четверг, 10 октября 2013 г.

Армия и полиция в Израиле

Военная доктрина Израиля
В настоящее время в Израиле действует оборонная доктрина, которая была предложена еще первым премьер-министром страны Д.Бен-Гурионом.
Учитывая малую глубину территории страны, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) обязана брать инициативу на себя и в случае нападения противника быстро переносить военные действия на его территорию или даже наносить превентивные удары. Превентивный удар призван, по расчетам израильских стратегов, деморализовать вооруженные силы и население противника, подорвать его военно-экономический потенциал, перенести боевые действия на чужую территорию, сократить потери израильской армии и за счет этих факторов обеспечить исход войны в пользу Израиля. Численность армий противника всегда была превосходящей, но ЦАХАЛ поддерживает качественное преимущество за счет современных видов вооружения и высокого уровня подготовки личного состава.
Второй принцип доктрины состоит в том, что поскольку Израиль не может позволить себе постоянно содержать большую по численности армию, ее основой являются немногочисленные, но высокоэффективные и оснащенные по последнему слову военной науки части из солдат срочной службы. В случае начала военного конфликта они при поддержке авиации должны сдерживать продвижение противника до прибытия основных частей резервистов и после этого переходить в контрнаступление. В соответствии с этой концепцией ЦАХАЛ соединяет в себе небольшую регулярную армию, состоящую из призванных на срочную службу и сверхсрочников, службы раннего оповещения, регулярных военно-воздушных и военно-морских сил. Основную силу армии составляют резервисты, ежегодно призываемые на сборы; в случае войны или кризиса они могут быть быстро мобилизованы в свои подразделения со всех концов страны.
Однако военные специалисты Израиля считают, что доктрина Бен-Гуриона устарела. Разработка новой, современной доктрины ведется израильскими специалистами уже несколько лет. Новая стратегическая концепция принимает во внимание изменения, произошедшие в мире за последние годы, а именно:
– распад такого мощного государства, как СССР, в результате которого фактически единственной мировой сверхдержавой остались США;
– угроза использования оружия массового поражения и средств его доставки;
– уже подписанные, а также разрабатываемые мирные соглашения;
– социальные и идеологические изменения в израильском обществе;
– развитие в Израиле новых военных технологий;
– вспыхнувший с новой силой израильско-палестинский конфликт.
В министерстве обороны Израиля разработана также программа «Эра 2000», в соответствии с которой ЦАХАЛ будет комплектоваться и вооружаться на протяжении ближайших 5–10 лет.
Вооруженные силы Израиля
(Армия обороны Израиля «ЦАХАЛ»)
Эмблема ЦАХАЛ
Вооруженные силы (ВС) Израиля были созданы одновременно с провозглашением государства в 1948 году. Израильская армия (ЦАХАЛ) представляет собой достаточно мощную в масштабах страны организацию. Военно-политическое руководство Израиля уделяет огромное внимание развитию ВС, рассматривая их в качестве эффективного средства проведения своего внутри- и внешнеполитического курса (военный бюджет на 2001 г. составил 8,7 млрд. долларов, что равняется примерно 10% валового национального продукта).
Основными задачами, стоящими перед ВС Израиля, являются:
– защита еврейского государства, его территориальной целостности и суверенитета;
– обеспечение безопасности населения страны;
– борьба с терроризмом во всех его формах.
Верховным главнокомандующим Израиля выступает глава правительства, который через министра обороны отдает соответствующие указания. Непосредственное управление войсками осуществляет министр обороны через начальника Генерального штаба (НГШ), который отдает приказы в войска и практически обладает верховными полно-мочиями.
В стране, согласно закону 1959 года, действует всеобщая воинская повинность. В армию призываются граждане в возрасте 18 лет. Срок службы: для мужчин – 32 месяца, для женщин – 24 месяца. Отсрочка от призыва может быть предоставлена особо одаренным студентам высших учебных заведений. Новым иммигрантам также может быть предоставлена отсрочка или сокращен срок службы в зависимости от возраста и семейного положения на момент приезда в Израиль. В 1998 году Высший суд справедливости постановил, что учащиеся, ранее освобождавшиеся от призыва, будут своевременно призываться в армию. Следует отметить, что прежде арабская часть населения была освобождена от обязательной службы в израильской армии. Однако начиная с 1957 года по просьбе друзских и черкесских лидеров служба в ЦАХАЛе стала обязательной для мужской части этих общин; растет также число бедуинов, служащих в армии на контрактной основе.
После прохождения обязательной службы каждый солдат припи-сывается к подразделению резерва. Мужчины в возрасте до 51 года ежегодно служат до 39 дней; этот срок в чрезвычайных обстоятельствах может быть продлен. В последнее время проводится политика, направленная на облегчение службы резервистов: резервисты, про-ходившие службу в боевых частях, могут выйти в отставку по достижении 45 лет. По окончании срочной службы лица, отвечающие потребностям ЦАХАЛа, могут остаться в армии на контрактной основе.
Находясь в армии, солдат может повысить свой образовательный уровень, получить аттестат зрелости. Поощряется учеба офицеров в высших учебных заведениях. Солдаты, в недостаточной степени владеющие ивритом, проходят языковые курсы.
Армия обороны Израиля состоит из регулярных сил (сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы), которые до-полняют военизированная организация молодежи (ГАДНА), войска территориальной обороны (НАХАЛ) и женский корпус («Хейл Нашим»).
Регулярные ВС насчитывают свыше 180 тыс. человек. Резерв составляет около 430 тыс. человек, в том числе резерв сухопутных войск – 400 тыс., военно-воздушных сил – 20 тыс., военно-морских сил – 5 тыс. человек. Мобилизационные ресурсы оцениваются в 1,5 млн. человек, в том числе годных к военной службе 1,2 млн. человек.
Сухопутные войска: 140 тыс. человек, три территориальных командования, три штаба корпуса, три бронетанковые дивизии, три пехотные дивизии охраны государственной границы, два штаба дивизий, четыре мотопехотные бригады, три самоходных артиллерийских дивизиона. Резерв: восемь бронетанковых дивизий, одна аэромобильная, десять пехотных бригад. Вооружение: более 20 пусковых установок тактических ракет, 3800 танков (среди них: «Меркава», «Абраме», «Центурион», Т-55, Т-62, «Мага-7»), около 6000 боевых бронированных машин, свыше 400 орудий полевой артиллерии, свыше 5000 минометов, до 1000 противотанковых ракетных комплексов.
Военно-воздушные силы: 32 тыс. человек. Самолетный и вер-толетный парк насчитывает около 400 самолетов боевой авиации (F-15, F-16, F-4E, «Кфир С7»; из них более ста – в резерве), до ста самолетов и вертолетов вспомогательной авиации («Боинг 707» и ряд других самолетов и вертолетов), а также беспилотные летательные аппараты типа «Скаут», «Пионер», «Самсон», «Делайн» и ряд других; зенитно-ракетные комплексы средней и малой дальности и ближнего действия «Хок», «Пэтриот», «Чапарэл».
Военно-морские силы: около 5 тыс. человек (в том числе 300 «коммандос»), 60 боевых кораблей и катеров (подводные лодки типа «Дельфин» и «Гал»), ракетные, противолодочные и десантные катера).
«ГАДНА» – полувоенная организация, объединяющая юношей и девушек в возрасте 14–18 лет и осуществляющая военную подготовку молодежи почти для всех родов войск. Находится одновременно в ведении министерства обороны и министерства просвещения. Имеет собственный главный штаб и военные округа, а также морскую и летную секции. Командиры – армейские офицеры, прошедшие специальный курс обучения,
«НАХАЛ» (территориальные войска). Численность – около 6 тыс. человек. Войска «НАХАЛ» формируются из групп молодежи, которые предварительно проходят в течение нескольких месяцев интенсивную военную (в том числе воздушно-десантную) подготовку. В «НАХАЛ» военная служба сочетается с сельскохозяйственными работами и созда-нием новых поселений.
Женский корпус «Хейл Нашим» насчитывает 36 тыс. человек, командиром является генерал Ори Адато, которая с 19-летнего возраста находится на военной службе. Женские подразделения ее корпуса во время боевых действий не должны находиться в непосредственном контакте с противником, хотя личный состав обучен применению стрелкового и противотанкового оружия. Основные функции женщин в корпусе – административные, обслуживающие, инструкторские и медико-санитарные.
В каждом роде войск ЦАХАЛ существует отборное подразделение для выполнения особо опасных и сложных боевых задач специального назначения. Одним из наиболее подготовленных для проведения разведывательно-диверсионных и антитеррористических операций в группе элитных подразделений израильской армии является Сайерет МАТКАЛ (разведывательное подразделение Генерального штаба), созданное в 1957 году. Служба в Спецназе Генштаба является необыкновенно престижной для израильского военнослужащего. С мо-мента формирования первых подразделений специального назначения бойцы Сайерет МАТКАЛ провели десятки сложнейших операций в Уганде, Египте, Сирии и Ливане. В течение 30 лет само название этого спецподразделения было засекречено, и лишь в последние годы в израильской прессе появился ряд статей о его командирах и бойцах, а также о некоторых осуществленных ими операциях.
По оценкам иностранных специалистов, израильские ВС харак-теризуются высокой боеготовностью, отлаженной системой мобили-зования и значительным опытом ведения боевых действий, высокой технической оснащенностью и по боевым возможностям занимают ведущее место на Ближнем Востоке.
Морально-психологическое состояние военнослужащих Армии обороны Израиля.
В середине девяностых годов в общественном сознании Израиля начало укореняться представление, которое прежде было бы совершенно немыслимо: ВС Израиля – это уже не армия, через которую должны пройти все граждане; призыв в нее не обязателен, а фактически выборочен; служба в армии далеко не так привлекательна, как это было в прежние годы. В августе 1996 года министр обороны Израиля И. Мордехай посетил один из призывных пунктов и побеседовал с потенциальными новобранцами. Основная идея, высказанная ими во время разговора, была такова: они хотят служить поближе к дому и завершить военную службу побыстрее и благополучно. Поскольку министра сопровождала съемочная группа телевидения, то весь Израиль услышал о желаниях этих молодых людей.
В израильском обществе разразился громкий скандал. В целях искоренения подобных тенденций Генеральный штаб ВС Израиля вместе с министерством просвещения принялись разрабатывать планы по воспитанию в новом поколении «беззаветного стремления внести свой вклад в укрепление обороноспособности родины, исполнить почетнейший гражданский долг». Вскоре армейское командование сообщило о своем решении выработать более строгие критерии отбора в вооруженные силы Израиля, и казалось, что эта задача уже была в принципе решена, поскольку в самом израильском обществе на тот период времени неоднократно отмечалось, что проблема слабой мотивации к службе становится все менее острой и напряженной. Однако проведенный в 2000 году опрос потенциальных призывников продемонстрировал совсем иное положение дел.
№ пп Обсуждаемая тема 1998 г. 2000 г.
1 Готовность служить в боевых подразделениях 65% 53%
2 Возможность служить недалеко от дома 23% 34%
3 Нежелание служить в армии 1% 6,2%
Результаты опроса выявили еще одну интересную закономерность: чем ниже социальный статус будущих призывников, тем слабее мотивация к службе в армии. Например, 30% молодых людей, принадлежащих к «слабым» слоям, выразили желание служить в боевых частях. Среди представителей «сильных» слоев эта цифра достигает 65%. Снижение мотивации к службе связано со следующими факторами:
Во-первых, призывники больше думают о самореализации вне армейских рамок, чем о своем вкладе в дело защиты родины;
Во-вторых, общество стало более терпимо относиться к молодым людям, стремящимся не служить в армии.
В сложившейся обстановке руководство израильской армии вынуждено уделять огромное внимание проблеме консолидации общества, значительную часть которого составляют репатрианты из разных стран, в основном из СНГ. С этой целью командование вооруженными силами Израиля разработало специальную программу «Месяц алии (репатриантов)». В ней официально были подтверждены новые принципы политики армии и государства в отношении абсорбции репатриантов в армейской среде: отныне израильская армия не является «плавильным котлом», где стираются индивидуально-этнические особенности каждого призывника. Сейчас любой солдат-репатриант вправе помнить, откуда он прибыл, но в то же время не должен забывать, что Израиль – его дом. Основную часть деятельности в рамках программы провели военнослужащие, знакомые на практике с проблемами абсорбции. За каждым офицером-репатриантом было закреплено несколько «подшефных» подразделений. Кроме того, существовало особое отношение к «проблематичным» группам военнослужащих и солдатам-репатриантам из малообеспеченных семей. Им уделялось особое внимание. Если, например, солдат из такой семьи колебался, продолжать ли служить в боевых частях или перейти на новое место службы в тыловые подразделения поближе к дому, чтобы иметь возможность подрабатывать и поддерживать родителей, его старались избавить от таких сомнений, обеспечив материальную поддержку.
По существующему закону солдат срочной службы в принципе не имеет права работать одновременно с выполнением задач по службе в армии (в реальной жизни это положение часто нарушается). Однако он может рассчитывать на получение материальной и социальной помощи от армии с учетом социально-экономического положения его семьи. Еще до призыва ему необходимо обратиться в военкомат по месту жительства и изложить письменно все семейные проблемы и обстоятельства, побуждающие его просить помощь от армии в период службы. К заявлению надо приложить копии подтверждающих до-кументов (о доходах семьи и ее расходах, справку от социального работника о положении семьи, медицинские справки о состоянии здо-ровья всех ее членов). Таким образом, армейское руководство еще до призыва будет осведомлено о необходимости оказать помощь семье в период воинской службы будущего солдата. После призыва в армию и прохождения курса молодого бойца военнослужащий, направленный на постоянное место службы, может обратиться к представителям социаль-ных органов на военной базе. Представив копии уже ранее поданных документов, солдат может рассчитывать на один из следующих видов помощи:
– служба вблизи от дома;
– повышенный уровень денежного содержания;
– разрешение на работу одновременно с армейской службой (такое разрешение выдают только в порядке исключения при тяжелом материальном и социальном положении семьи военнослужащего). Перед оказанием определенного вида помощи армейские представители социальных органов, как правило, посещают дом солдата, чтобы лично проверить на месте условия, в которых живет его семья.
В Израиле коренные жители, призванные в армию, обычно сразу же заявляют о своих личных проблемах, однако большинство репатриантов – это люди с другой ментальностью и зачастую не приучены требовать особого отношения к себе. Поэтому в рамках этой программы израильские командиры, учитывая данное обстоятельство, сами брали на себя инициативу и шли навстречу солдатам, например, они интересовались обстановкой в домах подчиненных, устанавливали более плотный контакт с родителями. В результате такой деятельности в настоящее время только в Центральном военном округе успешно служат свыше 2000 новых репатриантов, из которых более 50 получили офицерские звания.
В Израиле обязательная воинская повинность распространяется на все мужское и женское население. В этой связи, учитывая большой процентный состав военнослужащих-женщин, особую проблему в воо-руженных силах Израиля составляет тема сексуальных домогательств. Ежегодно армейскими судами рассматривается в среднем 280 жалоб военнослужащих-женщин, поданных ими в отношении своих командиров-мужчин. По оценкам израильских военных юристов, это только вершина айсберга, поскольку женщины по-прежнему боятся заявлять о случаях сексуальных домогательств в их адрес. Для исправления такой ситуации был принят специальный закон, защищающий женщину от подобных приставаний во время службы в армии, а также сформирована комиссия, которая призвана решать вопросы дальнейшего пребывания на занимаемых должностях офицеров, позволивших себе непристойное поведение по отношению к военнослужащим-женщинам. Закон обязывает мужчин, в чьем подчинении находятся женщины, вести себя порядочно по отношению к ним, не распускать руки и не эксплуатировать их, используя свое служебное положение.
Для поднятия престижа воинской службы Главное управление личного состава Генерального штаба ВС Израиля разработало спе-циальную программу льгот для военнослужащих срочной службы, а также для лиц, пребывающих в запасе. В августе 2000 г. она была утверждена начальником Генерального штаба ВС Израиля генерал-лейтенантом Ш.Мофазом. В соответствии с этой программой солдаты израильской армии получили льготы в следующих областях:
– получение образования;
– обеспечение жильем;
– трудоустройство после службы в вооруженных силах Израиля.
С получением дополнительных средств от министерства финансов армейское командование сможет выделить больше средств на следующие льготы для солдат срочной службы:
– бесплатный проезд в общественном транспорте;
– помощь в сдаче экзаменов на аттестат зрелости во время про-хождения срочной службы;
– увеличение размеров денежного довольствия для солдат.
После увольнения в запас военнослужащие смогут получить:
– увеличение суммы подарка, предоставляемого при увольнении в запас;
– участие государства в расходах на образование уволенного солдата, получение им академической степени или профессии;
– частичную компенсацию расходов на приобретение жилья.
Офицерам и солдатам, находящимся в действующем резерве, предоставят:
– удвоение компенсационных сумм, предназначенных для выплат во время прохождения военных сборов;
– единовременные денежные пособия и предоставление льгот тем, кто завершил полный срок службы в ВС Израиля и в последующем будет призываться для прохождения военных сборов;
– увеличение компенсационных выплат студентам, призываемым для прохождения военных сборов.
Принятие «Закона о призванных на военные сборы» также значительно укрепит правовой статус резервистов и предоставит им дополнительные финансовые и социальные льготы.
По окончании службы в армии уволенные в запас военнослужащие, помимо других льгот, пользуются определенным преимуществом при приеме на работу. Хотя многие государственные учреждения и частные компании в настоящее время официально не считают службу в армии обязательным критерием при трудоустройстве, однако в реальной жизни все обстоит иначе. Если претендент не прошел «армейскую школу жиз-ни», то именно по этой причине зачастую человека не принимают на работу. В первую очередь это относится к профессиям охранников, водителей, всех видов инструкторов, техников и сотрудников, работающих в тесном контакте с клиентами. Кроме того, банки и компании в области коммуникаций также предпочитают принимать на работу людей, отслуживших в армии. В различного рода анкетных бланках графа «Служил в армии: да или нет» занимает почетное третье место после имени и домашнего адреса претендента. Рынок занятости в Израиле относится к уволенным в запас военнослужащим так же, как и все общество в целом. При определении степени доверия к различным государственным институтам израильская армия много лет неизменно оказывается на первом месте, получая по стобалльной шкале 90 баллов. От нее намного отстают занимающие второе и третье места соответственно Верховный суд и университеты.
Израильское общество заботится не только о живых, но и погибших солдатах. В частности, министерство обороны Израиля значительно увеличило пособия родителям погибших военнослужащих. Повышение пособий обошлось государственному бюджету в 220 млн. шекелей (около 55 млн. долл. США) ежегодно. Министерство обороны из своего бюджета выделило 100 млн. шекелей (около 25 млн. долл. США), остальную часть суммы предоставило министерство финансов. Утвержден следующий порядок выплаты этих пособий: в первый год после гибели солдата каждый из его родителей получит ежемесячно деньги в размере средней зарплаты в Израиле; в последующие годы пособие будет исчисляться в пределах 6 тыс. шекелей на семью в том случае, если общий доход родителей не превышает 12,8 тыс. шекелей в месяц. Те же, у кого заработок превышает эту сумму, получат пособие в размере 2,4 тыс. шекелей. В прошлые годы пособие составляло 4,5 тыс. шекелей (около 1125 долл. США) в месяц на двух родителей. Его получали только те семьи, чей ежемесячный доход не превышал 5 тыс. шекелей (около 1250 долл. США).
Таким образом, Израиль, отстояв свою целостность и независимость в многочисленных войнах, по-прежнему вынужден тратить значительные деньги на содержание своих вооруженных сил. При этом, несмотря на большие вкладываемые средства, в израильском обществе несколько снизился престиж службы в армии. Новые моральные установки молодых израильтян, возникшие на основе возросшего жизненного уровня, ставят под сомнение необходимость пребывания в рядах национальных вооруженных сил, идет процесс переоценки сложившихся десятилетиями устоев.
Специальные службы
Система разведывательных органов Израиля включает: внешнюю разведку (МОССАД), военную разведку (АМАН), службу общей безопасности (ШАБАК, в некоторых источниках – Шин-Бет).
Главное подразделение в сообществе израильских спецслужб, занимающееся внешней разведкой и проведением тайных операций за пределами Израиля – МОССАД. Его полное название: «Управление информации и специальных операций» (МОССАД ле-модиин у-ле-тафкидим меюхадим). МОССАД подчиняется непосредственно главе израильского правительства.
МОССАД отвечает за сбор разведывательных данных за рубежом, проведение различных акций, включая и террористические, а также за борьбу с Палестинским движением сопротивления за пределами государства. Его усилия направлены на получение политической, эконо-мической и военной информации во всех регионах мира в целях ее использования в интересах Израиля. Объектом разведывательных усилий МОССАД является также ООН, поскольку эта организация уже неоднократно принимала нежелательные для Израиля решения.
МОССАД разрабатывает и осуществляет после одобрения правительством «специальные акции», включающие вооруженные акции, ведение психологической войны, диверсии, террор, дезинформацию и др.
В составе МОССАД функционируют следующие управления: оперативного планирования и координации; оперативно-техническое; сбора разведывательных данных; политических акций и связи; техно-логическое; исследований; кадров; финансов; материально-техничес-кого обеспечения и безопасности; обучения и подготовки.
Данные о главе МОССАД являются государственной тайной и предаются гласности только после его ухода с этого поста.
Военная разведка АМАН (Агаф ле-модиин – Управление инфор-мации) – одна из составных частей разведывательного сообщества в Израиле. Являясь одним из ведущих управлений в составе генерального штаба ЦАХАЛ, военная разведка несет ответственность за сбор, обработку и предоставление собственно военной, военно-политической, военно-экономической и военной научно-технической информации в целях достижения военного превосходства Израиля в ближневосточном регионе и ведущих странах мира. Кроме того, она призвана обеспечить безопасность в армии и подавление антиизраильских выступлений на оккупированных территориях.
Организационно АМАН состоит из следующих отделов: аналитико-информационного, разведывательного, иностранных связей, полевой безопасности и военной цензуры. Основной задачей этих отделов является получение сведений о вооруженных силах арабских государств, их возможных намерениях, степени боеготовности, новых системах вооружения; проведение специальных операций за пределами Израиля с целью получения секретных документов или военных образцов, интересующих израильскую армию; ведение военно-научных разработок; осуществление военной цензуры, включая цензуру средств массовой информации.
В конце 1998 г. произошло частичное перераспределение ответственности между ШАБАК и АМАН. Служба внутренней безопасности передала военной разведке функции сбора информации и контроля над становлением военной структуры Палестинской национальной автономии, то есть тот раздел оперативно-разведывательной работы, которым АМАН традиционно занимается в отношении сопредельных арабских государств.
В ЦАХАЛе имеются также разведывательные службы ВВС и ВМС, сосредоточивающие свои усилия на получении данных, представляющих интерес для командования родов войск. Эти службы тесно взаимодействуют с AMAH, координируя действия в области сбора данных в рамках общих разведывательных задач.
Служба общей безопасности (Шерут битахои клали – ШАБАК или Шин-Бет) – отвечает за внутреннюю безопасность в Израиле и на оккупированных территориях. Эта служба представляет собой правительственный орган, главной функцией которого является контрразведыва-тельная деятельность и обеспечение внутренней безопасности.
Служба безопасности ведет наблюдение за деятельностью ино-странных разведывательных органов и ответственна за ее пресечение. Располагает широкой сетью агентов и осведомителей в гостиницах, ресторанах, на транспорте, на почте и телеграфе, в портах, вокзалах, типографиях, издательствах, редакциях газет. Значительная часть ее усилий направлена на борьбу с разведкой арабских стран. В круг обязанностей ШАБАК входит прослушивание телефонных разговоров, установка подслушивающих устройств. Эти и ряд других задач решают восемь управлений: арабское, неарабское, безопасности и охраны, координации и планирования, оперативной поддержки, техническое, расследований и правового совета, административное.
В конце 1999 года Высший суд справедливости Израиля запретил сотрудникам ШАБАК применять меры физического воздействия на допросах. Все судьи проголосовали за это решение, отменяющее постановление правительственной комиссии от 1987 года, разрешавшее Шин-Бет использовать «умеренное физическое давление» на допросах палестинских заключенных, подозреваемых в террористической деятельности против Израиля.
Полиция
Израиль располагает мощной полицейской системой, организованной в масштабе всей страны и подчиняющейся министерству внутренней безопасности. Штаб-квартира полиции размещается в Западном Иерусалиме и включает следующие управления: следственное, оперативное и административное. Полиция тесно сотрудничает с разведывательными службами страны.

В Израиле, как и во всем мире, главная задача полиции состоит в поддержании нормальной жизни путем борьбы с преступностью, помощи властям в осуществлении закона, контроля за соблюдением правил дорожного движения и в обеспечении превентивных мер по безопасности и защите населения.
Главной оперативной силой полиции являются пограничные войска (Мишмар га-гвул), обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. В состав пограничных войск входит подразделение по борьбе с арабским террором (аналогичный отряд «Гидоним» действует с 1990 года при иерусалимском округе полиции). К началу 2000 года пограничные войска насчитывали около шести тысяч солдат и офицеров.
Следует отметить, что помимо полиции и пограничных войск в Израиле существуют добровольческие отряды гражданской обороны по месту жительства (для этого созданы руководящие центры, организовано вооруженное патрулирование и выработана учебная про-грамма). Добровольческие отряды гражданской обороны были созданы в 1974 году из-за частых террористических актов. Данные отряды сотрудничают с подразделениями по борьбе с арабским террором пограничных войск.
Общее число сотрудников полиции к началу 2000 года достигло 26 тыс. человек; в ее распоряжении имелось четыре тысячи единиц транспортных средств. Однако в Израиле существует потребность увеличения штата сотрудников органов правопорядка. Это во многом объ-ясняется тем, что с начала 90-х годов значительно выросла численность населения, а число полицейских не увеличилось пропорционально. Если в 1986 году на каждую тысячу израильтян приходилось 3,6 полицейских, то в начале 2000 года – только 2,4.
Имидж полиции в глазах граждан страны в 2000 году значительно снизился. Так, согласно опросам общественного мнения, от 27% до 49% израильтян не доверяют полиции. Согласно отчету израильской Ассоциации прав человека за 2000 год, министерство и органы внутренних дел Израиля – злостные нарушители прав человека в стране. Более всего страдают от произвола полиции арабы – жители Иерусалима и евреи – выходцы из бывшего СССР.
Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать следующее.
Во-первых, по оценкам военно-политического руководства Госу-дарства Израиль существующая военная доктрина, предложенная еще первым премьер-министром страны Бен-Гурионом, устарела, и военное командование вооруженными силами страны разрабатывает новую доктрину, учитывая все произошедшие в мире изменения за последние несколько лет.
Во-вторых, вооруженные силы Израиля являются основным проводником внутри- и внешнеполитического курса военно-политического руководства страны.
В-третьих, престиж службы в армии незначительно снизился, но военное командование страны предпринимает все возможные шаги для повышения мотивации службы в армии.
В-четвертых, в Израиле существует высокоэффективная система разведывательных органов, благодаря которой вооруженные силы Израиля занимают ведущее место на Ближнем Востоке и во всем мире.
В-пятых, в Израиле отмечается нехватка полицейских кадров.
В-шестых, имидж полиции значительно снизился, особенно в глазах арабов-жителей Иерусалима и выходцев из бывшего СССР.

Комментариев нет:

Отправить комментарий