воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Турция и Организация Черноморского Экономического Сотрудничества

Черное море испокон веков было местом пересечения интересов многих государств, прежде всего России и Турции. До XVIII века турки считали Черное море своим внутренним морем, что признавалось и другими державами в то время. Интерес России к данному региону был обусловлен не только интересами национальной безопасности, но во многом определялся экономическими соображениями. Главным успехом Петра I во внешней политике считается то, что он «прорубил окно в Европу», заполучив для России выход к Балтийскому морю. При этом мы забываем, что Черное море для России играло не менее важную роль, в том числе и как «окно», а возможно и «дверь» в Европу. То, что Россия в XVIII веке превратилась в полноправную черноморскую державу, во многом способствовало экономическому развитию страны, превращению ее в великую державу.
Сегодня потенциал Черноморского региона позволяет говорить о нем, как о самодостаточном экономическом регионе. Население региона составляет около 400 миллионов человек, он обладает значительными природными ресурсами и, кроме всего прочего, занимает важнейшее географическое положение, определяющее потенциал региона как связующего звена между Европой, странами Ближнего Востока, Азии и Африки. Кроме того, страны региона связаны не только общими границами и экономическими интересами, но и многовековой историей, богатыми традициями взаимоотношений. Все эти предпосылки определили образование здесь региональной экономической организации.
Черноморский регион
Необходимо вспомнить, что ОЧЭС создавалась после распада СССР и социалистического лагеря. В тот период политика руководства новых независимых государств и государств бывшего соцлагеря во многом зависела от желания порвать с советским прошлым, вступить в мировое сообщество полноправными членами, сблизиться с более развитыми европейскими странами. Это привело к тому, что принимаемые решения во многом были обусловлены политической ситуацией в регионе, духом того периода и не всегда преследовали истинные экономические интересы. На мой взгляд, большинство стран, вступивших в ОЧЭС, как раз руководствовались скорее именно этими конъюнктурными политическими интересами. Поэтому ОЧЭС изначально не воспринималась как серьезная экономическая организация, многие считали ее просто очередным международным форумом, где страны – участницы будут обмениваться мнениями. Сегодня не вызывает сомнения, что это не так. Однако экономический потенциал региона и потенциал сотрудничества между черноморскими странами реализуется очень слабо. Возможно, это связано с какими-либо политическими причинами, однако ни у кого не вызывает сомнения, что полномасштабное экономическое сотрудничество выгодно всем членам данной организации.
Создание Организации Черноморского экономического сотрудничества
Организация Черноморского экономического сотрудничества была создана в Стамбуле 25 июня 1992 г. в результате подписания странами-учредителями совместной декларации. В организацию вошли 11 черноморских государств (Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния, Россия, Турция, Украина). Статусом наблюдателя при организации обладают Египет, Германия, Австрия, Израиль, Италия, Польша, Словения, Тунис, Франция. Штаб-квартира организации находится в Стамбуле. Организация была создана по инициативе Турции (идею создания зоны добрососедства, сотрудничества и свободной торговли выдвинул президент Турции Тургут Озал в 1990 г., а до него еще в 1989 г. с подобной инициативой выступал бывший посол Турции в США Шюкрю Элекдаг). Цель организации заключается в осуществлении сотрудничества в следующих сферах: торговля и экономическое развитие; банковское дело и финансы; связь; энергетика; транспорт, сельское хозяйство и агропромышленность; здравоохранение и фармацевтика; охрана окружающей среды; туризм; наука и техника; обмен статистическими данными и экономической информацией; сотрудничество между таможенными и пограничными органами; контакты между людьми; борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия и радиоактивных материалов, всеми актами терроризма и незаконной миграцией и другие. Следует отметить, что процесс превращения ОЧЭС в полноформатную региональную организацию начался после подписания и ратификации странами-участницами Устава ЧЭС в 1998 г.
В систему органов организации входят: Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), которая состоит из представителей национальных парламентов стран-участниц и является консультативным органом; Деловой совет Черноморского экономического сотрудничества (ДСЧЭС); Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). В работе организации также принимают участие неправительственные организации: Черноморская региональная ассоциация судостроителей и судоремонтников (БРАСС); Международная ассоциация судовладельцев черноморского бассейна (БИНСА); Ассоциация портов Черного и Азовского морей (БАСПА).
Основным регулярным органом, принимающим решения, является Совет министров иностранных дел стран-участниц. Председатель Совета сменяется каждые шесть месяцев. Действующий председатель координирует все мероприятия, осуществляемые в рамках ЧЭС. Секретарское обслуживание ЧЭС производится Постоянным Международным секретариатом (ПМС).
В работе Организации Черноморского экономического сотрудничества принимают участие представители международных организаций: Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН); Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ); Европейская Комиссия (ЕК).
Позиции Турции в ОЧЭС
Турция явилась инициатором создания организации и занимает достаточно активную позицию в вопросах черноморского сотрудничества, стремясь играть роль лидера. Турки взяли на себя финансирование Международного секретариата и Парламентской Ассамблеи ЧЭС, которые находятся в Стамбуле. В Анкаре был создан специализированный Статистический центр. Представитель Турции является президентом Черноморского банка торговли и развития. Турция поддерживает проекты создания единых транспортных и энергетических систем вокруг Черного моря, ей принадлежит идея создания в регионе зоны свободной торговли. Турки выдвинули проект создания Центра торговли и инвестиций ЧЭС. Руководство республики считает ОЧЭС «неотъемлемым фактором мира, стабильности и процветания в регионе»1. Главными направлениями ее сотрудничества в организации являются торговля со странами-членами ОЧЭС, создание в регионе зоны свободной торговли, совместное решение экологических проблем региона и др.
Торговля Турции со странами ОЧЭС
Для Турции развитие торговли в рамках ЧЭС имеет огромное значение. Обороты торговли Турции со странами ЧЭС растут, хотя их объемы вряд ли ее удовлетворяют. В первые годы после создания организации товарооборот между странами-участницами возрастал с каждым годом: в 1992 году товарооборот Турецкой Республики в рамках ОЧЭС составил 2,8 млрд. долл. США, в 1993 г. – 3,8 млрд., в 1994 г. – 4,9 млрд., в 1995 г. – 5,7 млрд. долл. США.
В последние несколько лет объем торговли в регионе стал снижаться. Это связано с экономическим кризисом 1998 г. в России, что сильно ударило по торговле Турции (Россия была вторым после Германии торговым партнером Турции), и с нестабильной экономической ситуацией внутри самой Турции. Так, в 1998 г. объем торговли со странами ЧЭС составил 7,8 млрд. амер. долл. (из них с Россией – 3,5 млрд.), а в 1999 г. – 6,5 (с Россией – 3 млрд.), в 2000 г. – 8,9 млрд. Причем тенденция снижения объемов торговли, отмечавшаяся в последние несколько лет, характерна не только для черноморского региона, но и для внешней торговли Турции в целом.
Следует также отметить увеличение доли импорта из черноморских стран в общем импорте Турции. Так, доля импорта из них в 1998 г. составила 9,4%, а в 1999 г. – 10,6% от всех ввозимых в Турцию товаров. Экспорт же в страны ОЧЭС, наоборот, снизился с 12% в 1998 г. до 8,2% в 1999 году.
Важность торговли для Турции трудно недооценить. Особенно важна торговля со странами ОЧЭС, наиболее близкими соседями Турции, близкими не только в географическом, но и в историческом плане. Для того, чтобы полностью реализовать потенциал развития торговли в регионе, необходимо приложить много совместных усилий, преодолеть немало не только экономических препятствий, но и политических разногласий. Действенным механизмом развития торговли между странами ОЧЭС должно стать создание в регионе зоны свободной торговли.
Создание в регионе зоны свободной торговли
25 октября 1996 г. в Москве главы государств стран-участниц подписали Декларацию, в которой заявили, что «ЧЭС должно ускорить введение режима взаимного торгового благоприятствования между странами-участницами, в связи с чем необходимо приступить к созданию в регионе ЧЭС зоны свободной торговли»2.
В 1997 года на встрече министров иностранных дел стран-участниц в Стамбуле была подписана «Декларация о намерениях» по поводу создания в регионе зоны свободной торговли. В ней было заявлено, что «наступило время изучения путей и средств поэтапного образования зоны свободной торговли ЧЭС как части европейской архитектуры...»3. Представители Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, Румынии, России, Турции и Украины на стамбульских переговорах обсуждали вопросы создания совместных промышленных зон, развития сотрудничества национальных предприятий, приведения к определенным совместным стандартам таможенных правил.
В 1998 г. странами ЧЭС был выработан план действий по созданию в регионе зоны свободной торговли, который состоит из кратко-, средне- и долгосрочных мероприятий. На начальном этапе предполагается выработать необходимую правовую базу путем заключения двусторонних договоров, образовать прибрежные торговые зоны, улучшить условия прохождения границ. Далее, необходимо завершить процесс присоединения государств ОЧЭС к ВТО, привести в соответствие таможенное законодательство стран, обеспечить защиту иностранных инвестиций. В долгосрочной перспективе предполагается снять тарифные и иные барьеры между странами, провести последовательную либерализацию торговли сельскохозяйственной продукцией, унифицировать применяемые стандарты.
Турецкий экономист доктор Узеир Гарих предложил создать в черноморском городе Эрегли зону свободной торговли: «Турция может превратить Эрегли в свободный город, где товары, услуги, капитал, знания и люди будут свободно перемещаться. Эрегли может превратиться в черноморский Гонконг в ближайшем будущем»4.
Черноморское автомобильное кольцо
Черноморский банк
Важную роль в сотрудничестве черноморских стран играет Черноморский банк торговли и развития, созданный 1 июня 1999 г. Уставной капитал банка составил 1 млрд. долл. США. «В то время как очевидной целью Банка является облегчение экономического развития в странах-участницах, ЧБТР придает равную значимость содействию региональной интеграции и сотрудничеству, больше поддерживая внутрирегиональную торговлю»5, – заявил в своей речи финансовый менеджер по торговле ЧБТР Неждет Сарисозен на седьмой сессии Международной конференции «Возможности бизнеса в регионе Черноморского экономического сотрудничества».
Банк ставит своей целью повышение стабильности региона, углубление интеграционных процессов, что необходимо для долгосрочного экономического развития. При этом содействие росту и финансирование торговли является важным инструментом достижения этих целей. Кроме того, ЧБТР активно использует финансирование внутрирегиональной торговли, делая на этом особый акцент. Финансирование торговли позволит поддержать производство, обеспечить занятость, стимулировать интеграционные процессы в целом. «Объем торговли между странами ЧЭС составляет в среднем только 10% от их общих объемов торговли. Мы полагаем, что существует значительный потенциал роста объемов торговли между странами-членами ЧЭС»6.
В настоящее время Банк осуществляет ряд программ, направленных на стимулирование экономического развития региона. Программа финансирования торговли, в которой предпочтение отдается краткосрочным кредитам, позволит добиться быстрого оборота фондов для поддержки компаний региона, создать краткосрочный ликвидный портфель кредитов, снизить риск для Банка путем предоставления менее рискованных кредитов. Также принята и действует программа предэкспортного финансирования, направленная на поддержку экспортирующих компаний ЧЭС в начальной стадии производства. Осуществление данной программы позволит повысить производительность в регионе, снизить уровень безработицы, обеспечить приток твердой валюты, поддержать здесь экспортный сектор. Программа краткосрочного многократного покупательского кредита направлена на увеличение объема внутренней торговли, повышение конкурентоспособности экспортеров стран-участниц, укрепление их финансовых институтов. Программа краткосрочных гарантий является одной из самых важных, поскольку позволит снизить уровень риска в ЧЭС и тем самым стимулировать развитие торговли. В настоящее время Банк осуществляет целый ряд других программ: единого покупательского кредита, многократного покупательского кредита, программу единого/многократного рефинансирования. Все эти планы направлены на развитие торговли в регионе, поддержку экспорта региона, формирования зоны финансовой стабильности.
Сотрудничество в области энергетики
Ключевым вопросом черноморского сотрудничества является вопрос энергетики. В черноморском регионе есть страны, богатые топливными ресурсами, и страны, чьи запасы энергоресурсов достаточно скупы. Среди экспортеров энергоресурсов видное место принадлежит России. Следует отметить, что вопрос транспортировки энергоносителей выходит далеко за рамки региона. В развитии энергосети региона заинтересованы многие нечерноморские страны, которые импортируют энергоресурсы из России. Среди стран ЧЭС есть производители и потребители энергии, есть также государства, через которые осуществляется ее транзит, в том числе в европейские страны, не участвующие в организации. Поэтому диалог по энергетическим вопросам, сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса входит в число приоритетов деятельности ЧЭС7, – заявил министр иностранных дел России Игорь Иванов.
Для всего комплекса российско-турецких отношений большое значение имеет реализация трансчерноморского проекта «Голубой поток». При удачном осуществлении проекта объем поставок российского газа в Турцию к 2010 г. достигнет 30 миллиардов куб. м в год. Во время своей поездки в Краснодарский край осенью 2001 г. премьер-министр России Михаил Касьянов ознакомился с проблемами строительства газопровода «Россия-Турция». «Это проект национального масштаба и даже выходит за рамки такового. До 2008 года подача газа в Турцию должна достичь объема 16 млрд. кубометров в год. Уже в следующем году мы должны выйти на показатель 2 миллиарда»8, – заявил премьер-министр.
Нефтепроводы в черноморском регионе
Сотрудничество в области экологии
Проблема загрязнения Черного моря стоит давно. На фоне экономических трудностей, политических процессов, происходящих в странах региона, проблемы экологии отходят на второй план. Однако решение экологических проблем в регионе Черного моря – вопрос не менее важный. И в данной сфере необходимо тесное сотрудничество между черноморскими соседями.
В настоящее время осуществляется несколько проектов, направленных на улучшение экологической ситуации на Черном море. Один из них – проект разработки экологически чистой мембранной технологии водоподготовки для предприятий черноморского побережья с целью уменьшения вредных стоков в Черное море. Новая технология очистки воды для предприятий пищевого, медицинского профиля, микроэлектроники и для других производств позволит значительно снизить энергозатраты на очистку воды при дистилляции (производство электроэнергии загрязняет природу), а также исключить кислотные и щелочные стоки при ионообменной технологии очистки воды. Проект был разработан в Кубанском государственном университете. Реализация проекта позволит значительно улучшить экологическое состояние Черного моря. Российская сторона готова предоставить технологию всем заинтересованным предприятиям Причерноморья. Интерес к проекту проявили Турция, Грузия, Болгария, Греция, Украина.
Интересный проект предложили турецкие ученые в 1997 г. Они выступили с предложением связать Черное и Мраморное моря искусственным каналом, который пройдет рядом со Стамбулом по азиатской части Турции. Реализация данного проекта позволит значительно снизить транспортную нагрузку на Босфор и Дарданеллы, что существенно улучшит экологию в районе проливов. Строительство канала обойдется в 10 млрд. долл. и окупит себя через десять лет.
С улучшением экологической ситуации в регионе тесно связано сотрудничество в области внедрения новых технологий.
Инновационные технологии в регионе
Прежде всего следует отметить, что развитие в регионе новых технологий является одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества. Это связано с тем, что в бывших республиках СССР, особенно в России, в других странах региона имеется фундаментальная база для развития новейших технологий. В условиях современного этапа НТР данная отрасль может стать важным фактором развития региона.
Высокий потенциал НИОКР России и других черноморских стран во многом остается невостребованным из-за отсутствия в регионе отработанного механизма коммерческого взаимодействия.
Разработка и внедрение новых технологий – еще одна точка соприкосновения интересов стран ЧЭС. Первым шагом на пути полномасштабного сотрудничества в данной области стало создание в 2000 году Инновационно-технологического центра при Международном центре черноморских исследований.
«Инновационная политика ЧЭС может стать мощным рычагом быстрого и эффективного производственного использования интеллектуального и научно-технического потенциала стран-участниц»9.
Сотрудничество в области туризма
Хорошо известно, что туризм в Турции является важной частью экономики. Ежегодно туризм приносит стране огромные доходы. Однако потенциал региона позволяет говорить о еще больших возможностях развития туризма как в Турции, так и в других странах ЧЭС.
Россия и Украина совместно с некоторыми международными и региональными организациями разрабатывают проект создания единой туристической системы Черного моря под названием «Черноморское ожерелье». Ведь в регионе Черного моря существует огромная культурно-историческая база для развития туризма. Древние традиции, культурные памятники, исторические места, взаимопроникновение культур различных народов черноморских государств создают особые черты, присущие только этому региону. Цель проекта – организовать серию туров, которые продемонстрируют миру античные черноморские города, старинные крепости, путь «из варяг в греки», черноморский отрезок великого шелкового пути, познакомят туристов с христианскими православными святынями, расскажут о национальных традициях народов, проживающих в Причерноморье.
Следует отметить, что Черноморский регион таит массу возможностей для развития здесь туризма. Осуществляя тесное сотрудничество, страны региона смогут извлечь максимальную пользу из реализации этих возможностей.
Анализ сотрудничества в рамках ОЧЭС позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, на сегодняшний день ОЧЭС является полноценной региональной экономической организацией. Во-вторых, сотрудничество между членами организации развивается практически на всех направлениях двусторонних и многосторонних отношений. В-третьих, ОЧЭС представляет собой реальный механизм экономического сотрудничества.
Для Турции организация важна в силу объективных причин. Хотя для Анкары приоритетным направлением внешнеэкономической политики является ее вступление в ЕС, Турция все равно остается Черноморской державой. Конечно же, ОЧЭС сегодня не в состоянии заменить Турции ЕС. Однако события последних лет показали, что европейские страны не горят желанием видеть Турцию в ЕС. Причин для этого у европейских стран достаточно. Это и разрыв в уровнях социально-экономического развития, и нестабильные финансово-экономические показатели Турции, и политическая нестабильность в стране, и несовпадение требований нормативных актов и стандартов, и конкуренция кандидатов на вступление в ЕС других более развитых стран. Развитие же ОЧЭС позволит Турции частично компенсировать ее возможные потери, понесенные в результате отказа принять страну в полноправные члены ЕС. Создание здесь зоны свободной торговли даст возможность подготовить страну к жесткой конкуренции на европейском рынке.
Сегодня, в условиях стабилизации положения в бывших республиках СССР, входящих в состав организации, перспективы развития организации выглядят не так пессимистично, как это было в первый период создания ОЧЭС. Более того, огромный экономический потенциал региона позволяет говорить о возможности превращения ОЧЭС в мощную экономическую региональную организацию. Для этого необходима целенаправленная согласованная политика всех стран региона, постоянная координация экономических процессов. Также важно понимание того, что развитие сотрудничества в регионе – залог процветания всех черноморских государств.

1 Корицкий А. Идеи сотрудничества обретают жизненную силу // Азия и Африка сегодня, 1998, № 1, с. 25.
2 Борисенко Е. Черноморская зона свободной торговли // Международная жизнь, 1999, № 1, с. 45.
3 Там же.
4 Речь доктора Узеира Гариха на конференции «Турция, Европа и ОЧЭС»
http://artel.net.az/news/SELTI/12-95/2.htm
5 Речь г-на Неждета Сарисозена, Финансового менеджера по торговле, ЧБТР 9 сентября
http://cci.crimea.ua/ms/conferences/bsec/rus/reports/sarisozen_speech.html
6 Там же.
7 Коммерсант, 4.11.2000.
8 Михаил Касьянов поработал в Краснодарском крае на «Голубом потоке//Известия, 18.10.2001.
9 Арзуманян Г., Гончаренко С. Экономическое сотрудничество в черноморском регионе и интеграция инновационных технологий.//Мировая экономика и международные отношения, 2001, № 4, с. 97.

Комментариев нет:

Отправить комментарий