В условиях непрекращающегося израильско-палестинского противостояния и общей ближневосточной нестабильности роль стран, являющихся непосредственными политическими игроками в регионе, огромна, поскольку от их действий зависит будущее Ближнего Востока. Сирия продолжает оставаться одной из таких стран. Однако после смерти своего многолетнего лидера Хафеза Асада ее внешнеполитическая позиция, а также внутренняя политика могут претерпеть некоторые изменения. Связано это, в первую очередь, с приходом к власти в этой стране ее нового президента, сына Хафеза Асада, Башара.
Необходимо отметить, что Башар Асад уже четвертый за последние несколько лет глава государства в арабском мире, кто наследует власть своего отца. Такое уже произошло в Иордании, Марокко, Бахрейне. Вполне вероятно ожидать такого же развития событий в Ираке, Ливии, не говоря уже о некоторых монархиях Персидского залива. Таким образом, может просматриваться определенная тенденция в смене поколений в руководстве государств региона, и в связи с этим возможны существенные изменения в их политике.
Башара Асада готовили к роли наследника, начиная с 1994 г., в связи с гибелью его брата Басиля, который должен был стать преемником отца. Башар вернулся из Англии, где учился в медицинской аспирантуре, и почти сразу стал главой Общества информационных технологий. На этом посту он продвигал внедрение новых компьютерных технологий и Интернета, что являлось частью его программы модернизации страны, предполагавшей и достижение ею открытости внешнему миру. В возглавляемом им Обществе велись также дискуссии по проблемам экономической либерализации, административных реформ, вообще адаптации Сирии к процессам глобализации1.
Для повышения его авторитета в армейских кругах Башару Асаду, прошедшему обучение на военных курсах, было присвоено звание полковника. Хафез Асад прилагал усилия и для укрепления престижа своего сына на международной арене. Башар стал связующим звеном в контактах Сирии с Ливаном, установил связи с наследником короля Иордании Хусейна Абдаллой. Он также лично познакомился с президентом Ирана Мохаммедом Хатами и с руководителями целого ряда арабских стран. Его представление на международной арене можно было считать законченным, когда в ноябре 1999 г. в Париже его принял президент Франции Жак Ширак2.
Хафез Асад умер 10 июня 2000 г. Несмотря на недовольство Башаром некоторых фигур в рядах сирийского истеблишмента, вся политическая элита, тем не менее, поддержала его. Буквально сразу же Народный Совет (парламент Сирии) проголосовал за внесение поправок в конституцию, для снижения минимального возраста для кандидатов в президенты с 40 до 34 лет. По рекомендации Регионального руководства ПАСВ кандидатура Б.Асада была выдвинута парламентом страны на пост главы государства. Прошедший в Сирии 12 июля 2000 г. общенародный референдум продемонстрировал, что 97,29% сирийцев поддержали его кандидатуру3. После инаугурации Б.Асад получил звание генерал-майора и был назначен главнокомандующим сирийских вооруженных сил. Дополнительную легитимность новый сирийский президент получил и благодаря прошедшему после завершения процедуры его избрания съезду ПАСВ, когда Народный Совет официально назначил Башара президентом страны. Таким образом, можно говорить о том, что ПАСВ в целом поддержала программу нового президента, которая предполагала движение в сторону экономической либерализации, модернизации государства, усиления борьбы с коррупцией.
Возможно, выдвижению Башара на пост президента мог бы составить оппозицию брат Хафеза Асада Рифаат Асад, который выступил против назначения Башара, назвав его незаконным и противоречащим конституции. Однако Рифаата Асада нельзя назвать популярным политиком, к тому же ранее подчинявшиеся ему войска президентской охраны (сарая ад-дифаа) были расформированы, а сам он выслан из страны. В силу этого Рифаата Асада вряд ли можно было всерьез рассматривать как альтернативу Башару, тем более, что ему было довольно затруднительно даже попасть в Сирию.
Одним из направлений политики, которое Башар стал развивать еще до смерти своего отца, была кампания по борьбе с коррупцией. Возможно, этот ход был задуман X.Асадом и направлен на повышение популярности будущего преемника на президентском посту. Антикоррупционная кампания коснулась некоторых видных лиц прежней администрации. Среди них – бывший премьер-министр Махмуд Зуаби, который покончил с собой в мае 2000 г., а также бывший начальник генерального штаба Хикмат Шихаби4. Можно также предпологать, что антикоррупционная кампания была направлена на то, чтобы освободить дорогу новой политической элите, пришедшей вместе с Б.Асадом.
20 июня 2000 г. на съезде ПАСВ Б.Асад был избран ее генеральным секретарем и унаследовал титул «лидера партии и народа». Необходимо отметить преемственность партийной элиты. «Старая гвардия», за небольшим исключением, была оставлена в составе регионального руководства ПАСВ. Другие партии, входящие в Прогрессивный национальный фронт (среди них официально признанные властями две коммунистические партии, руководствующийся доктриной насеризма Арабский Социалистический союз и две бывшие фракции ПАСВ – Партия арабских социалистов и Организация социалистов-юнионистов5), также выступили в поддержку Б.Асада и призвали своих сторонников голосовать за него во время референдума, назначенного парламентом. В частности, в заявлении одной из коммунистических партий, возглавляемой Ю.Фейсалом, говорилось: «Если мы скажем «да» на референдуме, мы скажем «да» совершенствованию роли Прогрессивного Национального фронта в стране и продолжению кампании против коррупции»6.
Основными пунктами внутренней политики Башара, как отмечалось, остаются проблемы экономической либерализации и модернизации государства. В своей инаугурационной речи он подчеркнул преемственность между старым и новым режимами. Критикуя неповоротливость экономических реформ, он заявил: «Необходимо разрабатывать мудрую экономическую политику, направленную на борьбу с несбалансированностью между импортом и экспортом. Надо реформировать нашу экономику таким образом, чтобы она могла сыграть свою роль в новом мировом порядке»7.
Съезд ПАСВ в принципе поддержал Башара Асада в его стремлении к модернизации экономики. Делегаты призвали стимулировать развитие частного сектора, освободив его от административных и финансовых оков.
Вместе с тем не стоит, как кажется, предполагать, что ориентированность на экономические реформы может сопрягаться с переходом к политическим изменениям в стране. Этому, вероятно, будет активно противиться политическая и военная элита, да и сам Б.Асад, по-видимому, не склонен нарушать сложившееся политическое равновесие. Возможно, он исходит из того, что в переходный период, переживаемый Сирией, опасно ускорять реформы и резко порывать с прошлым. В этой связи в Сирии более вероятен китайский вариант проведения реформ, когда сохраняется баланс между экономической либерализацией и политической стабильностью, тем более, что сам Башар Асад олицетворяет собой стабильность и преемственность власти.
Однако сирийская экономика, безусловно, нуждается в глубокой структурной перестройке. Одним из частных примеров экономической либерализации может служить декрет, изданный новым премьер-министром Мустафой Миро, отменяющий запрет на частный импорт иностранных автомобилей8. Хотя в декрете и содержался целый ряд ограничений, он, тем не менее, явился определенным шагом вперед к стимулированию интереса предпринимателей к экономической деятельности.
Другим обещающим шагом на пути к рыночной экономике было одобрение Б.Асадом создания в стране ряда частных банков. В начале 60-х годов все сирийские банки были национализированы. Указ президента воссоздал негосударственные финансовые институты, которые пока будут иметь статус акционерных обществ со смешанным частным и государственным капиталом. Банки будут заниматься обычной для таких заведений деятельностью, в том числе обменными операциями. Для этого Сирии предстоит рассмотреть вопросы о введении рыночного курса сирийского фунта и возможности создания национального фондового рынка, что существенно расширит рынки активности частного капитала9.
После избрания Б.Асада был запущен проект создания первой в стране сети сотовой телефонной связи. Развитие этого проекта означает, по мнению издающейся в Лондоне газеты «Аль-Хаят», что в Сирии предпринимаются шаги, направленные на либерализацию общества и, возможно, большую независимость от официальной идеологии10.
Помимо попытки решения экономических проблем, Башар был вынужден заняться проблемой оживления общественной жизни, что также входит в программу по модернизации государства. Он, видимо, намеревался стимулировать более открытый национальный диалог, прежде всего, по проблемам политических изменений в стране, хотя очень осторожно и под строжайшим контролем властей. В этом его поддержали сирийские средства массовой информации, в которые пришли новые люди. Были назначены новые руководители и новые главные редакторы государственной компании по телевидению и радиовещанию, а также официальных ежедневных газет – «Ас-Саура» и «Тишрин». Главный редактор газеты «Тишрин» заявил: «Мы в гармонии с политикой доктора Башара, которая направлена на углубление демократии в Сирии и ее модернизацию»11.
В свое время Хафез Асад принес Сирии стабильность, положив конец смутам и военным переворотам. Однако в результате было создано авторитарное государство. Правление X.Асада базировалось на трех главных основах: военные, партия и алавитская община. Был создан также продуктивный для власти стратегический политический союз с суннитской буржуазией и христианским меньшинством. Башару Асаду предстоит если и не полностью изменить систему власти, то, по крайней мере, инициировать в ней такие изменения, когда в стране будут реализоаны экономические реформы и стремление добиться большей открытости.
Первые шаги для этого сделаны. Государство дало разрешение на создание новых общественных организаций, которые не возникали с 1980 г. Был образован Комитет друзей гражданского общества, который объединил представителей интеллектуальной элиты и бизнесменов. Они считают, что существующая в Сирии однопартийная система и отсутствие плюрализма мнений не дают возможности сложиться гражданскому обществу, а его членам полноценно участвовать в политической и культурной жизни страны. Поэтому создание Комитета преследует цель подготовить атмосферу для свободного и конструктивного взаимодействия между правительством и гражданами страны12.
В этой связи представляется логичным, что уже в августе 2000 г. было сообщено об освобождении из тюрем 30 членов организации «Братья-мусульмане» и противостоящей обеим официально признаваемым коммунистическим партиям Лиги коммунистического действия13. Многие из исламистов находились в заключении с начала 80-х годов, а коммунисты еще дольше. Затем Б.Асад подписал указ об амнистии тысяч осужденных дезертиров и контрабандистов. Амнистия не распространялась только на торговцев наркотиками и оружием14. Этот указ Башара Асада, поддержанный сирийскими интеллектуалами и правозащитниками, можно расценить как шаг, знаменующий отход от жесткой политики его отца.
Однако во внешней политике Б.Асад не спешит порывать с принципами, которыми руководствовался X.Асад. Это касается прежде всего позиции Сирии по палестинской проблеме и сирийско-израильских отношений, которые сфокусированы на проблеме Голанских высот. Точка зрения нынешнего сирийского президента по этим вопросам была предельно ясно выражена им в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» 8 февраля 2001 г.: «... Сирийские права остаются неизменными, мир должен быть справедливым и всеобъемлющим. Предыдущий президент Хафез Асад не уступил, и мы не сдадимся ни сегодня, ни когда-либо в будущем. Всеобъемлющий мир означает, что должны быть освобождены все оккупированные территории»15. Характерно и заявление Б.Асада перед депутатами сирийского Народного совета в июле 2000 г.: «Израилю следует вернуть Сирии все оккупированные им территории. Если Израиль не отступит к границе по состоянию на 4 июня 1967 г., мира не будет»16.
Для сирийских политиков, и нынешний президент страны в этом отношении не является исключением, характерно увязывание проблемы Голанских высот и Палестины. Сирия не готова подписывать каких-либо рамочных соглашений по Голанским высотам без достижения прогресса в израильско-палестинском мирном процессе. Поскольку в течение последнего года этот процесс был существенно отброшен назад, не приходится ожидать продвижения и в сирийско-израильских отношениях. Однако сирийская позиция не предусматривает также вовлечения Сирии в военное противостояние с Израилем. Несмотря на заявления Б.Асада о том, что у Израиля «... нет истории, израильтян не было в этом регионе тысячи лет», что «израильтяне знают, что они не владельцы этой земли, эта земля находится во владении арабов»17, он не готов к более радикальным действиям и, видимо, надеется изменить ситуацию в свою пользу с течением времени путем проведения переговоров и давления на западные страны, признающие Сирию в качестве одного из региональных «центров силы».
В тесной связи с сирийско-израильскими отношениями стоит и ливанская проблема. Введенные в Ливан сирийские войска, по мнению Б.Асада, решают две задачи. Первая заключается в том, что эти войска содействуют там достижению внутренней стабильности и мира, проведению реформ и ликвидации системы политического конфессионализма. Вторая же сводится к тому, что Сирия стремится не допустить оккупации своего ближайшего соседа и союзника Израилем. Вместе с тем Сирия отвергает предложения об установлении полной зависимости от нее Ливана в сфере его политических приоритетов: «Сирия не принимает какого-либо решения без одобрения Ливана и наоборот. Сирия не делает различий между ливанскими деятелями. Сирия поддерживает народ Ливана, большинство которого считает необходимым освободить оккупированные ливанские земли. Но Сирия не вмешивается в дела сил сопротивления, ведущих операции против Израиля на юге Ливана. Запрещать или разрешать подобные операции – это дело ливанского государства»18. Иными словами, это заявление Б.Асада, сделанное им в уже цитировавшемся интервью «Аш-Шарк аль-Аусат», дает представление о принципах, на основе которых строится сирийское присутствие в Ливане, или, точнее, о принципах, официально декларируемых Сирией в отношении Ливана.
Б.Асад стремится также активно поддерживать отношения с другими арабскими государствами. Король Иордании Абдалла был первым среди арабских лидеров, кто поддержал Б.Асада и способствовал его признанию на Западе. 4 июня 2000 г. в интервью одной из американских телекомпаний иорданский монарх подчеркивал: «Он осознает необходимость для своей страны иметь более мощную экономику, быть открытой миру»19. На похороны X.Асада приехал также Я.Арафат. Это был его первый после шестилетнего перерыва визит в Сирию. Таким образом, появлялась надежда на возобновление сирийско-палестинских отношений, а также решение сирийско-ливанско-палестинских проблем.
Б.Асад не раз подчеркивал также, что у Сирии и Саудовской Аравии в настоящее время существует скоординированная позиция в отношении всех арабских проблем и, в первую очередь, по вопросу арабской солидарности20. В этой связи характерна и позиция Сирии в отношении Ирака. По словам Б.Асада, он не готов пока совершить визит в Багдад, но приветствовал бы приезд иракского президента в сирийскую столицу. Вместе с тем нынешний сирийский лидер понимает, что сближение его страны с Ираком может вызвать негативную реакцию в некоторых странах Залива. Поэтому Сирия нуждается в поиске некоторого баланса в этой области. «Все страны Залива знают, – заявил Б.Асад, – что мы не изменили нашей позиции. Мы всегда подчеркиваем, что не хотим, чтобы выиграла одна сторона и проиграла другая. Это один из базовых принципов сирийской политики»21.
В ходе своих визитов в ОАЭ, Иран и Марокко Б.Асад уделял особое внимание положению на территории Палестинской автономии, подчеркивая, что сирийская позиция состоит в том, что палестинцы имеют право на создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Не менее важен для сирийского президента и вопрос европейско-средиземноморского сотрудничества, в рамках которого Сирия в связи со своим выгодным географическим положением могла бы играть заметную роль. Здесь четко виден один из пунктов программы Б.Асада, заключающийся в достижении большей прозрачности сирийской внешней политики.
Несмотря на это, Сирия все еще остается в списке американского государственного департамента, включающем страны, прямо или косвенно поддерживающие международный терроризм. Это положение стало особенно актуальным после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и последовавшей за ними антитеррористической операции в Афганистане. Как известно, Сирия и до прихода к власти Б.Асада, и в дальнейшем поддерживала совершавшиеся палестинцами операции в Израиле, подчеркивая, что израильская политика в отношении палестинцев должна быть наказана. Более того, в Дамаске до сих пор находятся штаб-квартиры ряда оппозиционных Я.Арафату леворадикальных организаций (в частности, Народного фронта освобождения Палестины) и представительства палестинских исламистских группировок – ХАМАС и Исламского джихада.
Тем не менее 13 октября 2001 г. на заседании под председательством Б.Асада сирийское правительство приняло заявление, осуждавшее терроризм. В этом документе отмечалось, что Сирия считает необходимым проводить четкую грань между понятиями «терроризм» и «национальное сопротивление», подразумевая под последним «палестинское освободительное движение»22. Существенен прежде всего сам факт появления этого заявления, ставшего еще одним подтверждением «новой внешней политики» Б.Асада, стремящегося не только к сохранению традиционных связей и отказывающегося поступаться основными внешнеполитическими приоритетами своей страны, но и готового к налаживанию отношений с Западом на основе большей открытости и предсказуемости.
Развивая положения заявления от 13 октября 2001 г., Б.Асад два дня спустя в ходе встречи с министром иностранных дел Греции Г.Папандреу заявил о том, что Сирия осуждает «случившееся 11 сентября» и готова «вступить в антитеррористическую коалицию». Однако, по его словам, «борьба с международным терроризмом должна рассматриваться как действия в сфере культуры и политики, направленные на создание связывающих народы мостов культуры и развитие диалога между народами, поскольку насилие может породить только насилие»23. Речь вновь не шла о коренном изменении постулатов сирийской внешней политики и, в частности, ее важнейшего аспекта – взаимоотношений с США. Продолжая действия в этом направлении, сирийский министр иностранных дел Ф.Шараа отмечал в выступлении 15 октября 2001 г. перед депутатами Народного Совета, что вступление его страны в «антитеррористическую коалицию» отнюдь не означает, что Сирия приветствовала бы присутствие в ее рядах Израиля, который она продолжает рассматривать как «страну-источник терроризма». Более того, она не будет действовать в рядах этой коалиции, если ее участники «будут на словах провозглашать свое стремление бороться с террором, а на деле – защищать Израиль». В дальнейшем же его выступление свелось к тому, что Сирия не только никогда не имела отношений с правительством талибов, но и выражала свое возмущение его действиями, когда в Афганистане «были закрыты школы для девочек и разрушены изваяния Будды». Тем не менее Сирия, по словам Ф.Шараа, не согласна с нанесением ударов по Афганистану, поскольку «необходимо проводить грань между правительством и обездоленным народом, который и страдает от этих ударов».
Визит греческого министра иностранных дел в октябре 2001 г. и результаты его бесед с президентом Б.Асадом и Ф.Шараа проявили важную линию в действиях сирийского руководства по отношению к Западу. Для этого руководства и прежде всего президента страны принципиально важно добиться углубления контактов с ведущими державами мира. США являются одной из этих держав. Однако развитие связей с ними затруднено взаимными претензиями обеих сторон – американскими обвинениями Сирии в поддержке международного терроризма, с одной стороны, и несогласием Сирии с действиями США по поддержке Израиля, с другой.
В силу этого обстоятельства Б.Асад ради реализации своей программы модернизации Сирии и обновления ее внешнего курса считает необходимым развивать отношения, в первую очередь, с государствами Европейского Союза. Не случайно, что едва ли не первый его зарубежный визит состоялся во Францию. Встречаясь с греческим министром, он неоднократно подчеркивал существование единой средиземноморской цивилизации. Ради все той же цели он говорил и о необходимости возобновления ближневосточного мирного процесса на основе «известных резолюций ООН и принципа «мир в обмен на землю». При этом сирийский президент отмечал, учитывая особую позицию стран Европейского Союза по вопросам ситуации на Ближнем Востоке, что только «возобновление ближневосточного мирного процесса создаст прочную антитеррористическую коалицию». В этой связи красноречиво звучало заявление Ф.Шараа, отметившего в своем выступлении 15 октября 2001 г., что «гнев, иррациональность и замешательство в американской позиции» после событий 11 сентября «постепенно отступили назад». Это «произошло только благодаря той роли, которую сыграли европейцы». В свою очередь, «европейская мудрость и разум» сделали возможным сближение позиций Запада и многих стран арабского и мусульманского мира. Сирия же, по его словам, одна из этих стран.
1 Middle East International, N 627, June 2000, с. 5.
2 Ibid., с. 7.
3 Конституционная процедура избрания на пост президента Сирийской Арабской Республики предполагает, что кандидат на эту должность является «сирийским арабом» (ст. 83). Его кандидатура выдвигается Народным Советом в течение не менее тридцати и не более шестидесяти дней с момента «окончания полномочий его предшественника» по рекомендации Регионального руководства ПАСВ, а затем по его кандидатуре проводится общенациональный референдум. Кандидат на пост президента становится главой государства, если он получает «абсолютное большинство» голосов участников общенационального референдума (ст. 84) // Дустур аль-кутр аль-арабий ас-сурий (Конституция Сирийской Арабской республики). Цит. по: Нидаль хизб аль-баас аль-арабий аль-иштиракий. 1943–1975. Дираса тарихийя тахлилийя муджаза (Борьба Партии арабского социалистического возрождения. 1943–1975 гг. Краткое историко-аналитическое исследование). – Дамаск, 1978, с. 243–244.
4 Middle East International, № 627, June 2000, с. 4.
5 См. об этом: Аль-харака ат-тасхихийя аль-маджида фи аз-зикра аль-хамиса в-аль-ишрин (Славное исправительное движение в его двадцать пятую годовщину). – Дамаск, 1995, с. 136.
6 Middle East International, N 629, June 2000, с. 10.
7 Middle East International, N 630, July 2000, с. 12.
8 Middle East International, N 629, June 2000, с. 10.
9 Информационный бюллетень депозитария Госбанка,
www.custody.nisi.ru.
10 www.ci.ru.
11 The Middle East, N 306, November 2000, c. 39.
12 Middle East International, N 634, September 2000, c. 8.
13 Middle East International, N 632, September 2000, c. 15.
14 www.7news.ru 24.11.2000.
15 www.moi-syria/com/pr.-asad.htm, 8.02.2001.
16 www.il4u.org. «Israel for you», 18.07.2000.
17 www.golan.ru.
18 www.moi-syria.com/pr.-assad.htm, 8.02.2001.
19 Middle East International, N 627, June 2000, c. 8.
20 www.moi-syria.com/pr.-assad.htm, 8.02.2001.
21 Ibid.
22 www. rambler.ru/db/news/mgs. html?mid= 1979648.
23 Здесь и далее см.: Аль-Асад. Яджибу мухарабат аль-ирхаб фи кулль макан дуна издиваджийят фи аль-маайир (Асад. Необходимо бороться с террором повсюду, но не прибегая к использованию двойных стандартов) // Ахбар аль-араб. – Доха, 16. 10.2001.
Башар Асад |
Башара Асада готовили к роли наследника, начиная с 1994 г., в связи с гибелью его брата Басиля, который должен был стать преемником отца. Башар вернулся из Англии, где учился в медицинской аспирантуре, и почти сразу стал главой Общества информационных технологий. На этом посту он продвигал внедрение новых компьютерных технологий и Интернета, что являлось частью его программы модернизации страны, предполагавшей и достижение ею открытости внешнему миру. В возглавляемом им Обществе велись также дискуссии по проблемам экономической либерализации, административных реформ, вообще адаптации Сирии к процессам глобализации1.
Для повышения его авторитета в армейских кругах Башару Асаду, прошедшему обучение на военных курсах, было присвоено звание полковника. Хафез Асад прилагал усилия и для укрепления престижа своего сына на международной арене. Башар стал связующим звеном в контактах Сирии с Ливаном, установил связи с наследником короля Иордании Хусейна Абдаллой. Он также лично познакомился с президентом Ирана Мохаммедом Хатами и с руководителями целого ряда арабских стран. Его представление на международной арене можно было считать законченным, когда в ноябре 1999 г. в Париже его принял президент Франции Жак Ширак2.
Хафез Асад умер 10 июня 2000 г. Несмотря на недовольство Башаром некоторых фигур в рядах сирийского истеблишмента, вся политическая элита, тем не менее, поддержала его. Буквально сразу же Народный Совет (парламент Сирии) проголосовал за внесение поправок в конституцию, для снижения минимального возраста для кандидатов в президенты с 40 до 34 лет. По рекомендации Регионального руководства ПАСВ кандидатура Б.Асада была выдвинута парламентом страны на пост главы государства. Прошедший в Сирии 12 июля 2000 г. общенародный референдум продемонстрировал, что 97,29% сирийцев поддержали его кандидатуру3. После инаугурации Б.Асад получил звание генерал-майора и был назначен главнокомандующим сирийских вооруженных сил. Дополнительную легитимность новый сирийский президент получил и благодаря прошедшему после завершения процедуры его избрания съезду ПАСВ, когда Народный Совет официально назначил Башара президентом страны. Таким образом, можно говорить о том, что ПАСВ в целом поддержала программу нового президента, которая предполагала движение в сторону экономической либерализации, модернизации государства, усиления борьбы с коррупцией.
Возможно, выдвижению Башара на пост президента мог бы составить оппозицию брат Хафеза Асада Рифаат Асад, который выступил против назначения Башара, назвав его незаконным и противоречащим конституции. Однако Рифаата Асада нельзя назвать популярным политиком, к тому же ранее подчинявшиеся ему войска президентской охраны (сарая ад-дифаа) были расформированы, а сам он выслан из страны. В силу этого Рифаата Асада вряд ли можно было всерьез рассматривать как альтернативу Башару, тем более, что ему было довольно затруднительно даже попасть в Сирию.
Одним из направлений политики, которое Башар стал развивать еще до смерти своего отца, была кампания по борьбе с коррупцией. Возможно, этот ход был задуман X.Асадом и направлен на повышение популярности будущего преемника на президентском посту. Антикоррупционная кампания коснулась некоторых видных лиц прежней администрации. Среди них – бывший премьер-министр Махмуд Зуаби, который покончил с собой в мае 2000 г., а также бывший начальник генерального штаба Хикмат Шихаби4. Можно также предпологать, что антикоррупционная кампания была направлена на то, чтобы освободить дорогу новой политической элите, пришедшей вместе с Б.Асадом.
20 июня 2000 г. на съезде ПАСВ Б.Асад был избран ее генеральным секретарем и унаследовал титул «лидера партии и народа». Необходимо отметить преемственность партийной элиты. «Старая гвардия», за небольшим исключением, была оставлена в составе регионального руководства ПАСВ. Другие партии, входящие в Прогрессивный национальный фронт (среди них официально признанные властями две коммунистические партии, руководствующийся доктриной насеризма Арабский Социалистический союз и две бывшие фракции ПАСВ – Партия арабских социалистов и Организация социалистов-юнионистов5), также выступили в поддержку Б.Асада и призвали своих сторонников голосовать за него во время референдума, назначенного парламентом. В частности, в заявлении одной из коммунистических партий, возглавляемой Ю.Фейсалом, говорилось: «Если мы скажем «да» на референдуме, мы скажем «да» совершенствованию роли Прогрессивного Национального фронта в стране и продолжению кампании против коррупции»6.
Основными пунктами внутренней политики Башара, как отмечалось, остаются проблемы экономической либерализации и модернизации государства. В своей инаугурационной речи он подчеркнул преемственность между старым и новым режимами. Критикуя неповоротливость экономических реформ, он заявил: «Необходимо разрабатывать мудрую экономическую политику, направленную на борьбу с несбалансированностью между импортом и экспортом. Надо реформировать нашу экономику таким образом, чтобы она могла сыграть свою роль в новом мировом порядке»7.
Съезд ПАСВ в принципе поддержал Башара Асада в его стремлении к модернизации экономики. Делегаты призвали стимулировать развитие частного сектора, освободив его от административных и финансовых оков.
Вместе с тем не стоит, как кажется, предполагать, что ориентированность на экономические реформы может сопрягаться с переходом к политическим изменениям в стране. Этому, вероятно, будет активно противиться политическая и военная элита, да и сам Б.Асад, по-видимому, не склонен нарушать сложившееся политическое равновесие. Возможно, он исходит из того, что в переходный период, переживаемый Сирией, опасно ускорять реформы и резко порывать с прошлым. В этой связи в Сирии более вероятен китайский вариант проведения реформ, когда сохраняется баланс между экономической либерализацией и политической стабильностью, тем более, что сам Башар Асад олицетворяет собой стабильность и преемственность власти.
Однако сирийская экономика, безусловно, нуждается в глубокой структурной перестройке. Одним из частных примеров экономической либерализации может служить декрет, изданный новым премьер-министром Мустафой Миро, отменяющий запрет на частный импорт иностранных автомобилей8. Хотя в декрете и содержался целый ряд ограничений, он, тем не менее, явился определенным шагом вперед к стимулированию интереса предпринимателей к экономической деятельности.
Другим обещающим шагом на пути к рыночной экономике было одобрение Б.Асадом создания в стране ряда частных банков. В начале 60-х годов все сирийские банки были национализированы. Указ президента воссоздал негосударственные финансовые институты, которые пока будут иметь статус акционерных обществ со смешанным частным и государственным капиталом. Банки будут заниматься обычной для таких заведений деятельностью, в том числе обменными операциями. Для этого Сирии предстоит рассмотреть вопросы о введении рыночного курса сирийского фунта и возможности создания национального фондового рынка, что существенно расширит рынки активности частного капитала9.
После избрания Б.Асада был запущен проект создания первой в стране сети сотовой телефонной связи. Развитие этого проекта означает, по мнению издающейся в Лондоне газеты «Аль-Хаят», что в Сирии предпринимаются шаги, направленные на либерализацию общества и, возможно, большую независимость от официальной идеологии10.
Помимо попытки решения экономических проблем, Башар был вынужден заняться проблемой оживления общественной жизни, что также входит в программу по модернизации государства. Он, видимо, намеревался стимулировать более открытый национальный диалог, прежде всего, по проблемам политических изменений в стране, хотя очень осторожно и под строжайшим контролем властей. В этом его поддержали сирийские средства массовой информации, в которые пришли новые люди. Были назначены новые руководители и новые главные редакторы государственной компании по телевидению и радиовещанию, а также официальных ежедневных газет – «Ас-Саура» и «Тишрин». Главный редактор газеты «Тишрин» заявил: «Мы в гармонии с политикой доктора Башара, которая направлена на углубление демократии в Сирии и ее модернизацию»11.
В свое время Хафез Асад принес Сирии стабильность, положив конец смутам и военным переворотам. Однако в результате было создано авторитарное государство. Правление X.Асада базировалось на трех главных основах: военные, партия и алавитская община. Был создан также продуктивный для власти стратегический политический союз с суннитской буржуазией и христианским меньшинством. Башару Асаду предстоит если и не полностью изменить систему власти, то, по крайней мере, инициировать в ней такие изменения, когда в стране будут реализоаны экономические реформы и стремление добиться большей открытости.
Первые шаги для этого сделаны. Государство дало разрешение на создание новых общественных организаций, которые не возникали с 1980 г. Был образован Комитет друзей гражданского общества, который объединил представителей интеллектуальной элиты и бизнесменов. Они считают, что существующая в Сирии однопартийная система и отсутствие плюрализма мнений не дают возможности сложиться гражданскому обществу, а его членам полноценно участвовать в политической и культурной жизни страны. Поэтому создание Комитета преследует цель подготовить атмосферу для свободного и конструктивного взаимодействия между правительством и гражданами страны12.
В этой связи представляется логичным, что уже в августе 2000 г. было сообщено об освобождении из тюрем 30 членов организации «Братья-мусульмане» и противостоящей обеим официально признаваемым коммунистическим партиям Лиги коммунистического действия13. Многие из исламистов находились в заключении с начала 80-х годов, а коммунисты еще дольше. Затем Б.Асад подписал указ об амнистии тысяч осужденных дезертиров и контрабандистов. Амнистия не распространялась только на торговцев наркотиками и оружием14. Этот указ Башара Асада, поддержанный сирийскими интеллектуалами и правозащитниками, можно расценить как шаг, знаменующий отход от жесткой политики его отца.
Однако во внешней политике Б.Асад не спешит порывать с принципами, которыми руководствовался X.Асад. Это касается прежде всего позиции Сирии по палестинской проблеме и сирийско-израильских отношений, которые сфокусированы на проблеме Голанских высот. Точка зрения нынешнего сирийского президента по этим вопросам была предельно ясно выражена им в интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат» 8 февраля 2001 г.: «... Сирийские права остаются неизменными, мир должен быть справедливым и всеобъемлющим. Предыдущий президент Хафез Асад не уступил, и мы не сдадимся ни сегодня, ни когда-либо в будущем. Всеобъемлющий мир означает, что должны быть освобождены все оккупированные территории»15. Характерно и заявление Б.Асада перед депутатами сирийского Народного совета в июле 2000 г.: «Израилю следует вернуть Сирии все оккупированные им территории. Если Израиль не отступит к границе по состоянию на 4 июня 1967 г., мира не будет»16.
Для сирийских политиков, и нынешний президент страны в этом отношении не является исключением, характерно увязывание проблемы Голанских высот и Палестины. Сирия не готова подписывать каких-либо рамочных соглашений по Голанским высотам без достижения прогресса в израильско-палестинском мирном процессе. Поскольку в течение последнего года этот процесс был существенно отброшен назад, не приходится ожидать продвижения и в сирийско-израильских отношениях. Однако сирийская позиция не предусматривает также вовлечения Сирии в военное противостояние с Израилем. Несмотря на заявления Б.Асада о том, что у Израиля «... нет истории, израильтян не было в этом регионе тысячи лет», что «израильтяне знают, что они не владельцы этой земли, эта земля находится во владении арабов»17, он не готов к более радикальным действиям и, видимо, надеется изменить ситуацию в свою пользу с течением времени путем проведения переговоров и давления на западные страны, признающие Сирию в качестве одного из региональных «центров силы».
В тесной связи с сирийско-израильскими отношениями стоит и ливанская проблема. Введенные в Ливан сирийские войска, по мнению Б.Асада, решают две задачи. Первая заключается в том, что эти войска содействуют там достижению внутренней стабильности и мира, проведению реформ и ликвидации системы политического конфессионализма. Вторая же сводится к тому, что Сирия стремится не допустить оккупации своего ближайшего соседа и союзника Израилем. Вместе с тем Сирия отвергает предложения об установлении полной зависимости от нее Ливана в сфере его политических приоритетов: «Сирия не принимает какого-либо решения без одобрения Ливана и наоборот. Сирия не делает различий между ливанскими деятелями. Сирия поддерживает народ Ливана, большинство которого считает необходимым освободить оккупированные ливанские земли. Но Сирия не вмешивается в дела сил сопротивления, ведущих операции против Израиля на юге Ливана. Запрещать или разрешать подобные операции – это дело ливанского государства»18. Иными словами, это заявление Б.Асада, сделанное им в уже цитировавшемся интервью «Аш-Шарк аль-Аусат», дает представление о принципах, на основе которых строится сирийское присутствие в Ливане, или, точнее, о принципах, официально декларируемых Сирией в отношении Ливана.
Б.Асад стремится также активно поддерживать отношения с другими арабскими государствами. Король Иордании Абдалла был первым среди арабских лидеров, кто поддержал Б.Асада и способствовал его признанию на Западе. 4 июня 2000 г. в интервью одной из американских телекомпаний иорданский монарх подчеркивал: «Он осознает необходимость для своей страны иметь более мощную экономику, быть открытой миру»19. На похороны X.Асада приехал также Я.Арафат. Это был его первый после шестилетнего перерыва визит в Сирию. Таким образом, появлялась надежда на возобновление сирийско-палестинских отношений, а также решение сирийско-ливанско-палестинских проблем.
Б.Асад не раз подчеркивал также, что у Сирии и Саудовской Аравии в настоящее время существует скоординированная позиция в отношении всех арабских проблем и, в первую очередь, по вопросу арабской солидарности20. В этой связи характерна и позиция Сирии в отношении Ирака. По словам Б.Асада, он не готов пока совершить визит в Багдад, но приветствовал бы приезд иракского президента в сирийскую столицу. Вместе с тем нынешний сирийский лидер понимает, что сближение его страны с Ираком может вызвать негативную реакцию в некоторых странах Залива. Поэтому Сирия нуждается в поиске некоторого баланса в этой области. «Все страны Залива знают, – заявил Б.Асад, – что мы не изменили нашей позиции. Мы всегда подчеркиваем, что не хотим, чтобы выиграла одна сторона и проиграла другая. Это один из базовых принципов сирийской политики»21.
В ходе своих визитов в ОАЭ, Иран и Марокко Б.Асад уделял особое внимание положению на территории Палестинской автономии, подчеркивая, что сирийская позиция состоит в том, что палестинцы имеют право на создание независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме. Не менее важен для сирийского президента и вопрос европейско-средиземноморского сотрудничества, в рамках которого Сирия в связи со своим выгодным географическим положением могла бы играть заметную роль. Здесь четко виден один из пунктов программы Б.Асада, заключающийся в достижении большей прозрачности сирийской внешней политики.
Несмотря на это, Сирия все еще остается в списке американского государственного департамента, включающем страны, прямо или косвенно поддерживающие международный терроризм. Это положение стало особенно актуальным после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и последовавшей за ними антитеррористической операции в Афганистане. Как известно, Сирия и до прихода к власти Б.Асада, и в дальнейшем поддерживала совершавшиеся палестинцами операции в Израиле, подчеркивая, что израильская политика в отношении палестинцев должна быть наказана. Более того, в Дамаске до сих пор находятся штаб-квартиры ряда оппозиционных Я.Арафату леворадикальных организаций (в частности, Народного фронта освобождения Палестины) и представительства палестинских исламистских группировок – ХАМАС и Исламского джихада.
Тем не менее 13 октября 2001 г. на заседании под председательством Б.Асада сирийское правительство приняло заявление, осуждавшее терроризм. В этом документе отмечалось, что Сирия считает необходимым проводить четкую грань между понятиями «терроризм» и «национальное сопротивление», подразумевая под последним «палестинское освободительное движение»22. Существенен прежде всего сам факт появления этого заявления, ставшего еще одним подтверждением «новой внешней политики» Б.Асада, стремящегося не только к сохранению традиционных связей и отказывающегося поступаться основными внешнеполитическими приоритетами своей страны, но и готового к налаживанию отношений с Западом на основе большей открытости и предсказуемости.
Развивая положения заявления от 13 октября 2001 г., Б.Асад два дня спустя в ходе встречи с министром иностранных дел Греции Г.Папандреу заявил о том, что Сирия осуждает «случившееся 11 сентября» и готова «вступить в антитеррористическую коалицию». Однако, по его словам, «борьба с международным терроризмом должна рассматриваться как действия в сфере культуры и политики, направленные на создание связывающих народы мостов культуры и развитие диалога между народами, поскольку насилие может породить только насилие»23. Речь вновь не шла о коренном изменении постулатов сирийской внешней политики и, в частности, ее важнейшего аспекта – взаимоотношений с США. Продолжая действия в этом направлении, сирийский министр иностранных дел Ф.Шараа отмечал в выступлении 15 октября 2001 г. перед депутатами Народного Совета, что вступление его страны в «антитеррористическую коалицию» отнюдь не означает, что Сирия приветствовала бы присутствие в ее рядах Израиля, который она продолжает рассматривать как «страну-источник терроризма». Более того, она не будет действовать в рядах этой коалиции, если ее участники «будут на словах провозглашать свое стремление бороться с террором, а на деле – защищать Израиль». В дальнейшем же его выступление свелось к тому, что Сирия не только никогда не имела отношений с правительством талибов, но и выражала свое возмущение его действиями, когда в Афганистане «были закрыты школы для девочек и разрушены изваяния Будды». Тем не менее Сирия, по словам Ф.Шараа, не согласна с нанесением ударов по Афганистану, поскольку «необходимо проводить грань между правительством и обездоленным народом, который и страдает от этих ударов».
Визит греческого министра иностранных дел в октябре 2001 г. и результаты его бесед с президентом Б.Асадом и Ф.Шараа проявили важную линию в действиях сирийского руководства по отношению к Западу. Для этого руководства и прежде всего президента страны принципиально важно добиться углубления контактов с ведущими державами мира. США являются одной из этих держав. Однако развитие связей с ними затруднено взаимными претензиями обеих сторон – американскими обвинениями Сирии в поддержке международного терроризма, с одной стороны, и несогласием Сирии с действиями США по поддержке Израиля, с другой.
В силу этого обстоятельства Б.Асад ради реализации своей программы модернизации Сирии и обновления ее внешнего курса считает необходимым развивать отношения, в первую очередь, с государствами Европейского Союза. Не случайно, что едва ли не первый его зарубежный визит состоялся во Францию. Встречаясь с греческим министром, он неоднократно подчеркивал существование единой средиземноморской цивилизации. Ради все той же цели он говорил и о необходимости возобновления ближневосточного мирного процесса на основе «известных резолюций ООН и принципа «мир в обмен на землю». При этом сирийский президент отмечал, учитывая особую позицию стран Европейского Союза по вопросам ситуации на Ближнем Востоке, что только «возобновление ближневосточного мирного процесса создаст прочную антитеррористическую коалицию». В этой связи красноречиво звучало заявление Ф.Шараа, отметившего в своем выступлении 15 октября 2001 г., что «гнев, иррациональность и замешательство в американской позиции» после событий 11 сентября «постепенно отступили назад». Это «произошло только благодаря той роли, которую сыграли европейцы». В свою очередь, «европейская мудрость и разум» сделали возможным сближение позиций Запада и многих стран арабского и мусульманского мира. Сирия же, по его словам, одна из этих стран.
1 Middle East International, N 627, June 2000, с. 5.
2 Ibid., с. 7.
3 Конституционная процедура избрания на пост президента Сирийской Арабской Республики предполагает, что кандидат на эту должность является «сирийским арабом» (ст. 83). Его кандидатура выдвигается Народным Советом в течение не менее тридцати и не более шестидесяти дней с момента «окончания полномочий его предшественника» по рекомендации Регионального руководства ПАСВ, а затем по его кандидатуре проводится общенациональный референдум. Кандидат на пост президента становится главой государства, если он получает «абсолютное большинство» голосов участников общенационального референдума (ст. 84) // Дустур аль-кутр аль-арабий ас-сурий (Конституция Сирийской Арабской республики). Цит. по: Нидаль хизб аль-баас аль-арабий аль-иштиракий. 1943–1975. Дираса тарихийя тахлилийя муджаза (Борьба Партии арабского социалистического возрождения. 1943–1975 гг. Краткое историко-аналитическое исследование). – Дамаск, 1978, с. 243–244.
4 Middle East International, № 627, June 2000, с. 4.
5 См. об этом: Аль-харака ат-тасхихийя аль-маджида фи аз-зикра аль-хамиса в-аль-ишрин (Славное исправительное движение в его двадцать пятую годовщину). – Дамаск, 1995, с. 136.
6 Middle East International, N 629, June 2000, с. 10.
7 Middle East International, N 630, July 2000, с. 12.
8 Middle East International, N 629, June 2000, с. 10.
9 Информационный бюллетень депозитария Госбанка,
www.custody.nisi.ru.
10 www.ci.ru.
11 The Middle East, N 306, November 2000, c. 39.
12 Middle East International, N 634, September 2000, c. 8.
13 Middle East International, N 632, September 2000, c. 15.
14 www.7news.ru 24.11.2000.
15 www.moi-syria/com/pr.-asad.htm, 8.02.2001.
16 www.il4u.org. «Israel for you», 18.07.2000.
17 www.golan.ru.
18 www.moi-syria.com/pr.-assad.htm, 8.02.2001.
19 Middle East International, N 627, June 2000, c. 8.
20 www.moi-syria.com/pr.-assad.htm, 8.02.2001.
21 Ibid.
22 www. rambler.ru/db/news/mgs. html?mid= 1979648.
23 Здесь и далее см.: Аль-Асад. Яджибу мухарабат аль-ирхаб фи кулль макан дуна издиваджийят фи аль-маайир (Асад. Необходимо бороться с террором повсюду, но не прибегая к использованию двойных стандартов) // Ахбар аль-араб. – Доха, 16. 10.2001.
Комментариев нет:
Отправить комментарий