понедельник, 4 ноября 2013 г.

Королевские церемонии, ритуалы и фестивали в Таиланде

Революция 1932 г., свершившаяся при Раме VII, положила конец существованию абсолютной монархии в Сиаме. Начался драматический с точки зрения приверженцев буддийской концепции божественного характера власти монарха период существования института королевской власти, ограниченной конституцией. Началось противостояние роялистов и противников монархии.
5 декабря — Национальный праздник — 82-й день рождения короля Пумипона Адульядета — Рамы IX, внука одного из самых могущественных тайских королей — Рамы V (1968-1910), часть даров которого, преподнесенных во время его визита в Сиам в 1893 г. цесаревичу Николаю Александровичу, хранится в нашем музее.
Рама IX был провозглашен королем Таиланда в 1946 г. и в настоящее время по длительности пребывания на троне (63 года!) не знает себе равных среди коронованных правителей на всем пространстве земного шара. Это блестящий политик, не только завоевавший сердца и умы своих подданных, но имеющий высокий авторитет далеко за пределами собственной страны.
Пумипон Адульядет — Рама IX

Однако атмосфера, в которой состоялась коронация, была тяжелой, положение наследника трона было не вполне определенным — из-за событий, последовавших за революцией 1932 г. — отречение от трона Рамы VII, не выдержавшего постоянной борьбы с правительством, загадочная смерть брата Рамы IX Ананды перед его коронацией в качестве Рамы VIII. Монархия была лишена сил и престижа.
В условиях существенных перемен в социально-экономической сфере, избрания капиталистического пути развития, либеральной демократии, бесконечной череды военных переворотов, смены правительства, изменения текста конституции, регламентирующей права короля, судьба института монархии зависела помимо других факторов от соотношения сил и возможностей партий сторонников и противников этого института и от личных качеств короля.
Оставляя в стороне перипетии бурной политической жизни, остановимся на аспекте, близком этнографам — судьбе традиционных обрядов сложившихся в Сиамском королевстве и в немалой степени обеспечивавших до начала ХХ в. стабильность королевской власти в стране. Король считался божеством, власть его была безгранична. Революция резко ограничила права короля, отстранила от власти аристократическую элиту, были созданы парламентские институты. Первая постоянная конституция была принята парламентом 7 декабря 1932 г. Внешне сохранялось традиционное почтение к персоне короля, именуемого «деварача» или «дхаммарача». Письменно заверялось, что «конституция королевства Сиам даруется народу Его Величеством», что за ним признается роль хранителя религии и главы армии. Однако королю Раме VII пришлось смириться с тем, что произошло разделение королевского и государственного компонентов (это коснулось и бюджета, и дворцовых церемоний), к мантре «нация — религия — король», провозглашенной его предшественником на троне Рамой VI Вачировудом, был добавлен в качестве национальной святыни четвертый «член» — конституция, и именно день конституции был объявлен национальным праздником (отодвигая в тень короля с его днем рождения), а на государственных церемониях почести оказывались флагу и гимну, а не королю.
Праздники в Таиланде - день рожденья Рамы IX
Антимонархисты отлично сознавали роль королевских ритуалов в поддержании «божественного статуса» короля в глазах народа и потому при любой возможности стремились свести их на нет или разорвать их связь с королем, переключить «заслугу» (в буддийском смысле) от их проведения на светскую власть. Правительство взяло на себя строительство новых буддийских храмов (соответственно лишив трон «заслуги» этого), в нарушение традиции позднее (в 1940 г., уже не при Раме VII) один из новых храмов был посвящен революции 1932 г. (по традиции полагалось посвящать храмы королю, святому, монаху).
За этим последовала десакрализация Рамы V Чулалонгкорна — путем запрета на наименование его «королем-Буддой», отмена особых букв, которыми писались королевские имена и особого «королевского языка», на котором полагалось обращаться к королю и лицам королевского происхождения. Практически лишенный власти, не выдержав унижений, Рама VII Прачатипок отрекся от престола, назвав в качестве преемника Ананду — старшего брата нынешнего короля. Избранный королем в 10-летнем возрасте, Ананда должен был быть возведен на трон в 1946 г, но при непонятных обстоятельствах скончался до этого и был коронован уже посмертно (ради возможности во время траурной церемонии, длящейся, согласно обычаю, 100 дней, получить королевский 9-ярусный зонт, а не 7-ярусный, полагающийся принцам). Обернутое в золотые одежды тело Ананды стояло в золотой урне под золотым зонтом в тронном зале королевского дворца, и публика имела возможность поклоняться праху несостоявшегося короля все сто дней.
Коронация самого Бумипона Адульядета проходила при участии жрецов-брахманов, ей сопутствовало объявление амнистии 2000 заключенных, возведение памятника отцу Рамы IX, назначение его супруги королевы Сирикит патороном Общества Красного Креста и Фонда слепых. Оркестр исполнял произведения короля.
День рожденья короля отмечается с размахом
У молодого короля Рамы IX сложилась отличная «команда» — Тайный Совет во главе с принцем Рангситом (сыном короля Рамы V) и принцем Дханиниватом. Между этими лидерами были известные разногласия по «стратегии» спасения монархии. Дханиниват — историк, министр образования при Раме VII, считал, что для Таиланда не подходит западная концепция ограниченной монархии, но он же считал архаикой обожествление короля, миссия которого, по его мнению, — быть не богом, а духовным вождем нации. Принцы стремились восстановить упраздненные светской властью церемонии, которые могли привлечь восторженное внимание тайцев к королевскому дворцу, фигуре короля, повысить его престиж. Они следили за этикетом в общении с главой государства и настояли на возвращении упраздненного Рамой V обычая простираться ниц перед королем. Добились возвращения отвергнутого ранее светской властью «королевского языка», на котором стали вести радио- и телевизионные передачи о короле.
Одна из первых восстановленных церемоний была посвящена празднованию Дня Чакри (династии, к которой принадлежали предшественники Рамы IX начиная с Рамы I, правившего страной со столицей не в Аютии, а в Бангкоке) 6 апреля 1948 г. Церемония эта состоялась в реликварии прежних королей, в нее входила, в частности, процессия с поклонением статуе Рамы I.
Рангситу принадлежала идея (и он лично руководил церемонией) проведения три раза в год ритуала переодевания статуи Изумрудного Будды — главной святыни королевства, находящейся в храме Ват Пра Кео на территории королевского дворца. Символическое значение этого ритуала заключается в приравнивании короля к этому священному изображению.
Рангсит провел в 1959 и 1961 гг. от имени короля красочный ритуал катхин — раздачу по случаю буддийского поста монахам одежды, которую на длинных нарядных королевских лодках везли по Менаму в храм Ват Арун. Это была демонстрация могущества короля.
Рангсит добился в 1949 г. возвращения в ежегодно проводимый в столице ритуал Первого вспахивания поля (один из календарных обрядов, восходящий к далекому прошлому) утраченного при превращении его из королевского в государственный важного нюанса, а именно — предварительного благословения разбрасываемых затем по вспаханному полю семян в королевском храме, а также поднесения жертв богам. Это делалось для акцентирования магической связи между короной и плодородием земель королевства.
Удалось переориентировать праздник 10 декабря, посвященный революции 1932 г., на чествование Рамы VII, «даровавшего народу конституцию» (спустя много лет, в 1980 г. в День конституции Раме VII, по сути, жертве революции 1932 г., и конституции, воздвигли в столице памятник, а Монумент демократии вывели из разряда «национальных памятников», чтобы удалить из коллективной памяти день памяти революции), вернуть празднование Дня Чулалонгкорна, а также сделать праздничными днями день рождения Рамы К (5 декабря) и день его восшествия на трон.
В неспокойной обстановке в стране, когда часто происходили военные перевороты и менялась конституция с тенденцией все большего сокращения властных полномочий короля, королевские советники разработали новую концепцию поведения короля — не соперничать с генералами (возглавлявшими перевороты), а исполнять роль хранителя национальных традиций, быть в глазах народа бодхисаттвой.
Этот последний образ требовал от короля постоянной работы, и король был поистине неутомим в ней.
В 1956 г. он был посвящен в монахи в храме Ват Пра Кео и провел положенный срок в статусе временного монаха, обрел духовного учителя в лице монаха Янасангворн (настоятеля бангкокского храма Ват Бо-ворнивет, будущего патриарха), учился тайнам тантрической медитации у тибетского ламы, посещал монахов-магов, следовал указаниям астрологов. Обрел глубокую эрудицию в священной буддийской литературе и стал считаться самым духовно развитым в стране, главным знатоком и интерпретатором учения Будды. Его гуру Янасангворн в проповеди по случаю 10 000 дней Бумипхона Адульядета на троне говорил о нем как о следующем учению Будды, имеющем пять признаков истинного буддийского короля, следующем пятью путям избавления от страданий.
Этот юбилей совпал с днями рождения Рамы V и Рамы VIII, что было истолковано как благой знак.
Громадный авторитет Рамы IX объясняется его широкой благотворительностью — постоянными дарами в храмы, строительством больниц и школ. Взяв за правило постоянные разъезды вместе с королевой и громадной свитой по 73 провинциям страны, король выделял в каждой провинции королевский храм, раздавал собственноручно им сделанные статуэтки Будды и амулеты, которые становились напоминанием о его присутствии в королевстве.
Уже в 1973 г., по признанию исследователей, именно король становится самой сильной политической фигурой в Таиланде. А в соседнем Лаосе в 1975 г. монархия была уничтожена.
Тонко было организовано в 1982 г. празднование в честь 200-летия воцарения династии Чакри и Бангкока как столицы Сиама — его главным «героем» был король. Для придания особой торжественности событию были восстановлены гонки лодок по Менаму — пышное зрелище (с основательно забытым символическим содержанием как одного из календарных обрядов), подчеркивающее величие королевской власти.
Свидетельством особых заслуг короля Рамы IX считается беспрецедентная удача — поимка за период его правления 13-ти белых слонов (белым слоном, согласно буддийской мифологии, был Будда в одном из его прежних перерождений) — торжества по этим случаям также призваны подчеркнуть магическую силу короля.
Авторитет Рамы IX к 1987 г. стал необычайно высок, о чем ярко свидетельствовало то, что за присвоение ему титула «Махарача» — «Великий» отдали голоса 41 млн тхайцев. Между тем его предшественники на тайском троне — Рамкамхенг, Наресуан, Чулалонгкорн — стали именоваться так лишь посмертно.
Большое впечатление на народные массы произвели церемонии, которыми сопровождалась кончина королевы-матери (10 марта 1996 г.): посвящение в монахи 34 604 человек (по числу прожитых ею дней), поклонение урне с ее телом в течение 100-дневного траура, пышный ритуал кремации.
В честь 50-летия пребывания на троне Рама IX был канонизирован как бодхисаттва, несметное число деревьев «бо» (дерева, под которым обрел просветление Будда) было посажено на территории буддийских храмов, а на склоне одной горы в Чонбури была высечена громадная голова Будды.
Когда Бумипону Адульядету в 1999 г. исполнилось 72 года, в честь этого события в храме Ват Тхамманой были посвящены в монахи 100 000 человек. Короля чествовали как деварача, бога плодородия. В честь королевы Сирикит Сиамское Общество пожертвовало 30 кг золота для покрытия стопы гигантской статуи Будды.
Возрождение при Раме IX многих отмененных противниками абсолютной власти короля и самого института монархии в первые десятилетия ХХ в. (а некоторых даже в ХК в.) традиционных обрядов и установок, сложившихся в сиамском королевстве; возвращение к систематическому соблюдению правил высшего этикета (королевского языка, простирания ниц); многочисленные публичные церемонии (с подтекстом обрядов плодородия) — церемонии первого вспахивания земли, процессии королевских лодок во время катхина с дарами монахам, гонки лодок на Менаме, теснейшая связь с буддийскими храмами, выделение среди них категории королевских, ежесезонное переодевание главной святыни королевства — статуи Изумрудного Будды в главном королевском храме Ват Пра Кео, раздача королем собственноручно сделанных статуэток Будды и амулетов во время визитов в разные районы страны для создания у подданных чувства непосредственной связи с королем, образ которого ассоциируется с Буддой, — все эти мероприятия вызывают в народе чувства преклонения перед монархом. Значительная часть населения воспринимает его как защитника от полиции, чиновников, торговцев.
Акты благотворительности в пользу храмов, школ, больниц, жертв стихийных бедствий, бедных слоев населения укрепляют это восприятие. Разработанная благодаря опытным советникам продуманная система поощрения спонсорства со стороны крупных бизнесменов (главным образом китайцев) (помимо собственной королевской казны) дает немалые средства для этой деятельности. При этом, как справедливо считает Мишель Коннорс, «богоподобный статус Бхумипона Адульяде-та не был частью семейного наследия, он был создан им самим и сотнями придворных чиновников и других агентств» [1]. Благодаря уму, личным дипломатическим талантам Рамы К и сильной «команде» роялистов удалось восстановить идею сакральности власти короля, утраченную после 1932 г., внушить народу, что институт монархии — это то, что нужно Таиланду, сохранить институт монархии, а Раму IX воспринимать как хранителя национальных традиций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий