Еще в 2003 г. из доклада ЮНЕСКО стало известно, что в Китае обучается самое большое количество студентов в мире - около 15 миллионов1.
А в 2007 г. министр образования КНР Чжоу Джи заявил: "Количество студентов в китайских университетах достигло 25 миллионов, произошло 5-кратное увеличение их численности в течение всего лишь 9 лет. За несколько лет китайское высшее образование превратилось из элитного в общедоступное. Во многих странах этот процесс занял несколько десятилетий"2.
ОСТАТОЧНЫЙ ЛОЗУНГОВЫЙ КОММУНИЗМ
В университетских кампусах до сих пор видны лозунги и растяжки с коммунистическими призывами, но в последние годы их стало заметно меньше, и появляются они только перед большими праздниками и юбилеями.
В 2002 - 2005 гг. лозунги из серии "Новому семестру - ударный труд!", "10-ю пятилетку выполним!" и т.д. висели даже на кустах в кампусе (студенческом городке) частного переводческого колледжа Нанфанг3, ассоциированного с Сычуанским институтом иностранных языков (плата за обучение 12 тыс. юаней* в год), Сычуанского иняза (4,5 тыс. юаней в год за английский язык) в г. Чунцин и университета Цзяин (г. Мэйчжоу, провинция Гуандун, плата - 4,3 тыс. юаней в год на английском отделении). Растяжки с коммунистическими призывами украшали длинные балконы учебных корпусов.
Однако ближе к Пекинской олимпиаде все призывы сменились олимпийскими плакатами. В старой библиотеке Цзяиня имени некоей Ли Цинь, про которую даже студенты не знали, кто она, на входе висели портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В новой библиотеке, названной именем главного спонсора, гонконгского миллионера Тянь Цзябиня, открытой в 2006 г., портретов вождей уже нет. Они остались в старом, опечатанном до лучших времен, здании. А вот бронзовая статуя спонсора, живого и здравствующего, тем не менее, появилась в одном из учебных корпусов, также названного в честь бизнесмена.
Так наглядно была продемонстрирована "смена вех", переход от абстрактных идей и мало кому теперь интересных лозунгов к более конкретной рекламе, прославлению китайских достижений, таких как космические полеты, триумфальная Пекинская олимпиада, успехи китайской баскетбольной звезды Яо Миня в Америке, травма ноги которого перед Олимпиадой обсуждалась примерно с такой же заинтересованностью, как обсуждают в Европе и Латинской Америке лучших игроков накануне чемпионатов мира по футболу.
Остались и мероприятия, удовлетворяющие чисто национальное самосознание - ЭКСПО-2010, 60-летний юбилей КНР в 2009 г., 80-летие университета Гуанси в 2008 г. и т.д.
Чтобы удовлетворить национальное тщеславие и избавиться от "нобелевского комплекса неполноценности", не хватает только Нобелевской премии, присужденной лояльному власти китайцу, проживающему в КНР4. Именно на этом фоне награждение Нобелевской премией мира китайского диссидента в 2010 г. было воспринято властями как пощечина.
ВСЕ ЕЩЕ "РУЛЕВОЙ" (НЕМНОЖКО)
Тем не менее, партийное руководство формально все же ценится в китайской иерархии выше, чем административное руководство факультетом или университетом. По крайней мере, на факультетских стендах с фотографиями преподавателей во всех госуниверситетах Китая фото секретаря парткома красуется впереди фото декана и его заместителей. Его всегда представляют иностранцам на банкетах первым, а затем наступает очередь ректора или президента университета.
Несколько иная ситуация в частных колледжах наподобие колледжа Синцзянь в г. Наннине (плата 16 тыс. юаней в год), ассоциированного с университетом Гуанси (плата на факультете иностранных языков 4,5 тыс. юаней в год), где господствуют рыночные отношения или прихоти спонсоров, что в итоге одно и то же.
Там портрет партсекретаря колледжа на стенде... отсутствует. Деканы и их замы все здесь, иностранные преподаватели тоже присутствуют, а вот партийного "вождя" на стенде нет, хотя сам "вождь" есть. В частном учебном заведении партийный лидер гораздо менее заметен. Все знают, что главный именно он, но спонсоры колледжа из Гонконга если не главнее, то важнее. Хотя у каждой студенческой группы по-прежнему есть куратор из числа молодых преподавателей, который занимается в т. ч. приемом и рекомендацией студентов в ряды компартии.
Коммунизм уходит из университетской жизни по-английски, не сказав good by.
Вот микростатистическое подтверждение того, какова доля студентов Цзяиня видит мир сквозь его призму: из 175 проверенных мною сочинений на тему "Чаяния молодых людей в Китае" только в одном я нашел упоминание, что, мол, мы должны хорошо учиться, чтобы помочь строить настоящее коммунистическое общество в нашей стране. Остальные 174 ограничились приземленными поиском хорошей работы, покупкой жилья и созданием семьи, что роднит их со сверстниками в любой другой стране мира. Кстати, упомянул "коммунистическое общество", пожалуй, самый башковитый из студентов, возможно, рассуждая, что лояльность власти не помешает карьере.
Допускаю, что многие студенты не смогли выразить такую мысль на английском, но ведь все они пишут сочинения, когда ориентируются на какие-то китайские учебные пособия. И стало быть, их учебники отличаются от наших томов партийных книжек 1980-х гг., из которых я до сих пор помню зазубренное to satisfy the requirements of the socialist society ("удовлетворять требованиям социалистического общества"), что, сказанное с должным русским акцентом, повергает моих коллег в гомерический хохот (каждый понимает это "удовлетворение" в меру своей испорченности).
ОСТАТОЧНЫЙ АКТИВИЗМ
Любая студенческая группа в госуниверситете, и даже в частном колледже Синцзянь, по-прежнему имеет в своем составе как минимум старосту, заместителя старосты, представителя компартии, учебного лидера, физорга, казначея, руководителей досуга, уполномоченного по техническим средствам и т. д. И это вдобавок к тому, что в менее разгильдяйских группах могут оказаться представители студенческого союза факультета и всего университета с такими же замысловатыми должностями, а в продвинутых классах на третьем курсе может оказаться до четверти студентов - членов компартии и половины - кандидаты в нее, а также множество представителей того же факультетского или же университетского студенческого союза.
Ради интереса я однажды пересчитал, сколько моих студентов висит на факультетской доске активистов, и понял, что на уже втором-третьем курсе их столько, что каждый четвертый - комсорг, староста, физорг, казначей или еще какой-нибудь активист.
В Поднебесной, как и в СССР, за социальную активность не вознаграждают в открытую, но "ненавязчиво" поощряют. Например, даже если студент сдаст все экзамены на оценки выше 90 баллов (из 100), что случается чрезвычайно редко, он все равно не получит стипендию высшей степени, если его оценка по общественно-политической практике (перевожу советским термином) будет ниже тех же 90.
В разных университетах эта стипендия варьируется от 300 до 1 тыс. юаней в месяц. Студенту вполне можно прожить на нее, если плату за обучение и общежитие внесли родители-родственники или взят кредит на обучение, потому что скромные студенческие расходы не превышают 10 - 20 юаней в день в зависимости от того, Пекин это или провинциальный город. А если оценка за общественную работу ниже 70, а это в основном решает сама студенческая группа на итоговом собрании в конце семестра, то даже самый круглый отличник никакой стипендии не получит.
Определенная логика в культивировании этих коммунистических атавизмов есть и не только в том, что само правительство занимается этим. В конце концов, молодежные организации и клубы по интересам от вязания крестиком до гребли по Темзе существуют во всех университетах мира. В китайских университетах есть всевозможные клубы по интересам: от поэзии, каллиграфии и фотографии до танцев и боевых искусств.
Считается, и видимо, не зря, что лучше держать под рукой эти формальные, и не очень, организации с помощью контролируемой сети активистов, нежели пускать их на самотек, как на Западе (да и не только на Западе), где молодежные сообщества иногда начинают бунтовать.
Активисты должны подавать пример: первыми идти к вездесущему в кампусе университета Гуанси автобусу с красным крестом на добровольно-принудительную сдачу крови, вносить и собирать пожертвования для жертв наводнений и землетрясений. Такое впечатление, что это комсомольское "быть всегда впереди" - единственное, что активистам осталось делать. Большинство студентов - люди нормальные, в меру аполитичные, в меру прагматичные и ориентированные на деньги и шопинг. Лозунгами и призывами уже мало кого можно подвигнуть на что-либо, вот и приходится активным товарищам брать на себя какую-то часть серьезной социальной работы, которой в университетах достаточно.
Старосты отчитываются перед администрацией за посещаемость и сообщают студентам об изменениях в расписании или общественных мероприятиях. Учебные лидеры подают пример в учебе и занимаются с отстающими, физорги считают по головам, кто пришел на утреннюю зарядку, а кто прогулял. Партийные студенты посещают регулярные факультетские партсобрания и рассказывают о них одногруппникам в разумных пределах, кандидаты в партию - то же самое, только усердней. Казначей трясется с деньгами группы и отсчитывает юани на коллективные вылазки или обеды и руководит походом на рынок в случае кулинарного конкурса или группового пикника.
В принципе нечто подобное существовало и в СССР, но было во многом потеряно в современной России. Так, в группе из 30 человек на радиофаке Горьковского университета, помнится, были собирающий взносы комсорг, выдающий стипендию староста, юнкор-рисовальщик-редактор стенгазеты, физорг и непонятно чем занимающиеся члены студенческого союза, совета факультета и т.д. - тоже примерно четверть состава.
Я и сам в свое время был старостой и ездил со стипендией всей группы по городу в переполненных автобусах. Это было единственно возможной значимой общественной активностью во всей группе, поскольку комсоргов отменили еще в 1991 г. Телохранителей из однокурсников не было, хотя они и не помешали бы, потому что многие отказывались от этой почетной работы, указывая на риск при перевозке денег.
В Китае в 2000-е гг. стипендии, как и преподавательские зарплаты, в массе своей уже перечислялись на банковские счета.
Некоторые активисты являются еще и интересными личностями, если уж не хорошими студентами. Видимо, это очень важно при продвижении по всем конфуцианско-комсомольским молодежным иерархиям.
Как выяснилось из разговоров с активистами из разных университетов, все эти не поддающиеся запоминанию и осмыслению должности наподобие старосты или синекуры партийного секретаря группы должны быть официально одобрены самой группой открытым голосованием. Причем все чаще и чаще самые хлопотные должности старосты и учебного лидера достаются тем, кто просто хочет немного улучшить свое "общественное лицо" и, как следствие, резюме, а не действительно рвется в бой работать на коллектив за почет и признание.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТОЖЕ МЕНЯЕТСЯ
В организации занятий в китайских университетах изменения наиболее заметны в уменьшении числа самих лекций и занятий с 40 - 35 учебных часов в неделю на первых-третьих курсах в 2002 г. до вполне приемлемых 30, а иногда и меньше.
Такова глобальная тенденция. При этом остается больше времени на чтение, внеклассную деятельность, а в продвинутых вузах вроде университета Гуанси - еще и на библиотеку и исследования.
Если в 2002 г. мои студенты в частном колледже должны были 4 - 5 раз в неделю ходить вечером на обязательные два часа самоподготовки с 7 часов вечера, то в 2010 г. студенты частного колледжа Синцзянь в учебный корпус вечером вообще не ходят. Разве что ученики расположенной рядом общеобразовательной школы сидят вечером в классах.
Но вот в колледжах это старинное правило в начале 2000-х гг. было смягчено. Многие студенты по вечерам уже сидят в прикампусных ресторанчиках и кафе, а студенты побогаче зависают в караоке-барах до утра, и не только по выходным. Несколько тысяч студентов университета Гуанси все еще высыпают из учебных корпусов после 20.30, но это, в основном, обычные занятия, вызванные вечной нехваткой аудиторий в большом университете.
Учебные практики изменяются медленно, поскольку преподавателей никто массово не увольнял в 2000-е, а скорее их количество росло наряду с увеличением численности студентов. Преподавательские доходы в Китае вполне приемлемы. Мои студенты-выпускники, работающие в колледжах 3 - 4-й год, получают от 2500 до 3500 юаней, что намного выше средней зарплаты в столицах соответствующих провинций Гуанчжоу или Наннине.
Те, кто преподают в школах, первые два-три года в пригородах Гуанчжоу перебиваются на 1500 юаней или даже на 1 тыс. юаней в мелких провинциальных городах, где и жизнь намного дешевле, чем в столицах. Но все они ведут дополнительные занятия, курируют классы, получают подарки от родителей учеников, так что в итоге учитель в КНР остается хорошо оплачиваемой профессией.
Заметные изменения произошли в плане преподавания английского.
Если в 2002 - 2004 гг. я еще слышал в коридорах регулярное повторение хором английских фраз за китайским преподавателем, то теперь это можно слышать только на занятиях по более экзотическим для Китая языкам, где идет обучение с нуля, наподобие тайского, японского или французского.
Молодые преподаватели стараются внедрять коммуникативные методы и студенчески-ориентированные подходы к преподаванию английского5, но многочисленные национальные и международные экзамены по языку пока в Китае никто не отменял. Помимо регулярных 5 - 7 экзаменов в сессию, студенты английских отделений должны сдать четыре дополнительных государственных экзамена: Test for English majors-4 - 8 (тест для специализирующихся в английском в семестре 4-й и 8-й) и College English test-4-6 (английский тест для студентов колледжей, семестр 4-й и 6-й).
И это помимо общепринятых в мире международных экзаменов по английскому, которые многие студенты сдают на всякий случай, просто для улучшения резюме, даже если продолжать образование за границей они не собираются.
Такое большое количество государственных экзаменов сильно тормозит продвижение передовых неэкзаменационно-ориентированных методик преподавания, потому что зубрить к английскому экзамену приходится в любом случае, независимо от того, национальный он или международный. "Лингвистический империализм" и повсеместное засилье английского6 в Китае мало кого волнует.
КОНЕЦ КАЗАРМЕННОЙ ЖИЗНИ
На протяжение 2000-х гг. условия проживания в общежитиях непрерывно улучшались, особенно интенсивно расселялись скученные общежития по 8 - 10, а иногда и 12 человек в комнате, несмотря на то, что они были самые дешевые - в Цзяине 600 юаней в год, и многие студенты победнее хотели там жить, чтобы не платить 1200 или 1500 юаней за комнаты на 4-х человек с Интернетом, но без телевизора. В университете Гуанси еще остались комнаты на 8 человек для младшекурсников, но их постепенно разукрупняют, как и по всему Китаю.
В 2000-е гг. на рынке жилья появились новые игроки - местные жители стали массово сдавать комнаты студентам и даже строить доходные дома прямо у границ кампусов, как в Цзяине. Поначалу администрация сопротивлялась и даже обязывала студентов вносить плату еще и за общежитие, но старшекурсникам уже в 2005 - 2006 гг. достаточно свободно выдавали разрешения на проживание за пределами кампуса без оплаты места в общаге.
Выгоды такого проживания очевидны. Парочки стали жить отдельно в снятых на стороне комнатах, что невозможно в условиях строгого разделения китайских общежитий на мужские и женские. Многие студенты перестали обращать внимание на отбой, отключение электричества и прекращение жизни и торговли в кампусе после 23 часов. Им было также разрешено игнорировать обязательный подъем в 7 часов утра, зарядку и обязательную уборку комнат для строгой проверки членами студсоюза с выставлением оценки и объявлением комнаты-победителя каждый месяц.
В итоге эти атавизмы казарменной жизни китайских студентов отменили в 2000-е гг. сначала в кампусах крупных городов, а к 2008 г. это дошло и до провинциального Цзяиня. Любопытно, что даже на экзамене в 2010 г. студентам было предложено написать сочинение по-английски на тему "Должны ли студенты нанимать людей для уборки в комнатах общежитий?"
Даже в передовых университетах добрая половина общежитий еще не имеет горячего водоснабжения, или горячую воду надо покупать отдельно. В лучшем случае, по карточке из распределительной точки на этаже (новшество в Цзяине, начиная с 2006 г.). В худшем случае, надо идти или в общие душевые или с ведром к раздаче горячей воды, хотя на юге Китая горячая вода с начала весны и до конца осени не очень нужна из-за жары, и многие студенты экономят на этом, поскольку с холодной водой проблем давно нет.
В Китае снабжение большими бутылями питьевой воды - повсеместный и хорошо налаженный бизнес, и в больших кампусах действуют минимум одна, иногда две привилегированные компании по водоснабжению. Компании со стороны не приветствуются, и кампусная охрана может остановить чужих водовозов на въезде. Обычно в самом городе можно купить ту же бутыль чуть дешевле, но возня с доставкой препятствует появлению конкурентов у привилегированных компаний в кампусе.
С повсеместными в Китае столовыми и ресторанами ситуация еще запутаннее. В принципе, нельзя заставить 10, а то и 20 тысяч студентов питаться в студенческих столовых или ресторанчиках при них, но все усилия администрации на это направлены. В кампусе колледжа Синцзян всех независимых арендаторов едален и ресторанчиков попросили либо переквалифицироваться на торговлю чаем и соками, либо с февраля 2010 г. идти на выход. Мотивировали это тем, что столовая и рестораны колледжа не получают достаточной прибыли. Вот такой свободный, но регулируемый рынок.
Уличных ресторанчиков и торговцев китайскими закусками и фастфудом, не ассоциированных с университетом, в кампусах практически нет. Они промышляют строго за пределами кампуса, иногда в метрах от нее, как в Цзяине в частных домах прямо за пределами кампуса, где они отнимают солидную долю прибыли у столовых, но администрация ничего поделать не может, поскольку за пределами подотчетной ей территорией кампусные охранники не властны.
По вечерам, практически у каждого входа в кампус университета Гуанси можно часами сидеть в импровизированном уличном кафе, что сотни студентов охотно делают. Можно купить самодельный чебурек или нарезанные фрукты у местного торговца, но только за границей кампуса. Днем эти мини-бизнесы исчезают, а вечером процветают, поскольку покупательная способность студентов растет на 10 - 15% в год.
Об этом же свидетельствует и практически повсеместное многократное увеличение торговых точек на территории студгородков. В 2002 г. в кампусе Цзяиня было 4 - 5 магазинчиков на 13 тыс. студентов, и половину товаров для повседневной жизни я покупал за пределами кампуса. К 2009 г. в самом городке, не считая взрывного роста числа торговых точек вблизи него, появились два супермаркета, до 20 магазинчиков и кафешек практически у каждого общежития, на всех входах и выходах, так что теперь практически всё - от булки к завтраку до нового компьютера - можно купить в кампусе даже и после 11 часов вечера.
ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ
В 2000-е гг. шли полным ходом модернизация студенческой жизни и улучшение условий проживания в китайских колледжах, сопровождаясь как географическим расширением кампусов (в Цзяине только в 2002 - 2003 гг. было построено 3 общежития, стадион, столовая, административный и учебный корпуса, не говоря уж про библиотеку), так и появлением там все новых и новых магазинов и сервисов.
Казарменные принципы в обучении и проживании постепенно выветривались и практически сошли на нет за исключением того, что большинство студентов проживает в комнатах по 4 человека, иногда по 6 - 8 на младших курсах, и все еще должны посвятить некое разумное количество часов общественной работе вплоть до прополки клумб и уборки вездесущего мусора.
Наряду с улучшением условий жизни и исчезновением проблемы горячей воды, в кампусах бурно развивался сервисно-ориентированный средний бизнес с открытием супермаркетов, магазинов высокотехнологичных товаров и банковских офисов. В кампусе Гуанси теперь представлены все крупные банки КНР, а не только Банк Китая, сельскохозяйственный и строительный банки, как в Цзяине.
Мелкие магазинчики, точки офисного обслуживания, интернет- и просто кафе, едальни открывались непрерывно и почти достигли предельного уровня насыщения. В целом, жить в китайских кампусах стало лучше, веселей, разнообразней, так что вездесущие развлечения - от компьютерных игр до посиделок за бутылкой пива - стали не на шутку конкурировать по затраченному времени с самой учебой. А с появлением в крупных кампусах наподобие университета Гуанси частных колледжей с богатыми, но не очень усердными студентами, эта тенденция в сторону развлечений в 2010-е гг. будет только усиливаться.
Такова модернизация вузов по-китайски.
г. Наннинъ (КНР)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 China Tops World Ranking tor Number of College Students // Xinhuanet, 27.06.2003 - http://news.xinhuanet.com/english/2003-06/27/content_941504.htm
2 China has 25 mln College Students // Xinhua News Agency, 18.10.2007 - http://www.china.org.cn/english/China/2286 57.htm
3 О современном частном высшем образовании в КНР см.: Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление: Практика и анализ. 2004, N 3, с. 77 - 80 - http://www.ecsocman.edu.rU/univman/msg/2 13266.html
4 Lovell Julia. The Politics Behind China's Nobel Complex. An Intriguing New Study Explores China's Determination to Raise its Cultural Profile around the World // PRI's the World. Global Perspectives for an American Audiences - http://www.pri.org/theworld/?q-node/14436.
5 Parrish Betsy. Teaching Adult ESL. Practical Introduction. Higher Education Press. Beijing, 2006, p. 30 - 37.
6 Isik AH. Linguistic Imperialism and Foreign Language Teaching // The Journal of Asian TEFL. The Asian Association of Teachers of English as a Foreign Language. Spring 2008, p. 123 - 144 - http://www.asiatefl.org/journal/main15.php.
Оригинал статьи СМЕРДОВ И.В. "СМЕНА ВЕХ" В КИТАЙСКИХ ВУЗАХ // Азия и Африка сегодня, № 5, Май 2011, C. 38-42.
А в 2007 г. министр образования КНР Чжоу Джи заявил: "Количество студентов в китайских университетах достигло 25 миллионов, произошло 5-кратное увеличение их численности в течение всего лишь 9 лет. За несколько лет китайское высшее образование превратилось из элитного в общедоступное. Во многих странах этот процесс занял несколько десятилетий"2.
ОСТАТОЧНЫЙ ЛОЗУНГОВЫЙ КОММУНИЗМ
В университетских кампусах до сих пор видны лозунги и растяжки с коммунистическими призывами, но в последние годы их стало заметно меньше, и появляются они только перед большими праздниками и юбилеями.
В 2002 - 2005 гг. лозунги из серии "Новому семестру - ударный труд!", "10-ю пятилетку выполним!" и т.д. висели даже на кустах в кампусе (студенческом городке) частного переводческого колледжа Нанфанг3, ассоциированного с Сычуанским институтом иностранных языков (плата за обучение 12 тыс. юаней* в год), Сычуанского иняза (4,5 тыс. юаней в год за английский язык) в г. Чунцин и университета Цзяин (г. Мэйчжоу, провинция Гуандун, плата - 4,3 тыс. юаней в год на английском отделении). Растяжки с коммунистическими призывами украшали длинные балконы учебных корпусов.
Однако ближе к Пекинской олимпиаде все призывы сменились олимпийскими плакатами. В старой библиотеке Цзяиня имени некоей Ли Цинь, про которую даже студенты не знали, кто она, на входе висели портреты Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В новой библиотеке, названной именем главного спонсора, гонконгского миллионера Тянь Цзябиня, открытой в 2006 г., портретов вождей уже нет. Они остались в старом, опечатанном до лучших времен, здании. А вот бронзовая статуя спонсора, живого и здравствующего, тем не менее, появилась в одном из учебных корпусов, также названного в честь бизнесмена.
Так наглядно была продемонстрирована "смена вех", переход от абстрактных идей и мало кому теперь интересных лозунгов к более конкретной рекламе, прославлению китайских достижений, таких как космические полеты, триумфальная Пекинская олимпиада, успехи китайской баскетбольной звезды Яо Миня в Америке, травма ноги которого перед Олимпиадой обсуждалась примерно с такой же заинтересованностью, как обсуждают в Европе и Латинской Америке лучших игроков накануне чемпионатов мира по футболу.
Остались и мероприятия, удовлетворяющие чисто национальное самосознание - ЭКСПО-2010, 60-летний юбилей КНР в 2009 г., 80-летие университета Гуанси в 2008 г. и т.д.
Чтобы удовлетворить национальное тщеславие и избавиться от "нобелевского комплекса неполноценности", не хватает только Нобелевской премии, присужденной лояльному власти китайцу, проживающему в КНР4. Именно на этом фоне награждение Нобелевской премией мира китайского диссидента в 2010 г. было воспринято властями как пощечина.
ВСЕ ЕЩЕ "РУЛЕВОЙ" (НЕМНОЖКО)
Тем не менее, партийное руководство формально все же ценится в китайской иерархии выше, чем административное руководство факультетом или университетом. По крайней мере, на факультетских стендах с фотографиями преподавателей во всех госуниверситетах Китая фото секретаря парткома красуется впереди фото декана и его заместителей. Его всегда представляют иностранцам на банкетах первым, а затем наступает очередь ректора или президента университета.
Несколько иная ситуация в частных колледжах наподобие колледжа Синцзянь в г. Наннине (плата 16 тыс. юаней в год), ассоциированного с университетом Гуанси (плата на факультете иностранных языков 4,5 тыс. юаней в год), где господствуют рыночные отношения или прихоти спонсоров, что в итоге одно и то же.
Там портрет партсекретаря колледжа на стенде... отсутствует. Деканы и их замы все здесь, иностранные преподаватели тоже присутствуют, а вот партийного "вождя" на стенде нет, хотя сам "вождь" есть. В частном учебном заведении партийный лидер гораздо менее заметен. Все знают, что главный именно он, но спонсоры колледжа из Гонконга если не главнее, то важнее. Хотя у каждой студенческой группы по-прежнему есть куратор из числа молодых преподавателей, который занимается в т. ч. приемом и рекомендацией студентов в ряды компартии.
Коммунизм уходит из университетской жизни по-английски, не сказав good by.
Вот микростатистическое подтверждение того, какова доля студентов Цзяиня видит мир сквозь его призму: из 175 проверенных мною сочинений на тему "Чаяния молодых людей в Китае" только в одном я нашел упоминание, что, мол, мы должны хорошо учиться, чтобы помочь строить настоящее коммунистическое общество в нашей стране. Остальные 174 ограничились приземленными поиском хорошей работы, покупкой жилья и созданием семьи, что роднит их со сверстниками в любой другой стране мира. Кстати, упомянул "коммунистическое общество", пожалуй, самый башковитый из студентов, возможно, рассуждая, что лояльность власти не помешает карьере.
Допускаю, что многие студенты не смогли выразить такую мысль на английском, но ведь все они пишут сочинения, когда ориентируются на какие-то китайские учебные пособия. И стало быть, их учебники отличаются от наших томов партийных книжек 1980-х гг., из которых я до сих пор помню зазубренное to satisfy the requirements of the socialist society ("удовлетворять требованиям социалистического общества"), что, сказанное с должным русским акцентом, повергает моих коллег в гомерический хохот (каждый понимает это "удовлетворение" в меру своей испорченности).
ОСТАТОЧНЫЙ АКТИВИЗМ
Любая студенческая группа в госуниверситете, и даже в частном колледже Синцзянь, по-прежнему имеет в своем составе как минимум старосту, заместителя старосты, представителя компартии, учебного лидера, физорга, казначея, руководителей досуга, уполномоченного по техническим средствам и т. д. И это вдобавок к тому, что в менее разгильдяйских группах могут оказаться представители студенческого союза факультета и всего университета с такими же замысловатыми должностями, а в продвинутых классах на третьем курсе может оказаться до четверти студентов - членов компартии и половины - кандидаты в нее, а также множество представителей того же факультетского или же университетского студенческого союза.
Ради интереса я однажды пересчитал, сколько моих студентов висит на факультетской доске активистов, и понял, что на уже втором-третьем курсе их столько, что каждый четвертый - комсорг, староста, физорг, казначей или еще какой-нибудь активист.
В Поднебесной, как и в СССР, за социальную активность не вознаграждают в открытую, но "ненавязчиво" поощряют. Например, даже если студент сдаст все экзамены на оценки выше 90 баллов (из 100), что случается чрезвычайно редко, он все равно не получит стипендию высшей степени, если его оценка по общественно-политической практике (перевожу советским термином) будет ниже тех же 90.
В разных университетах эта стипендия варьируется от 300 до 1 тыс. юаней в месяц. Студенту вполне можно прожить на нее, если плату за обучение и общежитие внесли родители-родственники или взят кредит на обучение, потому что скромные студенческие расходы не превышают 10 - 20 юаней в день в зависимости от того, Пекин это или провинциальный город. А если оценка за общественную работу ниже 70, а это в основном решает сама студенческая группа на итоговом собрании в конце семестра, то даже самый круглый отличник никакой стипендии не получит.
Определенная логика в культивировании этих коммунистических атавизмов есть и не только в том, что само правительство занимается этим. В конце концов, молодежные организации и клубы по интересам от вязания крестиком до гребли по Темзе существуют во всех университетах мира. В китайских университетах есть всевозможные клубы по интересам: от поэзии, каллиграфии и фотографии до танцев и боевых искусств.
Считается, и видимо, не зря, что лучше держать под рукой эти формальные, и не очень, организации с помощью контролируемой сети активистов, нежели пускать их на самотек, как на Западе (да и не только на Западе), где молодежные сообщества иногда начинают бунтовать.
Активисты должны подавать пример: первыми идти к вездесущему в кампусе университета Гуанси автобусу с красным крестом на добровольно-принудительную сдачу крови, вносить и собирать пожертвования для жертв наводнений и землетрясений. Такое впечатление, что это комсомольское "быть всегда впереди" - единственное, что активистам осталось делать. Большинство студентов - люди нормальные, в меру аполитичные, в меру прагматичные и ориентированные на деньги и шопинг. Лозунгами и призывами уже мало кого можно подвигнуть на что-либо, вот и приходится активным товарищам брать на себя какую-то часть серьезной социальной работы, которой в университетах достаточно.
Старосты отчитываются перед администрацией за посещаемость и сообщают студентам об изменениях в расписании или общественных мероприятиях. Учебные лидеры подают пример в учебе и занимаются с отстающими, физорги считают по головам, кто пришел на утреннюю зарядку, а кто прогулял. Партийные студенты посещают регулярные факультетские партсобрания и рассказывают о них одногруппникам в разумных пределах, кандидаты в партию - то же самое, только усердней. Казначей трясется с деньгами группы и отсчитывает юани на коллективные вылазки или обеды и руководит походом на рынок в случае кулинарного конкурса или группового пикника.
В принципе нечто подобное существовало и в СССР, но было во многом потеряно в современной России. Так, в группе из 30 человек на радиофаке Горьковского университета, помнится, были собирающий взносы комсорг, выдающий стипендию староста, юнкор-рисовальщик-редактор стенгазеты, физорг и непонятно чем занимающиеся члены студенческого союза, совета факультета и т.д. - тоже примерно четверть состава.
Я и сам в свое время был старостой и ездил со стипендией всей группы по городу в переполненных автобусах. Это было единственно возможной значимой общественной активностью во всей группе, поскольку комсоргов отменили еще в 1991 г. Телохранителей из однокурсников не было, хотя они и не помешали бы, потому что многие отказывались от этой почетной работы, указывая на риск при перевозке денег.
В Китае в 2000-е гг. стипендии, как и преподавательские зарплаты, в массе своей уже перечислялись на банковские счета.
Некоторые активисты являются еще и интересными личностями, если уж не хорошими студентами. Видимо, это очень важно при продвижении по всем конфуцианско-комсомольским молодежным иерархиям.
Как выяснилось из разговоров с активистами из разных университетов, все эти не поддающиеся запоминанию и осмыслению должности наподобие старосты или синекуры партийного секретаря группы должны быть официально одобрены самой группой открытым голосованием. Причем все чаще и чаще самые хлопотные должности старосты и учебного лидера достаются тем, кто просто хочет немного улучшить свое "общественное лицо" и, как следствие, резюме, а не действительно рвется в бой работать на коллектив за почет и признание.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ТОЖЕ МЕНЯЕТСЯ
В организации занятий в китайских университетах изменения наиболее заметны в уменьшении числа самих лекций и занятий с 40 - 35 учебных часов в неделю на первых-третьих курсах в 2002 г. до вполне приемлемых 30, а иногда и меньше.
Такова глобальная тенденция. При этом остается больше времени на чтение, внеклассную деятельность, а в продвинутых вузах вроде университета Гуанси - еще и на библиотеку и исследования.
Если в 2002 г. мои студенты в частном колледже должны были 4 - 5 раз в неделю ходить вечером на обязательные два часа самоподготовки с 7 часов вечера, то в 2010 г. студенты частного колледжа Синцзянь в учебный корпус вечером вообще не ходят. Разве что ученики расположенной рядом общеобразовательной школы сидят вечером в классах.
Но вот в колледжах это старинное правило в начале 2000-х гг. было смягчено. Многие студенты по вечерам уже сидят в прикампусных ресторанчиках и кафе, а студенты побогаче зависают в караоке-барах до утра, и не только по выходным. Несколько тысяч студентов университета Гуанси все еще высыпают из учебных корпусов после 20.30, но это, в основном, обычные занятия, вызванные вечной нехваткой аудиторий в большом университете.
Учебные практики изменяются медленно, поскольку преподавателей никто массово не увольнял в 2000-е, а скорее их количество росло наряду с увеличением численности студентов. Преподавательские доходы в Китае вполне приемлемы. Мои студенты-выпускники, работающие в колледжах 3 - 4-й год, получают от 2500 до 3500 юаней, что намного выше средней зарплаты в столицах соответствующих провинций Гуанчжоу или Наннине.
Те, кто преподают в школах, первые два-три года в пригородах Гуанчжоу перебиваются на 1500 юаней или даже на 1 тыс. юаней в мелких провинциальных городах, где и жизнь намного дешевле, чем в столицах. Но все они ведут дополнительные занятия, курируют классы, получают подарки от родителей учеников, так что в итоге учитель в КНР остается хорошо оплачиваемой профессией.
Заметные изменения произошли в плане преподавания английского.
Если в 2002 - 2004 гг. я еще слышал в коридорах регулярное повторение хором английских фраз за китайским преподавателем, то теперь это можно слышать только на занятиях по более экзотическим для Китая языкам, где идет обучение с нуля, наподобие тайского, японского или французского.
Молодые преподаватели стараются внедрять коммуникативные методы и студенчески-ориентированные подходы к преподаванию английского5, но многочисленные национальные и международные экзамены по языку пока в Китае никто не отменял. Помимо регулярных 5 - 7 экзаменов в сессию, студенты английских отделений должны сдать четыре дополнительных государственных экзамена: Test for English majors-4 - 8 (тест для специализирующихся в английском в семестре 4-й и 8-й) и College English test-4-6 (английский тест для студентов колледжей, семестр 4-й и 6-й).
И это помимо общепринятых в мире международных экзаменов по английскому, которые многие студенты сдают на всякий случай, просто для улучшения резюме, даже если продолжать образование за границей они не собираются.
Такое большое количество государственных экзаменов сильно тормозит продвижение передовых неэкзаменационно-ориентированных методик преподавания, потому что зубрить к английскому экзамену приходится в любом случае, независимо от того, национальный он или международный. "Лингвистический империализм" и повсеместное засилье английского6 в Китае мало кого волнует.
КОНЕЦ КАЗАРМЕННОЙ ЖИЗНИ
На протяжение 2000-х гг. условия проживания в общежитиях непрерывно улучшались, особенно интенсивно расселялись скученные общежития по 8 - 10, а иногда и 12 человек в комнате, несмотря на то, что они были самые дешевые - в Цзяине 600 юаней в год, и многие студенты победнее хотели там жить, чтобы не платить 1200 или 1500 юаней за комнаты на 4-х человек с Интернетом, но без телевизора. В университете Гуанси еще остались комнаты на 8 человек для младшекурсников, но их постепенно разукрупняют, как и по всему Китаю.
В 2000-е гг. на рынке жилья появились новые игроки - местные жители стали массово сдавать комнаты студентам и даже строить доходные дома прямо у границ кампусов, как в Цзяине. Поначалу администрация сопротивлялась и даже обязывала студентов вносить плату еще и за общежитие, но старшекурсникам уже в 2005 - 2006 гг. достаточно свободно выдавали разрешения на проживание за пределами кампуса без оплаты места в общаге.
Выгоды такого проживания очевидны. Парочки стали жить отдельно в снятых на стороне комнатах, что невозможно в условиях строгого разделения китайских общежитий на мужские и женские. Многие студенты перестали обращать внимание на отбой, отключение электричества и прекращение жизни и торговли в кампусе после 23 часов. Им было также разрешено игнорировать обязательный подъем в 7 часов утра, зарядку и обязательную уборку комнат для строгой проверки членами студсоюза с выставлением оценки и объявлением комнаты-победителя каждый месяц.
В итоге эти атавизмы казарменной жизни китайских студентов отменили в 2000-е гг. сначала в кампусах крупных городов, а к 2008 г. это дошло и до провинциального Цзяиня. Любопытно, что даже на экзамене в 2010 г. студентам было предложено написать сочинение по-английски на тему "Должны ли студенты нанимать людей для уборки в комнатах общежитий?"
Даже в передовых университетах добрая половина общежитий еще не имеет горячего водоснабжения, или горячую воду надо покупать отдельно. В лучшем случае, по карточке из распределительной точки на этаже (новшество в Цзяине, начиная с 2006 г.). В худшем случае, надо идти или в общие душевые или с ведром к раздаче горячей воды, хотя на юге Китая горячая вода с начала весны и до конца осени не очень нужна из-за жары, и многие студенты экономят на этом, поскольку с холодной водой проблем давно нет.
В Китае снабжение большими бутылями питьевой воды - повсеместный и хорошо налаженный бизнес, и в больших кампусах действуют минимум одна, иногда две привилегированные компании по водоснабжению. Компании со стороны не приветствуются, и кампусная охрана может остановить чужих водовозов на въезде. Обычно в самом городе можно купить ту же бутыль чуть дешевле, но возня с доставкой препятствует появлению конкурентов у привилегированных компаний в кампусе.
С повсеместными в Китае столовыми и ресторанами ситуация еще запутаннее. В принципе, нельзя заставить 10, а то и 20 тысяч студентов питаться в студенческих столовых или ресторанчиках при них, но все усилия администрации на это направлены. В кампусе колледжа Синцзян всех независимых арендаторов едален и ресторанчиков попросили либо переквалифицироваться на торговлю чаем и соками, либо с февраля 2010 г. идти на выход. Мотивировали это тем, что столовая и рестораны колледжа не получают достаточной прибыли. Вот такой свободный, но регулируемый рынок.
Уличных ресторанчиков и торговцев китайскими закусками и фастфудом, не ассоциированных с университетом, в кампусах практически нет. Они промышляют строго за пределами кампуса, иногда в метрах от нее, как в Цзяине в частных домах прямо за пределами кампуса, где они отнимают солидную долю прибыли у столовых, но администрация ничего поделать не может, поскольку за пределами подотчетной ей территорией кампусные охранники не властны.
По вечерам, практически у каждого входа в кампус университета Гуанси можно часами сидеть в импровизированном уличном кафе, что сотни студентов охотно делают. Можно купить самодельный чебурек или нарезанные фрукты у местного торговца, но только за границей кампуса. Днем эти мини-бизнесы исчезают, а вечером процветают, поскольку покупательная способность студентов растет на 10 - 15% в год.
Об этом же свидетельствует и практически повсеместное многократное увеличение торговых точек на территории студгородков. В 2002 г. в кампусе Цзяиня было 4 - 5 магазинчиков на 13 тыс. студентов, и половину товаров для повседневной жизни я покупал за пределами кампуса. К 2009 г. в самом городке, не считая взрывного роста числа торговых точек вблизи него, появились два супермаркета, до 20 магазинчиков и кафешек практически у каждого общежития, на всех входах и выходах, так что теперь практически всё - от булки к завтраку до нового компьютера - можно купить в кампусе даже и после 11 часов вечера.
ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ
В 2000-е гг. шли полным ходом модернизация студенческой жизни и улучшение условий проживания в китайских колледжах, сопровождаясь как географическим расширением кампусов (в Цзяине только в 2002 - 2003 гг. было построено 3 общежития, стадион, столовая, административный и учебный корпуса, не говоря уж про библиотеку), так и появлением там все новых и новых магазинов и сервисов.
Казарменные принципы в обучении и проживании постепенно выветривались и практически сошли на нет за исключением того, что большинство студентов проживает в комнатах по 4 человека, иногда по 6 - 8 на младших курсах, и все еще должны посвятить некое разумное количество часов общественной работе вплоть до прополки клумб и уборки вездесущего мусора.
Наряду с улучшением условий жизни и исчезновением проблемы горячей воды, в кампусах бурно развивался сервисно-ориентированный средний бизнес с открытием супермаркетов, магазинов высокотехнологичных товаров и банковских офисов. В кампусе Гуанси теперь представлены все крупные банки КНР, а не только Банк Китая, сельскохозяйственный и строительный банки, как в Цзяине.
Мелкие магазинчики, точки офисного обслуживания, интернет- и просто кафе, едальни открывались непрерывно и почти достигли предельного уровня насыщения. В целом, жить в китайских кампусах стало лучше, веселей, разнообразней, так что вездесущие развлечения - от компьютерных игр до посиделок за бутылкой пива - стали не на шутку конкурировать по затраченному времени с самой учебой. А с появлением в крупных кампусах наподобие университета Гуанси частных колледжей с богатыми, но не очень усердными студентами, эта тенденция в сторону развлечений в 2010-е гг. будет только усиливаться.
Такова модернизация вузов по-китайски.
г. Наннинъ (КНР)
ПРИМЕЧАНИЯ
1 China Tops World Ranking tor Number of College Students // Xinhuanet, 27.06.2003 - http://news.xinhuanet.com/english/2003-06/27/content_941504.htm
2 China has 25 mln College Students // Xinhua News Agency, 18.10.2007 - http://www.china.org.cn/english/China/2286 57.htm
3 О современном частном высшем образовании в КНР см.: Юань Ш. Частное высшее образование в Китае: эволюция, особенности и проблемы // Университетское управление: Практика и анализ. 2004, N 3, с. 77 - 80 - http://www.ecsocman.edu.rU/univman/msg/2 13266.html
4 Lovell Julia. The Politics Behind China's Nobel Complex. An Intriguing New Study Explores China's Determination to Raise its Cultural Profile around the World // PRI's the World. Global Perspectives for an American Audiences - http://www.pri.org/theworld/?q-node/14436.
5 Parrish Betsy. Teaching Adult ESL. Practical Introduction. Higher Education Press. Beijing, 2006, p. 30 - 37.
6 Isik AH. Linguistic Imperialism and Foreign Language Teaching // The Journal of Asian TEFL. The Asian Association of Teachers of English as a Foreign Language. Spring 2008, p. 123 - 144 - http://www.asiatefl.org/journal/main15.php.
Оригинал статьи СМЕРДОВ И.В. "СМЕНА ВЕХ" В КИТАЙСКИХ ВУЗАХ // Азия и Африка сегодня, № 5, Май 2011, C. 38-42.
Комментариев нет:
Отправить комментарий