В настоящее время в странах Ближнего Востока существуют десятки исламских движений. Многочисленные исламские «общества», «фронты», партии и пр. различаются по структуре, численности своих членов, стратегии и тактике борьбы за «исламизацию» общества, ориентации на различные правящие режимы и источники финансирования, наконец, по религиозной принадлежности (сунниты и шииты). Тем не менее, всех их объединяет общее идеологическое «поле», не тождественное исламу как религии 1. В пестрой «мозаике» исламских движений Ближнего Востока, находящихся в весьма сложных и динамичных отношениях друг с другом, сегодня можно выделить несколько основных групп. Наиболее многочисленную из них составляют организации, известные под общим названием «Братьев–мусульман».
Основанное в конце 20–х годов в Египте школьным учителем Хасаном аль–Банной, «Общество братьев–мусульман» явилось зародышем одного из самых мощных и разветвленных религиозно–политических движений мусульманского Востока в современную эпоху. Оно составило один из двух главных самостоятельных «потоков» суннитского исламизма 2 и в настоящее время безраздельно доминирует среди суннитских исламских движений Ближнего Востока. Еще в начале 40–х гг. начало налаживать контакты с исламскими движениями за пределами Египта. Для этого по указанию аль–Банны была создана «секция по связи с исламским миром», состоявшая из 9 комитетов 3. К середине 40–х гг. Общество открыло первые зарубежные отделения в Ливане, Сирии, Трансиордании и Палестине, несколько позднее – в Йемене, Кувейте и Судане. Быстрому превращению БМ в общеарабское движение способствовали их активные выступления в поддержку «дела Палестины»: пропагандистские кампании, сбор пожертвований в пользу палестинских арабов, а в 1948–1949 гг. – участие их «батальонов джихада» в войне с Израилем.
Со времени своего зарождения движение «Братьев–мусульман» прошло сложную эволюцию. В разных странах его судьба складывалась по–разному. Взаимоотношения БМ с властями бывали то конфликтными, то вполне дружественными. Вынужденные уходить в подполье или эмигрировать в одно время, они получали возможность создавать свои партии и активно участвовать в парламентской жизни своих стран ва другие времена. В конкретных обстоятельствах места и времени разногласия среди БМ по поводу стратегии и тактики борьбы за «торжество ислама» приводили к выделению на «периферии» БМ «диссидентских» групп (главным образом, радикального, экстремистского толка).
В начале 90–х гг. во многих арабских странах дало о себе знать движение так называемых афганцев. Это название закрепилось за участниками афганской войны 1979–1989 гг. из числа арабских добровольцев и наемников, воевавших на стороне афганских «моджахедов». По некоторым данным, таковых насчитывалось не менее 10 тысяч. После окончания войны в Афганистане большинство из них вернулись в свои страны, психологически и по «профессиональным» навыкам ориентированные на продолжение «джихада». Отсюда – крайний фанатизм «афганцев» в отношении ко всему, что связано с «неверием» и «неверными» – к Западу (особенно к США), к Израилю, к «неисламским» ценностям, «неисламскому» образу жизни и т.д. Формально и сегодня существует единая международная организация «Братьев–мусульман», теоретически подчиняющаяся египетскому центру. Однако целый ряд бывших местных филиалов БМ действует самостоятельно, ориентируясь на финансовую поддержку тех или иных правящих режимов.
Еще в середине 60–х гг., в период подполья, в рядах египетских БМ выделилось экстремистское течение. Его последователи вдохновлялись идеями известного радикального исламского мыслителя Сайида Кутба (казненного в 1966 г. по обвинению в подготовке антигосударственного переворота). Основываясь на идее Кутба о возвращении современных мусульман в состояние доисламского «невежества» (джахилийи), радикалы оправдывали не только насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов, но и применение насилия против eдинoвepцeв–«лицeмeрoв». «Кутбисты» были представлены несколькими экстремистскими группами, действовавшими в подполье. С одной из них (группой «Джихад») связывали убийство в 1981 г. президента А. Садата, «казненного» экстремистами за примирение с Израилем. В 90–е годы, несмотря на усилия полиции и процессы над религиозными фанатиками, не прекращалась деятельность экстремистских исламских групп, мишенью которых не раз становились иностранные туристы, а также представители христианского (коптского) населения.
В Иордании БМ традиционно пользовались благосклонностью властей с тех пор как в середине 40–х гг. правитель страны, эмир Абдаллах, разрешил египетским БМ создать здесь свои местные ячейки. Эту политику продолжил король Хусейн (1953–1999), заинтересованный в укреплении религиозного престижа Хашимитской монархии.
В 1950 г. иорданские БМ признали законным присоединение к королевству части палестинских земель (Западного берега р. Иордан), хотя это и расходилось с позицией египетского «центра». В их составе было немало палестинцев. Из всех политических партий, движений и организаций, действовавших в Иордании в 50–60–е гг. только БМ удалось наладить систематическую работу среди палестинских беженцев, используя для этого митинги, религиозные празднества и спортивные мероприятия 5. В Иордании БМ фактически контролировали систему школьного и высшего образования, шариатские суды, мечети, некоторые религиозные учреждения и организации, в частности – учрежденный в 1953 г. в Иерусалиме Всеобщий исламский конгресс 6.
Роспуск политических партий в Иордании в 1957 г. не коснулся БМ как «религиозной ассоциации», что позволило им долго оставаться единственной легально действующей «партией» в стране. Поддерживая хорошие отношения с королевским окружением, БМ, по некоторым данным, пользовались особым покровительством брата короля Хусейна – принца Хасана.
Указ короля Хусейна о возобновлении парламентской жизни в стране (1989 г.) и принятие нового закона о партиях (1992 г.) открыли для БМ широкие возможности для участия в политике. Крупную фракцию в парламенте составили депутаты от Партии фронта исламского действия (ПФИД) – своего рода партийной «витрины» БМ. ПФИД – БМ однозначно заняли сторону Ирака во время кризиса в Персидском Заливе (1990–1991 гг.), поддержав в данном случае (правда, в более радикальной форме) позицию по этому вопросу официального Аммана. Однако в конце 1991 г. они встали в оппозицию к участию страны в Женевской конференции по Ближнему Востоку. Особенно активно исламисты выступили против подписания иордано–израильского договора о мире в октябре 1994 г. Резкость лозунгов на исламистских митингах протеста и призывы к насилию, раздавшиеся в некоторых мечетях Аммана, заставили власти принять меры против «использования религии в политических целях». Ряд депутатов от ПФИД был привлечен к ответственности за нарушение конституции. Лидер БМ, шейх Абдель Маджид Зунейбат, был вынужден заверить власти, что оппозиция будет придерживаться конституционных рамок и выражать свое мнение исключительно мирными средствами 7. Поддержание отношений с Израилем и активная роль Иордании в ближневосточном «мирном процессе» в целом остаются главными «пунктами водораздела» между БМ и правящим режимом.
Из экстремистских исламских групп можно выделить Партию исламского освобождения (отколовшуюся от иорданского филиала БМ в 1950 г. и ставившую своей целью воссоздание исламского халифата), а также многочисленные группы т.н. «афганцев». Речь идет об участниках войны 1979–1989 гг. в Афганистане из числа арабских добровольцев, сражавшихся на стороне афганских «моджахедов». Крайне фанатичные и склонные к насилию, члены этих групп в 90–е годы совершили целую серию терактов, поджогов и провокаций против христианского населения страны.
В Сирии филиал БМ был создан в 1945 г. Долгое время его возглавлял Мустафа ас–Сибаи, который имел титул «генерального супервайзора» (аль–муракиб аль–амм) организации, что подчеркивало его подчинение египетскому центру. В 50–е годы БМ в Сирии пользовались значительным влиянием, однако в период египетско–сирийского «союза» (1959–1961 гг.) по инициативе Каира на них были распространены репрессии, обрушившиеся на БМ в Египте еще в 1954 г.
Во второй половине 60–х годов против умеренной линии руководства БМ в Сирии (Мустафы ас–Сибаи, Исама аль–Аттара) выступило радикальное крыло во главе с Саидом Хавой, который считал необходимым насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов. В 60–70–е годы БМ выступали в оппозиции к правящей светской националистической партии Баас, особенно – после прихода к власти Хафеза Асада. Критика ими баасистского режима в значительной мере была мотивирована его тесными связями с шиитской общиной алавитов, представители которой смогли благодаря поддержке властей занять ключевые позиции во властных структурах, армии и полиции. Во второй половине 60–х годов среди сирийских БМ выделилось радикальное крыло, лидер которого. Саид Хава, считал необходимым насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов.
В начале 80–х годов радикальное крыло БМ начало террористическую борьбу против режима X. Асада. В 1982 г. представители этого крыла подняли мятеж в городе Хама, который был подавлен властями с привлечением войск, артиллерии и авиации. После этих событий в рядах сирийских БМ произошел раскол: лидер ультра–радикалов Аднан Саад ад–Дин со своими единомышленниками укрылся в Ираке, а его более умеренный соперник, Ибрахим Абу Годда перебрался в Саудовскую Аравию 8. С тех пор БМ в Сирии как реальная сила практически не существуют.
Еще в конце 30–х годов египетские БМ установили первые контакты в Палестине, а в середине 40–х годов открыли там свое отделение. Палестинские БМ участвовали в войне 1948–1949 гг. После войны египетские и иорданские БМ некоторое время оказывали заметное идейное влияние на палестинцев. Так, многие палестинские студенты, обучавшиеся на рубеже 40–50–х годов в египетских вузах, видели в БМ, призывавших к джихаду против «иудеев», единственную силу, способную помочь им вернуться на освобожденную родину 9. БМ пользовались большим влиянием и в секторе Газа, где располагались лагеря палестинских беженцев. Некоторое время они сохранялись и после египетской антимонархической революции 1952 г., так как многие члены нового правительства сочувствовали БМ и поддерживали с ними связи. Местному отделению БМ было поручено распределение среди беженцев гуманитарной помощи, а его руководитель (Омар Сыван) был назначен мэром Газы. Первые группы палестинских партизан–фидаев, которые в начале 50–х годов стали проникать на израильскую территорию для совершения диверсионных акций, следовали именно установкам БМ, призывавших палестинцев к джихаду 10.
С середины 50–х годов влияние БМ в секторе Газа начало ослабевать. Сказались здесь и репрессии, обрушившиеся на них в Египте, и провал попыток поднять палестинские массы на всенародную партизанскую войну. Свою роль сыграло и увлечение молодого поколения палестинцев насеровскими идеями «арабской революции» и «арабского единства», с которыми они стали связывать перспективы возвращения в Палестину. Последнее обстоятельство сказалось на настроениях палестинцев в Иордании, где, как уже отмечалось, влияние БМ в лагерях беженцев было в 50–е годы значительным.
После оккупации Западного берега и сектора Газа в 1967 г. израильская военная администрация не запретила деятельность БМ и других исламистских групп на «контролируемых территориях», (взяв с них обязательство не вести антиизраильской агитации). Расчет строился на том, что местные исламисты составят противовес влиянию ООП и радикальных палестинских организаций левого толка. Долгое время эта тактика себя оправдывала 11. Однако в 1979–1980 гг. шейх Абдалла Дервиш из Газы, вдохновленный идеями иранской «исламской революции» и сирийца Саида Хавы, создал организацию «Исламский джихад», поставившую целью ведение вооруженной борьбы против Израиля 12. В 1988 г. несколько исламских групп (включая «Исламский джихад»), участвовавших в палестинской интифаде, объединилось в «Движение исламского сопротивления» – ХАМАС 13, которое возглавил шейх Ахмад Ясин.
С самого начала ХАМАС оспаривало легитимность лидерства ООП, с которой оно расходилось как по вопросу о характере будущего палестинского государства (исламское или светское), так и по вопросу о методах борьбы. Движение отвергло подписанную в сентябре 1993 г. палестино–израильскую «Декларацию о принципах» и встало в непримиримую оппозицию к Ясиру Арафату как главе новообразованной Палестинской автономии. В самом начале ее функционирования по приказу Арафата сторонники ХАМАС и «Исламского джихада», спровоцировавшие кровавые столкновения с палестинской полицией, были брошены в тюрьмы. Тем не менее значительное влияние исламистов среди жителей автономии (не менее 30%) не позволяло палестинским властям принять более жесткие меры против экстремистов, не рискуя вызвать междоусобный конфликт 14.
Имеются организации БМ и на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии, которая на протяжении десятилетий являлась главным «спонсором» для большинства местных организаций БМ в арабских и других мусульманских странах, собственного филиала БМ никогда не существовало. В Кувейте БМ до начала 90–х годов выступали под именем «Общества социальных реформ». Они находятся в лояльных отношениях с властями и поддерживают их в большинстве вопросов внутренней и внешней политики, в том числе – позицию режима в отношении Ирака. Это обстоятельство вызвало в 1990–1991 гг. острые разногласия между кувейтскими БМ и египетским руководством движения, которое (как и большинство местных организаций БМ) поддержало Багдад.
Организации БМ существуют и в других арабских странах Персидского залива. Все они, сохраняя лояльность правящим режимам, заняли антииракскую позицию в период кризиса в Заливе, разойдясь на этой почве с позицией большинства организаций БМ.
В Йемене насчитывается несколько исламских движений. В конце 80–х годов на базе местного отделения БМ здесь была создана «Партия реформы». Ее лидер, шейх Абдалла Хусейн аль–Ахмар, в настоящее время является председателем парламента Йемена и, как убеждены многие, является более влиятельной фигурой в стране, чем нынешний президент Али Абдалла Салех. «Партия реформ» пользуется поддержкой Саудовской Аравии и в период кризиса в Заливе занимала антииракскую позицию. Имеются в Йемене менее влиятельные, но более радикальные исламские движения. Одна из экстремистских групп носит название «Исламской армии Адена» (Джейш Аден аль–ислами), объединяющая йеменских «афганцев». Ее возглавляет некто Али аль–Мухдар («Абу Аль–Хасан»). Эту группа, по некоторым сведениям, тесно связана с базирующейся в Лондоне организацией «Поборники шариата» (ансар аш–шариа), которой руководит египетский «афганец» Абу Хамза аль–Мысри.
1 В англо–американской традиции утвердился термин «исламский фундаментализм», французские авторы предпочитают говорить об «исламском интегризме». Вместе с тем, в последние годы в отечественной и зарубежной литературе нередко используется также термин «исламизм». На наш взгляд, он наиболее удачно характеризует идеологию, связанную с исламом, но не тождественную ему: исламисты, образно говоря, «верят не в Аллаха, но в ислам».
2 У истоков второго потока стоит партия «Джамаат–и Ислами» («Исламское общество»), основанная в 1941 г. в Британской Индии Абуль Аля Маудуди и ныне действующая, главным образом, в Пакистане и других странах Южной Азии.
3 Mitchell R.P. The Society of Muslim Brothers. London, 1969.
4 Этому предшествовала серия терактов, совершенных БМ – членами т.н. «секретного аппарата» против «британских агентов» из числа крупных египетских чиновников. В феврале 1949 г., после убийства (в отместку за роспуск Общества) премьер–министра Нукраши–паши, сам Хасан аль–Банна был убит агентами королевской полиции.
5. Cohen A. Political Parties in The West Bank under The Jordanian Regime, 1949–1967. Ith–aca – London, 1982, с. 167–168, 175.
6 Кудрявцев А. В. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990, с. 108–109.
7 Муса С. Тарих аль–урдун фи ль–карн аль–ишрин (История Иордании в XX веке). 1957–1995. Амман, 1995, с. 615–616.
8 Roy О. L'nchec de 1'Islam politique. P., 1992, с. 142.
9 Kieman Th. Arafat: The Man and The Myth. New York, 1976, с. 174.
10 Абу Ан–Намль X. Сектор Газа в 1948–1967 г. Развитие экономической, политической, социальной и военной ситуации (на араб. яз.). Бейрут, 1979, с. 74.
11 Еще в начале 80–х годов местные исламисты, вдохновленные победой иранской революции, вели агитацию в основном против демократических и левых сил, а также против палестинцов–христиан. Не случайно в 1981 г. леворадикальный Демократический фронт освобождения Палестины резко критиковал БМ и всех тех, кто использовал религиозные настроения масс не для борьбы с оккупантами и «не в интересах укрепления патриотического духа, а для подрыва национального единства и разжигания межобщинной розни» (Кудрявцев А. В. Указ. соч., с. 113.)
12 Кудрявцев А.В. Указ. соч., с. 117.
13 Аббревиатура арабского названия организации – Харакат алъ–мукавама аль–филястынийя.
14 Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах. М., 1998, с. 120.
Основанное в конце 20–х годов в Египте школьным учителем Хасаном аль–Банной, «Общество братьев–мусульман» явилось зародышем одного из самых мощных и разветвленных религиозно–политических движений мусульманского Востока в современную эпоху. Оно составило один из двух главных самостоятельных «потоков» суннитского исламизма 2 и в настоящее время безраздельно доминирует среди суннитских исламских движений Ближнего Востока. Еще в начале 40–х гг. начало налаживать контакты с исламскими движениями за пределами Египта. Для этого по указанию аль–Банны была создана «секция по связи с исламским миром», состоявшая из 9 комитетов 3. К середине 40–х гг. Общество открыло первые зарубежные отделения в Ливане, Сирии, Трансиордании и Палестине, несколько позднее – в Йемене, Кувейте и Судане. Быстрому превращению БМ в общеарабское движение способствовали их активные выступления в поддержку «дела Палестины»: пропагандистские кампании, сбор пожертвований в пользу палестинских арабов, а в 1948–1949 гг. – участие их «батальонов джихада» в войне с Израилем.
Со времени своего зарождения движение «Братьев–мусульман» прошло сложную эволюцию. В разных странах его судьба складывалась по–разному. Взаимоотношения БМ с властями бывали то конфликтными, то вполне дружественными. Вынужденные уходить в подполье или эмигрировать в одно время, они получали возможность создавать свои партии и активно участвовать в парламентской жизни своих стран ва другие времена. В конкретных обстоятельствах места и времени разногласия среди БМ по поводу стратегии и тактики борьбы за «торжество ислама» приводили к выделению на «периферии» БМ «диссидентских» групп (главным образом, радикального, экстремистского толка).
В начале 90–х гг. во многих арабских странах дало о себе знать движение так называемых афганцев. Это название закрепилось за участниками афганской войны 1979–1989 гг. из числа арабских добровольцев и наемников, воевавших на стороне афганских «моджахедов». По некоторым данным, таковых насчитывалось не менее 10 тысяч. После окончания войны в Афганистане большинство из них вернулись в свои страны, психологически и по «профессиональным» навыкам ориентированные на продолжение «джихада». Отсюда – крайний фанатизм «афганцев» в отношении ко всему, что связано с «неверием» и «неверными» – к Западу (особенно к США), к Израилю, к «неисламским» ценностям, «неисламскому» образу жизни и т.д. Формально и сегодня существует единая международная организация «Братьев–мусульман», теоретически подчиняющаяся египетскому центру. Однако целый ряд бывших местных филиалов БМ действует самостоятельно, ориентируясь на финансовую поддержку тех или иных правящих режимов.
Динамика развития движения БМ в отдельных странах Ближнего Востока предстает в следующем виде.
В Египте, где БМ зарекомендовали себя непримиримыми врагами британского колониализма и монархического режима короля Фарука, организация была в конце 1948 г. распущена 4, в 1950 г. вновь легализовалась, но в 1954 г. была разгромлена режимом Гамаля Абдель Насера. Большинство активистов БМ оказались в лагерях, часть ушла в подполье, некоторые нашли убежище за границей, в частности – в Саудовской Аравии, которая использовала БМ в «холодной войне» против насеровского Египта. Лишь в начале 70–х годов, с приходом к власти Анвара Садата, БМ удалось вернуть легальный статус «религиозной ассоциации» (но не политической партии). Тем не менее, с этих пор БМ в Египте никогда не избегали участия в политике, стремясь играть роль «конструктивной» исламской оппозиции как при Садате, так и при его преемнике Хосни Мубараке. Впрочем, иногда эта оппозиция бывала достаточно жесткой (особенно в отношении египетско–израильского примирения в 1977–1981 гг.). В настоящее время БМ добиваются укрепления позиций шариата в египетском обществе, используя легальные методы борьбы. Не имея возможности, как «религиозная ассоциация», непосредственно участвовать в парламентской жизни, БМ действуют под прикрытием существующих политических партий. Они, в частности, «представлены» на политической арене страны Социалистической партией труда (лидер – Шукри Мустафа). Кроме того, БМ контролируют в Египте ряд влиятельных профсоюзов (профсоюз инженеров и др.).Еще в середине 60–х гг., в период подполья, в рядах египетских БМ выделилось экстремистское течение. Его последователи вдохновлялись идеями известного радикального исламского мыслителя Сайида Кутба (казненного в 1966 г. по обвинению в подготовке антигосударственного переворота). Основываясь на идее Кутба о возвращении современных мусульман в состояние доисламского «невежества» (джахилийи), радикалы оправдывали не только насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов, но и применение насилия против eдинoвepцeв–«лицeмeрoв». «Кутбисты» были представлены несколькими экстремистскими группами, действовавшими в подполье. С одной из них (группой «Джихад») связывали убийство в 1981 г. президента А. Садата, «казненного» экстремистами за примирение с Израилем. В 90–е годы, несмотря на усилия полиции и процессы над религиозными фанатиками, не прекращалась деятельность экстремистских исламских групп, мишенью которых не раз становились иностранные туристы, а также представители христианского (коптского) населения.
В Иордании БМ традиционно пользовались благосклонностью властей с тех пор как в середине 40–х гг. правитель страны, эмир Абдаллах, разрешил египетским БМ создать здесь свои местные ячейки. Эту политику продолжил король Хусейн (1953–1999), заинтересованный в укреплении религиозного престижа Хашимитской монархии.
В 1950 г. иорданские БМ признали законным присоединение к королевству части палестинских земель (Западного берега р. Иордан), хотя это и расходилось с позицией египетского «центра». В их составе было немало палестинцев. Из всех политических партий, движений и организаций, действовавших в Иордании в 50–60–е гг. только БМ удалось наладить систематическую работу среди палестинских беженцев, используя для этого митинги, религиозные празднества и спортивные мероприятия 5. В Иордании БМ фактически контролировали систему школьного и высшего образования, шариатские суды, мечети, некоторые религиозные учреждения и организации, в частности – учрежденный в 1953 г. в Иерусалиме Всеобщий исламский конгресс 6.
Роспуск политических партий в Иордании в 1957 г. не коснулся БМ как «религиозной ассоциации», что позволило им долго оставаться единственной легально действующей «партией» в стране. Поддерживая хорошие отношения с королевским окружением, БМ, по некоторым данным, пользовались особым покровительством брата короля Хусейна – принца Хасана.
Указ короля Хусейна о возобновлении парламентской жизни в стране (1989 г.) и принятие нового закона о партиях (1992 г.) открыли для БМ широкие возможности для участия в политике. Крупную фракцию в парламенте составили депутаты от Партии фронта исламского действия (ПФИД) – своего рода партийной «витрины» БМ. ПФИД – БМ однозначно заняли сторону Ирака во время кризиса в Персидском Заливе (1990–1991 гг.), поддержав в данном случае (правда, в более радикальной форме) позицию по этому вопросу официального Аммана. Однако в конце 1991 г. они встали в оппозицию к участию страны в Женевской конференции по Ближнему Востоку. Особенно активно исламисты выступили против подписания иордано–израильского договора о мире в октябре 1994 г. Резкость лозунгов на исламистских митингах протеста и призывы к насилию, раздавшиеся в некоторых мечетях Аммана, заставили власти принять меры против «использования религии в политических целях». Ряд депутатов от ПФИД был привлечен к ответственности за нарушение конституции. Лидер БМ, шейх Абдель Маджид Зунейбат, был вынужден заверить власти, что оппозиция будет придерживаться конституционных рамок и выражать свое мнение исключительно мирными средствами 7. Поддержание отношений с Израилем и активная роль Иордании в ближневосточном «мирном процессе» в целом остаются главными «пунктами водораздела» между БМ и правящим режимом.
Из экстремистских исламских групп можно выделить Партию исламского освобождения (отколовшуюся от иорданского филиала БМ в 1950 г. и ставившую своей целью воссоздание исламского халифата), а также многочисленные группы т.н. «афганцев». Речь идет об участниках войны 1979–1989 гг. в Афганистане из числа арабских добровольцев, сражавшихся на стороне афганских «моджахедов». Крайне фанатичные и склонные к насилию, члены этих групп в 90–е годы совершили целую серию терактов, поджогов и провокаций против христианского населения страны.
В Сирии филиал БМ был создан в 1945 г. Долгое время его возглавлял Мустафа ас–Сибаи, который имел титул «генерального супервайзора» (аль–муракиб аль–амм) организации, что подчеркивало его подчинение египетскому центру. В 50–е годы БМ в Сирии пользовались значительным влиянием, однако в период египетско–сирийского «союза» (1959–1961 гг.) по инициативе Каира на них были распространены репрессии, обрушившиеся на БМ в Египте еще в 1954 г.
Во второй половине 60–х годов против умеренной линии руководства БМ в Сирии (Мустафы ас–Сибаи, Исама аль–Аттара) выступило радикальное крыло во главе с Саидом Хавой, который считал необходимым насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов. В 60–70–е годы БМ выступали в оппозиции к правящей светской националистической партии Баас, особенно – после прихода к власти Хафеза Асада. Критика ими баасистского режима в значительной мере была мотивирована его тесными связями с шиитской общиной алавитов, представители которой смогли благодаря поддержке властей занять ключевые позиции во властных структурах, армии и полиции. Во второй половине 60–х годов среди сирийских БМ выделилось радикальное крыло, лидер которого. Саид Хава, считал необходимым насильственное ниспровержение «антиисламских» режимов.
В начале 80–х годов радикальное крыло БМ начало террористическую борьбу против режима X. Асада. В 1982 г. представители этого крыла подняли мятеж в городе Хама, который был подавлен властями с привлечением войск, артиллерии и авиации. После этих событий в рядах сирийских БМ произошел раскол: лидер ультра–радикалов Аднан Саад ад–Дин со своими единомышленниками укрылся в Ираке, а его более умеренный соперник, Ибрахим Абу Годда перебрался в Саудовскую Аравию 8. С тех пор БМ в Сирии как реальная сила практически не существуют.
Еще в конце 30–х годов египетские БМ установили первые контакты в Палестине, а в середине 40–х годов открыли там свое отделение. Палестинские БМ участвовали в войне 1948–1949 гг. После войны египетские и иорданские БМ некоторое время оказывали заметное идейное влияние на палестинцев. Так, многие палестинские студенты, обучавшиеся на рубеже 40–50–х годов в египетских вузах, видели в БМ, призывавших к джихаду против «иудеев», единственную силу, способную помочь им вернуться на освобожденную родину 9. БМ пользовались большим влиянием и в секторе Газа, где располагались лагеря палестинских беженцев. Некоторое время они сохранялись и после египетской антимонархической революции 1952 г., так как многие члены нового правительства сочувствовали БМ и поддерживали с ними связи. Местному отделению БМ было поручено распределение среди беженцев гуманитарной помощи, а его руководитель (Омар Сыван) был назначен мэром Газы. Первые группы палестинских партизан–фидаев, которые в начале 50–х годов стали проникать на израильскую территорию для совершения диверсионных акций, следовали именно установкам БМ, призывавших палестинцев к джихаду 10.
С середины 50–х годов влияние БМ в секторе Газа начало ослабевать. Сказались здесь и репрессии, обрушившиеся на них в Египте, и провал попыток поднять палестинские массы на всенародную партизанскую войну. Свою роль сыграло и увлечение молодого поколения палестинцев насеровскими идеями «арабской революции» и «арабского единства», с которыми они стали связывать перспективы возвращения в Палестину. Последнее обстоятельство сказалось на настроениях палестинцев в Иордании, где, как уже отмечалось, влияние БМ в лагерях беженцев было в 50–е годы значительным.
После оккупации Западного берега и сектора Газа в 1967 г. израильская военная администрация не запретила деятельность БМ и других исламистских групп на «контролируемых территориях», (взяв с них обязательство не вести антиизраильской агитации). Расчет строился на том, что местные исламисты составят противовес влиянию ООП и радикальных палестинских организаций левого толка. Долгое время эта тактика себя оправдывала 11. Однако в 1979–1980 гг. шейх Абдалла Дервиш из Газы, вдохновленный идеями иранской «исламской революции» и сирийца Саида Хавы, создал организацию «Исламский джихад», поставившую целью ведение вооруженной борьбы против Израиля 12. В 1988 г. несколько исламских групп (включая «Исламский джихад»), участвовавших в палестинской интифаде, объединилось в «Движение исламского сопротивления» – ХАМАС 13, которое возглавил шейх Ахмад Ясин.
С самого начала ХАМАС оспаривало легитимность лидерства ООП, с которой оно расходилось как по вопросу о характере будущего палестинского государства (исламское или светское), так и по вопросу о методах борьбы. Движение отвергло подписанную в сентябре 1993 г. палестино–израильскую «Декларацию о принципах» и встало в непримиримую оппозицию к Ясиру Арафату как главе новообразованной Палестинской автономии. В самом начале ее функционирования по приказу Арафата сторонники ХАМАС и «Исламского джихада», спровоцировавшие кровавые столкновения с палестинской полицией, были брошены в тюрьмы. Тем не менее значительное влияние исламистов среди жителей автономии (не менее 30%) не позволяло палестинским властям принять более жесткие меры против экстремистов, не рискуя вызвать междоусобный конфликт 14.
Имеются организации БМ и на Аравийском полуострове. В Саудовской Аравии, которая на протяжении десятилетий являлась главным «спонсором» для большинства местных организаций БМ в арабских и других мусульманских странах, собственного филиала БМ никогда не существовало. В Кувейте БМ до начала 90–х годов выступали под именем «Общества социальных реформ». Они находятся в лояльных отношениях с властями и поддерживают их в большинстве вопросов внутренней и внешней политики, в том числе – позицию режима в отношении Ирака. Это обстоятельство вызвало в 1990–1991 гг. острые разногласия между кувейтскими БМ и египетским руководством движения, которое (как и большинство местных организаций БМ) поддержало Багдад.
Организации БМ существуют и в других арабских странах Персидского залива. Все они, сохраняя лояльность правящим режимам, заняли антииракскую позицию в период кризиса в Заливе, разойдясь на этой почве с позицией большинства организаций БМ.
В Йемене насчитывается несколько исламских движений. В конце 80–х годов на базе местного отделения БМ здесь была создана «Партия реформы». Ее лидер, шейх Абдалла Хусейн аль–Ахмар, в настоящее время является председателем парламента Йемена и, как убеждены многие, является более влиятельной фигурой в стране, чем нынешний президент Али Абдалла Салех. «Партия реформ» пользуется поддержкой Саудовской Аравии и в период кризиса в Заливе занимала антииракскую позицию. Имеются в Йемене менее влиятельные, но более радикальные исламские движения. Одна из экстремистских групп носит название «Исламской армии Адена» (Джейш Аден аль–ислами), объединяющая йеменских «афганцев». Ее возглавляет некто Али аль–Мухдар («Абу Аль–Хасан»). Эту группа, по некоторым сведениям, тесно связана с базирующейся в Лондоне организацией «Поборники шариата» (ансар аш–шариа), которой руководит египетский «афганец» Абу Хамза аль–Мысри.
1 В англо–американской традиции утвердился термин «исламский фундаментализм», французские авторы предпочитают говорить об «исламском интегризме». Вместе с тем, в последние годы в отечественной и зарубежной литературе нередко используется также термин «исламизм». На наш взгляд, он наиболее удачно характеризует идеологию, связанную с исламом, но не тождественную ему: исламисты, образно говоря, «верят не в Аллаха, но в ислам».
2 У истоков второго потока стоит партия «Джамаат–и Ислами» («Исламское общество»), основанная в 1941 г. в Британской Индии Абуль Аля Маудуди и ныне действующая, главным образом, в Пакистане и других странах Южной Азии.
3 Mitchell R.P. The Society of Muslim Brothers. London, 1969.
4 Этому предшествовала серия терактов, совершенных БМ – членами т.н. «секретного аппарата» против «британских агентов» из числа крупных египетских чиновников. В феврале 1949 г., после убийства (в отместку за роспуск Общества) премьер–министра Нукраши–паши, сам Хасан аль–Банна был убит агентами королевской полиции.
5. Cohen A. Political Parties in The West Bank under The Jordanian Regime, 1949–1967. Ith–aca – London, 1982, с. 167–168, 175.
6 Кудрявцев А. В. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990, с. 108–109.
7 Муса С. Тарих аль–урдун фи ль–карн аль–ишрин (История Иордании в XX веке). 1957–1995. Амман, 1995, с. 615–616.
8 Roy О. L'nchec de 1'Islam politique. P., 1992, с. 142.
9 Kieman Th. Arafat: The Man and The Myth. New York, 1976, с. 174.
10 Абу Ан–Намль X. Сектор Газа в 1948–1967 г. Развитие экономической, политической, социальной и военной ситуации (на араб. яз.). Бейрут, 1979, с. 74.
11 Еще в начале 80–х годов местные исламисты, вдохновленные победой иранской революции, вели агитацию в основном против демократических и левых сил, а также против палестинцов–христиан. Не случайно в 1981 г. леворадикальный Демократический фронт освобождения Палестины резко критиковал БМ и всех тех, кто использовал религиозные настроения масс не для борьбы с оккупантами и «не в интересах укрепления патриотического духа, а для подрыва национального единства и разжигания межобщинной розни» (Кудрявцев А. В. Указ. соч., с. 113.)
12 Кудрявцев А.В. Указ. соч., с. 117.
13 Аббревиатура арабского названия организации – Харакат алъ–мукавама аль–филястынийя.
14 Капитонов К.А. Ближний Восток в лицах. М., 1998, с. 120.
Комментариев нет:
Отправить комментарий