся этим языком, так же как и этот язык, насквозь конкретно, картинно и образно, так же как и он, полно деталей и так же оперирует непосредственно воспроизведенными ситуациями, положениями, выхваченными из действительности».

Комментариев нет:

Отправить комментарий