четверг, 24 октября 2013 г.

НАФТА - краткая характеристика и результаты деятельности

Процессы экономической интеграции в Северной Америке, активно развернувшиеся с конца 1980-х гг., подталкивались и стимулировались окончанием «холодной войны» и волной формирования новых интеграционных объединений в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Первоочередное включение Канады и Мексики в режим торговли товарами и услугами с США объяснялось географической близостью этих стран и высоким уровнем их зависимости от могущественного соседа. Переговоры о вступлении Мексики в НАФТА начались 12 июня 1991 г. и завершились 12 августа 1992 г.1 В этот день было подписано трехстороннее соглашение о создании НАФТА ^огШ-Ашепсап Ргее Тгаёе Агеа) — Североамериканской ассоциации свободной торговли. Договор вступил в силу с 1 января 1994 г.
Одним из наиболее заметных последствий образования НАФТА стал рост взаимной торговли США, Канады и Мексики. За первые десять лет (1994—2003 гг.) действия соглашения американо-канадский товарооборот вырос в 2 раза. В 2003 г. доля США в канадском экспорте достигла 86%, в импорте — 60,6%. В этом году в Соединенные Штаты было вывезено 47,6% объема промышленного производства Канады по сравнению с 35% в 1992 г.2 Канада упрочила свои позиции как крупнейшего торгового партнера США. Заметное, хотя и не столь значительное влияние интеграция с Канадой оказала и на экономику Соединенных Штатов. В 2003 г. от канадско-американской торговли прямо зависели 5,2 млн рабочих мест в США. Для 37 из 50 американских штатов канадский рынок являлся важнейшим экспортным рынком3.
После вступления в силу соглашения 1992 г. «открытие» экономики Мексики стимулировало приток международного, в первую очередь американского, капитала. Благодаря НАФТА Мексика превратилась в одну из стран мира с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Приток инвестиций в страну только за 1993— 2001 гг. составил 108,9 млрд долл. (72% этой суммы пришлось на США и Канаду)1. Экспорт Мексики стал в основном ориентироваться на товары обрабатывающей промышленности. Стали формироваться очаги и зоны современного производства (преимущественно в пограничных с США районах), в которых осуществлялась передача новых технологий и передового производственного опыта. Этот сектор стал быстро разрастаться. Он представлен преимущественно предприятиями «макиладорас»2. Если в 1990 г. в Мексике насчитывалось 1 700 подобных заводов, то в 2001 г. — уже 3 600. Доля занятых на «макиладорас» в общем числе работников мексиканской обрабатывающей промышленности поднялась с 13% в начале 1990-х гг. до 32% в середине следующего десятилетия3.
Эмблема НАФТА
Основные проблемы, связанные с деятельностью этого сектора, заключались в низком уровне оплаты труда и слабых контактах с национальной экономикой. «Макиладорас» импортировали почти все необходимые для производства сырье и комплектующие извне. Производимая ими продукция также почти целиком экспортировалась за рубеж, преимущественно в Соединенные Штаты. Участие в НАФТА привело к повышению уровня зависимости мексиканской экономики от американского рынка. Доля США в экспорте Мексики выросла с 68% в 1990 г. до 89% в 2003 г. Что касается импорта, то здесь доля США также оставалась значительной, хотя и имела тенденцию к некоторому сокращению. С 1990 по 2003 г. она снизилась с 67 до 62%. В 1997-2003 гг. Мексика занимала позицию второго крупнейшего торгового партнера США.
С началом первого десятилетия XXI в. Мексика столкнулась с обострением конкуренции на североамериканском рынке со стороны азиатских производителей. Особенно сильным оказалось давление Китая, ставшего основным конкурентом Мексики. В 2004 г. КНР оттеснила Мексику на третье место в импорте США (соответственно 13 и 10,6%)4. Наряду с потерей значительных сегментов американского рынка, ценовое давление Китая еще более усугубило проблемы, связанные с низкой оплатой труда в секторе «маки-ладорас». Фактически Мексика оказалась пострадавшей стороной от торговой экспансии Китая, что в значительной мере осложнило ее участие в НАФТА.
К 2010 г. основные цели, поставленные соглашением об образовании НАФТА, были достигнуты. Завершилось 15-летнее (1994—2009 гг.) взаимное «таможенное разоружение» экономик США, Канады и Мексики. Вместе с тем стало очевидно, что эффект от создания зоны свободной торговли оказался весьма неоднозначным для его участников. Непосредственное воздействие соглашения 1992 г. на экономику и рынок рабочей силы Соединенных Штатов оказалось минимальным. В то же время в средне- и долгосрочном плане США стали получать ощутимые преимущества. Это касалось получения новых аффилированных емких рынков сбыта, безопасных сфер приложения американских капиталов, гарантированных поставок сырья и энергии, усиления конкурентоспособности американских товаров за счет проведенной рационализации производственного процесса в масштабах континента, привлечения дешевой (из Мексики) и квалифицированной (из Канады) рабочей силы по дефицитным в США специальностям5. Тем самым НАФТА продемонстрировала свое стратегическое значение для США. Благодаря включению Канады и Мексики в орбиту американской экономики ее потенциал вырос: по численности рабочей силы — на 55%, экспортному потенциалу — на 35%, высокотехнологичному экспорту — на 27%, на 40% — по электроэнергии, сельскохозяйственному производству, контейнерному грузообороту6.
Добившись создания зоны свободной торговли с Канадой и Мексикой, США не продемонстрировали заинтересованность в дальнейшем углублении североамериканской интеграции. После событий 11 сентября 2001 г. на смену поддержанию темпов экономического роста пришла задача обеспечения национальной безопасности. В этих условиях Канада и Мексика столкнулись с рецидивами американского протекционизма, обусловленными повышенными требованиями к национальной безопасности. Фактически с начала XXI в. в Соединенных Штатах стал отмечаться рост протекционизма и настроений, которые лучше всего передаются словами: «больше никаких НАФТА»1.
Канада олицетворяла собой своего рода «промежуточный вариант». Ее экономика существенно пострадала в первое «интеграционное пятилетие» — в 1989—1994 гг. Однако в дальнейшем она смогла извлечь выгоду из интеграции, сопровождавшейся структурной перестройкой ключевых отраслей канадского хозяйства. Ускорился рост ВВП, на фоне бездефицитного бюджета и сокращения государственного долга опережающими темпами увеличивалась внешняя торговля2. 1 января 1998 г. был проведен последний, 10-й раунд таможенного разоружения между Канадой и США. Тем самым обе страны с опережением сроков выполнили повестку дня, запланированную соглашением о НАФТА на период до 2009 г. Продвижение к новому уровню интеграции в виде таможенного союза, обсуждение идеи которого началось уже в 2002 г., американская сторона стала увязывать с тесным сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, неприемлемым для Канады. В этих условиях стороны воздерживались от новых масштабных интеграционных инициатив, ограничиваясь лишь работой над постепенным совершенствованием положений соглашения о НАФТА. В конечном счете американо-канадское сотрудничество способствовало тесной экономической интеграции обеих стран. Особенно ярко эта зависимость проявилась в отношении Канады. Вместе с тем и по отношению к Соединенным Штатам Канада упрочила свое положение как внешнеторговый партнер № 1.
ВВП стран-членов НАФТА на душу населения в 2002 г.
В то же время, несмотря на участие в соглашении НАФТА формально трех равноправных государств, из-за большой разницы в уровнях их экономического развития североамериканская интеграция остается процессом, состоящим из двух качественно разнородных частей: канадско-американской и отношений этих двух стран с Мексикой, где об интеграции в полном смысле говорить еще рано3. Для Мексики последствия участия в НАФТА оказались наиболее неоднозначными. Жесткими неолиберальными методами была достигнута определенная модернизация экономики. В то же время макроэкономические успехи от вступления в НАФТА оказались меньше ожидаемых. Если по размерам ВВП и экспорта Мексика к 2005 г. прочно вошла в первую десятку стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то по таким показателям, как производительность труда, развитие науки и образования она занимала лишь 29—31 места4. Привязка мексиканской экономики к американской, ослабление роли государственного регулирования обернулись потерей управляемости ситуацией в социально-экономической сфере. Наблюдались обострение региональных диспропорций, массовое разорение сельхозпроизводителей, рост безработицы. Социальные программы давали лишь ограниченный эффект, поскольку руки у мексиканской элиты оказались связаны условиями НАФТА.
Таким образом, можно говорить о том, что соглашение о НАФТА принесло наибольшие экономические выгоды для США и Канады. Реализовав программу создания зоны свободной торговли, стороны вплотную подошли к созданию таможенного союза. Однако его формирование возможно лишь в долгосрочной перспективе. В то же время для Мексики участие в НАФТА оказалось сопряжено с большим количеством издержек, значительными социально-экономическими проблемами. Страна продемонстрировала неготовность к интеграции «на равных» с более развитыми партнерами. Очевидно, что Мексике потребуется еще длительное время для адаптации к условиям НАФТА.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.      Шевакина О.А. Воздействие НАФТА на трансформацию экономики Мексики//Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. -М., 2007, с. 198.    
2.      Комкова Е.Г. Канада и НАФТА: итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. -М., 2005, с. 77-78. 
3.      Там же, с. 230.    
4.      Сударев В.П. Межамериканская система: генезис и эволюция (конец XIX -начало XXI вв.). -М., 2008, с. 214-215.    
5.      Название «макиладорас» происходит от старого испанского термина «макила», обозначавшего плату мельнику за помол сырья. Данным термином определяются иностранные предприятия, специализирующиеся на сборке конечной продукции из сырья, импортируемого беспошлинно.    
6.      Шевакина О.А. Указ. соч., с. 200-201.    
7.      Теперман В.А. «Большой прорыв» (КНР в Латинской Америке)//Латинская Америка, 2006, № 6, с. 34.    
8.      Комкова Е.Г. Указ. соч., с. 318.    
9.      Давыдов В.М., Бобровников А.В. Роль восходящих гигантов в мировой экономике и политике. -М., 2009, с. 140.    
10.      Там же, с. 319.

1 комментарий: