четверг, 7 ноября 2013 г.

Мировоззрение и психология человека древности и античности

Отсчёт существования человеческой цивилизации начинается около 4 тыс. лет назад, что связано с такими явлениями как разделения труда (выделение земледелия скотоводства, ремесла и специализация некоторых членов сообщества в интеллектуальной деятельности), изготовление первых изделий из железа, появление первых городов и зачатков государственной власти. Изменения, происходившие в мире, носили столь кардинальный характер, что были названы «неолитической революцией». Историк и философ К.Ясперс к этому же времени относит возникновение письменности и считает, что письменная истории насчитывает 5 тысяч лет.
3-5 тыс. лет назад появляются первые ростки цивилизации в Северной Африке, в Месопотамии и на побережье Средиземного моря. Понятие античность относится не только к эпохе, временные рамки которой довольно нечетки, но и к региону - побережью Средиземного моря. Античную культуру считают колыбелью цивилизации, она богата разнообразными, в том числе письменными памятниками и довольно хорошо изучена. Это - очень продолжительная эпоха (III - II тысячелетие до н.э. - II - III века н.э.), в течение которой культурный и социальный мир претерпел существенные изменения. Древнейший период данной эпохи - Эгейский мир (крито-микенская культура) изучен сравнительно мало из-за почти полного отсутствия письменных источников. Картина жизни этого периода описывается античным автором Гомером в поэмах «Илиада» и «Одиссея», но Гомер жил в более позднее время и описывал события, которые для него были тоже историей. Немало интересного можно сказать об этом периоде на основании разнообразных археологических находок, особенно на территории древней Трои, открытой Г.Шлиманом и на острове Крит, который традиционно считается центром крито-микенской культуры.
Искусство крито-микенской цивилизации

В этот период было уже хорошо развитое земледелие и ремесло, появились первые города. Возникновение городов разрушило консервативные устои: город более динамичен в своем развитии, более эклектичен и открыт новому. Города стали опорой зарождавшейся государственной власти. Широкое использование металлических орудий труда, преимущественно из бронзы, расширило возможности человека в освоении природы и вело к развитию ремесел. Появление письменности кардинально изменило не только способы хранения и обработки информации, но и само мышление людей.
Второй период античности - Эллада - период расцвета античной цивилизации (6-4 века до н.э.), взлета развития искусства, науки, философии. Третий период - эпоха Древнего Рима (II век до н.э. - IV век н.э.). Это время называют временем упадка античной культуры, когда расцвет науки и искусства сменился завоевательными войнами, а девизом верхушки общества стали слова: «После нас - хоть потоп».
Крупнейший знаток античной эпохи, ее культуры и психологии французский историк и философ Ж-П. Вернан считал, что, несмотря на различия античной и современной цивилизаций и огромную историческую дистанцию, между ними есть «духовно-психологическая совместимость». Мысли, чувства и ценности людей той далекой эпохи нашим современникам нередко более понятны, чем психология европейского средневековья.
На примере изучения психологии античности можно проследить переход от мифологического сознания к рациональному, от образного мышления к понятийному. Античная цивилизация породила все известные нам сейчас формы мыслительной деятельности и саму науку о правилах мышления - логику. Все известные нам способы символического выражения мысли - письмо, цифры, графические знаки тоже появились в эту эпоху.
Схему зарождения рационального сознания в древней Греции предложил в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли» (1962) французский психолог и социолог Ж-П. Вернан. С его точки зрения, развитие сознание в этот период можно рассматривать как переход от мифа к логосу (знанию), от образного восприятия и чувственного познания к рациональному. Изменения в познавательной сфере, несомненно, не были единственными и не происходили сами по себе, а являлись частью комплекса сложных процессов и были обусловлены социальными факторами.
Характерной особенностью данной эпохи можно считать усложнение социально-политических отношений. Изменяется и усложняется структура общества, которое расслаивается на разные социальные слои, имеющие различные права и обязанности, появляется рабство, возникают первые органы государственной власти. Город, ставший центром социальной, культурной и политической жизни, требует более сложной системы управления и регулирования, в которой участвовал не только правитель, обладающий наследственной властью, но и выборный совет. И. Мейрсон считал это главной причиной усложнения мыслительной деятельности. Э. Берти полагал, что главной особенностью мышления представителей античной цивилизации, отличающей его от мышления не только предыдущих эпох, но и от мышления современников, принадлежащим к другим культурам (Древний Египет, Вавилон, Передняя Азия и др.), является свобода мысли. Эта свобода, с точки зрения Э.Берти, тесно связана с политической свободой человека древнегреческого полиса и означает, по существу, «самосознание, мысль о мысли, автономный дух, противостоящий природе». Однако, политическая свобода была далеко не абсолютной и не касалась, например, религиозных норм, поддерживаемых не только силой традиции, но и государственными законами. Несмотря на развитие философии, усложнение мыслительной деятельности и всеобщего уважения тех, кого «увлеченными мудростью» (философами), в Афинах, крупнейшем культурном центре античной цивилизации, практиковалось осуждение за «крамольные» мысли. Анаксагор был изгнан из Афин за утверждение, что Солнце - это раскаленный камень, величиной больше Пелопоннеса; Протагор за утверждение, что невозможно знать существуют ли боги был осужден к изгнанию или смерти; Диагор был привлечен к суду за отрицание богов, Сократ за непочтительное отношение к богам осужден на смерть.
Карта Древней Греции
Развитие рациональной сферы идет как упорядочение, обобщение и схематизация знания. Понятие становится обобщенным знаком группы объектов, которые объединяются по какому-то общему признаку, отражая своеобразное движение от хаоса к порядку в сознании человека. Нагромождение образов и сюжетов, характерное для мифа, заменяется строгой системой религиозного вероучения, научного знания, этических и юридических норм. Появляются первые философские системы (Гераклит, Фукидит, Сократ) и учения о государстве и власти (Солон).
Упорядочение общественного сознания, движение от хаоса к порядку можно отметить не только в Древней Греции. Примерно в одно и то же время в различных регионах мира появляются мудрецы, стремящиеся привести имеющиеся знания в систему: Будда - в Древней Индии, Конфуций - В Китае, библейские пророки в Иудеи. Упорядоченное систематизированное знания стремятся сохранить в первых книгах: Ведах, Авесте, Упанишадах, Библии.
В ходе социальной дифференциации, по мере разделения труда, становления и эволюции классового общества развивается и сознание, движущееся от невыделения человека из природы к выделению, от невычленения индивидуального сознания из коллективному к вычленени., от неразделения образа и предмета, субъективного и объективного к разделению и т.д.
Мифологическое сознание сменяется полидемонизмом, а затем и политеизмом - представлениями о множестве богов. Возникновение политеизма связано с развитием способности мышления к ассоциациям, обобщению, анализу, различению классов явлений. «Достигнув уровня единичных представлений - понятий сознание получило возможность создавать образы духов и, соответственно, богов отдельных природных стихий и сфер человеческой деятельности. Когда появилась способность к созданию общих видовых и родовых понятий, сложились фигуры богов, действующих в ряде областей природы и общества».
Утрата чувственной основы, характерной для мифа, развитие абстрактного мышление привели к возникновению представления о сверхъестественном. Человек перестал воспринимать мир таким, как он есть, задумался о сути вещей и явлений и ужаснулся той бездне неведомого, которая открылась перед ним. Изменения в восприятии мира привели к появлению страха перед богами, перед собственной смертью, которая лишь часть возможной гибели всего сущего. Оптимизм сменяется пессимизмом, появляются эсхатологические учения (учения о конце света), характерные для различных религиозных систем, идея посмертного воздаяния за грехи, совершенные при жизни.
Осознание бесконечности мира и несоразмерности его с человеческим бытием привело к тому, что философы обращаются к человеку. Древнегреческое понятие «микрокосм» - это внутренний мир человека, который, с одной стороны, является часть огромного космоса, с другой стороны, - отражением его. Внутренний мир человека не менее сложен, чем большой Космос и так же должен развиваться от хаоса к порядку.
Раздвоение мира на земной и внеземной, сверхъестественный положило начало демифологизации природного мира, которая сопровождалась выделением из мифологического сознания двух различных относительно самостоятельных форм сознания религии и науки., выступавшей в те далекие времена в форме философского знания. Представление о параллельном существовании двух миров открывало возможность не только рассматривать природный мир как имеющий в своей основе лишенные божественной сущности субстраты (вода, воздух, огонь, и др.), но и обосновывать правомерность такого подхода без отказа от традиционной веры.
Возникновение философии, свободной от жестких рамок религиозных догматов, - это новый этап в познании мира. Осмысление мира предоставило человеческому воображению широкое поле для конструирования многовариантных моделей мироздания.
Одной из первых моделей мира, исключающих сверхъестественное начало, можно считать атомистическое учение Демокрита. Согласно этому учению мир состоит из неких дискретных образований, неделимых первоэлементов, «кирпичиков», связанных в единое целое природными, а отнюдь не сверхъестественными силами. Боги в этой картине мира подчиняются общему для всей природы принципу атомистического строения.
Образное восприятие и отражение мира не исчезает с рационализацией сознания. Мифологические образы перерастают в образы искусства и литературы.
Древняя Греция - родина логики - науки о законах мышления. Ж-П. Вернан считает, что логический ум - дитя полиса. Полис - это древнегреческий город-государство, независимый и самоуправляемый, имевший выборную власть. От слова полис произошло и слово политика, которое как социальное явление также появилась в античную эпоху. Действительно, умение убеждать, аргументировано доказывать свою позицию необходимо политику, а настоящая политика возможна только в условиях демократического устройства государства. Именно возможность пользоваться свободой слова, возможность оказывать влияние на управление городом, принятие или непринятие законов создали в период античности (прежде всего в Афинах) необычайный спрос на учителей словесности, т. е риторики и логики.
Однако, скорее всего, причины возникновения логического мышления значительно глубже и связаны с развитием познавательной сферы в целом. С Ж-П. Вернаном можно согласиться только в отношении возникновения теоретического обоснования логического мышления, законы которого были, действительно, разработаны в Древней Греции.
На развитие мышление оказали влияние не только социальные, но и экономические факторы, такие как развитие ремесел, науки, городов, торговли. Чем более разнообразной и сложной становилась жизнь людей, тем в большей степени усложнялись их мыслительные процессы. Новые задачи, которые ставила перед ними действительность, требовали новых подходов к их решению.
Большое значение в изменении психической организации общества имело возникновение и распространение письменности. По определению А. Дж. Тойнби, письменность - это «древнейшее средство передачи мысли не в звуковом выражении, а через символ или знак, способный сохранятся в Пространстве и Времени». Это довольно широкое определение письменности, под которое попадают любые знаковые формы хранения и передачи информации, в том числе, например, «узелковое» письмо, зарубки, разноцветные камешки и др. Эти разнообразные формы сохранения информации возникли еще в первобытном обществе и в настоящее время к письменности чаще всего не относятся.
Так выглядела первая письменность - клинопись.
Если в общераспространенном значении слова письменность - это запись и передача информации, то в менее распространенном - форма существования «книжного», образованного человека, во всяком случае, его интеллектуально-духовного «Я». С появлением и распространением письма можно говорить о самостоятельной сфере письменности и характерной для нее ментальности. Письменность выступает посредником между мыслью и действием. Жизнь, отраженная в зеркале письменности, становится особой, вербальной жизнью. Графическая запись не просто обеспечивает сохранность наблюдения и мысли, она создает реальность такой же достоверности и наглядности, как и природа. Мир, рождающийся из букв алфавита, обладает своей чувственной фактурой, наполнен жизнью, противоречиями и страстями. Вопрос о том, как эта особая книжная реальность влияет на сознание не только каждого отдельно взятого человека, но и человечества в целом, еще далеко не изучен.
По вопросу о причинах возникновения письменности существует несколько точек зрения, из которых наиболее распространенными являются две. Согласно первой, письменность возникла первоначально, как вспомогательное средство для запоминания и воспроизводства информации и была обусловлена потребностями передачи довольно больших объемов информации устным путем. То есть древнейшая письменность - это своеобразные «узелки на память».
Узелковое письмо "кипу"
Согласно второй точке зрения, возникновение письма, несмотря на его колоссальную практическую значимость обусловлено далеко не утилитарными причинами. Письменность довольно долго была скорее сакральным обрядом, чем способом сохранения информации. Такое сакральное письмо, известное только жрецам, легло в основу древнеегипетской письменности. В Древнем Китае смысл начальных иероглифов, наносимых на гадательные таблички, знали только жрецы-гадатели. Согласно древнескандинавским мифам, сам владыка богов Один, чтобы постигнуть значение священных рун в течении девяти дней провисел на Мировом Древе, пронзенный собственным копьем. Само появление письма в мифологических историях изначально окутано тайной, а его изобретение приписывают богам. Так, по мусульманским представлениям, Аллах дал Адаму, первому распространение письменности сыграло решающую роль в развитии абстрактно-логического мышления.
Письмо можно назвать проекцией нашего сознания в определенных строго фиксированных движениях. Исследования физиологами функций головного мозга, подтвержденные клинически, установили наличие специального центра письма, который находится в заднем отделе лобной доли левого полушария головного мозга. Таким образом, появление и развитие письма изменило не только психологию, но и физиологию центральной нервной системы человека.
С появлением письменности и логического мышления изменяется и характер памяти. В древнегреческой мифологии нашло отражение то значение, которое придавали памяти древние греки. Покровительницей памяти считается богиня Мнемозина, имеющая девять дочерей - муз. Музы, в свою очередь, отвечали за такие виды искусства и науки, как поэзия, танец, история, философия, трагедия и т.д.
Человек первобытного общества формируется в единстве практических, познавательных, коммуникативных задач культуры, в которой отсутствуют опосредованные (письменные) способы передачи опыта, и познание как бы погружено в общение. Знание человека неотделимо от непосредственной коммуникации, несущей в себе эмоциональное познавательное, социально-властное, воспитательное воздействие. Общество непосредственной коммуникации создает надежные и гибкие способы закрепления социального опыта, опирающегося на слово и память. Появление способов сохранения социального опыта в виде системы знаков привело, с одной стороны, к расширению возможностей общества в деле сохранения и распространения знаний, что ускорило процесс развития общества. С другой стороны, процесс передачи опыта, в значительной мере утратил свой непосредственный характер; общество утрачивает свое нераздельное влияние на человека, а индивид обретает определенную информационную самостоятельность, возможность выбора знаний.
Большое значение для дальнейшего развития человеческого сознания имело появление и развитие приемов произвольного запоминания, названных по имени богини Мнемозины приемами мнемотехники. Первые приемы, облегчающие запоминание появились еще в первобытную эпоху и были связаны с опорой на зрительные образы. В качестве опорных знаков, облегчающих запоминание и воспроизводство информации, использовались, например, узелки, камешки различных цветов. Изобретенными в те далекие времена простейшими приемами мы пользуемся до сих пор, когда рисуем на руке крестик, чтобы не забыть что-то сделать. К периоду античности относится трактат об искусстве памяти оратора Марка Тулия Цицерона, в котором он описывает приемы запоминания, основанные на представлении образов мест расположения запоминаемой информации. Несмотря на развитие мнемотехники в период античности, они основаны на образном, а не на абстрактно-логическом мышлении.человеку, знание букв, но скрыл их от ангелов.
Трудно сказать, какая из этих точек зрения верная. Скорее всего, следует принять обе, так как появление письменности обусловлено целым рядом причин. Для нас важно то, что именно в период античности письменность приобрела действительно утилитарный характер. Распространение письменности оказало существенное влияние на изменения, происходящие в сознании общества.
• Изменилась система передачи духовного опыта, который теперь сохранялся более полно. Это привело к ускорению в развитии общества. Миф как способ хранения информации постепенно утрачивал свое значение, превращаясь в религиозное учение или сказку.
•    Появилась новая форма общения - опосредованная коммуникация. Письменность делает возможность обмен информацией на расстоянии, что способствует развитию контактов между различными культурами, их взаимообогащение. Круг собеседников расширился, и новые идеи стали распространяться значительно быстрее. Люди разных народов становятся ближе друг другу и понятнее.
•    Письменная речь отличается от устной: она более развернута, упорядочена, поэтому требует развития логического мышления.
•    Письменность способствует упорядочению и систематизации знаний. Важные для людей знания и идеи быстро становятся достоянием многих, приобретают статус всеобщности, фиксируются в священных книгах, заповедях, законах и так далее.
Письменность на заре своего возникновения существенно отличалась от современной. Ее развитие отражает развитие сознания в целом. Выделяют три этапа в развитии письменности.
1.    Пиктография или рисуночное письмо. Этот вид передачи информации действительно произошел от рисунка и связан еще с распространением образного мышления. Каждое слово в пиктографическом письме обозначалось особым знаком, близким к рисунку предмета, обозначаемого словом.
2.    Идеография или иероглифическое письмо. Знаки этого вида письма принимают более абстрактный характер и обозначают уже не только отдельные понятия, но и отдельные слоги. Но в некоторых иероглифах угадывается связь с прежними образами. Иероглифическое письмо - это очень громоздкая форма письма и считается переходной формой, сохранившей признаки архаической пиктографической письменности.
3.    Звуковое или фонетическое письмо содержит определенное, сравнительно небольшое количество букв, обозначающих звуки языка (фонемы). Комбинация букв позволяет написать как любое слово, так и любое сочетание звуков. Записанный этим письмом текст не возможно ни прочесть, ни расшифровать, не зная языка, на котором он написан. Древнегреческое письмо - фонетическое.
Папирус с древнеегипетскими иероглифами
В период античности письменность еще не была общераспространенной. Она носила элитарный характер и служила государственным, религиозным или научным целям. Но уже с этого периода можно говорить о появлении письменной ментальности. Письмо помогает человеку не только сохранять, обрабатывать и передавать знания, но создавать новую, письменную, реальность, не менее достоверную для человека, чем природа.
Письменная речь является одним из этапов развития речи в филогенезе и оказывает существенное влияние на развитие мышления. Она требует более продуманного построения фраз, более точного изложения мыслей, что связано отсутствием у письменной речи той выразительной эмоциональной окраски, которая характерна для устной речи. Согласно теории Л. С. Выготского, именно 32 Мыслители той эпохи осознавали двойственную роль письменности в развитии человеческого сознания. С одной стороны, появление знаковой формы хранения информации сделало доступными знания, принадлежащие не только разным культурам, но и разным поколениям, способствовало ускорению прогресса человечества. Но, с другой стороны, развитие письменности снизило роль памяти, сделало ненужным запоминание больших объемов информации. Платон в диалоге «Февр» описывает следующий случай: когда Гермес, мифологический изобретатель письменности, показал свое изобретение фараону Тамусу, тот похвалил его новую технологию, которая, как предполагалась, позволила бы людям помнить то, что они могли забыть. Но фараон не был доволен. «Искусный Тевт, - сказал он, память - это большой дар, который нужно непрерывно упражнять. С твоим изобретением люди не будут больше обязаны тренировать память. Припоминать станут извне, доверяясь письму, посторонним знакам, а не изнутри, сами собою»
Как материальная, так и духовная культура Древней Греции достигла в период античности столь высокого уровня, что многие исследователи этого периода говорят о «греческом чуде». Объяснить этот феномен только распространением железа и новых технологий в ремесле и сельском хозяйстве невозможно, так как, в целом, условия развития культуры в различных регионах были примерно одинаковы.
Известный исследователь истории культуры Ф. Кессиди отмечает, что «взрыв интеллектуальной энергии в Греции IV - V вв. до н.э. невозможно объяснить «диффузией железа», как и возникновение, например, марксизма потреблением картофеля». (19; 594) Исторические судьбы народов определяются, при прочих равных условиях, разнообразием национальных характеров, каждый из которых представляет собой результат биологической наследственности, сложившихся традиций и выбора ценностных ориентаций и предпочтений, накопленного исторического опыта и воспитания.
Ф. Кессиди считает, что основной чертой национального характера древних греков была агональность - дух соревнования, а также чувствительность к одобрению или порицанию своих поступков окружающими. «Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства «скоротечности» человеческой жизни и неуемного желания преодолеть смерть». (19; 595) Именно дух соперничества не позволил древнегреческим полисам, несмотря на все их достижения в области демократии и государственности, объединиться в единое государство.
Еще одной отличительной особенностью психологии эллина была неуемная жажда знаний, стремление к постижению нового, «влечение к мудрости» - философия. Древний грек ценил само знание, а не его практическое применение. В философии ценилась, прежде всего, «игра мысли», умение получать новое знание путем логических построений. «Современному человеку с его установкой на практическое использование достигнутых знаний крайне трудно понять древнего грека, ценившего знание ради знания, истину ради истины. Между тем одной из психологических предпосылок фундаментальных открытий и творческих достижений вообще является бескорыстная любовь к истине, влечение к мудрости, говоря в духе древних философов».
Дух соперничества сыграл роль своеобразного тормоза античной культуры, так как достижения ее оказались недолговечны и уничтожались в многочисленных войнах. «И совсем поражает в истории древних греков тот факт, - пишет Ф.Кессиди,- что этот талантливейший из народов хладнокровно сам себя истреблял на почве соперничества партий и государств. Дух соперничества, стимулируя к активной деятельности и творческим поискам, является не только созидательным началом, но и разрушительным».

Комментариев нет:

Отправить комментарий