воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Праздники в Тайланде - интересные традиции, на которые стоит посмотреть

Национальный колорит и культурное своеобразие наиболее ярко проявляется во время праздников и традиционных фестивалей. Праздники в Таиланде можно классифицировать по-разному. Отечественные исследователи, положив в основу классификации календарный цикл, выделяют праздники и обряды сезона дождей, сезона созревания риса и сухого сезона [4]. В публикациях министерства культуры Таиланда они сгруппированы по функциональному признаку: королевские церемонии, религиозные праздники, традиционные фестивали и важные даты жизни человека [7].
К этому списку можно добавить не менее популярные интернациональные (общепризнанные) праздники, которые вне зависимости от своего происхождения воспринимаются большинством тайцев, особенно горожанами, как повод для веселья и торжества. В основном эти мероприятия исключительно светского характера и не несут присущей традиционным праздникам смысловой составляющей. К числу особенно популярных международных праздников в стране относятся прежде всего Рождество, Новый Год, День Святого Валентина и Китайский Новый год.

В городах к Рождеству готовятся с первой половины декабря: стволы пальм украшают гирляндами фонариков, в торговых центрах устанавливаются искусственные ёлки и танцующие Санта-Клаусы, проводятся большие праздничные распродажи. В большинстве учреждений страны 25 декабря устраивают праздник с угощением, подарками и беспроигрышными лотереями. Хотя в современном Таиланде налицо присутствие всех традиционных для этого популярного праздника декоративных атрибутов, однако, особое значение Рождество имеет только для лиц, исповедующих христианство (менее 0,5%) и являющихся прихожанами католической церкви либо принадлежащих к одной из протестантских конфессий.
Наступлению Нового года по григорианскому календарю 01 января тайцы не придают особого значения. Многие только во второй половине дня 31 декабря определяются, куда они пойдут встречать начало Нового года. В столице популярны новогодние прогулки по реке Чаопрайя с банкетом и концертом, а также праздничные фуршеты в отелях и ресторанах. Молодёжь с удовольствием принимает участие в церемонии обратного отсчёта, которая проводится на городских площадях за несколько минут до того, как часы пробьют полночь. Примечательно, что тропический климат не является препятствием для зимних символов: искусственные ёлки щедро посыпаны пластмассовым снегом.
В начале февраля в местах общего пользования рождественская красно-зелёная с золотом гамма сменяется розовой. В день всех влюблённых сложно найти свободный столик в популярных ресторанах для романтических ужинов. Можно отметить, что День святого Валентина пользуется популярностью у молодого поколения таиландцев, но воспринимается исключительно как модный праздник.
Новый год а Тайланде
Во время празднования Китайского Нового года, начало которого определяется по лунному календарю, проводятся красочные шествия с расписными драконами в китайских кварталах и устраиваются фантастические представления китайского цирка. Этот праздник имеет большое значение для таиландцев китайского происхождения, которые чтят старинные семейные традиции. Однако названные выше праздники являются для Таиланда новыми либо пришедшими извне, поэтому не могут передать всё богатство и красоту старинных тайских церемоний и традиционных фестивалей, которые знакомят с подлинными сокровищами национальной культуры.
Названия праздников и церемоний, используемые в этой статье, даются в транскрипции, приближённой к звучанию на тайском языке с учётом различения придыхательных и непридыхательных согласных. Имена монархов передаются буквами русского языка согласно правилам, принятым в документах МИД России и Таиланда. Традиционным праздникам присущи характерные особенности, обусловленные государственным устройством и важной ролью религиозного фактора в жизни современного таиландского общества. Хотя не все перечисленные далее праздники отмечены красным цветом в календаре, это не снижает их значимости. Большинство из них имеет три уровня организации и проведения, которые осуществляются параллельно: королевский или придворный, храмовый или религиозный и общенародный или бытовой. Принципиальным отличием является также национальное восприятие праздника. Для тайцев праздник, прежде всего, — время подведения итогов, самоанализа и совершения добрых дел [7]. На тайском языке «тхам бун» (буквальный перевод: «делать добро»), в работах отечественных исследователей часто называется «получением заслуги» [2]. Обрести заслугу можно активными (всякого рода милосердие) или пассивными (слушание священных текстов и т.п.) поступками [2, 200].
Добрые дела, совершаемые человеком, оказывают влияние на его карму. Понятие это пришло в тайское мировоззрение из индийской философии. Карма—естественный закон, «...который в самом общем виде отражает влияние количества совершённых индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования—богов, людей, животных, насекомых и т.п.; социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.)» [6, 332].
Карма предполагает как беспристрастную моральную оценку каждого поступка человека, так и причинно-следственную связь между совершаемыми поступками и воздаянием за них. «Таким образом, в центре доктрины кармы—нравственная активность человека», что отличает карму от божественного провидения» [6, 333]. Следует также отметить, что чем выше положение человека в обществе, тем более высокие требования в соблюдении нравственных норм предъявляются ему, это связано с правилами старинной системы рангов сактина [3, 489]. Роль и значение нравственного поведения и совершения добрых дел стократно и тысячекратно возрастают во время праздников. Именно поэтому традиционные праздники считаются временем подведения промежуточных итогов и переосмысления поступков повседневной жизни.
Дракон - традиционный атрибут празднования Нового года в Тайланде
Далее традиционные праздники, условно распределяются по нескольким группам: королевские церемонии, религиозные праздники, культурные фестивали и особые даты в жизни человека.
I. Королевские церемонии открывают самый длинный список традиционных тайских праздников. Монархия является одной из важнейших основ общества, это отражено и в символике государственного трёхцветного флага, где синий цвет означает монархию, белый —религию, красный— нацию. Все ежегодные королевские праздники связаны с историей тайских правящих династий, прежде всего королевского дома Чакри, который царствует в Таиланде третье столетие. В основе определения даты церемонии лежат значимые события в жизни монарха, в память которого учреждён праздник. В таиландском обществе почитание предков имеет большое значение.
День династии Чакри—важный государственный праздник, получивший своё название по имени правящей династии королевства Таиланд. День династии Чакри —один из первых общенациональных праздников, учреждённых королём Вачиравутом в начале XX в. Торжественные церемонии в честь всех королей династии проводятся ежегодно 6 апреля. Именно в этот день в 1782 г. состоялась коронация основателя династии Чакри, короля Рамы I.
День короля Наресуана отмечают 25 января. Дата связана с военной победой, которую легендарный король Наресуан Великий одержал над бирманцами в 1592 г. Поэтому этот день стал праздником вооружённых сил Таиланда и часто называется Днём армии.
День короля Таксина празднуют 28 декабря в память единственного правителя Тхонбури. Именно полководец Таксин принял решение перенести столицу из разрушенной бирманцами Аютайи в Тхонбури, где он короновался в этот день в 1767 г.
День короля Чулалонгкорна, пятого правителя династии Чакри, приходится на 23 октября. Король Рама V мудро правил государством в течение 42 лет и скончался в возрасте 58 лет 23 октября 1911 г. Ежегодно в торжественной церемонии памяти короля Чулалонгкорна принимают участие 58 монахов в соответствии с возрастом одного из самых любимых правителей королевского дома Чакри.
День короля Вичаравута, Рамы VI, отмечают 25 ноября. Этот король, которого часто называют «король-философ» снискал большое уважение и любовь своих подданных. Ежегодно в день его кончины проводится специальная церемония у памятника в подаренном им народу Лумпи-ни парке.
День принца Махидона, отца двух королей Рамы VШи Рамы IX, отмечают 24 сентября. Его можно назвать днём медицинских работников, потому что принц Махидол известен и любим тайцами за вклад в развитие здравоохранения и с почтением именуется «Отцом тайской медицины».
День коронации—важнейший государственный праздник королевства Таиланд, торжественно отмечаемый всей нацией 5 мая. В этот день в 1950 г. состоялась коронационная церемония Его Величества короля Пумипона Адульядетта Рамы IX. В течение двух предшествующих дней проводятся специальные религиозные церемонии, особое значение имеет церемония в Храме Изумрудного Будды. В день коронации лица, имеющие заслуги перед страной, получают высокие награды.
День коронации в Тайланде
День рождения короля считается одним из самых важных государственных праздников. Его Величество король Пумипон Адульядетт Рама IX родился 5 декабря 1927 г. Король —отец нации, поэтому день рождения Его Величества является одновременно Днём Отца. Проводятся торжественные религиозные и государственные церемонии, граждане пишут свои пожелания королю в специальных книгах, а вечером собираются на красиво украшенных площадях города, где перед портретом монарха со свечами в руках поют гимн во славу короля.
День рождения королевы одновременно считается Днём Матери и отмечается 12 августа. Её Величество королева Сирикит пользуется особой любовью и уважением своих подданных. Благодаря королеве получили новое рождение многие традиционные народные ремёсла, а тайский шёлк стал известен всему миру.
Церемония переодевания Изумрудного Будды—важнейшая королевская церемония, проводится три раза в год. Король Рама I, основатель Бангкока, построил для Изумрудного Будды храм и подарил два комплекта драгоценных одеяний: для жаркого сезона и сезона дождей. Одеяние для прохладного сезона появилось во время правления короля Рамы III. При смене сезонов церемония переодевания статуи Изумрудного Будды производится лично королём либо специально уполномоченным членом королевской семьи.
Кроме ежегодных памятных дат династии особое место в числе королевских церемоний занимают торжественные мероприятия, приуроченные к тому или иному важному событию, как, например, процессия королевских барж, которая представляет собой величественный парад старинных королевских лодок на водах р. Чаопрайи. Все королевские баржи имеют собственное имя и титул.
Важнейшими королевскими церемониями, имеющими сакральный характер, являются церемония коронации, церемония назначения наследного принца и церемония освящения имени.
Церемония коронации торжественно и пышно организуется лишь один раз за царствование (при восшествии монарха на престол) и становится государственным праздником, который отмечается ежегодно. Примечательно, что сложный обряд коронации, сложившийся ещё во времена государства Дваравати в VII в. [1], был органично воспринят мигрировавшими на территорию современного Таиланда из южных районов Китая тайскими племенами и «сохранился в Таиланде вплоть до XX века» [1, 172]. Церемония коронации начинается с древнего обряда «омовения водой из пяти главных рек страны, затем из четырёх прудов Супанбури, затем водой, освящённой монахами во всех провинциях страны» [1, 173]. Помазание на царствование происходит в несколько этапов. В присутствии верховных жрецов король восходит на восьмиугольный трон из фигового дерева и, обращаясь поочерёдно лицом к восьми сторонам света, произносит слова благодарения, обещает защищать всех живущих и просит о божественной помощи. По окончании этой церемонии семиуровневый белый зонт над троном короля заменяется на девятиуровневый. Завершается церемония коронации сакральным обрядом, когда верховный жрец преподносит королю золотую пластину, на которой выгравировано его полное тронное имя и титул. Затем король возлагает себе на голову Великую корону победы, священную реликвию государства.
II. Буддийские праздники играют большую роль в жизни тайцев, большинство которых (до 95%) исповедует буддизм. Буддийские праздники, как правило, приурочены к 1, 8, 15 дням растущей или убывающей луны, или другими словами к новолунию, полнолунию, реже—четвертям лунного месяца. Точная дата праздника рассчитывается по специальным книгам. Любой буддийский праздник в Таиланде условно имеет три уровня организации: торжественная религиозная церемония в королевском дворце; особая церемония, проводимая патриархом с участием верховного духовенства; храмовые церемонии для верующих.
Праздник Макха Бучха, или «День буддийских святых», [2, 228] обычно приходится на февраль. По легенде, именно в этот день одновременно 1250 монахов услышали учение из уст Будды и стали его последователями [7]. В Таиланде в день Макха Бучха с раннего утра верующие делают специальные подношения монахам. Школьники целыми классами в сопровождении учителей посещают храмы, чтобы приобщиться к духовным ценностям, совершить обряд преподнесения цветов, свечей и ароматных палочек и послушать учение монахов.
Праздник Висакха Бучха, или День Рождения Будды, является одним из самых важных праздников для буддистов. В полнолуние шестого лунного месяца, т.е. в мае или июне в зависимости от календарного года, последователи учения Будды вспоминают о трёх важных событиях, случившихся в этот день в разные годы: Будда появился на свет, достиг просветления и покинул этот мир. По случаю праздника Висакха Бучха тайцы украшают дома и общественные здания жёлтыми флагами и посещают храмы.
Праздник Асаулаха Бучха связан с важными для последователей буддизма событием—первой проповедью Будды, в Таиланде его начали широко отмечать с 1958 г. Он был учреждён по ходатайству Совета буддийских монахов специальным указом премьер-министра страны, что свидетельствует о важной роли, которую играет в жизни таиландских граждан следование срединному пути и осознание благородных истин, провозглашённых Буддой именно в этой день.
Церемонии начала и окончания поста приурочены к важному событию духовной жизни буддистов. Буддийский пост длится три месяца дождливого сезона или с 8 по 11-й месяц по лунному календарю (середина июля— октябрь). Издавна всё время сезона дождей монахи должны были проводить исключительно в стенах выбранного ими монастыря, выполняя храмовые послушания и обучая буддийским истинам и заповедям молодых монахов.
Церемония преподнесения одеяний монахам проводится один раз в год в течение месяца после окончания буддийского поста. На тайском языке эта церемония называется «катхин». Многие храмы Таиланда находятся под патронажем влиятельных лиц, где ежегодная церемония проводится по их инициативе. В важнейших храмах страны преподнесение ткани настоятелю монастыря осуществляется лично Его Величеством либо специально уполномоченным лицом королевского происхождения.
III.    Традиционные фестивали в современной жизни таиландского общества не утратили своей значимости. Более того, они имеют особый смысл не только для сохранения ценностей национальной культуры, но и играют важную роль в развитии туризма.
Сонгкран—тайский Новый год — празднуют 13—15 апреля. Название праздника, по мнению исследователей, происходит от санскритских слов «вхождение, переход». Главное содержание программы трёхдневных празднеств— торжественные храмовые церемонии, красочные многолюдные процессии и безудержное веселье с обливанием водой. Сонгкран — официальный праздник, имеющий особое государственное значение и играющий важную роль в сохранении и популяризации традиционных культурных и семейных ценностей. Сонгкран наречённого или суженой всегда считалась счастливым предзнаменованием для пары [7].
Лой кратонг, или праздник огней на воде отмечается в полнолуние 12-го месяца по лунному календарю. В символике фестиваля Лой кратонг отражено поклонение воде, в частности реке (на тайском языке слово «река» — двусложное сочетание со значением «мать воды»). В преддверии этого праздника тайцы заранее готовят из листьев банана лодочки-кратонги в форме лотоса, куда помещают цветы, зажжённые свечи и ароматные палочки. Некоторые кратонги настолько красивы и затейливо украшены, что их можно назвать произведениями искусства. Во время выполнения праздничного ритуала кратонги пускают по водам реки или водоёма, просят реку о милости и прощении, загадывают желания. Огни свечей качаются на поверхности неспешной воды красивыми гирляндами, чем дольше горит свеча, тем на большую благосклонность добрых духов может надеяться опустивший на воды кратонг человек.
IV.    Земледельческие культы — это разнообразные сельскохозяйственные ритуалы и земледельческие культы, например: церемония первой борозды, обряды поклонения матери риса, праздник ракет и другие. В основе этой группы праздников лежит культ плодородия. Церемония уходит корнями в глубокую древность, в основе обряда лежит старинный, распространённый от Индии до Китая ритуал поклонения божествам дождя, ветра, реки, земли и риса. В Таиланде эта церемония проводилась ежегодно со времён государства Сукхотай (XIII в.) в начале шестого месяца по лунному календарю [2]. В тайском варианте она включает в себя два важных ритуала [7]: благословение семян и вспахивание первой борозды на рисовом поле. В первый день король либо его представитель и лица высокого духовного звания принимают участие в религиозной церемонии прошения об обильном урожае основных сельскохозяйственных культур. Во второй день проводится сама церемония вспахивания поля позолоченным плугом, обычно эта функция возлагается на министра сельского хозяйства или одного из его заместителей, семена для посева подают четыре высокопоставленные дамы королевского двора или того же министерства. Королевская церемония проводится в стенах резиденции Читла-да, а общенародная—на площади Санам Луанг около королевского дворца. Люди подбирают с земли семена риса, используемые во время ритуального действа, для привлечения удачи.
Поклонение матери риса — один из важнейших аграрных ритуалов. Рис для тайцев является священной сельскохозяйственной культурой. Тайские земледельцы выражают почтение богине риса на каждом этапе сельскохозяйственных работ.
Буддистские монахи в Тайланде
Праздник ракет, или бун банг фай, популярный красочный фестиваль северо-восточных провинций Таиланда, объединённых в отдельный район с названием Исан. Праздник ракет связан с благодарением духа-покровителя местности (городка, деревни) и прошением небесных сил о дожде. Этот многолюдный яркий праздник проводится обычно в середине мая. Ракеты для праздника из поколения в поколение изготовляют представители одной семьи либо лучшие ученики известного в данном районе мастера. «Делают ракеты по тому же принципу, что и древнекитайские ракеты, предки современных хлопушек. Это бамбуковые колена, наполненные порохом и перевязанные верёвкой. Такие ракеты имеют хвост, поджигаемый с помощью фитиля, и могут далеко летать» [2, 209]. Нередко на изготовление и украшение ракеты уходит 2—3 месяца [7]. Если ракета взлетает высоко и летит далеко, это считается хорошим предзнаменованием и обещает добрый урожай. В случае неудачного запуска ракеты её изготовители несут наказание — их забрасывают грязью [7]. К числу традиционных праздников относятся также разнообразные зрелищные спортивные состязания, такие как лодочные гонки и шоу слонов, которые ежегодно привлекают многочисленную аудиторию зрителей со всего Таиланда, в том числе иностранных туристов. Важные этапы жизни тайцев также отмечены специальными церемониями, которые связаны с четырьмя поворотными событиями человеческой жизни: рождение, монашество, свадьба, смерть. В современном Таиланде к этому списку целесообразно добавить и завершение образования в университете.
Рождение. Согласно традиционным представлениям о важности продолжения рода для будущей судьбы ребёнка имеют значение все события, предшествовавшие зарождению новой жизни: свадьба родителей и их супружеская жизнь. Ожидающая ребёнка женщина должна соблюдать ряд правил: должна быть осмотрительна, говорить тихим голосом, заниматься благотворительностью, стараться окружать себя красивыми вещами и думать только о добром и хорошем. Традиционные ритуалы отпугивания злых духов, сопровождающие появление младенца на свет, отошли в прошлое и в полном объёме не исполняются даже в деревнях, в целом сохранивших неизменными старинные обряды. Однако в таиландском обществе по-прежнему соблюдается важный ритуал благословения новорождённого, который проводится монахами приблизительно через месяц после рождения. Для детей королевской крови этот религиозный обряд дополняется церемонией освящения имени. День рождения для тайца—это, прежде всего, время подведения итогов и переосмысления прожитого года.
В жизни тайцев особое значение имеют юбилейные дни рождения. Юбилеи исчисляются не по принципу прожитых десятилетий, но согласно традиционным 12-летним циклам, соответствующих восточной нумерологии и астрологии.
Во время юбилейных торжеств Его Величества и Её Величества в Таиланде проводятся особые церемонии и мероприятия в течение всего юбилейного года, которые называются именно в соответствии с тайской традицией торжествами по случаю Дня Рождения нового цикла. Так, в 2004 г. в Таиланде были организованы празднования Дня Рождения 6-го цикла Её Величества (т.е. 72-х лет). В Таиланде 05 декабря 2007 г. отмечали 80-летие Его Величества короля Пумипона Адульядетта, однако согласно тайской традиции эта круглая дата не является настоящим юбилеем, так как не совпадает с началом 12-летнего цикла, однако в честь этого знаменательного события была выпущена специальная эмблема.
Фестивали в Тайланде
Как известно, каждому году цикла покровительствует определённое реальное или мифическое животное. Этот список типичен для всех стран региона и совпадает с животными китайского гороскопа с единственным исключением, что год Дракона в тайском гороскопе называется годом Большого Дракона, а год Змеи —годом Малого Дракона. Пять 12-летних циклов формируют большой 60-летний цикл, именно поэтому в жизни тайца самый важный юбилей—60-летие. В соответствии с действующим законодательством по достижении названного возраста служащие государственных учреждений завершают свой карьерный путь и уходят на заслуженный отдых. Лица, занимающие высокие управленческие должности и имеющие большой опыт административной работы в качестве главы организации, как правило, по достижения 60-летия покидают руководящий пост и приобретают почётный статус советника при своём учреждении. В особых случаях передача полномочий преемнику может осуществляться в течение 2—3 лет.
Завершая раздел о праздновании дня рождения, следует отметить, что в традиционном и современном таиландском обществе долголетие считается благоприятным предзнаменованием и символом хорошей кармы. Принципом определения долголетия в известной степени служит возраст членов семьи по мужской линии. Общество и семья придают особое значение тому факту, когда возраст сына больше возраста отца, т.е. очередной день рождения и год жизни сына, превышающий число прожитых его отцом лет, месяцев и дней на момент кончины.
Символом завершения образования является церемония вручения дипломов. В Таиланде дипломы студентам государственных университетов выдаёт принцесса. В один день из рук Её королевского Высочества принцессы Сириндон получают диплом об окончании высшего учебного заведения несколько тысяч студентов Рамкамхенгского университета. Такое событие требует особой подготовки. Прежде всего все участники церемонии должны следовать протокольным требованиям к внешнему виду от головы до пяток. Участвующие в церемонии лица и приглашённые гости должны быть одеты в тёмные университетские мантии, единственным украшением которой является цветная тесьма вдоль воротника и застёжка, представляющая символику факультета. В честь получения диплома некоторые специально заказывают для себя мантию, однако в большинстве случаев её берут напрокат в университете. На ногах участников могут быть только чёрные туфли с тупым носком без украшений. Около университетов можно увидеть специальные магазины, торгующие такой обувью, как правило, она стоит недорого и надевается только один раз. Если кто-то по рассеянности забудет об этом правиле, бдительные члены контролирующей комиссии незамедлительно исправят ситуацию при помощи чёрного лака-спрея. Девушки-дипломницы должны позаботиться о причёске: аккуратная гладкая укладка для коротких волос или стянутые узлом и убранные в тёмную сетку длинные волосы. Не должно быть никаких украшений.
За месяц до вручения дипломов будущие выпускники начинают репетицию церемонии. Каждый шаг отрабатывается по секундам как в танцевальном классе. Несколько камер снимают весь процесс и транслируют в режиме реального времени на большие экраны, специально установленные на территории университета, чтобы родители могли порадоваться за своих детей. Для приглашённых зрителей и должностных лиц, занятых в подготовке церемонии, предусмотрены особые пропуска, цвет которых определяет возможность их передвижения по залу.
Пострижение в монахи—важнейшее событие в жизни тайского мужчины. В Таиланде каждый мужчина должен провести в монастыре минимум три месяца своей жизни, изучая мудрые наставления Будды. Как правило, пострижение в монахи происходит по достижении 20-летнего возраста. Юноши, желающие удалиться в монастырь до достижения указанного возраста, могут проводить время при храме в качестве послушников, которые должны соблюдать 10 заповедей по буддийскому канону, в то время как от монахов требуется исполнение 227 заповедей. Соответствие требуемому возрасту—лишь одно из условий. Кроме того, претендент должен быть в здравом уме, не иметь серьёзных физических заболеваний или увечий и получить согласие родителей на принятие монашества. Государственные служащие должны также испросить разрешение своей организации или учреждения [7]. Далее кандидату в монахи надлежит просить аудиенции у настоятеля храма и получить его согласие на постриг в определённый по специальным астрологическим таблицам день. В ожидании дня церемонии будущий монах посещает родственников и просит у них прощение за все причинённые огорчения, вольные и невольные грехи, намеренно или непреднамеренно нанесённые обиды [7]. Церемония принятия монашества проводится обычно в начале сезона дождей, который в Таиланде длится с июля по октябрь. Эти месяцы свободны от сельскохозяйственных работ, поэтому пострижение родственников-мужчин в монахи не влияет на материальное благополучие семьи. Время, проведённое в монастыре,— поворотная веха в жизни тайского мужчины, без этого события он не может считаться зрелым духовно и нравственно. До пострижения в монахи таец не имеет права вступать в брак. Только после жизни в монастыре мужчина может принять на себя ответственность за семью: жениться и родить ребёнка. Согласно представлениям тайцев в жизни человека должен соблюдаться определённый порядок: рождение, приобретение знаний, пострижение в монахи, создание семьи, воспитание детей, смерть.
Длинная и сложная церемония пострижения в монахи сохранилась до настоящего времени практически без изменений. Лишь после завершения всех положенных этапов церемонии происходит облачение в жёлтые монашеские одеяния. Во время жизни в монастыре изучают учение Будды, медитируют и выполняют храмовые послушания.
По завершении трёх месяцев сезона дождей монах испрашивает разрешения настоятеля покинуть монастырь, для чего по астрологическим таблицам определяется благоприятный день. Молодой таец, впервые принявший монашество, должен оставаться в монастыре до проведения важной ежегодной церемонии «катхин», или преподнесения одеяний монахам, которая проводится в течение месяца. Таец в любой момент своей жизни может постричься в монахи, если у него есть духовная потребность.
Свадьба означает принятие на себя новых обязательств и ответственности за счастье и благополучие семьи. Современная тайская свадьба — это религиозная церемония, государственная регистрация брака и торжественный банкет для гостей со стороны жениха и невесты. В таиландском обществе причудливо и гармонично переплетаются старинные традиции и модные тенденции.
Похороны. Представления тайцев о смерти и отношение к ней, на взгляд людей, выросших вне буддийской культуры, весьма своеобразны, особенно в своих проявлениях в повседневной жизни. Например, такая ситуация: человек чудом выжил в катастрофе. Обычно в подобных обстоятельствах все погибают, а у нашего героя—ни единой царапины. В России скажут про феноменальное везение: «В рубашке родился», а люди религиозные промолвят: «Ангел-хранитель крылом накрыл», т.е. спасение от смерти— чудо. В Таиланде реакция совсем другая, но логика рассуждений приблизительно следующего характера: наверное, у человека слишком много грехов, которые надо исправить в течение земной жизни, поэтому Будда его к себе не принял или же задачу в этом воплощении пока только предстоит реализовать.
После кончины человека родственники приглашают монахов для проведения специальных ритуалов. Тело усопшего кладётся в гроб и переносится в храм, где близкие во время религиозной церемонии просят покойного о прощении за причинённые ему при жизни огорчения и обиды. Тело остаётся в храме, какправило, 100 дней, по истечении которых проводится кремация. Последняя условно может быть поделена на два этапа: церемониальная кремация в храме и настоящая кремация в крематории [7]. В присутствии всех участников церемонии под небольшой алтарь, на котором установлен гроб, подносят огонь, от которого загорается горючее вещество. Необходимо отметить, что если покойный был человеком высокого ранга и имел заслуги перед государством, то огонь для кремации привозят из королевского дворца. Однако церемония кремации в храме имеет исключительно ритуальный характер, а настоящая проводится уже в крематории.
Такими традиционными церемониями и обрядами отмечены в современном таиландском обществе важные события жизни человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  Берзин Э.О. Юго-Восточная Азия с древнейших времён до XIII в. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.
2.  Иванова Е.В. Очерки культуры тайцев Таиланда. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.
3.  История Востока. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени XVI-XVIII вв. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.
4.  Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Годовой цикл. М.: Наука, Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1993.
5.  Кинель К.Г. Монархия Таиланда. Титулы и награды. М.: Вече, 2006.
6.  Универсалии восточных культур. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. (История восточной философии).
7.  Festivals of Thailand//4 CD-ROM by Ministry of Culture of Thailand, 2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий