Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. Он представляет собой многовековой сложнопереплетенный конфликт интересов двух близких этноконфессиальных групп: католической и протестантской, проживших бок о бок не одно столетие. Эти противоречия носят социально – политический, экономический и, наконец, ментальный характер, но разделение на противостоящие группы – общины идет именно по религиозному признаку. Тесное переплетение религиозных противоречий с политическими и этническими процессами составляет одну из главных особенностей североирландского конфликта.
Корни современной этнической картины североирландского общества восходят к XVII веку. Британские колонисты сгоняли коренных ирландцев со своих земель и насильственно переселяли их на неплодородные земли в западной части Острова. Наступление на имущественные права ирландцев сопровождалось социально - политической дискриминацией, а также затрагивало культурно – религиозную сферу. Дело в том, что британские колонисты были представлены двумя основными группами: англичанами – приверженцами англиканской церкви и шотландцами - пресвитерианами. Ирландцы же не приняли Реформацию, сохранили католическую веру и не желали переходить в протестантство. Во всех законах принимавшихся британским парламентом относительно Ирландии фактическое национальное и имущественное разделение было закреплено в чисто религиозных терминах «протестант-католик». Таким образом, на несколько сот лет в сознании ирландцев и британцев закрепились предпосылки для оценки вероисповедания как основного критерия разделения разных слоев общества. В действительности в нём одновременно объединялись и подразумевались не только религиозные, но этнокультурные, политические и экономические составляющие.
Северная Ирландия, как наиболее перспективная с экономической точки зрения, стала форпостом английской власти на Острове. Потомки англо-шотландских переселенцев сформировали особую этническую группу – ольстерцы. За столетия жизни в Ольстере они привыкли считать эту землю своей, и намерены были использовать любые средства для сохранения собственного привилегированного положения.
Особенно ярко эта их позиция проявилась в результате событий первой четверти XX века, когда в ходе яростной борьбы за свободу большей части Ирландии все же удалось получить независимость сначала в качестве Доминиона, а затем и Республики. Ольстерские же протестанты не желали выходить из состава Соединенного Королевства и считали себя британцами. Воспользовавшись своим численным перевесом на северо-востоке, они настояли на референдуме (1921 г.). По его результатам Ольстер остался в составе Великобритании. В последующие десятилетия ситуация антагонизма между религиозными общинами в Северной Ирландии только усугублялась. Протестанты с молчаливого согласия Лондона установили в провинции режим жесткой дискриминации католиков: ввели ограничения на занятие государственных должностей, получение высшего образования, медицинского обслуживания и прочее.
Исследователи и публицисты обычно называют режим власти, оформившийся в Северной Ирландии после раздела Острова, «юнионистским монолитом». Он действительно представлял собой стабильную социальную систему. Вся машина управления была построена на том, чтобы протестантские слои ощущали свою причастность к механизму протестантского господства3. Несмотря на то, что среди протестантов существуют различные исповедания и секты, они, как правило, объединялись и составляли единую оппозицию католикам по самым различным вопросам. Их сплачивала, прежде всего, глубоко укоренившаяся и насчитывающая не одно столетие традиция не доверия и страха. На генеральной ассамблее пресвитерианской церкви в 1950 г. об этом было сказано следующее: «…Одна из причин конфликта между католиками и протестантами, особенно здесь, где численность тех и других примерно одинакова (т. е. в Северной Ирландии), коренится в том, что римская католическая церковь является религиозной организацией, которая действует в мировом масштабе и стремится захватить контроль над общественными учреждениями и над общественной жизнью в целом; это не только одна из церквей, но и политическая организация… Вот почему протестанты так часто опасаются угрозы своей свободе и засилья иной церкви в религиозных, политических и социальных вопросах»4.
В научных кругах такую позицию именуют «осадным менталитетом» или «осажденной крепостью», имея в виду оборонительную стратегию протестантского большинства, отстаивающего свои исключительные права перед лицом постоянной внешней угрозы со стороны «националистов» и «республиканцев», стремящихся к объединению Ольстера с Республикой Ирландия. «Осадный менталитет», глубоко укоренившийся в сознании протестантских масс, представлял собой социально-психологический базис юнионистской идеологии, исключавшей возможность какого бы то ни было примирения «осажденных» и «атакующих»5.
К 60-м годам XX в. ситуация в регионе стала практически тупиковой. Ольстер стоял на пороге неминуемой социальной катастрофы. Очередное силовое вмешательство со стороны Англии в 1969 г. ознаменовало собой новый виток в развитии кризиса в Северной Ирландии. В 1969 г. английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. Конец 60-х – начало 80-х гг. считаются десятилетиями, когда конфликт в Ольстере перешел в наиболее острую свою фазу. В провинции происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, в которых зачастую гибли невинные люди. Террористическая деятельность достигла небывалых размахов.
При этом религиозная составляющая прослеживалась даже в деятельности террористических организаций. На флагах некоторых группировок присутствовали религиозные атрибуты, а в уличных столкновениях звучали призывы религиозного характера. В настенной росписи очень популярной в Северной Ирландии, часто можно было встретить религиозные сюжеты, воплощенные в современном для ольстерцев контексте. Например, некоторые погибшие активисты со стороны, как католиков, так и протестантов представлялись в образах мучеников и страдальцев за веру6.
По переписи, проведенной в 1961 г., население Ольстера насчитывало 1 425 042 человека. Из них протестанты составляли 61,5 % населения, католики – 34,9 %, и лишь 2 % населения провинции не относили себя к какой–либо церкви. Около 90 % католиков Ольстера по воскресеньям посещало церковь, а среди протестантов, включая представителей их различных сект, число посещавших церковь составляло более 50 % . Всего тех, кто регулярно посещал церковь, насчитывалось в 1960-х годах более 80 % населения7.
При этом для большинства североирландцев отношение к церкви не ограничивалось указанием на свою религиозную принадлежность – это являлось показателем их самоидентификации. Исходя из их религиозной принадлежности можно было почти точно сказать: в каком районе они выросли, в какую школу ходили, сколько детей было в семье и чем занимались их родители.
В Северной Ирландии до сих пор в ходу старый анекдот: «Как - то в Белфасте хулиган останавливает прохожего и спрашивает, какую религию тот исповедует. Желая избежать неприятностей, прохожий отвечает: «Я – еврей». «Очень хорошо», - говорит хулиган – Но католический еврей или протестантский еврей?»
Для жителя Северной Ирландии религиозная община была наиболее важным социальным институтом, под определяющим влиянием которой транслировалась традиционное мировосприятие и воспроизводились поведенческие стереотипы. Не случайно поэтому коммуникации между представителями разных общин являлись большой редкостью. Длительное время браки между протестантами и католиками составляли всего около 6 - 7% от общего числа браков8. Интеграция общин затрудняется еще и тем, что подавляющее большинство городов и населенных пунктов до сих пор моноконфесиональны. К числу городов со «смешанным» населением можно отнести лишь Белфаст и Лондондерри. Но и в них католические и протестантские кварталы до сих пор разделены кирпичными «стенами мира», как саркастически называют их местные жители9.
Конфессиональная карта Северной Ирландии. Зелёным цветом обозначены районы, заселённые католиками, оранжевым - заселённые протестантами.
Религиозная вражда внушалась североирландцам с самого рождения. Исследования, проведенные в 1980 г. университетом Ольстера, выявили следующие данные: трехлетние дети испытывали неприязнь по отношению к культурным символам другой религии, а шестилетние дети могли объяснить политическую разницу между флагами. На практике 95% подростков католиков Северной Ирландии сталкивались, согласно этим же исследованиям, с проблемой сегрегации в школе10.
При этом раздел на враждующие религиозные группировки четко совпадал с политическими взглядами. Протестанты придерживались юнионистских политических убеждений; а католики являлись республиканцами.
В Ассамблею Северной Ирландии не раз избирались протестантские священнослужители. Юнионистская партия была тесно связана с откровенно религиозным Оранжистским орденом. Формировавшиеся ею правительства неоднократно меняли свои решения в соответствии с требованиями Пресвитерианской генеральной ассамблеи и других религиозных организаций. Тесное взаимодействие властных структур и агрессивно настроенных протестантских кругов создавало угрозу порядку и безопасности в Северной Ирландии.
Пожалуй, наиболее ярким представителем религиозного фанатика у власти является политик с огромным политическим стажем – 83 -летний Йан Пейсли. Он не только многократный депутат британского и европейского парламентов, бывший глава Североирландской Ассамблеи, но и основатель церкви Свободные Пресвитериане. Прославился Пейсли в основном благодаря скандальным выступлениям и многократной организации католических погромов. Так в 1963 г. он спровоцировал демонстрацию против спуска британского флага в Белфасте в связи с кончиной Папы Иоанна ХХIII. А в 1988 г. Пейсли во время выступления в Европейском парламенте Иоанна Павла II поднял красный плакат с надписью «Папа Иоанн Павел II – Антихрист!» и прокричал своим знаменитым басом: «Антихрист! Я проклинаю тебя и все твои культы и ритуалы!»11.
Что касается британского руководства, то оно в своей политике урегулирования Североирландского конфликта старался абстрагироваться от его религиозной составляющей. Правительства Г. Вильсона и Э. Хита сделали попытку разрешить кризис путем проведения экономических реформ, которые пришли в противоречие со взглядами традиционалистски настроенных кругов обеих общин, что в итоге и спровоцировало вспышку беспорядков. С целью их подавления в Ольстер был введен дополнительный военный контингент. Еще более к силовому варианту решения конфликта склонялась М.Тэтчер. При этом консерваторы поддерживали тесные связи с юнионистами и, зачастую, главной мишенью английских военных и полиции становились католические военизированные группировки и просто католические кварталы, где проводились периодические «зачистки». Такая противоречивая и не всегда последовательная политика официального Лондона лишь усугубляла ситуацию, которая грозила вылиться в открытый военизированный конфликт и как следствие расшатать государственную систему Британии.
К моменту всеобщих парламентских выборов 1997 г. конфликт в Ольстере охватил уже все стороны общественной жизни, жестко подчинявшиеся общинно – религиозной детерминации. Разрешение кризиса стало острейшим вопросом государственного значения. Одним из лозунгов «неолейбористов» во время избирательной компании был акцент на сугубо политические методы в миротворческом процессе в Ольстере. Выборы принесли неолейбористам уверенную победу, во главе правительства стал молодой и деятельный политик Э. Блэр.
Блэр считал, что ирландская политика должна проводиться вне всякого идеологического и религиозного контекста, что Лондону нельзя занимать ни ту, ни другую сторону, а лишь организовать и контролировать мирный диалог между ними.
Для оценки имевшихся перспектив такой политики необходимо ознакомиться и с отношением к религии самого Блэра, его пониманием религиозной этики и ее воздействия на политику. Лейбористский лидер называл себя «христианином - экуменистом»12. «По моему мнению, – говорил он, – многие из острых конфликтов между католиками и протестантами полностью сбивают людей с толку. Я глубоко уважаю другие вероисповедания и ратую за религиозный плюрализм в нашей стране»13. Алистер Кэмпбелл, глава информационного центра британского правительства при Блэре, произнес в одном из интервью фразу, ставшую крылатой: «Богом мы не занимаемся»14, – тем самым еще раз подчеркнув прагматизм лейбористкой политики.
Экуменический пафос, общая настроенность на мир и веротерпимость вместе с акцентом на здравый смысл, на ослабление значения идеологических схем в современной политике создавали благоприятное силовое поле, в котором, должен был формироваться североирландский курс нового лейбористского кабинета.
В результате длительных и многоступенчатых переговоров в 1998 году заинтересованными сторонами было подписано Стормонтское Соглашение15, в соответствии с которым должна была быть реализована сложная, многоступенчатая формула выхода из кризиса. Воплощение в жизнь этой программы столкнулось со многими трудностями, обусловленными комплексом проблем, в том числе и религиозного характера.
Вместе с тем за два десятилетия удалось добиться определенного прогресса в вопросе мирного урегулирования конфликта: возобновила свою деятельность Североирландская Ассамблея, в работе которой принимают участие как католические, так и протестантские партии, практически полностью прекращена террористическая деятельность подпольных группировок, улучшен общий климат отношений между общинами.
Процесс политического урегулирования отразился и на религиозной составляющей. Так по данным исследования, проведенного учеными из Королевского университета и Университета Ольстера, число жителей Северной Ирландии, регулярно посещающих церковь, в последние годы снизилось. Наиболее показателен спад посещаемости церкви среди католиков, которые раньше были наиболее активными прихожанами. Снизилась численность практикующих верующих и среди протестантов. Значительно возросло количество атеистов и людей без конфессиональной принадлежности. Специалисты предположили, что отказ практиковать ту или иную христианскую традицию вызван политическим причинами: со снижением напряженности между общинами отпала и необходимость относить себя к той или иной конфессии16.
Подчеркивая свой экуменизм, Блэр до своей отставки оставался протестантом, хотя неоднократно посещал католические мессы вместе со своей супругой Шерри и детьми. Более того, после ухода с поста премьера в 2007 году он перешел в католичество, что, безусловно, явилось еще одной попыткой продемонстрировать свою религиозно – политическую толерантность, и содействовать происходящим в Ольстере позитивным переменам.
Таким образом, религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Длительное время находясь под колониальным гнетом, этнические ирландцы сплотились против ненавистных им колонизаторов под флагом католичества. Католическая вера стала для них символом самобытности и самоидентификации, формой восприятия действительности. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практиковали жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав. Церковная принадлежность при этом оказалась универсальным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.
Примечания:
1 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996; Parliamentary Debates. House Of Commons. Hansard. 24th of July. URL : http://www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm200102/cmhansrd/cm020724/debtext/20724-08.htm; The GoodFriday Agreement . URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm; Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. Council of Europe, Strasburg, 1996; Alliance manifesto, The aims of the Ulster Unionist Party, Implementing the GoodFriday Agreement. North-South economic andsocial development, Leadership to put things right! Parliamentary andDistrict Council Election Manifesto 2001, Sinn Féin Manifesto 2002. Building an Irelandof Equals и др.
2 Aughey, А. Ulster Unionism andthe Anglo-Irish Agreement. London, Hurst & Company, 1989.; J.B. Bell. Back to the Future: The Protestants anda UnitedIreland. Dublin, Poolbeg Press Ltd, 1996; Breen, R. Social Attitudes in Northern Ireland1996. Belfast, The Appletree Press Ltd, 1996; Cash J. D. Identity Ideology andConflict: The Structuration of Politics in Northern Ireland. Cambridge, Cambridge University Press, 1996; Gallagher A. M. Employment, Unemployment andReligion in Northern Ireland. Coleraine, Centre for the Study of Conflict, University of Ulster, 1991; Орлова, М. Е. : 1) Опыт мирного регулирования в Северной Ирландии в контексте культуры мира // От нетерпимости к согласию: Проблемы перехода от гражд. и религ. противостояния к веротерпимости и обществ. Согласию : Материалы междунар. конф., май 1999 г., Москва. М., 1999; 2) Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994; Осадчая Ж. Ф. Лейбористская партия Великобритании: лицом к бушующему. М., 1990 и.др.
3 Patterson, H. : 1) Class conflict andsectarianism. The Protestant working class andthe Belfast labour movement, 1868–1920. Belfast, 1980; 2) Refining the Debates on Ulster // Political Studies. 1976. Vol. 24, № 2. Р. 205–208; 3) The State in Northern Ireland, 1921–1972 / H. Patterson, P. Bew, P. Gibbon // Political forces andsocial classes. Manchester, 1979.
4 Де Пеа, Л. Расколотый Ольстер. М., 1974. С. 175.
5 Darby, J. Conflict in Northern Ireland. The Development of a polarizedcommunity. Dublin, 1976. P. 111.
6 Гиффан, Ж. Северная Ирландия. Стены говорят // Ar Men (Камень). 1996. № 76, апрель.
7 Рабинович, И. Е. Великобритания. Ирландия: Экон. – геогр. Очерк. М.: Просвещение, 1966. С. 54.
8 Bell-Fialkoff A. Ethnic Cleansing. NY, St. Martin's Griffin, 1999, Р. 205
9 Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. - Council of Europe, Strasburg. 1996. Р. 3.
10 Bocher S., Lin A., McLeedB. Cross-culture Contacts andthe Development of International Perspective. S. Bocher, A. Lin, B. McLeed// Journal of Social Psychology. 1981. Vol. 107, № 1. P. 31.
11 Маленко И. Слезы Иисуса. URL : http://left.ru/2003/1/slezy77.html
12 Показательно при этом, что сам Блэр происходил из семьи ярых протестантов, его дед по материнской линии, живший в ирландском графстве Донегал был членом Оранжистского ордена, о чем Блэр предпочитал умалчивать.
13 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996. Р. 62
14 Тони Блэр перейдет в католичество.- http://www.regions.ru/news/society/2076259/ 18.05.2007
15 The GoodFriday Agreement. URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm
16 В Северной Ирландии наблюдается спад посещаемости церквей // Благовест – Инфо. Агентство религиозной информации. 2005. 24 ноября
Конфликт в Северной Ирландии |
Северная Ирландия, как наиболее перспективная с экономической точки зрения, стала форпостом английской власти на Острове. Потомки англо-шотландских переселенцев сформировали особую этническую группу – ольстерцы. За столетия жизни в Ольстере они привыкли считать эту землю своей, и намерены были использовать любые средства для сохранения собственного привилегированного положения.
Особенно ярко эта их позиция проявилась в результате событий первой четверти XX века, когда в ходе яростной борьбы за свободу большей части Ирландии все же удалось получить независимость сначала в качестве Доминиона, а затем и Республики. Ольстерские же протестанты не желали выходить из состава Соединенного Королевства и считали себя британцами. Воспользовавшись своим численным перевесом на северо-востоке, они настояли на референдуме (1921 г.). По его результатам Ольстер остался в составе Великобритании. В последующие десятилетия ситуация антагонизма между религиозными общинами в Северной Ирландии только усугублялась. Протестанты с молчаливого согласия Лондона установили в провинции режим жесткой дискриминации католиков: ввели ограничения на занятие государственных должностей, получение высшего образования, медицинского обслуживания и прочее.
Флаг Ольстера |
В научных кругах такую позицию именуют «осадным менталитетом» или «осажденной крепостью», имея в виду оборонительную стратегию протестантского большинства, отстаивающего свои исключительные права перед лицом постоянной внешней угрозы со стороны «националистов» и «республиканцев», стремящихся к объединению Ольстера с Республикой Ирландия. «Осадный менталитет», глубоко укоренившийся в сознании протестантских масс, представлял собой социально-психологический базис юнионистской идеологии, исключавшей возможность какого бы то ни было примирения «осажденных» и «атакующих»5.
Религиозная принадлежность жителей Северной Ирландии |
При этом религиозная составляющая прослеживалась даже в деятельности террористических организаций. На флагах некоторых группировок присутствовали религиозные атрибуты, а в уличных столкновениях звучали призывы религиозного характера. В настенной росписи очень популярной в Северной Ирландии, часто можно было встретить религиозные сюжеты, воплощенные в современном для ольстерцев контексте. Например, некоторые погибшие активисты со стороны, как католиков, так и протестантов представлялись в образах мучеников и страдальцев за веру6.
По переписи, проведенной в 1961 г., население Ольстера насчитывало 1 425 042 человека. Из них протестанты составляли 61,5 % населения, католики – 34,9 %, и лишь 2 % населения провинции не относили себя к какой–либо церкви. Около 90 % католиков Ольстера по воскресеньям посещало церковь, а среди протестантов, включая представителей их различных сект, число посещавших церковь составляло более 50 % . Всего тех, кто регулярно посещал церковь, насчитывалось в 1960-х годах более 80 % населения7.
При этом для большинства североирландцев отношение к церкви не ограничивалось указанием на свою религиозную принадлежность – это являлось показателем их самоидентификации. Исходя из их религиозной принадлежности можно было почти точно сказать: в каком районе они выросли, в какую школу ходили, сколько детей было в семье и чем занимались их родители.
В Северной Ирландии до сих пор в ходу старый анекдот: «Как - то в Белфасте хулиган останавливает прохожего и спрашивает, какую религию тот исповедует. Желая избежать неприятностей, прохожий отвечает: «Я – еврей». «Очень хорошо», - говорит хулиган – Но католический еврей или протестантский еврей?»
Для жителя Северной Ирландии религиозная община была наиболее важным социальным институтом, под определяющим влиянием которой транслировалась традиционное мировосприятие и воспроизводились поведенческие стереотипы. Не случайно поэтому коммуникации между представителями разных общин являлись большой редкостью. Длительное время браки между протестантами и католиками составляли всего около 6 - 7% от общего числа браков8. Интеграция общин затрудняется еще и тем, что подавляющее большинство городов и населенных пунктов до сих пор моноконфесиональны. К числу городов со «смешанным» населением можно отнести лишь Белфаст и Лондондерри. Но и в них католические и протестантские кварталы до сих пор разделены кирпичными «стенами мира», как саркастически называют их местные жители9.
Конфессиональная карта Северной Ирландии. Зелёным цветом обозначены районы, заселённые католиками, оранжевым - заселённые протестантами. |
Религиозная вражда внушалась североирландцам с самого рождения. Исследования, проведенные в 1980 г. университетом Ольстера, выявили следующие данные: трехлетние дети испытывали неприязнь по отношению к культурным символам другой религии, а шестилетние дети могли объяснить политическую разницу между флагами. На практике 95% подростков католиков Северной Ирландии сталкивались, согласно этим же исследованиям, с проблемой сегрегации в школе10.
При этом раздел на враждующие религиозные группировки четко совпадал с политическими взглядами. Протестанты придерживались юнионистских политических убеждений; а католики являлись республиканцами.
В Ассамблею Северной Ирландии не раз избирались протестантские священнослужители. Юнионистская партия была тесно связана с откровенно религиозным Оранжистским орденом. Формировавшиеся ею правительства неоднократно меняли свои решения в соответствии с требованиями Пресвитерианской генеральной ассамблеи и других религиозных организаций. Тесное взаимодействие властных структур и агрессивно настроенных протестантских кругов создавало угрозу порядку и безопасности в Северной Ирландии.
Пожалуй, наиболее ярким представителем религиозного фанатика у власти является политик с огромным политическим стажем – 83 -летний Йан Пейсли. Он не только многократный депутат британского и европейского парламентов, бывший глава Североирландской Ассамблеи, но и основатель церкви Свободные Пресвитериане. Прославился Пейсли в основном благодаря скандальным выступлениям и многократной организации католических погромов. Так в 1963 г. он спровоцировал демонстрацию против спуска британского флага в Белфасте в связи с кончиной Папы Иоанна ХХIII. А в 1988 г. Пейсли во время выступления в Европейском парламенте Иоанна Павла II поднял красный плакат с надписью «Папа Иоанн Павел II – Антихрист!» и прокричал своим знаменитым басом: «Антихрист! Я проклинаю тебя и все твои культы и ритуалы!»11.
Что касается британского руководства, то оно в своей политике урегулирования Североирландского конфликта старался абстрагироваться от его религиозной составляющей. Правительства Г. Вильсона и Э. Хита сделали попытку разрешить кризис путем проведения экономических реформ, которые пришли в противоречие со взглядами традиционалистски настроенных кругов обеих общин, что в итоге и спровоцировало вспышку беспорядков. С целью их подавления в Ольстер был введен дополнительный военный контингент. Еще более к силовому варианту решения конфликта склонялась М.Тэтчер. При этом консерваторы поддерживали тесные связи с юнионистами и, зачастую, главной мишенью английских военных и полиции становились католические военизированные группировки и просто католические кварталы, где проводились периодические «зачистки». Такая противоречивая и не всегда последовательная политика официального Лондона лишь усугубляла ситуацию, которая грозила вылиться в открытый военизированный конфликт и как следствие расшатать государственную систему Британии.
К моменту всеобщих парламентских выборов 1997 г. конфликт в Ольстере охватил уже все стороны общественной жизни, жестко подчинявшиеся общинно – религиозной детерминации. Разрешение кризиса стало острейшим вопросом государственного значения. Одним из лозунгов «неолейбористов» во время избирательной компании был акцент на сугубо политические методы в миротворческом процессе в Ольстере. Выборы принесли неолейбористам уверенную победу, во главе правительства стал молодой и деятельный политик Э. Блэр.
Тони Блэр |
Для оценки имевшихся перспектив такой политики необходимо ознакомиться и с отношением к религии самого Блэра, его пониманием религиозной этики и ее воздействия на политику. Лейбористский лидер называл себя «христианином - экуменистом»12. «По моему мнению, – говорил он, – многие из острых конфликтов между католиками и протестантами полностью сбивают людей с толку. Я глубоко уважаю другие вероисповедания и ратую за религиозный плюрализм в нашей стране»13. Алистер Кэмпбелл, глава информационного центра британского правительства при Блэре, произнес в одном из интервью фразу, ставшую крылатой: «Богом мы не занимаемся»14, – тем самым еще раз подчеркнув прагматизм лейбористкой политики.
Экуменический пафос, общая настроенность на мир и веротерпимость вместе с акцентом на здравый смысл, на ослабление значения идеологических схем в современной политике создавали благоприятное силовое поле, в котором, должен был формироваться североирландский курс нового лейбористского кабинета.
В результате длительных и многоступенчатых переговоров в 1998 году заинтересованными сторонами было подписано Стормонтское Соглашение15, в соответствии с которым должна была быть реализована сложная, многоступенчатая формула выхода из кризиса. Воплощение в жизнь этой программы столкнулось со многими трудностями, обусловленными комплексом проблем, в том числе и религиозного характера.
Вместе с тем за два десятилетия удалось добиться определенного прогресса в вопросе мирного урегулирования конфликта: возобновила свою деятельность Североирландская Ассамблея, в работе которой принимают участие как католические, так и протестантские партии, практически полностью прекращена террористическая деятельность подпольных группировок, улучшен общий климат отношений между общинами.
Процесс политического урегулирования отразился и на религиозной составляющей. Так по данным исследования, проведенного учеными из Королевского университета и Университета Ольстера, число жителей Северной Ирландии, регулярно посещающих церковь, в последние годы снизилось. Наиболее показателен спад посещаемости церкви среди католиков, которые раньше были наиболее активными прихожанами. Снизилась численность практикующих верующих и среди протестантов. Значительно возросло количество атеистов и людей без конфессиональной принадлежности. Специалисты предположили, что отказ практиковать ту или иную христианскую традицию вызван политическим причинами: со снижением напряженности между общинами отпала и необходимость относить себя к той или иной конфессии16.
Подчеркивая свой экуменизм, Блэр до своей отставки оставался протестантом, хотя неоднократно посещал католические мессы вместе со своей супругой Шерри и детьми. Более того, после ухода с поста премьера в 2007 году он перешел в католичество, что, безусловно, явилось еще одной попыткой продемонстрировать свою религиозно – политическую толерантность, и содействовать происходящим в Ольстере позитивным переменам.
Таким образом, религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Длительное время находясь под колониальным гнетом, этнические ирландцы сплотились против ненавистных им колонизаторов под флагом католичества. Католическая вера стала для них символом самобытности и самоидентификации, формой восприятия действительности. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практиковали жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав. Церковная принадлежность при этом оказалась универсальным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.
Примечания:
1 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996; Parliamentary Debates. House Of Commons. Hansard. 24th of July. URL : http://www.parliament.the-stationery-office.co.uk/pa/cm200102/cmhansrd/cm020724/debtext/20724-08.htm; The GoodFriday Agreement . URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm; Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. Council of Europe, Strasburg, 1996; Alliance manifesto, The aims of the Ulster Unionist Party, Implementing the GoodFriday Agreement. North-South economic andsocial development, Leadership to put things right! Parliamentary andDistrict Council Election Manifesto 2001, Sinn Féin Manifesto 2002. Building an Irelandof Equals и др.
2 Aughey, А. Ulster Unionism andthe Anglo-Irish Agreement. London, Hurst & Company, 1989.; J.B. Bell. Back to the Future: The Protestants anda UnitedIreland. Dublin, Poolbeg Press Ltd, 1996; Breen, R. Social Attitudes in Northern Ireland1996. Belfast, The Appletree Press Ltd, 1996; Cash J. D. Identity Ideology andConflict: The Structuration of Politics in Northern Ireland. Cambridge, Cambridge University Press, 1996; Gallagher A. M. Employment, Unemployment andReligion in Northern Ireland. Coleraine, Centre for the Study of Conflict, University of Ulster, 1991; Орлова, М. Е. : 1) Опыт мирного регулирования в Северной Ирландии в контексте культуры мира // От нетерпимости к согласию: Проблемы перехода от гражд. и религ. противостояния к веротерпимости и обществ. Согласию : Материалы междунар. конф., май 1999 г., Москва. М., 1999; 2) Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. М., 1994; Осадчая Ж. Ф. Лейбористская партия Великобритании: лицом к бушующему. М., 1990 и.др.
3 Patterson, H. : 1) Class conflict andsectarianism. The Protestant working class andthe Belfast labour movement, 1868–1920. Belfast, 1980; 2) Refining the Debates on Ulster // Political Studies. 1976. Vol. 24, № 2. Р. 205–208; 3) The State in Northern Ireland, 1921–1972 / H. Patterson, P. Bew, P. Gibbon // Political forces andsocial classes. Manchester, 1979.
4 Де Пеа, Л. Расколотый Ольстер. М., 1974. С. 175.
5 Darby, J. Conflict in Northern Ireland. The Development of a polarizedcommunity. Dublin, 1976. P. 111.
6 Гиффан, Ж. Северная Ирландия. Стены говорят // Ar Men (Камень). 1996. № 76, апрель.
7 Рабинович, И. Е. Великобритания. Ирландия: Экон. – геогр. Очерк. М.: Просвещение, 1966. С. 54.
8 Bell-Fialkoff A. Ethnic Cleansing. NY, St. Martin's Griffin, 1999, Р. 205
9 Report of the Group of Specialists on The Demographic Situation of National Minorities, 4th meeting. - Council of Europe, Strasburg. 1996. Р. 3.
10 Bocher S., Lin A., McLeedB. Cross-culture Contacts andthe Development of International Perspective. S. Bocher, A. Lin, B. McLeed// Journal of Social Psychology. 1981. Vol. 107, № 1. P. 31.
11 Маленко И. Слезы Иисуса. URL : http://left.ru/2003/1/slezy77.html
12 Показательно при этом, что сам Блэр происходил из семьи ярых протестантов, его дед по материнской линии, живший в ирландском графстве Донегал был членом Оранжистского ордена, о чем Блэр предпочитал умалчивать.
13 Blair Т. New Britain. My Vision of a Young Country. L., 1996. Р. 62
14 Тони Блэр перейдет в католичество.- http://www.regions.ru/news/society/2076259/ 18.05.2007
15 The GoodFriday Agreement. URL : http://www.nio.gov.uk/issues/agreelinks/agreement.htm
16 В Северной Ирландии наблюдается спад посещаемости церквей // Благовест – Инфо. Агентство религиозной информации. 2005. 24 ноября
Комментариев нет:
Отправить комментарий