вторник, 29 октября 2013 г.

Особенности канадского национального самосознания

Одной из наиболее важных форм самоидентификации личности является национальная идентичность - осознание и ощущение человеком своей принадлежности к тому или иному государству, отождествление себя с определенной нацией, на основании которых формируются политические модели поведения. При этом следует отграничивать национальную идентичность от этнической, которая есть отождествление человека с определенной этнической группой.
Канада представляет собой весьма интересный случай. Существуя на политической карте почти полтора века, эта страна до сих пор сталкивается с проблемой определения своей национальной идентичности. Что значит быть канадцем? Достаточно ли для возникновения национальной идентичности наличия канадского паспорта и проживания в стране в течение определенного времени? С одной стороны, должна существовать объективная основа идентификации - действительная принадлежность человека к определенному государству, его связь с малой и большой Родиной. Эта принадлежность считается фактом, если признается социумом и государством. Поэтому вряд ли канадцем себя будет считать человек, родившийся и проживший всю свою жизнь, скажем, в Великобритании. С другой стороны, любая идентичность есть не столько объективный, сколько субъективный феномен. Не случайно Б. Андерсон говорит о том, что идентичность «воображается». Существенная роль в производстве и воспроизводстве идентичности принадлежит не только объективно существующим различиям, но и общественному сознанию, то есть тому, как эти различия осознаются, какой им придается смысл и вес. Если какая-то часть проживающих в Канаде людей не придает значения своей связи с Канадой, не «воображает» себя канадцами, можно утверждать, что их национальная идентичность не сложилась.

В научной литературе выделяют три компонента национальной идентичности: когнитивный, аффективный и поведенческо-регулятивный. Первый компонент - когнитивный - включает в себя определенные представления людей о том, как они связаны с государством, что лежит в основе этой связи. Так, несмотря на то, что Канада долгое время была британским доминионом и сохраняет до сих пор в политике элементы вестминстерской системы, сегодня ни сами канадцы, ни сторонние наблюдатели не рассматривают эту страну как «британскую».
Второй компонент национальной идентичности - аффективный - складывается из ощущений, эмоций, чувств (например, чувства гордости за свою страну), которые испытывает человек по отношению к государству. Как справедливо подмечено, идентичность идет не только из головы, но из сердца. Говорят, что канадцы - единственный народ, который регулярно «вытягивает себя с корнями», чтобы убедиться в том, что они еще растут. Поколения канадцев объединяет чувство национальной неполноценности и связанный с ним поиск национальной идентичности.
Наконец, третьим компонентом национальной идентичности является пове-денческо-регулятивный. Его формирует готовность к совершению определенных действий по отношению к государству, с которым человек себя ассоциирует. В Канаде были проведены любопытные опросы общественного мнения, в ходе которых выяснилось, что 89% канадцев гордятся страной, когда видят канадский флаг или слышат национальный гимн, но при этом стесняются публично заявить об этом. Скромность - черта национального характера канадцев, которая находит свое отражение в моделях их политического поведения.
Как справедливо отмечают многие исследователи, национальная идентичность является результатом взаимодействия двух элементов: с одной стороны, сходства, тождества, подобия («мы - канадцы»), с другой стороны, различия («мы - другие, чем они»). Находясь по соседству с США, Канада испытывала и испытывает огромное влияние со стороны своего южного соседа. Неслучайно существует масса стереотипных высказываний, в которых подчеркивается отсутствие уникальности Канады («пятьдесят первый штат США», «чердак Америки») и канадцев («бледная тень американцев», «канадец - это тот же американец, только без пушки»). На протяжении истории канадцы прилагали много усилий к тому, чтобы доказать, что они не американцы. Чем же в политическом плане канадцы отличаются от американцев? Во-первых, для Канады характерен баланс между индивидуализмом (эта категория доминирует в США) и коллективизмом (свойственным европейским странам). «Интервенция» государства в общественные дела сильнее в Канаде, чем в США. В Канаде развиты государственные корпорации, государственная система здравоохранения и социального обеспечения; здесь выше налоги, строже трудовое и экологическое законодательство. Во-вторых, такие ценности, как партикуляризм и толерантность, более свойственны Канаде, чем США. Традиционно Канада демонстрирует большое разнообразие - этническое, территориальное, языковое, классовое, что может быть определено как «мозаика». США обычно воспринимаются как «плавильный тигль», универсальное общество. Канадцы более терпимы, более классово-ориентированы, симпатизируют профсоюзам и левым партиям, склонны идентифицировать себя с территориями (провинциями) и этническими группами. Кроме того, канадцев от американцев отличает более терпимое и доверительное отношение к власти, закону, суду и полиции. Канадский идеал -«мир, порядок и хорошее правительство». В-третьих, как подчеркивал С.М. Липсет, канадская культура более эгалитарна, чем американская, что проявляется в политических пристрастиях канадцев. Так, в результате выборов в палату общин канадского парламента в мае 2011 года Новая демократическая партия (социал-демократическая по своей идеологии) стала партией официальной оппозиции, заняв 103 места из 308. В-четвертых, в отличие от американцев, канадцы осторожны, предусмотрительны, рассудительны, застенчивы, неуверены в себе, предпочитают находиться в подчиненном положении, миролюбивы и не воинственны. Их иногда называют «красивыми лузерами», поскольку они ориентированы на «выживание», а не на успех. Все эти черты национального характера сказываются на политике: Канада не амбициозна на мировой арене, занимает весьма скромное место в международном сообществе, несмотря на свои экономические и социальные достижения, ни с кем никогда не воевала и предпочитала идти в кильватере внешней политики США.
Ценности, которые родители хотели бы воспитать в своих детях, сравнение Канады и Китая (данные опроса 2007 г.)
При определении основ канадской национальной идентичности возникает ряд сложностей. Во-первых, канадцы любят говорить, что у них нет своей особой идентичности. Канадский философ и специалист по медиа М. Маклухан высказался таким образом: «Канада - единственная страна в мире, которая знает, как жить без идентичности». Представляется, что когда мы говорим об идентичности, то не следует завлять категорично, есть она или нет. Возможно, канадцы ощущают слабую связь с государством, но вряд ли она отсутствует совсем. Во-вторых, сегодня происходит размывание самой государственности. Глобализация ведет к ослаблению государства на всех уровнях. Наблюдается «уход» от традиционного государственного влияния и контроля, скажем, в Интернете. Появляются новые сообщества, с которыми люди себя ассоциируют. Это особенно хорошо видно в Канаде, представляющей собой «лоскутное одеяло». Однако, на мой взгляд, значимость описанных процессов не следует преувеличивать. Канадское государство еще очень сильно и остается основным политическим игроком. Именно на канадской федеральной «сцене» разворачивается основная политическая борьба, а, значит, сохраняются условия для поддержания национальной идентичности. Ярким примером являются всеобщие выборы 2011 года: полный провал сепаратистского «Квебекского блока», прежде чрезвычайно популярного в Квебеке, а ныне получившего лишь 4 места в палате общин, является свидетельством того, что у канадского государства существует большой интеграционный потенциал. В-третьих, такие идентичности, которые конкурируют с национальной (этническая и территориальная), существенно ослабляют чувство принадлежности к Канаде, зачастую подменяя его. Дело в том, что в стране проживают англофоны (около 2/3) и франкофоны (около 23%), а также 43 этнические группы (согласно переписи 2006 года), каждая из которых состоит как минимум из 100 000 человек. Сильные периферийные идентичности (этнотерриториальная в Квебеке; региональные в Британской Колумбии, Альберте, атлантических и степных провинциях; этнические) препятствуют формированию единой национальной идентичности канадцев. Так, на вопрос «Считаете ли Вы себя в первую очередь канадцем или гражданином своей провинции?» в ряде провинций были получены весьма примечательные результаты: так, жители отдаленных провинций - Ньюфаундленда (57%) и Острова принца Эдуарда (44%) - относят себя преимущественно к гражданам провинции, а не Канады; почти половина жителей Квебека (49%) считает себя квебекцами, а не канадцами.
Как справедливо было отмечено О.В. Поповой, в полиэтническом обществе возможно возникновение «конфликта параллельно существующих идентичностей». Итогами такого «столкновения» в Канаде стала «модель муль-тинационального государства, в рамках которой межэтническая интеграция реализуется через признание этнокультурного плюрализма общества и полиэтнизацию государства».
Религиозный состав населения Канады
Другим дискуссионным вопросом, касающимся оснований национальной идентичности Канады, является вопрос о том, являются ли эти основания исключительно политическими, то есть связанными с государственностью, с институтами и символами власти (монарх, генерал-губернатор, герб, флаг, гимн и др.), или неполитическими (универсалии культуры, этничность, религиозность и др.). Для формирования национальной идентичности канадцев активно «эксплуатируются» одновременно и политические, и неполитические источники. В Канаде объединяющим началом являются преимущественно государственные основания, и граждане ощущают «нехватку» культурной составляющей национальной идентичности. Здесь нередко можно услышать такие суждения: «Какой же я канадец, если не могу припомнить ни одного великого канадского писателя или поэта!»; «Чем же нам гордиться, кроме высокого уровня жизни (который, предполагается, является заслугой государства)?».
Складыванию национальной идентичности Канады способствуют, во-первых, политические принципы и ценности, которые разделяются значительной частью населения. Канадцы гордятся тем, что их объединяют ценности мира, справедливости, свободы, равенства и прав человека. Большой шаг в самоощущении канадцев как нации сыграло завершение патриации конституции и принятие Конституционного акта в 1982 г. Во-вторых, формированию ощущения связанности со страной способствует доверие к политическим институтам -монарху (Канада - конституционная монархия) и его представителю - генерал-губернатору, парламенту (Канада - страна вестминстерской демократии), суду. Пожалуй, Канада - одна из немногих стран, где символом государственности и уважаемой персоной выступает полицейский из Королевской канадской конной полиции (основных полицейских сил страны), который носит запоминающуюся форму - красную куртку с позолоченными пуговицами, темно-синие брюки для верховой езды с желтыми лампасами, широкополую шляпу-стетсон, высокие сапоги и поясной ремень из коричневой кожи. В-третьих, одной из основ национальной идентичности является позитивная историческая память народа и исторические мифы. С.М. Липсет отмечает, что, в отличие от США, которые гордятся своими «революционными» истоками, канадские исторические основы - «антиреволюционные». Так, для Канады характерно следование британской традиции парламентаризма, предполагающей верховенство парламента, конституционную монархию, принцип частичного слияния властей и принцип ответственного правительства. В-четвертых, огромное значение для создания национальной идентичности имеет политическая символика. Так, например, в формировании канадской идентичности определенную роль сыграл флаг: если первоначально канадским флагом служил флаг британского торгового флота с красной эмблемой (что мешало воспринимать Канаду как независимое государство), то в дальнейшем страна выбрала в качестве своего символа кленовый лист, призванный объединить англоканадцев и франкоканадцев и создать ощущение тождественности с одной страной - Канадой. В-пятых, положительные результаты внутренней и внешней политики существенным образом влияют на отождествление граждан с канадским государством и, напротив, неудачи в экономической и социальной политике, промахи на международной арене «отдаляют» людей от него. На наш взгляд, традиционно скромная роль Канады в международных отношениях - фактор, ослабляющий национальную идентичность.
Для формирования национальной идентичности канадское государство прибегает к целому «букету» неполитических оснований. Прежде всего, созданию ощущения связи с Канадой способствует чувство родины (места, где человек родился) и страны (понимаемой в данном случае в качестве некой природно-географической территории): «Большинство канадцев полагает, что живет в лучшей стране на Земле», - констатирует известный канадский политолог Р. Дайк. Существенной для отождествления канадцев с Канадой является их гордость за природную, климатическую и географическую уникальность страны, в которой по справедливому замечанию одного из премьер-министров Макензи Кинга, «слишком мало истории и слишком много географии».
Распределение населения по канадской территории
Основанием для формирования национальной идентичности выступает национальный характер, который помогает создать ощущение тождества с канадской нацией и, в конечном итоге, с канадским государством. Британский новеллист Д. Адамс сказал, что каждая страна напоминает человека определенного типажа: «Канада схожа с интеллигентной 35-летней женщиной. Америка, в свою очередь, - это воинственный подросток».
Как указывалось выше, идентичность строится не только на общности группы, но и на ее отличии от других групп. Осознанию того, что канадцы «другие», способствуют неполитические символы и образы: канадский гусь и кленовый сироп. Три компонента культуры - еда, одежда, танцы - позволяют подчеркнуть национальную специфику (часто символически).
Национальная гордость - важный элемент национальной идентичности. Ее предметом могут быть национальные герои, достижения в области науки и техники, литературы, искусства, спорта (так называемые элитарные достижения). Канадцы, которые мучаются вопросом «кто мы?», ощущают недостаток в людях, которыми они могли бы гордиться.
Процесс формирования национальной идентичности существенно облегчается в обществе с однородной структурой. «Скрепой» при этом выступает один язык, одна религия, одна этническая группа. Напротив, в плюралистическом обществе, каким является Канада, государство сталкивается с сильным влиянием идентичностей, построенных на иных основаниях.
У. Сафран считает, что одним из факторов формирования национальной идентичности является обладание общим языком - основным элементом определения гражданской нации. Трудности Канады в этом отношении связаны с тем, что английский язык не является доминирующим - в стране проживает около 23% франкофонов. Официально провозглашен принцип билингвизма. К тому же существуют многочисленные языки аборигенов и языки этнических групп. На наш взгляд, владение тем или иным языком стало в Канаде основой не национальной, а этнической идентичности - немецкой, итальянской, китайской, украинской, голландской, польской, русской и др. В религиозном плане Канада также неоднородна: согласно переписи 2006 г. в структуре населения 43.6% составляют католики, 29.2% - протестанты, 2% - мусульмане, 1.6% - православные, 1.1% - иудеи.
Национальная идентичность является конструктом, причем преимущественно дискурсивным и зависимым от контекста. Поэтому государства и другие акторы могут существенно влиять на формирование идентичности, проводя государственную политику по конструированию, утверждению и корректированию национальной идентичности. Анализируя опыт Канады, можно, сказать, что в последние десятилетия государство проводит активную политику по формированию у канадцев чувства национального единства, однако поиск национальной идентичности продолжается и по сей день. На данном этапе этот поиск привел к весьма необычному для большинства стран результату: основой национальной идентичности Канады стала не какая-то определенная культура, что существенно облегчило бы процесс отождествления жителей с государством, а мультикультурализм. В преамбуле канадского акта о мультикультура-лизме говорится: «правительство Канады признает разнообразие канадцев по расовому, национальному и этническому происхождению, цвету кожи и религиозным убеждениям как основополагающую черту канадского общества». Однако следует усомниться в способности мультикультурализма выполнить «миссию» по формированию национальной идентичности в Канаде. Во-первых, принцип мультикультурализма реализуется и в других странах мира, а потому вряд ли может претендовать на роль специфической черты, присущей только канадцам. Во-вторых, если рассматривать мультикультурализм как основу национальной идентичности, то очевидна необходимость того, чтобы его ценности разделялись всеми канадцами. Франкоканадцы настаивают на сохранении своей культурной самобытности и не склонны считать мультикультурализм принципом жизни. Опросы общественного мнения показывают, что франкоканадцы этноцентричны, не толерантны к иммигрантам, а другие культуры и языки рассматривают как потенциальную угрозу франкоговорящему сообществу. В-третьих, идентичность нации предполагает единение на базе неких общих ценностей, а в случае с мультикультурностью происходит не единение канадцев, а их разделение. Итог активной государственной политики Канады по формированию идентичности - трудности, испытываемые в процессе национальной самоидентификации. По оценкам канадоведов, «и по сей день продолжает формироваться национальная идентичность канадцев».
Итак, основы и содержание канадской национальной идентичности сложны и противоречивы в силу исторических, культурных и этнополитических причин. К тому же в последние годы Канада столкнулась с серьезными проблемами, связанными с политическими и социальными трансформациями в стране и мире. Глобализация, открытое информационное пространство, развитие сетевых взаимодействий, высокая мобильность людей, иммиграция, мультикультурализм существенно меняют не только облик канадского государства, но и осознание принадлежности граждан к стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ:
  1. Нохрин И.М. Общественно-политическая мысль Канады и становление национального самосознания (последняя треть XIX - начало XX вв.). — Huntsville: Altaspera Publishing & Literary Agency , 2012. — 232 с. — ISBN 978-1-105-76379-3
  2. Нохрин И.М. Анри Бурасса и идеология «канадианизма» в Квебеке в начале XX в. // Человек на Востоке и Западе: взгляд из Сибири. Иркутск: изд-во ИГУ, 2012. С. 210-219.
  3. Нохрин И.М. Концепция "канадианизма" и франкоканадский национальный вопрос в последней трети XIX  - XX вв. // Канадский ежегодник / Отв. ред. А.Н. Комаров. М.: РОИК, 2012. Вып. 16. С. 43-55. ISBN 978-5-94067-375-0
  4. Нохрин. И.М. Общественно-политическая мысль Канады в 70 – 90-е гг. XIX века: поиск национальной идентичности и проблема имперского единства // Вестник Челябинского государственного университета, серия “История”. Вып.32. 2009. №16. С. 100-109.
  5. Нохрин И.М. Организация “Канада прежде всего” в контексте развития общественно-политической мысли Британской Северной Америки (кон. 60–70-е гг. XIX в.) // Актуальные проблемы истории Канады: современные подходы отечественной новистики. Магнитогорск, 2009, с. 29-42.
  6. Нохрин И.М. Голдуин Смит и континентализм в Канаде в последней трети XIX века // Вестник Челябинского государственного университета, серия “История”. Вып.38. 2009. №41 С. 133-140.
  7. Нохрин И.М. Жюль-Поль Тардивель и становление идей франкоканадского сепаратизма в последней трети XIX в. // Вестник Челябинского государственного университета, серия “История”. Вып. 44. 2011, № 9. С. 116-120.
  8. Нохрин И.М. Канада в составе Британской империи в конце XIX - начале XX вв.: дилемма имперского единства и национальной автономии // Восток - Запад в контексте мировой истории: взгляд из Сибири (материалы междунар. науч. конф.). Иркутск: изд-во ИГУ, 2012. С. 198-210.

Комментариев нет:

Отправить комментарий